город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2023 г. |
дело N А53-24304/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО "АвтоДон-4": Щепеткова Е.С. по доверенности от 11.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации города Шахты
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2022 по делу N А53-24304/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4"
(ИНН 6155054056, ОГРН 1046155008261)
к публично-правовому образованию город Шахты в лице департамента финансов администрации города Шахты (ИНН 6155030270, ОГРН 1026102779856)
при участии третьих лиц: администрации г. Шахты; муниципального казенного учреждения "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, департамента труда и социального развития г. Шахты
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4" (далее - истец, ООО "АвтоДон-4", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к публично-правовому образованию город Шахты в лице департамента финансов администрации г. Шахты (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 7 220 341 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Шахты, муниципальное казенное учреждение "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, департамент труда и социального развития г. Шахты.
Решением суда первой инстанции от 29.12.2022 с публично-правового образования город Шахты в лице департамента финансов администрации г. Шахты за счет средств местного бюджета в пользу ООО "АвтоДон-4" взысканы убытки в размере 7 220 341 руб. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 44 092 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Шахты обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на то, что Шахтинской городской Думой утвержден Перечень категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда в городском пассажирском транспорте (приложение). В пункте N 7 Приложения решения Шахтинской городской Думы N 570 от 23.12.2004 указаны "Учащиеся общеобразовательных школ города". Указанным решением Шахтинской городской Думы N 570 не установлена обязанность администрации г. Шахты в лице департамента финансов но возмещению перевозчику, осуществляющему перевозку льготной категории граждан, денежных средств в размере недополученных доходов, как и не установлен размер стоимость проезда для льготной категории "Учащиеся общеобразовательных школ города". Из изложенного следует, что департамент финансов не брал на себя расходное обязательство по возмещению транспортным предприятиям расходов в связи с представлением проезда льготным пассажирам. Указанное решение N 570 от 23.12.2004 вступило в силу с 01.01.2005, не признано незаконным в установленном порядке. Истец с 01.01.2005 по апрель 2022 (в течение 17 лет) не обращался в департамент финансов администрации города Шахты, в администрацию города Шахты по вопросу возмещения ему, как перевозчику, денежных средств в размере недополученных доходов за перевозку льготной категории граждан. Обязанность, предусмотренная п.2.4.1 соглашений не исполнена перевозчиком (договоры о возмещении недополученных доходов не заключил с соответствующими организациями). Отказ департамента финансов в заключении указанных договоров (контрактов) не представлен истцом. Ввиду изложенного в бюджете города Шахты в 2004-2021 годах и на 2022 год расходы на возмещение недополученных доходов перевозчику, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда не утверждались. С момента обращения истца в Арбитражный суд Ростовской области с указанным исковым заявлением, в департамент финансов администрации г. Шахты не были предоставлены документы, указанные в соглашениях в целях получения в досудебном порядке указанных недополученных доходов. Департамент финансов не является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб у истца.
От ООО "АвтоДон-4" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "АвтоДон-4" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Шахты.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Шахты в общественном городском транспорте, истец оказывал услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством РФ.
Между администрацией города Шахты и ООО "АвтоДон-4" заключены соглашения от 30.03.2021, 30.06.2021 о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Шахтинская городская дума решением от 24.12.2004 N 570 "Об утверждении перечня категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда в городском пассажирском транспорте г. Шахты" утвердила вышеупомянутый перечень и внесла в него такую категорию, как "Учащиеся образовательных школ города" (Приложение к Решению городской думы от 23.12.2004 N 570).
Поскольку указанное решение не содержит в себе стоимости проезда для льготной категории "Учащиеся образовательных школ города", то перевозчиком установлен размер оплаты проезда школьниками в размере 2 рублей.
В соответствии с соглашениями о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот от 30.03.2021 и от 30.06.2021, заключенным между администрацией города Шахты и ООО "АвтоДон-4" перевозки по муниципальным маршрутам осуществляются по нерегулируемым тарифам.
Вид "регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам" предусмотрен федеральным законом и предусматривает, что перевозчики устанавливают тарифы на проезд самостоятельно.
Истец указывает, что оказывал услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в г. Шахты.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением истцом услуги по перевозке отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд, не возмещены, истец обратился в суд с иском о взыскании убытков.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан возложена на субъекты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Исходя из того, что 24.12.2004 Шахтинская городская дума решением N 570 "Об утверждении перечня категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда в городском пассажирском транспорте г. Шахты" утвердила упомянутый перечень и внесла в него такую категорию, как "Учащиеся образовательных школ города" (Приложение к Решению городской думы от 23.12.2004 N 570), администрация г. Шахты приняла на себя обязательство по возмещению перевозчику, осуществляющему перевозку льготной категории граждан, денежных средств в размере недополученных доходов.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" ООО "ДонАвто-4" заключены соглашения с администрацией города Шахты о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
В соответствии с Постановлением Мэра г. Шахты N 229 от 29.12.2004, стоимость проезда для школьников была установлена в размере по 2 рубля за одну поездку с 01.01.2005. С 01.01.2005 все перевозчики г. Шахты, в том числе ООО "АвтоДон-4", обязаны были перевозить школьников по 2 рубля за одну поездку.
Постановлением Администрации г. Шахты N 6781 от 16.12.2015 вышеуказанное Постановление Мэра N 229 отменено. Иной стоимости проезда для школьников на законодательном уровне установлено не было.
Истец продолжил возить школьников города Шахты по 2 рубля за одну поездку, что подтверждается внутренним приказом ООО "АвтоДон-4" N 12 от 17.12.2015. Данный приказ был введен в действие с 01.01.2016, после отмены Постановления Мэра N 229.
Из жалобы администрации следует, что департамент финансов не является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб у истца.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование (город Шахты), к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Согласно п. 2 Положения о департаменте финансов администрации города Шахты (решение от 21.12.2006 N 276 об утверждении положения о департаменте финансов администрации г. Шахты) департамент финансов осуществляет следующие функции, в том числе, осуществляет исполнение судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны города Шахты.
С учетом изложенного, публично-правовое образование город Шахты в лице департамента финансов администрации города Шахты в качестве административного ответчика определено судом первой инстанции верно.
В апелляционной жалобе администрация города Шахты ссылается на то, что общество не заключило с департаментом договоры о возмещении недополученных доходов, отказ департамента в заключении договоров не представлен.
Указанные доводы отклоняются судебной коллегией на основании следующего.
Согласно п. 2.2 соглашений администрация города Шахты должна была в течение 10 рабочих дней со дня подписания соглашения направить в департамент труда и социального развития города Шахты и другие организации, обеспечивающие финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, информацию о перевозчике для заключения между департаментом труда и социального развития города Шахты, другими организациями, обеспечивающих финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, и перевозчиком договора (контракта) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
В материалы дела представлено письмо (решение) Прокуратуры Ростовской области от 23.05.2022, согласно которому, на дату составления письма администрацией не исполнены обязанности по соглашениям, а именно, договоры (контракты) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, с перевозчиками не заключены; администрацией города Шахты не осуществляется возмещение потерь перевозчика в доходах, возникающих в результате в результате предоставления льготы по тарифам на проезд учащихся общеобразовательных школ города.
Доводов относительно неправомерности указанного письма (решения) Прокуратуры Ростовской области не заявлено.
Из изложенного следует, что администрация, излагая свою правовую позицию в апелляционной жалобе, перекладывает на перевозчика установленную п. 2.2 соглашений обязанность по направлению в уполномоченные органы информации о перевозчике.
Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе ООО "ДонАвто-4", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.
ООО "ДонАвто-4", являясь перевозчиком, оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте.
В обоснование заявленного требования с учетом вышеизложенных положений обществом в материалы дела представлены отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, а также постановление от 21.01.2019 "Об утверждении результатов обследования пассажиропотоков".
В суде первой инстанции департаментом финансов представлен отзыв, согласно которому исходя из сведений МКУ "ДГХ" г. Шахты расчетный (условный) размер выпадающих доходов при перевозке учащихся общеобразовательных школ г. Шахты за период 2019-2021 и шести месяцев 2022 года составил 7 220 341 руб., на основании чего обществом в порядке ст. 49 АПК РФ были изменены заявленные требования.
Судом первой инстанции установлено, что разногласий по количеству перевезенных пассажиров нет, разногласий по нему суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что департамент и администрация не представили доказательств, опровергающих данные, отраженные в представленных актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан.
Обязанность по компенсации расходов, понесенных ООО "ДонАвто-4", оказывающим услуги льготным категориям граждан, возникает не из договора, а из закона.
Поскольку государством продекларировано предоставление льготы, то возмещение затрат по перевозке субъекту предпринимательской деятельности должно осуществляться за счет средств соответствующего бюджета.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки в размере 7 220 341 руб., возникшие у ООО "АвтоДон-4" в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет средств местного бюджета.
Учитывая изложенное, оценив в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом того, что ООО "АвтоДон-4" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в региональный регистр, то требования общества о взыскании понесенных им расходов с публично-правового образования город Шахты в лице департамента финансов администрации г. Шахты за счет средств местного бюджета правомерны и обоснованны.
Доводы апелляционной жалобы администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2022 по делу N А53-24304/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24304/2022
Истец: ООО "АвтоДон-4"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЫ
Третье лицо: Администрация г. Шахты РО, Администрация города Шахты, ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЫ, Департамент труда и социального развития города Шахты, МКУ "Департамент городского хозяйства", Муниципальное казенное учреждение "Департамент городского хозяйства", ООО "АвтоДон-3"