г. Тула |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А09-5054/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" (г. Москва, ОГРН 1147746841340) - Редькина А.В. (доверенность от 25.11.2022), в отсутствие представителей ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Спецстройтранс" (с. Супонево Брянского района Брянской области, ОГРН 1173256004570) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-транс" (с. Супонево Брянского района Брянской области) и общества с ограниченной ответственностью "Транском" (с. Супонево Брянского района Брянской области), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстройтранс" на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2022 по делу N А09-5054/2022 (судья Кокотова И.С.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" (далее - ООО "РТИТС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстройтранс" (далее - ООО "Спецстройтранс") о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в размере 61 274 руб. 11 коп. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Спецстройтранс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что ООО "РТИТС" в нарушение пункта 72 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
От ООО "РТИТС" в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 18.02.2019 ООО "Спецстройтранс" зарегистрировано в реестре взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в качестве владельца транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Оператором в отношении ООО "Спецстройтранс" была открыта расчетная запись N 101066098670 для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета.
ООО "Спецстройтранс" зарегистрировало в реестре государственной системы взимания платы принадлежащее ему транспортное средство, имеющее государственный регистрационный знак О908КТ48.
Между сторонами 18.02.2019 заключен договор безвозмездного пользования N 1169436, по условиям которого ООО "Спецстройтранс" получило в безвозмездное пользование бортовые устройства.
На основании акта передачи бортового устройства от 05.04.2019 ООО "Спецстройтранс" передано бортовое устройство N 700255057.
В соответствии с детализацией операций и выпиской из расчетной записи N 101066098670, содержащей данные персонифицированной записи ООО "Спецстройтранс" и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, в период с 10.12.2021 по 10.07.2022 транспортное средство ответчика осуществляло движение по дорогам общего пользования федерального значения с общей протяженностью пути 24 808,322 км, в связи с чем плата в счет возмещения вреда составила сумму в размере 61 362 руб. 25 коп.
На начало указанного периода баланс расчетной записи N 101066098670 составлял 88 руб. 14 коп., пополнение баланса в спорный период времени не производилось.
Таким образом, по состоянию на 19.07.2022 задолженность ответчика составила 61 274 руб. 11 коп. (61 362 руб. 25 коп. - 88 руб. 14 коп.).
Неисполнение ООО "Спецстройтранс" обязательства по внесению платы в добровольном порядке явилось основанием для обращения ООО "РТИТС" в арбитражный суд.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Исковые требования обусловлены взысканием задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность).
Согласно пункту 1 статьи 31.1 Закона N 257-ФЗ движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет (пункт 6 статьи 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы.
Как следует из пункта 2 Правил, система взимания платы - совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, при этом оператор - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 N 1662-р функции оператора системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, возложены на ООО "РТИТС".
Исходя из пункта 4 Правил, оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования, и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного в Реестре транспортного средства ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую, в том числе, следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):
- маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту;
- операции по внесению владельца транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;
- операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы в зависимости от маршрута, пройденного транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, или в соответствии с маршрутом, указанным в маршрутной карте.
В силу пункта 7 Правил владелец транспортного средства обеспечивает внесение платы Оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и установленного размера платы, до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
На основании подпунктов "а" и "е" пункта 6 Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре: перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов; вправе осуществить взыскание задолженности по внесению платы с собственника (владельца) транспортного средства в судебном порядке.
Судом первой инстанции на основе материалов дела установлено, что 18.02.2019 ООО "Спецстройтранс" прошло регистрацию в реестре системы взимания платы и зарегистрировало транспортное средство с государственным регистрационным знаком О908КТ48, по акту передачи получено бортовое устройство N 700255057 для установки на указанное транспортное средство.
ООО "Спецстройтранс" в период с 10.12.2021 по 10.07.2022 начислена плата в счет возмещения вреда в размере 61 362 руб. 25 коп
Не соглашаясь с заявленными требованиями, ООО "Спейстройтранс" указывает на то, что в спорный период транспортное средство с государственным регистрационным знаком О908КТ48 не находилось в его владении и пользовании, поскольку ранее заключенный с ООО "Экспресс-транс" (собственником транспортного средства "MERCEDES-BENZ ASTROS" с государственным регистрационным знаком О908КТ48) договор аренды транспортного средства без экипажа от 05.04.2019 был расторгнут 21.06.2021.
При этом 21.06.2021 между ООО "Экспресс-транс" и ООО "Транском" был заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, по условиям которого ООО "Транском" передано в аренду транспортное средство "MERCEDES-BENZ ASTROS" с государственным регистрационным знаком О908КТ48.
На основании договора безвозмездного пользования от 28.05.2021 N 2267895 ООО "Транском" 22.07.2021 получено бортовое устройство N 300107399, что подтверждается актом передачи бортового устройства от 22.07.2021.
По мнению ООО "Спейстройтранс", плату за вред, причиняемый автомобильным дорогам, должно, начиная с 22.07.2021, вносить ООО "Транском".
Кроме того, 10.11.2021 ООО "Транском" сдало в ООО "РТИТС" бортовое устройство N 300107399 и получило бортовое устройство N 300138896, что подтверждается актом передачи бортового устройства от 10.11.2021, которое было выдано в отношении транспортного средства "MERCEDES-BENZ ASTROS" с государственным регистрационным знаком О908КТ48.
ООО "Транском" 30.03.2022 возвратило в ООО "РТИТС" бортовое устройство N 300138896.
На основании договора безвозмездного пользования от 29.03.2022 N 2472659 бортовое устройство N 300138896 передано ООО "Автотехника" 30.03.2022 в отношении транспортного средства "MERCEDES-BENZ ASTROS" с государственным регистрационным знаком О908КТ48.
Согласно пункту 87 Правил бортовое устройство предоставляется собственнику (владельцу) транспортного средства, зарегистрированному в реестре, на основании его заявления о намерении использовать бортовое устройство и закрепляется оператором за транспортным средством в соответствии с настоящими Правилами.
Установка бортового устройства на транспортное средство и его эксплуатация осуществляются владельцем транспортного средства самостоятельно в соответствии с руководством пользователя бортовым устройством и проведенным оператором инструктажем.
Бортовое устройство закрепляется за конкретным транспортным средством. Передача и использование бортового устройства на других транспортных средствах недопустимы.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что ООО "Спейстройтранс" во исполнение требований Правил и в соответствии с пунктом 1 акта передачи бортового устройства самостоятельно установил и осуществлял полноценную эксплуатацию полученного бортового устройства в отношении транспортного средства "MERCEDES-BENZ ASTROS" с государственным регистрационным знаком О908КТ48.
Исходя из детализации операций и выписки из расчетной записи N 101066098670, содержащей данные персонифицированной записи ответчика и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, в период с 10.12.2021 17:12:35 (МСК) по 19.07.2022 12:33:09 (МСК) транспортное средство ООО "Спейстройтранс" осуществляло движение по дорогам общего пользования федерального значения с общей протяженностью пути 24 808,322 км, в связи с чем плата в счет возмещения вреда составила сумму в размере 61 362 руб. 25 коп.
В соответствии с пунктом 65 Правил при изменении данных о транспортном средстве и (или) о собственнике (владельце) транспортного средства, не доступных к редактированию посредством личного кабинета, собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей и представляет оператору оригиналы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих изменения.
Собственник (владелец) транспортного средства в целях изменения данных может направить по адресу оператора, указанному на интернет-сайте, либо посредством личного кабинета (в разделе "обращения") заявление об изменении данных, к которому прилагаются заверенные в соответствии с Правилами копии документов на бумажных носителях или в электронной форме в зависимости от способа направления информации.
Собственник (владелец) транспортного средства несет ответственность за достоверность, полноту и актуальность данных (сведений), представленных оператору, а также за своевременность внесения в них изменений.
Изменение данных о транспортном средстве и (или) о его собственнике (владельце) осуществляется оператором исключительно на основании соответствующего обращения владельца транспортного средства и предоставления последним документов, подтверждающих изменения.
Согласно пункту 2.3.10 договора безвозмездного пользования в случае отчуждения транспортного средства либо передачи прав владения и/или пользования транспортным средством, ссудополучатель обязан вернуть соответствующее бортовое устройство в течение трех дней с даты перехода права собственности/владения/пользования на это транспортное средство к третьему лицу.
Пунктом 2.3.3 договора безвозмездного пользования определена обязанность ссудополучателя возвратить исправное бортовое устройство, не имеющее внешних повреждений, в полной комплектации, включая паспорт бортового устройства и руководство пользователя в соответствии с комплектацией, указанной в акте передачи бортового устройства в срок не более 3 рабочих дней с даты прекращения настоящего договора по акту возврата в исправном состоянии, с учетом нормального износа, в порядке установленном разделом 3 договора.
Пунктом 2.3.6 договора установлен запрет ссудополучателю передавать бортовое устройство третьим лицам.
В силу пункта 93 Правил при отсутствии подтверждения осуществления возврата, фактов утери или поломки бортового устройства со стороны собственника (владельца) транспортного средства факт получения бортового устройства собственником (владельцем) транспортного средства является основанием для списания денежных средств с баланса расчетной записи в счет платы в размере начислений по данным системы взимания платы, полученным при помощи этого бортового устройства.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что до момента, пока бортовое устройство не будет возвращено оператору, фиксация движения транспортного средства, на котором установлено такое бортовое устройство, по федеральным автодорогам, служит основанием для начисления платы и списания средств.
Из материалов дела следует, что заявление об утрате бортового устройства N 700255057 подано ответчиком лишь 11.07.2022.
Каких-либо действий по возврату бортовых устройств, заявлений о снятии с учета транспортных средств и/или об изменении данных о транспортных средствах со стороны ответчика, в адрес оператора ранее указанной даты не поступало.
В этой связи прекращение действия договора аренды от 05.04.2019 и возврат транспортного средства собственнику без совершения надлежащих действий по исключению транспортного средства из реестра, не прекращает установленной законом обязанности по внесению платы.
При этом ссылка ООО "Спейстройтранс" на пункт 72 Правил, о чем им заявлено и в апелляционной жалобе, в соответствии с которыми оператор исключает из реестра транспортное средство, закрепленное за собственником (владельцем) транспортного средства, и осуществляет регистрацию этого транспортного средства в реестре за другим собственником (владельцем) транспортного средства в случае подачи новым собственником (владельцем) транспортного средства заявления о регистрации транспортного средства в реестре с представлением документов, предусмотренных настоящими Правилами, правомерно не принята во внимание в силу следующего.
Так, сам по себе факт регистрации транспортного средства в реестре за новым лицом не прекращает обязанности по внесению платы со стороны прежнего собственника (владельца) транспортного средства в размере начислений, передаваемых бортовым устройством, при отсутствии подтверждения факта его возврата, утраты или неисправности.
С целью проверки доводов проанализированы представленные истцом детализации операций по бортовым устройствам N 700255057, N 300107399 и N 300138896, сформированные в отношении транспортного средства "MERCEDES-BENZ ASTROS" с государственным регистрационным знаком О908КТ48, из которых не усматривается, что указанные бортовые устройства передавали сведения о движении транспортного средства по одним и тем же маршрутам в спорный период.
Напротив, из представленных детализаций усматривается, что транспортные средства, на которых были установлены бортовые устройства N 700255057, N 300107399 и N 300138896 в спорный период осуществляли движение в различные даты и время и по различным автомобильным дорогам, что исключает возможность получения платы за спорный период с нескольких владельцев одновременно.
При этом пунктом 2.3.6 договора безвозмездного пользования от 18.02.2019 был установлен запрет ссудополучателю передавать бортовое устройство третьим лицам.
Передача и использование бортового устройства на других транспортных средствах недопустимы.
При таких обстоятельствах суд по праву посчитал, что именно на ответчике лежит ответственность за то, кому передано бортовое устройство N 700255057 и на каком транспортном средстве оно закреплено.
С учетом сказанного и приняв во внимание, что заявление об утрате бортового устройства было подано ООО "Спейстройтранс" лишь 11.07.2022, и иных действий по возврату бортовых устройств, заявлений о снятии с учета транспортного средства и/или об изменении данных о транспортном средстве с его стороны в адрес оператора не поступало, а до момента, пока бортовое устройство не будет возвращено оператору, фиксация движения транспортного средства, на котором установлено такое бортовое устройство, по федеральным автодорогам, служит основанием для начисления платы и списания средств, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчик нарушил обязательства по возврату бортового устройства при прекращении действия договора аренды и, тем самым, не снял с себя обязательства по внесению платы, вследствие чего сумма долга подлежит с него взысканию.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Мнение ответчика, изложенное им в жалобе, основано на неверном толковании положений Правил и прямо опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Положениями Правил установлен порядок регистрации факта утраты бортового устройства. Однако никаких заявлений о возврате бортового устройства, его утрате или неисправности до 11.07.2022 в адрес ООО "РТИТС" не поступало и ответчиком не заявлялось (доказательств обратного материалы дела не содержат).
Правилами установлен заявительный характер внесения изменений (исключения их из Реестра).
Так, в частности, положениями абзаца 3 пункта 65 Правил установлено, что именно собственник (владелец) транспортного средства несет ответственность за достоверность, полноту и актуальность данных (сведений), представленных оператору, а также за своевременность внесения в них изменений.
При этом иных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2022 по делу N А09-5054/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5054/2022
Истец: ООО "РТ-Инвест Транспортные системы"
Ответчик: ООО "Спецстройтранс"
Третье лицо: ООО "ТРАНСКОМ", ООО "ЭКСПРЕСС-ТРАНС"