г. Москва |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А40-80871/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Расторгуева Е.Б.,
Судей: Гончаров В.Я., Левина Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЭУ-22 района Измайлово" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 октября 2022 года по делу N А40-80871/2022, принятое судьей Кантор К.А.
по иску ОАО "РЭУ-22 района Измайлово" (ОГРН 1067761033251, юр.адрес: 105043, г.Москва, Заводской пр-д, д. 25) к ГУП "Экотехпром" (ОГРН 1027739016161, юр.адрес: 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 42, стр. 1) об урегулировании разногласий
при участии в судебном заседании:
от истца: Гацайниев А.К. по доверенности от 22.06.2022, Маслов С.В. по доверенности от 10.09.2021;
от ответчика: Попова О.В. по доверенности от 20.02.2023, Тарасова М.Д. по доверенности от 16.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен, с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об урегулировании разногласий сторон, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением суда от 21 октября 2022 г. урегулированы разногласия сторон, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и спорные положения договора приняты в следующей редакции:
П. 3 В соответствии с настоящим Договором Региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены настоящим Договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Объем ТКО, места накопления ТКО (далее - МНО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), определяется согласно информации по предмету настоящего Договора (Приложение N 1 к настоящему Договору);
П. 3.1. Величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839 (восемьсот тридцать девять) рублей 23 копейки (не облагается НДС в соответствии с пп. "а" п.2 ст. 1 ФЗ от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской федерации") за 1 метр кубический ТКО;
Ежемесячная сумма, которую Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору по настоящему Договору составляет 1 535 748 (один миллион пятьсот тридцать пять тысяч семьсот сорок восемь) рублей 67 копеек (не облагается НДС в соответствии с пп. "а" п.2 ст. 1 ФЗ от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской федерации");
Общая сумма настоящего договора составляет 18 428 984 (восемнадцать миллионов четыреста двадцать восемь тысяч девятьсот восемьдесят четыре) рубля 04 копейки (не облагается НДС в соответствии с пп. "а" п.2 ст. 1 ФЗ от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской федерации");
П. 6 Передача в пользование Потребителю и возврат емкостей для накопления ТКО в случае такой необходимости осуществляется в соответствии с актом приема-передачи емкостей (Приложение N 4 к настоящему Договору), в котором указывается количество установленных емкостей и их номинальный объем. Акт приема-передачи составляется в трех экземплярах, один из которых Региональный оператор предоставляет Потребителю;
П. 7 Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: "01" января 2022 г.;
П. 8 С даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов", следующим способом:
расчетным путем исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов;
П. 8.1. В случае заключения настоящего договора после 01.01.2022 стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов" до даты фактического заключения договора исходя из цены, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
П. 10 Потребитель оплачивает услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО;
П. 11 по тексту договора;
П. 13 Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой Стороне подписанный акт сверки расчетов в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая Сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 10 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов;
Раздел III по тексту договора
П. 16 б) Дополнить фразой: Ответственным перед Потребителем за выполнение обязательств по настоящему договору является Региональный оператор;
П. 16 е) Исключить;
П. 17 и) предоставлять Региональному оператору актуальные, достоверные и документально подтвержденные сведения, используемые при расчете размера платы за услугу по обращению с ТКО;
П. 17 к) подписать акт сдачи приемки-оказанных услуг в течение 10 рабочих дней с момента его получения, либо в тот же срок дать мотивированный отказ от подписания акта. В противном случае услуги считаются выполненными и подлежит оплате, а акт сдачи-приемки считается подписанным;
П. 17 л) Исключить;
П. 17 м) Исключить;
Раздел V по тексту договора в редакции Регионального оператора;
П. 29 В случае кражи или порчи емкости, принадлежащей Региональному оператору либо лицу, привлеченному Региональным оператором к исполнению Договора, в период нахождения емкости у Потребителя, Потребитель оплачивает расходы Регионального оператора либо лица, привлеченного Региональным оператором к исполнению Договора, связанные с устранением последствий порчи емкости или покупкой новой емкости, на основании заверенных надлежащим образом Региональным оператором документов, подтверждающих данные о расходах на устранение последствий порчи емкости или покупку новой емкости. Оплата производится Потребителем в течение 7 (семи) рабочих дней со дня 6 получения Потребителем соответствующей письменной претензии Регионального оператора с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы Регионального оператора либо лица привлеченного Региональным оператором к исполнению Договора;
Дополнить раздел VIII пунктом следующего содержания:
П. 36 каждая из сторон договора вправе отказаться от настоящего договора в одностороннем порядке, уведомив другую сторону об этом не позднее чем за месяц, возместив при этом доказанные и фактически понесенные убытки, вызванные таким отказом;
П. 41 Исключить;
Раздел X п. 45, 46, 47, 48 по тексту договора в редакции Регионального оператора;
Приложение N 1 по тексту приложения N 1 договора в редакции Регионального оператора;
Приложение N 2 по тексту приложения N 2 договора в редакции Регионального оператора.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда, урегулировать разногласия в редакции истца по пунктам 3, 3.1, 8, 10 договора, дополнить раздел V договора пунктом следующего содержания: Региональный оператор на основании информационного листа Потребителя осуществляет перерасчет стоимости услуги в связи с оказанием таких услуг ненадлежащего качества, в соответствии с положениями действующего законодательства РФ; исключить раздел X.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Указанная Региональным оператором сумма, которую Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору по договору значительно превышает размер суммы, определенный исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (1 535 748, 67 руб. у Регионального оператора вместо 1 400 265, 25 рублей исходя из общей площади жилых помещений).
Истец вправе выбрать любой законный метод определения стоимости услуг Регоператора, указанный в п.п. "а" п.5 Правил N 505. То обстоятельство, что места накопления отходов истцу не принадлежат, в силу закона не является основанием ограничения права Потребителя на выбор способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. При этом, истцом организован раздельный сбор отходов.
Суд первой инстанции необоснованно отказал истцу в требовании о включении в договор обязанности Регоператора произвести перерасчет за услугу ненадлежащего качества.
Суд первой инстанции неверно истолковал положения ФЗ "О персональных данных".
Ответчик представил письменные пояснения, в которых возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Сторонами представлены дополнительные письменные пояснения по делу.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" (ОАО "РЭУ-22 района Измайлово", далее - Истец) является управляющей организацией, оказывающей услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (МКД), а также предоставляющей собственникам и пользователям помещений коммунальные услуги, в том числе услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). ОАО "РЭУ-22 района Измайлово" действует в соответствии со ст. 162 ЖК РФ на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.04.2015 N 077 000489, выданной Государственной жилищной инспекцией города Москвы.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твёрдых коммунальных отходов (т.е., в рамках настоящего спора, управляющая организация) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения соответствующих договоров урегулирован постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. N641" (далее - Постановление N 1156).
В городе Москве региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) является ГУП "Экотехпром" (далее -Ответчик), которым в адрес ОАО "РЭУ-22 района Измайлово" направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8.11 Постановления N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 8.14 указанного постановления Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
По мнению истца, направленный в адрес Истца проект договора содержал ряд условий, которые не предусмотрены типовой формой, утверждённой в Постановлении N 1156. ОАО "РЭУ-22 района Измайлово" подготовило свои предложения о внесении изменений в представленный проект договора в части, которые в порядке п. 8.11. Постановления N 1156 оформлены в виде протокола разногласий с правовым обоснованием по каждому спорному пункту и направлены в адрес Ответчика вместе с отказом от подписания договора в редакции Регионального оператора, а также с просьбой рассмотреть подготовленные предложения по внесению изменений в договор и учесть их при подписании итоговой редакции договора (письма исх. N 1147 от 17.12.2021, N 1180 от 30.12.2021 г., N 1196 от 11.01.2022).
Поскольку ответчик предложенную истцом редакцию договора не принял, истец в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации передал возникшие при заключении договора разногласия на рассмотрение суда, обратившись с настоящим иском в Арбитражный суд города Москвы.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в обжалуемой истцом части при отсутствии возражений от сторон в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По пункту 3.1 договора суд апелляционной инстанции соглашается с правовой позицией Потребителя (истца) в его безусловном праве выбора любого указанного в п.п. "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 способа коммерческого учета, на основании следующего.
Подпунктом б пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N505.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (пункты 5 и 6 Правил N 505).
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ Правила N505, 1156 и условия Типового договора являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при организованном раздельном накоплении отходов и не содержит ограничений по способу коммерческого учета для других видов накопления ТКО.
Поэтому требование истца о дополнении пункта 3 договора абзацем следующего содержания: В многоквартирных домах под управлением ОАО "РЭУ-22 района Измайлово" осуществляется раздельное накопление ТКО, удовлетворению не подлежит, как не имеющее правового значения для рассматриваемого спора. При этом, в каждом конкретном случае при наличии возражений Регионального оператора истец обязан доказать факт раздельного накопления ТКО независимо от наличия данного условия в договоре.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782 по делу N А59-5896/2020).
Между тем, суд первой инстанции правомерно принял редакцию ответчика, устанавливающую способ коммерческого учета исходя из нормативов накопления ТКО, поскольку истец не является балансодержателем мест накопления отходов (далее - МНО) и не заключил соответствующего Соглашения об использовании МНО, которые находятся в открытом доступе и используются иными потребителями услуги по обращению с ТКО. Поэтому представленный истцом расчет среднесуточного объема ТКО в контейнерах, приходящегося на долю истца в МНО, является приблизительным и не может быть положен в основу расчетов сторон, так же учитывая возражения ответчика о том, что расчет истца основан на объеме ТКО за 2021 г., принимая во внимание контррасчет ответчика. В этой связи, истец документально не обосновал возможность объективно реализовать способ коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров, и так же истец документально не обосновал возражение о превышении региональным оператором стоимости услуги исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом указанной истцом общей площади жилых помещений.
По указанным основаниям суд первой инстанции правомерно принял пункт 8 договора в редакции ответчика, как взаимосвязанный с пунктом 3.1 договора.
Пункт 10 договора суд первой инстанции правомерно принял в редакции ответчика, поскольку по смыслу ст. 154, 155 ЖК РФ на потребителя возложена обязанность по оплате коммунальных услуг вне зависимости от выставления оператором счетов на оплату. При этом, пунктом 3.1 договора установлена стоимость договора, позволяющая самостоятельно истцу исполнить обязанность по оплате услуги региональному оператору.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для дополнения пунктом 26 Раздела V договора по заявлению истца, поскольку в редакции Регионального оператора Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148(30) Правил N 354). В случае принятия такого решения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы. Письмо Минстроя России от 26.02.2019 N6592-ОГ/06 по вопросу платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и перерасчета такой платы.
Раздел X п. 45, 46, 47, 48 по тексту договора правомерно приняты судом первой инстанции в редакции Регионального оператора, поскольку согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Поскольку субъектом Договора являются жители в чьих интересах Потребитель выступает, то в договоре по обращению с ТКО содержатся положения о порядке обработки Региональным оператором персональных данных, предоставленных потребителем.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 октября 2022 года по делу N А40-80871/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80871/2022
Истец: ОАО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 22 РАЙОНА ИЗМАЙЛОВО"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"