г. Вологда |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А66-14005/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Атомэнергосбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт", Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 ноября 2022 года по делу N А66-14005/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Атомэнергосбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - ГЖИ) о признании недействительным предписания от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Фирма "Энергия" (ОГРН 1026900591233, ИНН 6905052817; адрес: 170036, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 60).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2022 года заявленные требования общества удовлетворены частично; признано недействительным оспариваемое предписание в части понуждения общество осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета (далее - ИПУ). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2022 года решение Арбитражного Тверской области от 07 декабря 2021 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 21 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Степанов Александр Алексеевич (место жительства: город Тверь).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 01 ноября 2022 года по делу N А66-14005/2021 оспариваемое предписание признано недействительным в части обязания общества осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ). В удовлетворении остальной части требований отказано. С ГЖИ в пользу общества взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что ИПУ потребителя непригоден к расчетам, ИПУ с 01.03.2020 снят с расчетов в связи с установлением факта истечения срока службы прибора учета, поэтому за спорный период расчет выполнен обществом по нормативу в соответствии с подпунктом "а" пункта 59, пунктом 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в редакции, действующей до 30.06.2020, т. е. на дату выявления факта истечения срока эксплуатации ИПУ.
ГЖИ с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, стороны не оспаривают, что ИПУ признан вышедшим из строя 02.03.2020, однако суд пришел к неверному выводу о необходимости расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в жилом помещении с 01.07.2020, по показаниям ИПУ, поскольку не учтены положения подпункта "г" пункта 59 Правил N 354, вступившего в силу с 01.07.2020. Поскольку показания ИПУ по 01.03.2020 у общества имеются, рассчитать среднемесячный объем потребления электроэнергии по показаниям на 01.07.2020 возможность имеется, такой расчет производился и за период с 01.03.2020 по 02.06.2020, требование предписания является законным.
Общество и ГЖИ надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу инспекции подлежащей удовлетворению и не находит оснований для удовлетворения жалобы общества.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения инспекции от 10.08.2021 N 036/11618/ОГ-21 в период с 16.08.2021 по 10.09.2021 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения Степанова А.А. от 29.07.2021 N 036/11618/ОГ, проживающего по адресу: г. ХХХХХ, ХХХХХХХХХХХХХ ш., д. ХХ кв. ХХ, по вопросу определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в жилом помещении с марта 2020 года. По результатам проверки составлен акт от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21.
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество при начислении в период июля 2020 года по июнь 2021 года Степанову А.А. платы за электрическую энергию нарушило подпункт "г" пункта 59 Правил N 354.
В адрес общества инспекцией направлено предписание от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-12 об устранении выявленных нарушений в срок до 08.10.2021, в соответствии с которым обществу предписано осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за июль 2020 года - июнь 2021 года исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям ИПУ.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии факта нарушения обществом порядка расчета платы за электроэнергию, обоснованном возложении на заявителя обязанности по проведению перерасчета за спорный период, однако посчитал, что оснований для определения объема электрической энергии расчетным способом, а не в соответствии с показаниями ИПУ, не имеется, при этом признал выводы инспекции о необходимости осуществить перерасчет исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии не соответствующими положениям Правил N 354 и Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В абзаце первом пункта 42 Правил N 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 59 Правил N 354 установлен порядок определения платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, в различных случаях.
В силу пункта 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В силу пункта 81 (10) Правил N 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из подпункта "д" пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии".
Согласно акту проверки инспекции от 06.09.2021 "по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 67 кв. 57, установлен ИПУ N 03941870 тип СО-2, дата выпуска 1963 год, дата истечения срока поверки 1979 год (межповерочный интервал 16 лет), дата истечения срока эксплуатации 1993 год (срок службы 30 лет). С 01.03.2020 ИПУ снят с расчетов с показаниями 2 615 кВтч. С 02.03.2020 расчет размера платы за коммунальную услугу по электроэнергии выполнен исходя из среднемесячного объема потребления, с 02.06.2020 по нормативу, в том числе по 30.06.2020 с применением повышающего коэффициента 1,5, далее повышающий коэффициент не применен".
По расчетам общества, среднемесячный объем потребления за услугу по электроэнергии составил 65 кВтч.
В абзаце 4 на странице 4 акта инспекцией сделан вывод о правильности расчета общества за период с 02.03.2020 по 30.06.2020.
Согласно акту замены прибора учета от 08.10.2021 N 3436 в квартире N 57 обществом произведена замена прибора учета в связи с истечением срока поверки, показания ИПУ N 03941870 на момент замены составили 3 981 кВтч (том 1, лист 102).
В данном случае сторонами не оспаривалась непригодность к расчетам ИПУ потребителя Степанова А.А. и необходимость применения расчетного способа определения объема потребленной электрической энергии, а не по показаниям ИПУ N 03941870.
С 01.07.2020 расчет платы произведен обществом по нормативу 118 кВтч ежемесячно со ссылкой на редакцию пунктов 59, 60 Правил N 354, действовавших до 30.06.2020.
Инспекция посчитала, что расчет за июль 2020 года - июнь 2021 года должен быть произведен исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям ИПУ, который составил 65 кВтч, поэтому допущено нарушение подпункта "г" пункта 59 Правил N 354.
В соответствии с положениями Правил N 354 при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя.
В этом случае, а также в случае истечения срока эксплуатации прибора учета плата за коммунальную услугу определяется на основании подпункта "а" пункта 59 упомянутых Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в предусмотренных в названном пункте случаях и за указанные расчетные периоды, в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно пункту 60 вышеназванных Правил по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, при выходе прибора учета из строя плата за коммунальную услугу производилсь в указанном порядке, то есть с учетом среднемесячных показаний за определенный период, а далее с учетом норматива потребления коммунальных услуг.
Обществом с 02.03.2020 по 30.06.2020 произведен расчет платы с применением указанных положений, инспекцией сделан вывод о правильности расчета общества за указанный период.
Доводы общества о правомерности расчета по нормативу с 01.07.2020 подлежат отклонению с учетом введения нового правового регулирования, установленного подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 в отношении коммунальной услуги по электроснабжению.
Подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354, действующим с 01.07.2020, предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета.
Подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 в редакции, действующей с 31.12.2020, предусмотрено, что в случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 года и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 года и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Невозможности определения реального объема среднемесячного потребления для расчета платы за коммунальную услугу электроснабжения не установлено с учетом самостоятельного определения такового обществом в период с марта по май 2020 года.
Следовательно, в период с июля 2020 года по июнь 2021 года расчет платы выполнен обществом по нормативу неправомерно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии факта нарушения обществом порядка расчета платы за электроэнергию, обоснованном возложении на заявителя обязанности по проведению перерасчета за спорный период. Суд верно посчитал, что оснований для определения объема электрической энергии по нормативу не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы общества не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вместе с тем суд пришел к ошибочному выводу о необходимости определения размера платы на основании показаний ИПУ N 03941870, срок эксплуатации которого истек, поскольку в рассматриваемом случае расчет, выполненный инспекцией исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям указанного ИПУ, прав потребителя не нарушает.
Согласно акту замены прибора учета от 08.10.2021 N 3436 показания ИПУ N 03941870 на момент замены составили 3 981 кВтч (том 1, лист 102).
По данным потребителя, отраженным на представленных им счетах за июнь 2020 года, сентябрь 2021 года, показания ИПУ N 03941870 на начало и конец периода составили 2 885 кВтч и 3 949 кВтч соответственно (том 2, листы 96, 97), среднее потребление за месяц - 66,5 кВтч, инспекцией применено среднемесячное значение 65 кВтч, что меньше, чем потреблено по ИПУ за данный период.
Таким образом, коллегией судей установлено, что требование предписания соответствует действующему законодательству полностью.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда подлежит отмене в части требований, которые удовлетворены.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 6 000 руб. подлежат отнесению на общество. В связи с этим апелляционный суд отменяет решение суда в данной части.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 ноября 2022 года по делу N А66-14005/2021 отменить в части признания недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21 в части обязания акционерного общества "Атомэнергосбыт" осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, и взыскания с Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области в пользу акционерного общества "Атомэнергосбыт" 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении требований акционерного общества "Атомэнергосбыт" о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 06.09.2021 N 036/11618/ОГ-21 отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14005/2021
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Энергия", Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7453/2023
02.03.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10830/2022
01.11.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14005/2021
22.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8328/2022
17.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-167/2022
07.12.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14005/2021