город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2023 г. |
дело N А32-21282/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ГКУ КК "Безопасный регион" посредством веб-конференции: Расуловой М.Г. по доверенности от 21.09.2022,
от департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством веб-конференции: Петросян Р.Л. по доверенности от 03.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.2023 по делу N А32-21282/2022
по заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края "Безопасный регион" (ИНН 2310173127, ОГРН 1132310009700)
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Краснодарского края "Безопасный регион" (далее - ГКУ КК "Безопасный регион", учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к департаменту финансово - бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) об оспаривании постановления от 26.04.2022 о назначении административного наказания N 21-064/ЮЛ/2 по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 118 441,67 руб.
Решением суда первой инстанции от 13.01.2023 постановление департамента от 26.04.2022 по делу N 21-064/ЮЛ/2 признано не подлежащим исполнению.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент финансово - бюджетного надзора Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что совокупность названных условий части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом деле отсутствует и не подтверждена имеющимися в деле документальными доказательствами. Правонарушение, допущенное учреждением, выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Департамент в пределах предоставленной компетенции не осуществляет свою деятельность, не реализует свои полномочия в форме государственного контроля (надзора), что прямо указано в части 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). В рассматриваемом деле правонарушения были выявлены в рамках государственного финансового контроля, который установлен пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ. Сведений о том, что государственный финансовый контроль включен в указанный реестр не имеется, приведенные в реестре категории видов контроля не содержат указаний на финансовый контроль, департамент не включен в перечень органов такого контроля. Количество протоколов и вынесенных по ним постановлений о назначении административных штрафов фактического влияния на размер данного административного наказания не оказывает.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ КК "Безопасный регион" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 15.02.2023 удовлетворено ходатайство ГКУ КК "Безопасный регион" о проведении веб-конференции.
Определением суда от 20.02.2023 удовлетворено ходатайство департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГКУ КК "Безопасный регион" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 12.11.2021 N 146 "О назначении плановой выездной проверки ГКУ КК "Безопасный регион", п. 16.2 Плана контрольных мероприятий на 2021 год, утвержденного приказом департаментом от 07.12.2020 N 151, проведена плановая выездная проверка ГКУ КК "Безопасный регион" по вопросу правомерности осуществления расходов краевого бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края "Обеспечение безопасности населения", в том числе расходов на обеспечение выполнения функций и их отражения в бюджетном учете и отчетности за период 2019-2020 годы, истекший период 2021 года.
По результатам проведенной проверки установлено, что между ГКУ КК "Безопасный регион" (заказчик) и ООО "НПС-ЮГ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 20.04.2020 N Ф.2020.28356 на оказание услуг по осуществлению мероприятий, направленных на информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления).
Цена контракта с учетом дополнительного соглашения от 01.09.2020 N 1 составляет 330 852 821,57 руб. (пункт 2.1 контракта).
Стороны контракта согласовали условие о том, что исполнитель предоставляет ежемесячно согласованный с Заказчиком и подписанный электронной подписью лица, уполномоченного на подписание от лица исполнителя, отчет по форме списка ф.001 (электронно) уведомлений о доставке заказных почтовых отправлений содержащий информацию о заказных почтовых отправлениях, имеющих законченный статус операции, присвоенный им в отчетном месяце (пункт 4.1.6 контракта).
Административный орган в ходе проверки выявил, что в 2020 году по 24 098 заказным почтовым отправлениям законченный статус отправления присвоен до истечения срока хранения, в том числе: 23 398 заказным почтовым отправлениям присвоен статус "Передача на временное хранение" в день присвоения статуса "Обработка, доставлено извещение"; 700 заказным почтовым отправлениям присвоен статус "Передача на временное хранение" до истечения срока хранения 30 дней.
Учреждением письмом от 26.11.2021 N 068-01-13/2544-21 запрошены у ООО "НПС-Юг" документы, подтверждающие факт доставки и вручения/невручения отправлений адресатам, что свидетельствует об отсутствии указанных документов в ГКУ КК Безопасный регион".
Представленные ООО "НПС-Юг" в соответствии с пунктом 10.2.13 Технического задания к контракту ежедневные отчеты (оперативная информация о статусе заказного почтового отправления) по 24 098 заказным почтовым отправлениям в 2020 году содержат недостоверные сведения, что, по мнению департамента, свидетельствует о фактическом отсутствии оперативной информации и контроля учреждения за исполнением условий контракта.
С учетом изложенного департамент пришел к выводу, что указанные выше услуги исполнителем фактически не оказаны, при этом учреждение без наличия к тому правовых оснований услуги были приняты и оплачены.
Выявленное квалифицировано административным органом в качестве нарушения ст. 38, п. 3 ст. 162 БК РФ, пункта 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 2.6, 2.7, 4.3.3 контракта N Ф.2020.28356.
Поскольку в 2020 году осуществлена оплата за фактически не оказанных услуг по пересылке, доставке 24 098 заказных почтовых отправлений, а также предоставлении ежедневного отчета в отношении указанных отправлений, то департамент пришел к выводу, что это свидетельствует о нецелевом использовании средств краевого бюджета в размере 1 184 416,70 руб.(24 098 (заказных почтовых отправлений) * 49,15 (стоимость услуг по контракту).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом в отношении ГКУ КК "Безопасный регион" составлен протокол об административном правонарушении от 14.04.2022 N 21-064/ЮЛ/2 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановлением от 26.04.2022 N 21-064/ЮЛ/2 ГКУ КК "Безопасный регион" привлечено к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 118 441,67 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Как следует из государственного контракта от 20.04.2020 N Ф.2020.28356, услуга считается выполненной только после получения законченного статуса операции с указанием результата (пункт 2.6 контракта): результат (операция) - "вручение"; результат (операция) - "передача на временное хранение".
В соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.
Из акта осмотра от 02.03.2022 установлено, что в 2020 году по 24 098 заказным почтовым отправлениям законченный статус присвоен до истечения срока хранения, в том числе: 23 398 заказным почтовым отправлениям присвоен статус "Передача на временное хранение" в день присвоения статуса "Обработка, доставлено извещение"; 700 заказным почтовым отправлениям присвоен статус "Передача на временное хранение" до истечения срока хранения 30 дней.
Согласно изложенному, учреждением в нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 162 БК РФ, пункта 2 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, пунктов 2.6, 2.7, 4.3.3 Контракта N Ф.2020.28356 в 2020 году осуществлена оплата за фактически не оказанные услуги по пересылке, доставке 24 098 заказных почтовых отправлений, а также предоставлении ежедневного отчета в отношении указанных отправлений, что свидетельствует о нецелевом использовании средств краевого бюджета в размере 1 184 416,70 рублей (24 098 (заказных почтовых отправлений) * 49,15 (стоимость услуг по контракту).
Событие, вменяемого учреждению административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: актом от 02.03.2022, электронным носителем, ежедневные отчеты (оперативная информация о статусе заказного почтового отправления), протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения учреждения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что учреждение предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 19.11.2020.
Суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения руководствовался положениями Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что, действительно, на момент рассмотрения апелляционной жалобы департамента вступил в силу Закон N 70-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, инспекцией по аналогичным обстоятельствам, но за другие периоды совершения валютных нарушений вынесены постановления о привлечении учреждения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Вместе с тем, в настоящем споре необходимо учитывать, что назначение наказания для юридических лиц по ст. 15.14 КоАП РФ осуществляется в виде штрафа в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению. При этом ограничение штрафа какой-либо фиксированной минимальной или максимальной суммой не предусмотрено.
Таким образом, размер штрафа не зависит от количества принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности. При объединении всех эпизодов правонарушений в один протокол и постановление штраф подлежит исчислению от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В связи с этим, судебная коллегия пришла к выводу, что основания для применения положений ч. 2 ст. 1.7, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в отношении заявителя жалобы отсутствуют.
Доводы департамента о его полномочиях по проведению проверок, порядке проведения финансового контроля не принимаются судебной коллегией, поскольку с учетом того, что не подлежали применению положения Закона N 70-ФЗ, указанные доводы не имеют правового значения для определения санкции за совершенное правонарушение.
Административный орган при рассмотрении материалов административного дела постановил учреждению штраф в размере 10 % от суммы средств краевого бюджета, использованных не по целевому назначению (1 184 416,70 руб.), что составило 118 441 руб.
Вместе с тем, санкция статьи 15.14 КоАП РФ закрепляет, что на юридических лиц размер штрафа устанавливается от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Департаментом не обоснован определенный штраф в размере 10 % от указанной суммы. Судебная коллегия отмечает, что административный орган не может безосновательно увеличивать размер штрафа, закрепленного санкцией статьи.
В настоящем случае подлежит назначению административное наказание в виде штрафа в размере 59 220,83 руб. (5% от суммы средств, использованных не по целевому назначению), что соответствует минимальному размеру санкции статьи 15.14 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение учреждения к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ГКУ КК "Безопасный регион" административного правонарушения, при том, что учреждение не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Исходя из установленного, департамент правомерно привлек ГКУ КК "Безопасный регион" к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, однако, размер штрафа, назначенный департаментом, является безосновательно завышенным, ввиду чего размер штрафа подлежит снижению до 59 220,83 руб.
На основании изложенного, решение суда от 13.01.2023 о признании не подлежащим исполнению постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 26.04.2022 по делу N 21-064/ЮЛ/2, подлежит отмене в силу ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.2023 по делу N А32-21282/2022 отменить.
Постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 26.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 21-064/ЮЛ/2 признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания, снизив штраф, назначенный государственному казенному учреждению Краснодарского края "Безопасный регион" (ИНН 2310173127, ОГРН 1132310009700), до 59 220 (Пятьдесят девять тысяч двести двадцать) рублей 83 копейки.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21282/2022
Истец: ГКУ КК "Безопасный регион", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Безопасный регион"
Ответчик: Департамент Финансово-Бюджетного контроля КК, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края