г. Пермь |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А60-50367/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Митина Н.В., паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом,
от заинтересованного лица: Макарова И.В., удостоверение, доверенность N 01-01-05-28/46 от 09.01.2023, диплом, Ударцева Т.В., удостоверение, доверенность N 01-01-05-28/49, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Территориального отдела в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 января 2023 года
по делу N А60-50367/2022
по заявлению муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей (ИНН 6620007046, ОГРН 1026601301000)
к Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Территориального отдела в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура
об оспаривании постановления от 30.08.2022 N 06-01/163 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Территориального отдела в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 30.08.2022 N06-01/163 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.01.2023 1. заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Территориального отдела в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура о назначении административного наказания от 30.08.2022 N 06-01/163 признано судом не подлежащим исполнению. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы об ошибочности вывода суда о том, что не имеет значения последовательность привлечения к административной ответственности учреждения и его должностного лица; юридическое лицо к ответственности привлечено постановлением N 06-01/163 от 30.08.2022, а должностное лицо привлечено к ответственности постановлением N 06-01/164 от 06.09.2022; не согласны с применением п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.06.2012 N 37, поскольку в рассматриваемом случае ответственность за административное правонарушение не устранена и не смягчена; суд не отразил и не рассмотрел довод административного органа о несоблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора; кроме того, суд не учел, что заявитель в 20-дневный срок исполнил постановление - оплатил штраф 75 000 рублей, таким образом, у суда не имелось основании для признания постановления не подлежащим исполнению.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 01.06.2022 по 15.06.2022 Управлением проводилась плановая выездная проверка в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей (624300, Свердловская обл., г. Кушва, Гвардейцев. 5) на объекте МАДОУ детский сад N 30 Кушвинского городского округа (624300, Свердловская область, г. Кушва, Гвардейцев ул., 5).
Проверкой установлены следующие нарушения:
1. внутренняя отделка помещений не позволяет качественно проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, а именно: в туалетных групп N 8, N9, N 10, в спальне группы N 1 подготовительная, спальне группы N 2 ранний возраст, групповой N 6 средний возраст, групповая N 7, групповая N 8 старшая, групповая N 9 старшая нарушена целостность поверхностей оконных блоков. Поверхности оконных блоков имеют дефекты в виде глубоких повреждений трещин, а также разрушения окраски поверхностей, что подтверждается фотоматериалами иллюстрационными таблицами.
2. в спальне групповой N 1 подготовительная, спальне групповой N 2 ранний возраст, спальне групповой N 6 средний возраст, групповой N 7 подготовительная, групповой N 8 старшая, групповой и спальне группы N 9 старшая, группе N 10 младшая, физкультурном зале, в туалете группы N 10 нарушена целостность стеклополотна оконных блоков (имеются трещины стекол), трещины на стеклах заклеены скотчем, что подтверждается фотоматериалами.
3. нарушаются требования к отделке помещений, а именно: в групповой N 8 старшая, в спальнях групп N 6 средний возраст, N 7 подготовительная, N 9 старшая, N 10 младшая, актовом зале нарушена целостность полового покрытия (линолеум имеет щели и зазоры в местах соединения, разрывы, пятна неизвестного происхождения в виде ржавчины) что не позволяет качественное проведение влажной обработки и дезинфекции, данный факт подтверждается фотоматериалами.
Внутренняя отделка помещения пищеблока не позволяет качественно провести влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, а именно: напольное покрытие - кафельная плитка, имеет дефекты отделки (сколы, потертости, выбоины), что подтверждается фотоматериалами.
4. Параметры микроклимата МАДОУ Детский сад N 30 не соответствуют установленным требованиям по показателю - температура воздуха, 0 С. По результатам проведения измерений параметров микроклимата, проведенных 06.06.2022 г. с 08:00 по 09:20, установлено понижение температуры воздуха, а именно:
1) Группа N 2 ясельная игровая, центр:
- на высоте 0,1 м от пола составило 20,9 0,12 ОС, при норме 22-28 ОС.
- на высоте 0,4 м от пола составило 21 0,12 ОС, при норме 22-28 ОС.
- на высоте 1,7 м от пола составило 21,1 0,12 ОС, при норме 22-28 ОС.
2) Группа N 2 ясельная игровая, 0,5 м от наружной стены:
- на высоте 0,1 м от пола составило 20,8 0,12 ОС, при норме 22-28 ОС.
- на высоте 0,4 м от пола составило 20,9 0,12 ОС, при норме 22-28 ОС.
- на высоте 1,7 м от пола составило 20,9 0,12 ОС, при норме 22-28 ОС, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N П-06/02024-22 от 07.06.2022 года, выданным Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура"" (аттестат аккредитации ИЛЦ N РОСС RU.0001.510363 Дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 25.05.2016 г.)
5. Объект МБДОУ Детский сад N 30 не соответствует установленным требованиям по показателю общая освещенность. По результатам проведения измерений параметров световой среды, проведенных 06.06.2022 г. установлено, что измеренная общая освещенность ниже нормы, а именно:
1) Группа N 2, ясельная игровая:
-288,428,9лк (при норме - допустимая освещенность не менее 400лк);
2) Группа N 3, ясельная игровая:
-362,635,3лк (при норме - допустимая освещенность не менее 400лк);
3) Группа N 8, старшая игровая:
-334,135лк (при норме - допустимая освещенность не менее 400лк), что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N П-06/02140-22 от 07.06.2022 г, выданным Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Н. Тура" (АТТЕСТАТ АККРЕДИТАЦИИ ИЛЦ N РОСС RU.0001. 510363 Дата внесения в реестр аккредитованных лиц 25 мая 2016 года).
6. в спальне группы N 6 средний возраст, в спальне группы N 8 старшая, групповой N 9 старшая, допускается в одном помещении использование ламп с разным светоизлучением.
7. в спальне группы N 2 ранний возраст, спальне группы N 6 средний возраст, спальне группы N 8 старшая, групповой N 9 старшая имеются источники искусственного освещения, находящиеся в неисправном состоянии (перегорели лампы), что подтверждается видеоматериалами.
8. в целях предупреждения заболеваемости КВЭ не проведены повторные профилактические мероприятия, в части энтомологического обследования территории детского сада на заселенность клешами после акарицидной обработки на 28 день, согласно представленным документам контроль эффективности акарицидной обработки проводился ООО "ЭГИДА-НТ" на 4 день и на 16 день, что подтверждено Актом энтомологического обследования территории на заклещевленность от 02.05.2022 и Заключением о качестве проведенной акарицидной обработки от 18.05.2022, организацией ООО "ЭГИДА-НТ" г. Нижний Тагил.
9. в месте приготовления дезинфицирующего средства "Ника-хлор" на пищеблоке (бойлерной комнате) отсутствует, не размещена инструкция по применению и приготовлению дезинфицирующего средства (инструкция N 45 на применяемое дез. средство "Ника Хлор").
10. по примерным десятидневным меню для питания детей от 1-3 х лет, от 3-х до 7 лет МАДОУ Детский сад N 30 (624300, Свердловская область, г. Кушва, улица Гвардейцев, дом 5), утвержденным заведующей МАДОУ детский сад N 30, при организации питания детей в дошкольном образовательном учреждении с 11,5 - часовым пребыванием с организацией 4-х разового питания (при выдачи уплотнённого полдника) физиологические нормы потребления пищевых веществ и энергии не соответствуют приложению 10 таблиц 1 и 3 СанПин 2.3/2.4.3590-20, а именно: согласно представленных меню в среднем за 10 дней физиологические нормы потребления пищевых веществ и энергии составляют: Для возраста 1-3 лет:
- белки при 90% потреблении пищевых веществ и энергии по приемам пищи составили 42,796 г., при норме 37,8 г.
- углеводы при 90% потреблении пищевых веществ и энергии по приемам пищи составили 169,032 г., при норме 182,7 г.
- энергетическая ценность при 90% потреблении пищевых веществ и энергии по приемам пищи составили 1326,085 ккал, при норме 1260 ккал.
Для возраста 3-7 лет:
- белки при 90 % потреблении пищевых веществ и энергии по приёмам пищи составили 54,59 г., при норме 48,6 г.
- углеводы при 90 % потреблении пищевых веществ и энергии по приёмам пищи составили 222,81 г., при норме 234,9 г.
11. не обеспечены необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующие их качество и безопасность для здоровья потребителей, а именно: при проведении лабораторного контроля готовой продукции перед раздачей детям установлено: проба N 4542 "Салат из отварного картофеля и отварной моркови с растительным маслом", дата изготовления 01.06.2022 г. в 11 час. 00 мин., приготовленный и заправленный не посредственно перед раздачей (без хранения на пищеблоке), в объеме 108 порций, производитель МАДОУ детский сад N 30, не соответствует требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" не соответствует требованиям по следующим показателям:
· S.aureus - обнаружено в 1.0 г при допустимой норме - не допускается в 1.0 г,
· БГКП (колиформы) - обнаружено в 0,1 г, при допустимой норме - не допускается в 0.1 г, что подтверждается протоколом лабораторных исследований N 06/04542-22 от 09.06.2022 (запись об аккредитации в реестре N РОСС RU. 0001.510363 дата внесения в реестр аккредитованных лиц 25.05.2016) и экспертным заключением N 66-20-006/14-979-2022 от 09.06.2022 (Аттестат аккредитации органа инспекции N RA.RU/710069 от 15.06.2016).
12. производственный контроль за (пищевым) сырьем (мясо, кура, рыба, яйцо) посредством проведения лабораторных исследований и испытаний организован и проводится не в полном объеме, а именно: в ходе проведения инспектирования протоколов лабораторных испытаний, представленных заведующей МАДОУ детский сад N 30, проводимых в рамках производственного лабораторного контроля на пищеблоке по исследованию пищевой продукции: проба N 1475 Лук репчатый, N 1479 Соль йодированная, N1484 Суп Картофельный N 1487 Гуляш, N 1490 Кисель протоколы лабораторных испытаний от 10.03.2022 г., проба N 3078 Щи из свежей капусты, N 3080 Макароны отварные, N 3081 Печень тушеная протоколы лабораторных испытаний от 26.04.2022 г., протоколы лабораторных испытаний по исследованию сырой продукции (мясо, кура, рыба, яйцо) отсутствуют.
По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки от 15.06.2022.
По факту выявленных правонарушений в отношении заявителя составлены протоколы об административном правонарушении от 24.08.2022 по ч. 1 ст. 6.7 и ч. 2 ст.4.43 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6. ст. 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
По результатам рассмотрения указанных протоколов и материалов проверки заинтересованным лицом вынесено постановление о назначении административного наказания от 30.08.2022 N 06-01/163, которым Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, ст. 14.46.2 и 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. 1 - 2 и 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В силу п. 1 ст. 17 Закона N 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Из п. 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно п. 2.5.1 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", применяемые строительные и отделочные материалы используют при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, подтверждающие их безопасность, устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.
Согласно п. 2.11.7. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц (в смену) проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п. 2.9.5 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в хозяйствующим субъектом проводятся (за исключением организаций дополнительного образования, развивающих центров, игровых комнат, организаций социального обслуживания в части предоставления социальных услуг в полустационарной форме (с кратковременным дневным пребыванием)): · контроль за санитарным состоянием и содержанием собственной территории и всех объектов, за соблюдением правил личной гигиены лицами, находящимися в них; · организация профилактических и противоэпидемических мероприятий и контроль за их проведением; · работа по организации и проведению мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоклещевых (акарицидных) обработок и контроль за их проведением.
Согласно п. 2.8.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Согласно п. 2.5.2. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
Согласно п. 2.16 СП 2.4. 3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" Внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.
Согласно п. 2.7.1. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
Согласно таблице 5.34 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" допустимая величина температуры воздуха (ОС) в групповой (игровой), игровой комнате (помещения), помещения для занятий для детей до 3-х лет, составляет 22-24 ОС.
Согласно п. 2.8.5 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста в групповых (игровых) - не менее 400 люкс.
Согласно таб. 5.54 СП 1.2.3685-21 в групповых, игровых комнатах, помещениях для занятий для детей до 7-ми лет общая освещенность составляет 400 лк.
Согласно п. 2.8.5 СП 2.4.3648-20'"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светоизлучением.
Согласно п. 2.8.9 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений.
Согласно п. 1684 СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" После проведения акарицидных обработок (через 3 календарных дня) проводят контроль их эффективности, который необходимо повторить при отсутствии находок или случаев присасывания через 28 календарных дней (предполагаемое время окончания действия средства) и далее ежедекадно до полного исчезновения клещей на необработанных аналогичных территориях (окончание сезона активности клещей). При наличии сведений о находках или случаев присасывания клещей на обработанной территории необходимо провести контроль эффективности обработок. Обработка считается эффективной, если численность переносчиков не превышает 0,5 особей/флаго-км. При более высокой численности клещей обработку следует повторить. На большинстве эндемичных территорий при использовании современных быстроразрушающихся в окружающей среде акарицидов требуется проведение двух и более обработок территорий эпидемиологически значимых объектов за один сезон.
Согласно п. 2.4.12 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов должны размещаться в месте их приготовления.
Согласно п. 8.1.2 СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований, содержащихся в приложениях N 6 - 13 к настоящим Правилам. В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией, не допускаются.
В приложении N 10 таблице 1 СП 2.4. 3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" установлена потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах (суточная).
Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в организации определено в приложению N 10 таблице 3 СП 2.4. 3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Согласно п. 8.1.2.3. СП 2:4. 3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" Допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/-5% при условии, что средний % пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице N 3 приложения N 10 к настоящим Правилам, по каждому приему пищи.
Согласно п. 1 ст. 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Согласно п. 2 ст. 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Согласно п. 5 ст. 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных. Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Согласно ст. 5 п 1 Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно п. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: 1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; 2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; 3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; 4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; 5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; 7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; 8) содержание производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; 9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции. 10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; 11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 12) прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно п. 2.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" Готовые блюда, напитки, кулинарные и кондитерские изделия, изготавливаемые в предприятиях общественного питания, должны соответствовать требованиям технических регламентов и единым санитарным требованиям. Пищевая продукция предприятий общественного питания, срок годности которой истек, подлежит утилизации.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" Предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР HazardAnalysisandCriticalGontrolPoints), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
Согласно ст. 11 Федеральный Закон от 12.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Факт нарушения учреждением приведенных выше требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Tехнических регламентов, а также Санитарных норм и правил, как он отражен в процессуальных документах, составленных административным органом, установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и заявителем не опровергнут.
Допущенные нарушения правомерно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ и по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина учреждения в совершении вмененного правонарушения установлена административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.
Доказательств принятия учреждением всех возможных и зависящих от него мер для соблюдения требований действующих технических регламентов, в материалы дела не представлено.
Чрезвычайных и иных объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность соблюдения норм действующего законодательства, судами не установлено.
Таким образом, в действиях учреждения доказаны составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ и частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.
Размер штрафа определен административным органом с учетом ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ ниже минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ - 150000 рублей.
Оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ суд также не усматривает, поскольку указанными действиями учреждения создается угроза здоровью людей.
Между тем, суд первой инстанции, применяя к рассматриваемым правоотношениям положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, введенные в действие с 06.04.2022 Законом N 70-ФЗ, в силу которой, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 названной статьи, пришел выводу, что постановление по делу об административном правонарушении от 30.08.2022 N 06-01/163 не подлежит исполнению.
Судом установлено, что постановлением Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 06.09.2022 N 06-01-164 должностное лицо - заведующая Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей Протасова Маргарита Михайловна по вышеуказанным установленным фактам нарушений санитарных требований привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7, ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за совершение тех же правонарушений, за которые к ответственности привлечено учреждение оспариваемым постановлением от 30.08.2022 N06-01/163.
Постановление от 06.09.2022 N 06-01-164 должностным лицом исполнено.
Кроме того, судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено по обстоятельствам, установленным административным органом при осуществлении тех же проверочных мероприятий, за тождественное правонарушение как в части квалификации, так и его объективной стороны.
Суд обоснованно указал, что последовательность привлечения к административной ответственности учреждения и его должностного лица в данном случае на стадии оспаривания постановления о привлечении к административной ответственности не имеет значения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными.
Вместе с тем, принимая решение судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку обжалуемое учреждением постановление административного органа принято после вступления в законную силу Закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела суд первой инстанции был не вправе признавать постановление не подлежащим исполнению.
Кроме того, препятствием для этого является оплата штрафа юридическим лицом.
На основании части 4 статьи 2.1 КоАП РФ постановление административного органа, вынесенное в отношении учреждения, подлежит признанию незаконным и отмене.
По приведенным мотивам требования заявителя следует удовлетворить, постановление - признать незаконным и отменить, решение суда отменить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 января 2023 года по делу N А60-50367/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Территориального отдела в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура о назначении административного наказания от 30.08.2022 N 06-01/163.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50367/2022
Истец: АНО МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N 30 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
Ответчик: Главный государственный санитарный врач по г. Кушва, г. В. Тура и г. Качканар, Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Территориального отдела в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1372/2023
26.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2925/2023
02.03.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1372/2023
12.01.2023 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-50367/2022