г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А56-88323/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Павленко С.Н. по доверенности от 27.03.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41329/2022) АО "Газстройпром" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2022 по делу N А56-88323/2022, принятое
по заявлению Акционерного Общества "Газстройпром"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью "ГСП-4"
о оспаривании акта, требования
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газстройпром" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании недействительными акта от 14.06.2022 N АКТ2_2021_д_21_2н_1/32 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГСП-4".
Решением суда о 08.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что не Общество, а ООО "ГСП-4" как лицо, осуществляющее деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, было обязано осуществить постановку Объекта на учет, предоставлять информацию о платежной базе и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Ссылается на то, что при вынесении решения судом первой инстанции не был учтен факт непосредственного осуществления ООО "ГСП-4" деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам проверки представленной Обществом декларации за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2021 год 14.06.2022 составлен акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС N АКТ2_2021_д_21_2н_1/32, в котором отражены следующие нарушения:
- Обществом ошибочно была не определена категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, должна была быть определена в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий".
- заявителем неправомерно была не исчислена плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды объектом III категории в отсутствии отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с пунктом 11(2) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), при непредставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21(1) настоящих Правил;
- заявителем неправильно были применены формулы расчета платы на объектах 3 категории при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. В соответствии с пунктом 12 Правил N 255 при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 20 Правил.
- фактически масса размещенных отходов, указанная заявителем в декларации, не соответствует данным отчета ПЭК (журнала учета отходов, актов передачи отходов). Расчет массы отходов должен производиться на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами N 255.
Управление направило в адрес Общества акт и требование о погашении задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и пени в размере 1 236 245 руб. 87 коп.
Не согласившись с вышеуказанными актом и требованием Управления, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых акта и требования Управления, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
При этом пунктом 4 статьи 16 Закона N 7-ФЗ предусматривалось, что внесение платы, определенной пунктом 1 указанной статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2013 N 554.
В зависимости от полученной категории объекта НВОС юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, представляется отчетность, осуществляется получение разрешительной документации, а также осуществляется исчисление и внесение платы за НВОС.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество не осуществило постановку на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду - объект строительства КС "Пикалевская".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
В силу пунктов 11, 12 Правил N 255 информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате), порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При отсутствии у природопользователя действующих разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 Правил N 255 (то есть с применением коэффициента 25).
Управлением установлено, что заявителем неправомерно была не исчислена плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды объектом III категории в отсутствии отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, неправильно были применены формулы расчета платы на объектах 3 категории при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; фактически масса размещенных отходов, указанная заявителем в декларации, не соответствовала данным отчета ПЭК (журнала учета отходов, актов передачи отходов).
Доводы Общества о том, что обязанность осуществить постановку Объекта на учет, предоставлять информацию о платежной базе и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду возложена на ООО "ГСП-4" как лицо, осуществляющее деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заключение Обществом договора субподряда на выполнение строительно-монтажных работ не означает, что и бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на субподрядную организацию.
Таким образом, следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые акт и требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются законными и обоснованными.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 ноября 2022 года по делу N А56-88323/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газстройпром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88323/2022
Истец: АО "ГАЗСТРОЙПРОМ"
Ответчик: Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора
Третье лицо: ООО "ГСП-4"