03 марта 2023 г. |
Дело N А83-1039/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Приваловой А.В.,
судей Градовой О.Г.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой И.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 ноября 2022 года по делу N А83-1039/2022, рассмотренному по заявлению индивидуального предпринимателя Бениаминова Павла Евгеньевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Дыхно Елены Александровны, о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бениаминов Павел Евгеньевич (далее - ИП Бениаминов П.Е., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, орган земельного надзора) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 18.10.2021 N 12 к акту проверки N 44/16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Дыхно Елена Александровна.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.11.2022 оспоренное предписание признано незаконным, разрешен вопрос о взыскании с Госкомрегистра государственной пошлины в сумме 3000,00 руб.
Не согласившись с приятым решением, Госкомрегистр обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в отношении предпринимателя было проведено 11 проверок, по результатам которых были выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, не исполненные предпринимателем в установленный в них срок; с целью проверки исполнения предписания N 11 от 20.02.2020 органом земельного надзора была проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено ненадлежащее использование предпринимателем земельного участка без наличия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок и по результатам которой выдано спорное предписание с целью устранения выявленных нарушений. Госкомрегистр полагает оспоренное предписание законным, поскольку заявитель использует земельный участок не в соответствии с целевым назначением, использует его для размещения нежилых зданий в коммерческих целях, земельный участок в установленном порядке не переоформил, но при этом осуществляет плату за земельный участок.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Бениаминов П.Е. возражает против приведенных в ней доводов, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Указывает, что с 2016 года предпринимает исчерпывающие действия по оформлению земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости, что является многосторонним процессом, требующим длительного времени, и при сложившейся ситуации в установленный срок исполнить предписание невозможно. Заявитель считает, что во исполнение, как обжалуемого предписания, так и ранее выданных Госкомрегистром предписаний он принял все зависящие от него и возможные меры для оформления правоустанавливающих документов на землю.
Информация о движении дела, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку своих полномочных представителей не обеспечили, что в силу положений статей 156, части 2 статьи 210, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения от 04.10.2021 N 1768-16/2 с целью проверки исполнения предписания N 11 от 20.02.2021 Госкомрегистром в отношении ИП Бениаминова П.Е. проведена двенадцатая внеплановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 18.10.2021 N44/16.
Проведенной проверкой установлено, что предписание от N 11 от 20.02.2021 в установленный срок до 20.07.2021 не исполнено, нарушение земельного законодательства не устранено, предприниматель продолжает использовать многоконтурный земельный участок площадью 10564 кв.м., расположенный по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина,110, для размещения нежилых помещений (арт-отеля) без наличия правоустанавливающих документов на земельный участок. Доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер, необходимых для приобретения прав на использование земельного участка, либо возникновение непреодолимых препятствий приобретения таких прав, не представлено.
По результатам проверки предпринимателю выдано предписание N 12 от 18.10.2021 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, которым ему предписано в срок до 18.04.2022 устранить указанное нарушение земельного законодательства путем оформления прав на использование земельного участка.
Из акта проверки от 18.10.2021 N 44/16 следует, что первоначально на основании распоряжения председателя Госкомрегистра от 16.09.2016 N 452-01/10 Феодосийским городским управлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении ИП Бениаминова П.Е.
Проверкой было установлено длящееся нарушение со стороны предпринимателя требований части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившееся в использовании многоконтурного земельного участка общей площадью 10564 кв.м. (8724 кв. м + 1840 кв. м), расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина,110, для размещения нежилых зданий в коммерческих целях (сдача в аренду помещений), без наличия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.
По результатам проведенной проверки ИП Бениаминову П.Е. 29.09.2016 было выдано предписание N 1.1 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, требования которого необходимо было исполнить в срок до 08.12.2016. Данным предписанием на заявителя возложена обязанность устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке (путем оформления прав на использование земельного участка или его освобождения).
Определением от 02.12.2016 срок исполнения предписания от 29.09.2016 N 1.1 органом земельного надзора был продлен до 08.02.2017.
В последующем Госкомрегистром по результатам проверки исполнения выданного предписания от 29.09.2016 N 1.1 установлено его неисполнение, в связи с чем выдано новое предписание N 2 от 21.03.2017 с установлением срока исполнения до 21.09.2017, в котором заявителю предписано устранить нарушение земельного законодательства путем оформления прав на использование земельного участка для размещения и обслуживания объектов недвижимого имущества. За неисполнение предписания от 29.09.2016 N 1.1 в отношении предпринимателя был составлен прокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и постановлением мирового судьи судебного участка N 89 Феодосийского судебного района от 05.05.2017 по делу N 5-89-92/2017 ИП Бениаминов П.Е. привлечен к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб.
Орган государственного земельного надзора последовательно проверял исполнение выданных по результатам проверок предписаний аналогичного содержания N 2 от 21.03.2017 сроком исполнения до 21.09.2017, N 3 от 13.10.2017 сроком исполнения до 13.02.2018, N 4 от 01.03.2018 сроком исполнения до 01.06.2018, N 5 от 08.06.2018 сроком исполнения до 08.09.2018, N 6 от 19.09.2018 сроком исполнения до 19.02.2019, N 7 от 26.02.2019 сроком исполнения до 26.05.2019, N 8 от 31.05.2019 сроком исполнения до 31.09.2019, N 9 от 07.10.2019 с установленным сроком исполнения до 07.04.2020, без составления в отношении предпринимателя протоколов об административном правонарушении по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку орган государственного земельного надзора установил, что ИП Бениаминовым П.Е. предпринимаются меры по исполнению предписаний.
Далее, Госкомрегистром в отношении заявителя на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 11.08.2020 N 1253-16/2 была проведена десятая внеплановая проверка, по результатам которой предпринимателю выдано предписание N 10 от 27.08.2020 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства и в срок до 27.01.2021 предписано устранить указанное нарушение земельного законодательства путем оформления прав на использование земельного участка.
За неисполнение предписания в отношении предпринимателя был составлен 04.09.2020 прокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N 243 района Нагатинский затон города Москвы от 20.10.2020 по делу N 5-1531/20 производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Бениаминова П.Е. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Проведенной одиннадцатой проверкой органом земельного надзора установлено, что предписание от N 10 от 27.08.2020 в установленный срок не исполнено, нарушение земельного законодательства не устранено, в связи с чем предпринимателю выдано новое предписание N 11 от 20.02.2021 сроком исполнения до 20.07.2021.
Предприниматель выданные ему предписания N 10 от 27.08.2020 и N 11 от 20.02.2021 оспорил в арбитражный суд.
Как следует из общедоступной автоматизированной информационной системы "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://kad.arbitr.ru, решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.10.2021 по делу N А83-20072/2020, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022, предписание N 10 от 27.08.2020 признано незаконным и отменено. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.11.2022, вступившим в законную силу 12.12.2022, признано незаконным и отменено предписание N 11 от 20.02.2021.
Также не согласившись с предписанием N 12 от 18.10.2021, полагая его незаконным и указывая на невозможность исполнения требований предписания по независящим от заявителя причинам, ИП Бениаминов П.Е. обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что заявителем, начиная с 2016 года, предпринят весь комплекс мер, направленных на устранение нарушения, который в силу сложившейся ситуации требует значительного временного промежутка, зависит от действий публичного собственника земельного участка, в том числе по разделу земельного участка между собственниками объектов недвижимого имущества; фактически выданное предписание дублирует предыдущие, меры по исполнению которых заявителем уже предпринимались; предписание не отвечает критерию исполнимости, поскольку не содержит перечня действий, которые предприниматель должен еще совершить для устранения нарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного акта возлагается на орган, его принявший.
Согласно пункту 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2014 года N 1379-р утверждено Соглашение между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления полномочий в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно которому Госкомрегистр осуществляет в числе прочего функции государственного земельного надзора.
Пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Согласно части 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости".
При этом согласно статьей 15, 37, 39.1, 39.3 39.14 ЗК РФ граждане и юридические лица на основании решения органа государственной власти вправе приобретать в собственность земельные участки государственной собственности, поставленные на кадастровый учет, без торгов, если на таких участках расположены объекты недвижимого имущества этих юридических лиц; для чего обязаны подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка и заключить договор аренды или купли-продажи.
Как следует из материалов дела и установлено органом государственного земельного надзора в ходе контрольных мероприятий, на основании договора аренды земли от 03.03.2006 N 19 Коктебельский поселковый совет передал Национальному союзу писателей Украины в аренду сроком на 49 лет земельные участки, находящиеся по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, 110, общей площадью 79551кв.м., для обслуживания строений и сооружений Дома творчества писателей "Коктебель", целевое назначение - для рекреационного использования. 07.04.2006 в установленном на тот период по законодательству Украины порядке осуществлена государственная регистрация права аренды земельного участка общей площадью 7,9551 га, состоящего из семи земельных участков, за Национальным союзом писателей Украины.
На основании договора субаренды земли от 16.05.2006, прошедшего государственную регистрацию, Национальный союз писателей Украины передал в субаренду обществу с ограниченной ответственностью "Кворум" земельный участок площадью 1,1283 га, который является составной частью указанного земельного участка.
ООО Кворум на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 06.03.2013 продало Бениаминову П.Е. и Дыхно Е.А. в равных частях по доли нежилое помещение общей площадью 737,3 кв.м. в нежилом строении дома отдыха лит. В-А, расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, 110-Ю.
Право собственности на нежилые помещения в строении лит. В-А расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, 110-Ю (помещения с кадастровыми номерами 90:24:030101:356, 90:24:030101:355 90:24:030101:360 90:24:030101:349, 90:24:030101:352, 90:24:030101:354, 90:24:030101:351, 90:24:030101:370, 90:24:030101:347, 90:24:030101:353, 90:24:030101:358, 90:24:030101:348, 90:24:030101:345, 90:24:030101:357, 90:24:030101:359, 90:24:030101:344, 90:24:030101:350, 90:24:030101:192) зарегистрировано в 2015 году в Едином государственном реестре недвижимости за Бениаминовым П.Е., о чем ему выданы соответствующие свидетельства о праве собственности.
По договору перенайма от 12.01.2015 N 5, заключенного с Национальным союзом писателей Украины, ИП Бениаминов П.Е. пользовался земельным участком площадью 1,1283 га для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Проверкой установлено, что предприниматель использует многоконтурный земельный участок площадью 10564 кв.м. для размещения нежилых зданий в коммерческих целях, земельный участок в установленном порядке не переоформил, но осуществляет плату за землю.
Вместе с тем органом государственного земельного надзора установлено, что ИП Бениаминовым П.Е. предпринимались действия по исполнению предписаний и оформлению прав на земельный участок.
Так, 24.11.2016 Бениаминов П.Е. совместно со вторым совладельцем обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, 110, площадью 7479 кв. м,, категория земель - земли населенных пунктов, цель использования - гостиничное обслуживание (код 4.7). В ответ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым письмом от 22.12.2016 исх. N 01-09/41353 рекомендовало заявителям обратиться в орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка с соответствующим заявлением.
На обращение заявителя 01.02.2017 в Администрацию города Феодосии о предварительном согласовании предоставления земельного участка, им была получена копия решения Феодосийского городского совета Республики Крым от 30.11.2016 N 689 "О даче согласия на передачу земельных участков из собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в государственную собственность Республики Крым". Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым были изданы приказы N 15 от 13.01.2017 и N 291 28.02.2017, в соответствии с которыми вышеназванные земельные участки приняты в собственность Республики Крым, о чем 13.01.2017 главой Администрации муниципального образования городской округ Феодосия и министром имущественных и земельных отношений Республики Крым подписаны акты приема-передачи земельных участков.
В этой связи заявитель 15.03.2017 направил в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставлении земельного участка, ответ на которое не был получен.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, учитывая, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым был проведен ряд внеплановых выездных проверок соблюдения земельного законодательства, в ходе которых выявлено использование земельных участков общей площадью 79551 кв.м, входящих в состав переданных Национальному союзу писателей Украины по договору аренды, не по целевому назначению, 03.05.2017 обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском о расторжении договора аренды земли от 03.03.2006 N 19, который включает в себя и земельный участок, используемый ИП Бениаминовым П.Е.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.04.2018 по делу N А83-5257/2017, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2018, в удовлетворении требований отказано.
Суды пришли к выводу, что с 17.03.2014 года, то есть с момента принятия постановления Государственным Советом Республики Крым N 1745-6/14 "О независимости Крыма" у Республики Крым в лице уполномоченного органа (Минимущество) возникло право пользования переданными по договору аренды земельными участками общей площадью 7,9551 га, расположенными по адресу: ул. Ленина, 110, пгт. Коктебель, г. Феодосия, и, соответственно, это право пользования земельным участком прекратилось у Национального союза писателей Украины. В связи с чем на момент обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, договор аренды, заключенный между Коктебельским сельским советом и Национальным союзом писателей Украины, прекратил свое действие, а потому правовые основания для расторжения договора аренды в судебном порядке отсутствуют. При этом суды отметили, что с учетом положений статьи 35 ЗК РФ, права третьих лиц - субарендаторов не нарушены, поскольку последние не лишены права в установленном законом порядке оформить соответствующее право пользования землей.
В свою очередь, ИП Бениаминов П.Е., не получив ответ на свое заявление в Минимущество, 23.08.2017 обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском о разделе земельного участка общей площадью 7,8811 га с кадастровым номером 90:24:030101:181, выделив ему и второму совладельцу часть вновь образованного земельного участка согласно схемы расположения на кадастровом плане территории, и обязать Минимущество заключить договор аренды на выделенный земельный участок. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2018 по делу N А83-12693/2017, вступившим в законную силу 14.01.2019, в удовлетворении заваленных требований отказано. Суд указал, что передаче в аренду земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным Земельным кодексом Российской Федерации, а учитывая, что на момент рассмотрения настоящего спора спорный земельный участок как индивидуально-определенный объект гражданского оборота фактически не сформирован, границы земельного участка в установленном законом порядке не определены, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
26.03.2019 Бениаминов П.Е. вновь обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, с необходимыми приложениями к нему.
Письмом от 23.04.2019 N 11372/01-11/1 министерство сообщило об отсутствии оснований для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка в аренду.
Письмом от 20.05.2019 Бениаминов П.Е. обратился в министерство с просьбой дать разъяснения, с каким конкретно заявлением собственникам объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 90:24:030101:181, нужно обратиться, чтобы получить необходимую часть земельного участка под объектами недвижимости.
Ответом от 20.06.2019 N П-21/1307/2 министерство сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 90:24:030101:181 имеет статус ранее учтенный, на данный участок зарегистрировано право собственности за Республикой Крым, однако в границах этого участка располагаются другие земельные участки, имеющие статус ранее учтенных, в связи с чем с целью урегулирования возникшей ситуации и возможности в дальнейшем собственникам объектов недвижимости оформить земельные участки под их собственностью, министерством осуществляются работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:181.
22.08.2019 ИП Бениаминов П.Е. направил письмо в Госкомрегистр с просьбой рассмотреть вопрос о возможности прекращения проводимых проверок соблюдения требований земельного законодательства при использовании многоконтурного земельного участка ввиду того, что выданные предписания не могут быть исполнены по вине публичного собственника земельного участка. Ответ на свое обращение заявитель не получил.
23.09.2019 предприниматель снова обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с письмом о предоставлении информации проведены ли работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:181 и с каким заявлением ему необходимо обратиться для оформления земельного участка.
Письменным ответом от 25.10.2019 N 47443/01-11/1 министерство сообщило заявителю о том, что необходимо провести действия по постановке на кадастровый учет всего здания, а не отдельных помещений в нем, и снова обратиться с заявлением.
29.04.2020 здание, состоящее из помещений, принадлежащих на праве собственности Бениаминову П.Е., поставлено на кадастровый учет с кадастровым номером 90:24:030101:7231.
Для установления местоположения здания на местности Бениаминов П.Е. заказал технический план здания, который 16.07.2020 был подан в Госкомрегистр.
Таким образом, на момент выдачи органом земельного надзора предписания N 10 от 27.08.2020 заявителем со своей стороны были предприняты все возможные меры для устранения нарушений земельного законодательства и оформления правоустанавливающих документов на используемый земельный участок.
В силу части 1 статьи 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 Закона N 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Исследовав доводы и возражения сторон, оценив оспариваемое предписание, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оно не соответствует указанным требованиям.
При вынесении предписания органом государственного земельного надзора не было учтено, что ИП Бениаминовым П.Е. предпринимались исчерпывающе меры для оформления земельного участка, однако по независящим от него указанным выше причинам процедура оформления земельного участка не может быть начата, так как публичным собственником еще не проведено межевание земельного участка.
Из оспариваемого предписания и акта проверки не следует, что предпринимателем могут быть приняты еще какие-либо иные меры по исполнению ранее выданных предписаний. Предписание N 12 от 18.10.2021 по своему содержанию полностью дублирует ранее выданные предписания, меры по исполнению которых заявителем уже предпринимались.
Как верно отметил суд, спорное предписание является неполным, формулировка требования устранить выявленное нарушение части 1 статьи 26 ЗК РФ в рассматриваемом случае не отвечает критерию исполнимости, поскольку не содержит перечня действий, которые предприниматель должен совершить, учитывая установленные обстоятельства, препятствующие оформлению земельного участка.
Указанный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N 310-КГ18-24125, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.09.2018 по делу N А83-14845/2017.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что вступившими в законную силу судебными решениями предписание N 10 от 27.08.2020 и предписание N 11 от 20.02.2021 органа земельного надзора признаны незаконными.
Следовательно, предписание N 12 от 18.10.2021, выданное по результатам проверки исполнения ранее выданного предписания, не может быть признано законным.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права заявителя, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного решения, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 ноября 2022 года по делу N А83-1039/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1039/2022
Истец: Бениаминов Павел Евгеньевич
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Дыхне Елену Александровну, Министерство имущественных и земельных отношений Республики КРЫМ