г. Киров |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А82-17417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Бычихиной С.А., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Промышленный парк "Северный"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2022 по делу N А82-17417/2022
по заявлению акционерного общества "Промышленный парк "Северный" (ИНН 7725171180, ОГРН 1027700429680)
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (ИНН 7604071938, ОГРН 1047600432230), Дзержинскому районному отделению судебных приставов г. Ярославля Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, ведущему судебному приставу - исполнителю Дзержинского районного отделения судебных приставов г. Ярославля Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Белоусовой Яне Александровне
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области (ИНН 7604380485, ОГРН 1217600018151)
об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора либо уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении отсрочки по его уплате,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Промышленный парк "Северный" (далее - заявитель, Общество, АО "Промпарк "Северный") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (далее - Управление, УФССП России по Ярославской области), Дзержинскому районному отделению судебных приставов г. Ярославля Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (далее - Отделение, Дзержинский РОСП), ведущему судебному приставу - исполнителю Дзержинского районного отделения судебных приставов г. Ярославля Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Белоусовой Яне Александровне (далее - судебный пристав-исполнитель) об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, вынесенное ведущим судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП Белоусовой Я.А. от 13.10.2022 либо об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть от суммы исполнительского сбора и предоставлении отсрочки по его уплате сроком на шесть месяцев.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2022 в удовлетворении требований о признании незаконным постановления от 13.10.2022, а также о рассрочке взыскания исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства N 125819/22/76001-ИП, отказано. Суд уменьшил размер исполнительского сбора, взысканного с АО "Промпарк "Северный" постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.10.2022 на одну четверть от суммы исполнительского сбора, установив его в размере 16 562 рублей 70 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Промпарк "Северный" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 13.10.2022.
По мнению заявителя, АО "Промпарк "Северный" не получило уведомление о возбуждении в отношении него исполнительного производства от 03.08.2022 N 125819/22/76001-ИП в установленном порядке. В подтверждение указанного довода Общество ссылается на положения Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 606 (далее - Правила N 606). В частности, Общество полагает, что в случае, когда должник не осуществил вход на Единый портал, судебный пристав-исполнитель после истечения 15 дней с момента размещения извещения в личном кабинете должен был направить должнику постановление о возбуждении исполнительного производства иным способом, чего сделано не было.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на исполнении в Дзержинском РОСП находилось исполнительное производство N 125819/22/76001-ИП, возбужденное 03.08.2022, на основании исполнительного документа - акта органа, осуществляющего контрольные функции N 1609, выданный Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области по делу N 1915, вступившему в законную силу 29.07.2022, предмет исполнения: взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в размере 315 480 рублей 17 копеек.
Постановление направлено должнику посредством федеральной государственной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" 03.08.2022 и получено (прочитано) 19.09.2022 в 16 часов 13 минут.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Поскольку требование исполнительного документа в установленный срок не было исполнено, 13.10.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление N 76001/22/628204 о взыскании исполнительского сбора с Общества в размере 22 083 рублей 61 копейки.
Заявитель полагает, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для вынесения оспариваемого постановления, поскольку заявитель не был уведомлен о возбужденном в отношении него исполнительном производстве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В силу части 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что взыскание исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление N 50) разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 - 8 статьи 2.10 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 229-ФЗ лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.
В силу части 2.1 статьи 14 Закона N 229-ФЗ постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
При этом на основании пункта 4 части 2 статьи 29 Закона N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным.
Согласно пункту 1 Правил N 606 извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).
Пунктом 3 указанных выше Правил также установлено, что извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.08.2022 судебным приставом вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 125819/22/76001-ИП о взыскании с должника денежных средств в размере 315 480 рублей 17 копеек в пользу взыскателя.
Согласно пункту 2 постановления судебным приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения обязательств в рамках данного исполнительного производства.
Постановление направлено должнику посредством федеральной государственной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" 03.08.2022 и получено (прочитано) 19.09.2022 в 16 часов 13 минут. Указанное обстоятельство АО "Промпарк "Северный" не оспаривает.
13.10.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое постановление N 76001/22/628204 о взыскании исполнительского сбора с Общества в размере 22 083 рублей 61 копейки.
Оценивая законность оспариваемого постановления, суд первой инстанции учел, что направленное через систему электронного документооборота в личном кабинете ЕПГУ судебным приставом-исполнителем постановления было подписано электронной цифровой подписью, а должник прошел процедуру регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и дал согласие на его извещение посредством ЕПГУ.
Принимая во внимание факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства 19.09.2022, следует признать, что именно с этой даты начинает исчисляться 5-дневный срок на добровольное исполнение исполнительного документа. Следовательно, 19.09.2022 заявитель узнал о наличии постановления о возбуждении исполнительного производства и, действуя разумно и добросовестно, должен был исполнить содержащиеся в нем требования. С учетом правил исчисления сроков, определенных статьей 15 Закона N 229-ФЗ, срок на добровольное исполнение исполнительного документа истек 26.09.2022 (последний день). При этом постановление о взыскании исполнительского сбора от 13.10.2022 вынесено с учетом истечения срока для добровольного исполнения.
Заявитель считает незаконным постановление от 13.10.2022 о взыскании исполнительского сбора, поскольку в нарушение пункта 3 Правил N 606 судебный пристав-исполнитель не направил должнику постановление от 03.08.2022 о возбуждении исполнительного производства N 125819/22/76001-ИП иным способом, нежели через Единый портал.
Признавая указанный довод Общества ошибочным, суд справедливо исходил из того, само по себе обстоятельство прочтения должником сообщения (постановления о возбуждении исполнительного производства от 03.08.2022) по истечении 15-дневного срока не может являться основанием для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку, осуществив вход в личный кабинет 19.09.2022, заявитель, действуя разумно и добросовестно, имел возможность ознакомиться с содержанием постановления и принять меры по его добровольному исполнению.
Таким образом, учитывая то, что заявитель знал о наличии постановления о возбуждении исполнительного производства и, действуя разумно и добросовестно, должен был исполнить содержащиеся в нем требования, а также то, что постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено с учетом истечения срока для добровольного исполнения, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.12.2022 N 303-ЭС22-16113.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в материалы дела представлены достаточные доказательства, подтверждающие правомерность взыскания исполнительского сбора, а, следовательно, подтверждающие законность оспариваемого постановления от 13.10.2022.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции, установив тяжелое финансовое положение должника, снизил размер исполнительского сбора на одну четверть - на сумму 5 520 рублей 91 копейку (от суммы 22 083 рубля 61 копейка). Возражения в указанной части стороны не заявили.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2022 по делу N А82-17417/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 329 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2022 по делу N А82-17417/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Промышленный парк "Северный" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17417/2022
Истец: АО "ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК "СЕВЕРНЫЙ"
Ответчик: Дзержинское районное отделение судебных приставов г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, Дзержинское районное отделение судебных приставов г. Ярославля УФССП России по Ярославской области - ведущий судебный пристав - исполнить Белоусова Я.А., Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ