г. Владимир |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А43-32326/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (ИНН 5260162203, ОГРН 1055238198564) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.02.2024 по делу N А43-32326/2023, принятое по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 14.08.2023 N515-04-136ОД/2023.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) в отношении акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (далее по тексту - Общество) проведена внеплановая документарная проверка, с целью установления фактов, изложенных в обращении Михайлова Д.С. по вопросу ненадлежащего рассмотрения обращения.
В ходе проверки установлено, что ответ N 598/2/01-29 на обращение от 18.07.2023 N 52-2023-18518 размещен Обществом в ГИС ЖКХ 18.07.2023 с приложением реестра собственников помещений в многоквартирном доме, не соответствующего требованиям жилищного законодательства. Представленный Обществом реестр собственников не содержит информацию о реквизитах документов, подтверждающих их право собственности на помещения NN 30, 54, 59, 72, 86, 87, 98.
По результатам проверки Инспекцией выдано предписание от 14.08.2023 N 515-04-136ОД/2023, которым на Общество возложена обязанность в срок до 18.09.2023 предоставить Михайлову Д.С. реестр собственников многоквартирного дома по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Усилова, д.1, к. 3 соответствующий требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечен Михайлов Дмитрий Сергеевич.
Решением от 16.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество считает, что согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных не требуется только в случае передачи Управляющей компанией реестра собственников, содержащего объем данных, указанных в 4.3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации. Перечень персональных данных, подлежащих передаче без согласия субъектов персональных данных, согласно части 3.1. статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим. Считает,что на момент выдачи оспариваемого предписания, никаких нарушений со стороны Общества не имелось, следовательно, отсутствовал предмет для устранения нарушений, а также основания для его вынесения.
Инспекция и Михайлов Д.С. отзывы на апелляционную жалобу в установленный срок не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Из содержания данной нормы следует, что реестр собственников помещений в многоквартирном доме должен содержать: фамилию, имя, отчество собственника помещения либо полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица; номер помещения в многоквартирном доме; сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта "а" пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Приказ N 44/пр), обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
Отсутствие указанных сведений не позволяет посчитать количество голосов для определения кворума, необходимого для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и принятия соответствующего решения, оформить результаты голосования (часть 1 статьи 46, части 1, 3 и 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязанность по предоставлению обратившемуся лицу, инициирующему проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, реестра собственников помещений, который должен содержать сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 20 Приказа N 44/пр и части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена на управляющую организацию в силу закона.
Как следует из материалов дела, 18.07.2023 через ГИС ЖКХ Михайловым Д.С. собственником квартиры N ** многоквартирного дома N 1 к.3 по ул. Усилова г. Нижнего Новгорода, в адрес Общества направлено обращение N 52-2023-18518 о предоставлении реестра собственников помещений данного многоквартирного дома.
Обществом на указанное обращение 18.07.2023 размещен ответ N 598/2/01-29 в ГИС ЖКХ 18.07.2023 с приложением реестра собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем, данный реестр собственников не содержал информацию о реквизитах документов, подтверждающих их право собственности на помещения N N 30, 54, 59, 72, 86, 87, 98.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое Обществом предписание вынесено Инспекцией в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии законных оснований.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения нарушений жилищного законодательства.
Нарушений прав и законных интересов Общества оспариваемым предписанием судом не установлено.
Довод Общества о том, что ни Жилищном кодексом Российской Федерации, ни Правилами N 416, ни Приказом N 44/пр не предусмотрена обязанность управляющей организации вести и предоставлять реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Приказом N 44/пр, судом правомерно отклонен в силу следующего.
Из содержания части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо следует, что реестр собственников помещений предоставляется управляющей организацией собственнику помещений в многоквартирном доме именно для проведения общего собрания. В данном реестре должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В связи с чем, единственным подтверждением факта, что конкретное лицо является собственником помещений в многоквартирном доме, являются сведения из ЕГРН.
Именно на основании этих сведений и должен формироваться реестр собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренный частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о документе, подтверждающие право собственности на помещения в многоквартирном доме, подлежащие обязательному внесению в реестр собственников помещений в соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Приказа N 44/пр, собственник помещения, выступающий инициатором проведения общего собрания, в настоящее время не может получить посредством запроса в ЕГРН.
Также следует учесть тот факт, что с 01.03.2023 вступили в силу изменения в Федеральный закон N 218-ФЗ, предусматривающие, что содержащиеся в ЕГРН персональные данные (фамилия, имя, отчество) собственника объекта недвижимости могут предоставляться третьим лицам исключительно при наличии в реестре соответствующей записи, внесенной по заявлению правообладателя, при отсутствии в ЕГРН указанной записи персональные данные названных лиц не включаются в выписки из реестра, предоставляемые регистрирующим органом по запросам третьих лиц.
Учитывая данное обстоятельство, довод Общества о том, что предоставление реестра собственников помещений в многоквартирном доме, не содержащего сведения, предусмотренные приказом N 44/пр, не препятствует собственнику помещения, выступающему инициатором проведения общего собрания, в проведении такого собрания, правомерно признан судом несостоятельным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.02.2024 по делу N А43-32326/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32326/2023
Истец: АО "ДОМОУПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Михайлов Д.С.