город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2023 г. |
дело N А32-44463/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.12.2022 по делу N А32-44463/2022
по протесту Заместителя Прокурора г. Новороссийска
к Административной комиссии при Администрации муниципального образования город Новороссийск
при участии третьего лица: акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении АО "АТЭК" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Новороссийска Рыбалка А.А. (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при администрации муниципального образования г. Новороссийска (далее - административная комиссия) от 29.04.2022 N 29-04-431 о привлечении к административной ответственности акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" в лице филиала "Новороссийские тепловые сети".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, отсутствием оснований для замены административного штрафа предупреждением.
АО "АТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение суда и постановление о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, АО "Автономная теплоэнергетическая компания" производило ремонтные работы подземных коммуникаций, связанные с разрытием на землях общего пользования территории МО г. Новороссийск, по адресу: г. Новороссийск, ул. Советов, д. 52.
17.03.2022 в ходе непосредственного обнаружения сотрудниками административной комиссии установлено, что общество не приняло мер к восстановлению элементов благоустройства - асфальтобетонного покрытия дороги при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования г. Новороссийск, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" N 608-КЗ от 23.07.2003 - нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Административным органом составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 29.04.2022 N 29-04-431 общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая указанное постановление необоснованным и нарушающим права и законные интересы общества, АО "АТЭК" обратилось с жалобой в Прокуратуру г. Новороссийск.
По результатам проверки соответствующего обращения заместителем прокурора г. Новороссийска Рыбалка А.А. вынесен протест от 09.06.2022 N 712-27-2022 на постановление Административной комиссии при администрации муниципального образования г. Новороссийска.
В соответствии с указанным протестом, прокуратура просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности АО "АТЭК" в лице филиала "Новороссийские тепловые сети" по пункту 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Также при обращении в суд заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока.
Учитывая, что заявителем срок на обращение в арбитражный суд пропущен в связи с тем, что наличие указанных заместителем прокурора обстоятельств выявлены в ходе проводимой в порядке надзора проверки, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что срок для обжалования постановления подлежит восстановлению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.0 7.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Положением об управлении контроля городского хозяйства (далее - Управление), утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 05.02.2018 N 401 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования город-герой Новороссийск от 29 октября 2007 года N 3241-1 "О создании управления контроля городского хозяйства...", основными задачами Управления является осуществление мониторинга санитарного состояния и благоустройства территории общего пользования МО г. Новороссийск, осуществление деятельности по контролю за исполнением обязательных требований правовых актов МО г. Новороссийск в части санитарного состояния и благоустройства.
В Правилах производства работ, связанных с разрытием территории общего пользования муниципального образования город Новороссийск, утвержденных постановлением администрации МО г. Новороссийск от 19.09.2013 N 6687 (далее -Правила производства земляных работ), установлен единый порядок производства земляных работ, связанных с разрытием территории общего пользования муниципального образования город Новороссийск.
Согласно пункту 1.2 Правила производства земляных работ регулируют отношения в части повышения уровня благоустройства и внешнего облика городских территорий, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания населения.
Правила производства земляных работ являются обязательными для предприятий всех форм собственности и принадлежности, выполняющих проектирование, строительство, ремонт и эксплуатацию надземных и подземных инженерных сетей и сооружений, дорожных покрытий и зеленых насаждений на территории МО город Новороссийск (пункт 1.4 Правил производства земляных работ).
В соответствии с пунктом 4.12.2 Правил производства земляных работ на территории МО г. Новороссийск работы по восстановлению дорожных покрытий должны производиться в срок не более 5 суток после засыпки траншеи.
В целях благоустройства и поддержания надлежащего санитарного состояния на территории МО город Новороссийск действуют Правила организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденные решением Городской Думы МО г. Новороссийск N 228 от 26.09.2017 (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Новороссийск (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (пункт 1.2 Правил благоустройства).
Правила благоустройства обязательны для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Новороссийск, а также граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования город Новороссийск (пункт 1.2 Правил благоустройства).
Согласно пункту 32.1 Правил благоустройства, при производстве работ, в том числе строительных, ремонтных, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства должны быть восстановлены силами и за счет средств организаций, производящих эти работы.
Из материалов дела следует, что в соответствии с утвержденным графиком производства аварийно-восстановительных и ремонтных работ тепловых сетей /ГВС АО "АТЭК" и на основании разрешения Администрации города Новороссийска, общество осуществило производство работ по ремонту сетей теплоснабжения по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Советов, д. 52.
17.03.2022 по указанному адресу в ходе непосредственного обнаружения установлено, что общество при производстве работ, связанных с разрытием, не приняло меры по восстановлению элементов благоустройства - асфальтобетонного покрытия дороги, чем нарушило правила благоустройства, определяющие порядок проведения указанных работ, а именно пункты 32.1, 32.3.4 Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением городской Думы ОМ г. Новороссийск от 26.09.2017 N .228.
Административный орган вынес постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Факт осуществления разрытия в указанном месте и в указанное время не отрицается самим заявителем, подтверждается материалами дела.
Факт совершения административного правонарушения, совершенного обществом, подтверждается протоколом об административном правонарушении, фототаблицей.
Судом первой инстанции установлено, что обществу выдано одно разрешение на выполнение аварийных земляных работ по одному объекту, на основании поданного заявления, графика производства работ и технической схемы.
АО "АТЭК" ссылалось на то, что постановлением административного органа привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде административного штрафа за нарушение правил производства работ, связанных с разрытием территории, указывает на отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности в силу пункта 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку не исключается возможность привлечения к административной ответственности ранее подвергнутого административному наказанию за неисполнение обязательства в части внешнего благоустройства и санитарного содержания, которая остается неисполненной по истечении времени, объективно необходимого и достаточного для ее исполнения. Такое привлечение не может расцениваться как несение административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Иное фактически означало бы возможность неисполнения законодательства, а именно пунктов 32.1, 32.3.4 Правил N 228, пункта 4.12.2 Правил N 6687.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2606-О, а также в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 (вопрос 21).
Заявителем документально не подтверждено осуществление мероприятий по своевременному восстановлению элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия АО "АТЭК" всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил N 228, а также объективной невозможности соблюдения указанных требований.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что правонарушение выявлено 17.03.2022, на момент составления протокола об административном правонарушении восстановительные работы обществом не проведены, иного в материалы дела не представлено. 29.04.2022 административной комиссией принято оспариваемое постановление. Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В рассматриваемом случае апелляционной инстанции не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения АО "АТЭК" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для замены административного штрафа предупреждением, поскольку заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства. Судом первой инстанции также установлено, что АО "АТЭК" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Таким образом, общество реализовало своё право на защиту нарушенных прав.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2022 по делу N А32-44463/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44463/2022
Истец: заместитель прокурора города Новороссийска Рыбалка А.А., Прокуратура г Новороссийска
Ответчик: Административная комиссия при Администрации МО г. Новороссийск, Административная комиссия при Администрации муниципального образования город Новороссийск
Третье лицо: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК"