г. Вологда |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А05-2962/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Осокиной Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова" Рукавициной В.М. по доверенности от 30.12.2021 N 55-Д/21, Тярасовой Е.В. по доверенности от 30.12.2021 N 45-Д/21, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Недорезовой И.Б. по доверенности от 04.04.2022 N 16,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 августа 2022 года по делу N А05-2962/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова" (ОГРН 1022900537648, ИНН 2901017998; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 7; далее - учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд, ТФОМС АО) о признании недействительным акта проверки использования средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования от 24.02.2022 N 12/08 в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования за 2020 год в общей сумме 92 121 794 руб. 37 коп. (из них: 92 119 024 руб. 37 коп. - переплата по договору на оказание услуг и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию за 2020 год, не возмещенная в страховую медицинскую организацию (далее - СМО) на дату проверки; 2 770 руб. - необоснованно полученные денежные средства от СМО за исследование, оплата за которые должна быть произведена в рамках межучрежденческих расчетов (абзацы третий и четвертый пункта 1 "Результаты проверки" акта) и о перечислении штрафа в размере 9 212 179 руб. 44 коп., а также об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427; адрес: 107045, Москва, переулок Уланский, дом 26, помещение 3.01; далее - АО "СК "СОГАЗ-Мед"), общество с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское страхование" (ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100; адрес: 115184, Москва, улица Большая Татарская, дом 13, строение 19; далее - ООО "Капитал медицинское страхование").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемый акт признан недействительным в части назначенного штрафа в размере, превышающем 921 217 руб. 94 коп.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; на фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения. Этим же решением с фонда в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, впоследствии уточненной, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что судом неправомерно не учтено, что в 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - Постановление N 432) установлены меры, направленные на компенсацию медицинским организациям выпадающих доходов, недополученных вследствие временного приостановления деятельности в рамках ОМС, а также компенсацию потерь медицинской организации от приостановления плановых объемов помощи, распределенных комиссией по разработке территориальной программы ОМС. Неисполнение учреждением обязательств по оказанию плановых объемов медицинской помощи в период с апреля по июль 2020 года по договорам ОМС произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (введению ограничительных мер по оказанию плановой медицинской стоматологической помощи). В связи с этим считает, что, так как в период с апреля по декабрь 2020 года порядок финансирования ОМС был иным с учетом приостановления плановой помощи, то учреждение и не должно было в эти месяцы подтверждать авансы счетами, поскольку финансирование осуществлялось вне зависимости от выполненных объемов. По второму эпизоду больница, по сути, не отрицает сам факт нарушения, однако ссылается на то, что учреждение не преследовало умысла незаконного обогащения, поэтому настаивает на том, что именно АО "СК "СОГАЗ-Мед" обязано было самостоятельно удержать и скорректировать оплату будущих счетов, как указано в акте медико-экономической экспертизы.
Представители учреждения в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Фонд в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражений относительно частичного удовлетворения требований в отзыве фонда и его представителем не заявлено.
От АО "СК "СОГАЗ-Мед" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
ООО "Капитал медицинское страхование" в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, фондом проведена проверка использования средств, направленных на реализацию территориальной программы ОМС в учреждении за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
В ходе проведения проверки фонд пришел к выводу о нецелевом расходовании заявителем средств ОМС в том числе в сумме 92 121 794 руб. 37 коп., из них:
92 119 024 руб. 37 коп. - сумма излишне полученных средств за 2020 год по Постановлению N 432, а также необоснованно израсходованных (переплата по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС за 2020 год, не возвращенная в СМО на дату проверки);
2 770 руб. - необоснованно получены денежные средства от СМО за исследования, оплата за которые должна была быть произведена в рамках межучрежденческих расчетов.
Результаты проверки отражены в акте от 24.02.2022 N 12/08, согласно которому учреждению необходимо перечислить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего акта на лицевой счет ТФОМС АО использованные не по целевому назначению средства территориальной программы ОМС в общей сумме 92 426 360 руб. 23 коп. (из них - два спорных эпизода), штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств, что составило 9 242 636 руб. 02 коп.
При этом штраф по спорным эпизодам составил 9 212 179 руб. 44 коп. (10 % от 92 121 794 руб. 37 коп.).
Не согласившись с результатами проверки, учреждение в адрес территориального фонда направило возражения от 03.03.2022 N 02-03/954 на акт.
В соответствии с пунктом 46 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н), фондом заявителю направлено сообщение от 11.03.2022 N 936/01-16 о результатах рассмотрения возражений на акт с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными.
Не согласившись с указанным актом в оспариваемой части, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в деянии заявителя нецелевого использования бюджетных средств и об отсутствии оснований для признания незаконным акта проверки в части предложения возвратить излишне выплаченные суммы, однако посчитал возможным уменьшить размер штрафа до 1 %.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего спора исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, а также правовое положение субъектов и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно статье 9 Закона N 326-ФЗ субъектами ОМС являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники ОМС, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
В абзаце 1 раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 (на 2019 - от 10.12.2018 N 1506, на 2021 - от 28.12.2020 N 2299), определено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), а также средства ОМС.
В силу положений части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ указано, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Согласно статьям 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Таким образом, по общему правилу в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение. В этой связи медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится территориальным фондом в Порядке N 255н.
Согласно части 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
При этом в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (часть 8.1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления N 432 в редакции от 03.08.2020 финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по ОМС, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432 в редакции от 03.12.2020 медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества (далее - постоянные расходы), за счет средств ОМС независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Закон N 326-ФЗ и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств ОМС независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период. На сумму оплаты расходов, указанных в названном подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства ОМС подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда ОМС.
Таким образом, на сумму оплаты расходов, указанных в подпункте "н", уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства ОМС подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда ОМС.
Сведения о фактической сумме расходов медицинской организации, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432, превышающих сумму, предъявленных к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь, а также о сумме средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда ОМС отражаются в акте сверки расчетов между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Из вышеприведенных норм следует, что сумма предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь, а также сумма указанных в подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432 фактических расходов, превышающих сумму предъявленных к оплате счетов, является финансовым обязательством страховой медицинской организации перед медицинской организацией, подлежащим оплате за счет целевых средств.
Вместе с тем Постановление N 432 не предполагает безусловного списания любой задолженности медицинской организации, а реализуется в определенном порядке и с условиями.
Порядок реализации подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 приведен в совместном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/и/2-12704, Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12460/30-2/и от 04.09.2020 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 (далее - письмо от 04.09.2020).
Согласно формуле, приведенной в письме от 04.09.2020, расчетная сумма средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию (значение со знаком "-") или возврату в бюджет территориального фонда (значение со знаком "+") (С), определяется расчетно по формуле (пункт 2 письма от 04.09.2020), а именно исходя из суммы перечисленного медицинской организации аванса (А факт), суммы предъявленных к оплате от медицинской организации счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь (Ф), расчетного размер аванса (А план), доли расходов медицинской организации (Д).
В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно актам сверки по договору на оказание и оплату медицинской помощи, составленным между истцом и страховыми медицинскими организациями за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 и подписанным без разногласий, медицинской организации перечислены суммы аванса и окончательного расчета в общем размере 564 270 489 руб. 40 коп.
Сумма предъявленных к оплате медицинской организацией счетов за вычетом суммы средств, удержанных по результатам контроля объема, сроков и качества, составила 472 151 465 руб. 03 коп.
Так, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 заявитель по договору с ООО "Капитал медицинское страхование" оказал медицинскую помощь на сумму 125 673 955 руб. 85 коп., тогда как данная страховая медицинская организация перечислила в адрес учреждения 157 390 410 руб. 22 коп.
За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 заявитель по договору с АО "СК "СОГАЗ-Мед" оказал медицинскую помощь на сумму 346 477 509 руб. 18 коп., тогда как данная страховая медицинская организация перечислила в адрес учреждения 406 880 079 руб. 18 коп.
Таким образом, сумма переавансирования по состоянию на 31.12.2020 составила 92 119 024 руб. 37 коп. (564 270 489 руб. 40 коп. - 472 151 465 руб. 03 коп.).
Из материалов дела следует, что за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 у заявителя и ответчика разногласий по расчетам не имеется.
Разногласия сторон возникли за период с 01.04.2020 по 31.12.2020, в том числе по сумме фактических расходов, превышающих сумму предъявленных к оплате счетов.
Судом первой инстанции установлено, что авансирование учреждения в 2020 году в период действия Постановления N 432, а именно, с 01.04.2020 по 31.12.2020 осуществлялось в повышенном размере в пределах расчетного аванса исходя из 1/12 годового планового объема предоставления медицинской помощи.
В результате перечисления заявителю повышенных сумм аванса по итогам 2020 года у него образовалась упомянутая ранее кредиторская задолженность перед АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в размере 60 402 570 руб.
Аналогичным образом образовалась кредиторская задолженность учреждения перед ООО "Капитал Медицинское Страхование" на сумму 31 716 454 руб. 37 коп., что также подтверждается подписанным между ними актом сверки расчетов за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно совместному письму Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда ОМС от 04.09.2020 N 11-7/и/2-12704, N 12460/30-2/и действующим законодательством предусмотрено уменьшение кредиторской задолженности медицинских организаций, но не полное ее списание.
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления N 432 медицинская организация вправе уменьшить сумму кредиторской задолженности перед страховой медицинской организацией независимо от объема оказанной медицинской помощи: на сумму постоянных расходов за счет средств ОМС, а также на сумму прочих расходов в размере, не превышающем 5 % размера постоянных расходов медицинской организации.
Федеральный Фонд ОМС в письме от 02.03.2021 N 00-10-30-2-04/1120 разъяснил, что финансовым обязательством страховой медицинской организации, подлежащей оплате за счет целевых средств, является: сумма предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь; сумма указанных в подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432 фактических расходов, превышающих сумму предъявленных к оплате счетов.
Как указано ранее в настоящем постановлении, за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 у заявителя и ответчика разногласий по расчетам не имеется.
В материалах дела усматривается, что применительно к Постановлению N 432 размер фактических расходов больницы за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 составил 330 851 441 руб. 42 коп., в том числе 315 096 610 руб. 88 коп. - постоянных фактических расходов и 15 754 830 руб. 54 коп. - прочих расходов (5 % от постоянных расходов).
Сумма принятых к оплате счетов за период действия Постановления N 432, а именно с 01.04.2020 по 31.12.2020 составила по двум страховым медицинским организациям 337 710 499 руб. 10 коп. (в том числе АО "СК "Согаз-Мед" - 248 008 331 руб. 76 коп., ООО "Капитал МС" - 89 702 167 руб. 34 коп.), указанная в актах сверки расчетов за период апрель-декабрь 2020 года, подписанных без разногласий, была подтверждена.
При этом указанная в актах сверки расчетов за период апрель-декабрь 2020 года сумма фактических расходов не подтвердилась по результатам проверки и была скорректирована по данным, представленным медицинской организацией.
Этот факт подтверждается таблицей начисленных расходов медицинской организации за период 01.04.2020-31.12.2020, подписанной руководителем медицинской организации и главным бухгалтером медицинской организации 21.01.2022 (том 2, лист 64).
Таким образом, в ходе проверки установлено и не оспаривается медицинской организацией, что сумма принятых к оплате счетов составила 337 710 499 руб. 10 коп. (указаны в актах, подписанных со страховыми медицинскими организациями), сумма фактических расходов составила 330 851 441 руб. 42 коп. (предоставлены медицинской организацией в ходе проверки).
В связи с тем, что сумма фактических расходов (330 851 441 руб. 42 коп.) не превысила сумму принятых к оплате счетов (337 710 499 руб. 10 коп.), положения подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 применению не подлежат.
Апеллянтом не отрицается и документально не опровергнут тот факт, что все принятые счета учреждения оплачены третьими лицами в полном объеме, неоплаченные счета отсутствуют.
Возражения заявителя, который не согласен с методикой расчетов ответчика, отклоняются апелляционным судом, поскольку, как установлено в пункте 1 Постановления N 432, предусмотренные им меры поддержки применяются со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены.
Согласно Постановлению N 432 в редакции от 03.12.2020 период применения подпункта "н" пункта 1 составляет с 01.04.2020 по 31.12.2020.
Такие ограничительные меры (строгий противоэпидемический режим) были введены в отношении медицинских организаций Указом Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 N 28-у с 18.03.2020. Указанные санитарно-эпидемиологические меры, ограничивающие оказание медицинской помощи в полном объеме, действовали весь 2020 год.
В период с 01.04.2020 по 31.12.2020 режим повышенной готовности и ограничительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с сохраняющейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Губернатором Архангельской области не отменялись.
Ссылка заявителя на приказы главного врача и распоряжения Министерства здравоохранения Архангельской области с иным периодом действия ограничительных мер не может быть признана состоятельной, поскольку руководитель учреждения и министр здравоохранения Архангельской области не являются высшими должностными лицами субъекта Российской Федерации.
В отсутствие соответствующего правового обоснования заявитель связывает действие подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 исключительно с одной ограничительной мерой в виде приостановления плановой медицинской помощи, а именно, плановой стоматологической помощи.
Между тем, из буквального толкования положений пункта 1 Постановления N 432 такой вывод не следует.
Апелляционный суд также отклоняет довод учреждения о том, что меры, установленные Постановлением N 432, направлены исключительно на компенсацию потерь медицинской организации от приостановления плановых объемов помощи, распределенных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, поскольку норм, устанавливающих предоставление медицинским организациям гарантий, направленных на компенсацию выпадающих доходов и потерь от приостановления плановых объемов помощи указанное постановление не содержит.
Поскольку финансовые обязательства перед учреждением третьими лицам исполнены в объеме, превышающем объем, установленный решением комиссии по ОМС на 2020 год, апелляционная инстанция отклоняет расчеты фактических расходов, приведенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, так как они не соответствуют положениями Постановления N 432.
Таким образом, в силу подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 у больницы возникла обязанность возвратить в бюджет ТФОМС АО излишне выплаченные 92 119 024 руб. 37 коп.
Вместе с тем апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что сумма денежных средств, излишне полученных медицинской организацией средств в порядке переавансирования (92 119 024 руб. 37 коп.), является нецелевым использованием средств.
Как справедливо отмечено апеллянтом, в качестве нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования квалифицируется осуществление медицинской организацией за счет указанных средств расходов:
* не относящихся к видам медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования;
* не входящих в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Единственным критерием отнесения расходов медицинских организаций к целевому использованию является соблюдение вышеуказанных правил (вхождение в структуру тарифа обязательного медицинского страхования и (или) отнесение данных расходов к видам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования). В иных случаях расходы могут быть признаны нецелевым использованием.
Несмотря на принятие Постановления N 432, данный критерий не изменился в связи с неизменностью целей расходования средств ОМС.
Правовая природа целевого использования средств ОМС не зависит от какого-либо превышения расходов в результате перечисления повышенных сумм авансов по итогам отчетных периодов и возникновении кредиторских задолженностей.
Более того, в Постановлении N 432, в частности, в подпункте "н" пункта 1 этого постановления, не указано, что оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования, подлежащие возврату в бюджет соответствующего территориального фонда ОМС, являются нецелевым использованием денежных средств.
Начисление штрафа за их не возврат медицинской организацией также Постановлением N 432 не предусмотрено.
При таких обстоятельствах определенная фондом к возврату на основании подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 сумма денежных средств, выплаченных в качестве излишнего аванса, не отвечает понятию "нецелевого расходования бюджетных средств", приведенному в статье 306.4 БК РФ.
Следовательно, у фонда не имелось правовых оснований для начисления больнице штрафа в размере 10 % от суммы невозвращенных денежных средств, выплаченных на основании специально изданного нормативного правового акта, принято в соответствии с частью 8.1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
На основании изложенного правовых оснований для отказа в признании недействительным акта проверки фонда от 24.02.2022 N 12/08 в части назначения больнице штрафа по рассматриваемому эпизоду в сумме 9 211 902 руб. 44 коп. (10 % от суммы 92 119 024 руб. 37 коп.) в данном случае не имеется.
Таким образом, поскольку по рассматриваемому эпизоду судом первой инстанции штраф только снижен до 1 % от суммы невозвращенных денежных средств, решение суда в указанной части нельзя признать обоснованным.
В ходе проверки ответчиком также установлено, что средства в размере 2 770 руб. необоснованно полученные за медицинскую помощь, подлежали оплате в рамках межучрежденческих расчетов.
В соответствии с положениями пунктов 39.1 Порядка N 255н установлен факт предъявления на оплату медицинской организацией счетов за медицинскую помощь с нарушениями в их оформлении и предъявлении на оплату медицинской организацией при взимании платы с застрахованных лиц: 20.11.2020 учреждением проведено исследование застрахованного лица, проходящего лечение в круглосуточном стационаре другой медицинской организации.
Согласно пункту 32 приложения 3 "Порядок оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях" (далее - Порядок оплаты) к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 30.12.2019 расходы на организацию и проведение исследований методом КТ учтены в структуре тарифов на оплату медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую КСГ.
Фондом установлено, что в нарушение Порядка оплаты указанное исследование учреждением предъявлено к оплате и оплачено страховой медицинской организацией, тогда как следовало применять способ оплаты данного исследования в рамках межучрежденческих расчетов с больницы.
Данный факт не оспаривается медицинской организацией, а также подтверждается копиями акта медико-экономического контроля, акта медико-экономической экспертизы.
Согласно части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Фонд является контролирующим органом, наделенным полномочиями на проведение проверок использования средств ОМС медицинскими организациями.
В ходе проверки установлено, что указанные средства получены медицинской организацией без оснований и не были возвращены страховой медицинской организации, в связи с чем, как верно отмечено судом, являются нецелевым расходованием средств.
Довод заявителя о том, что согласно проведенной медико-экономической экспертизы в июне 2021 года (акт от 18.06.2021 N 2984) указанный страховой случай подлежал снятию с оплаты, правомерно не принят судом, поскольку удержание денежных средств по акту медико-экономической экспертизы не производилось.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, в случае, если указанные средства не были удержаны страховой медицинской организацией, то именно медицинская организация обязана была осуществить их возврат (пункт 84 приказа ФФОМС от 28.02.2019 N 36).
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого решения фонда недействительным по второму эпизоду в указанной части, не имеется.
Вместе с тем суд пришел к выводу о возможности снижения размера штрафа до 1 %.
По второму эпизоду сумма штрафа с учетом снижения его судом составила 27 руб. 70 коп.
Мотивированных возражений относительно данного вывода суда фондом не заявлено.
Однако, поскольку ранее в настоящем постановлении апелляционным судом установлено отсутствие правовых оснований для начисления штрафа по первому эпизоду, решение суда подлежит изменению в части размера штрафа, подлежащего признанию начисленным неправомерно (9 212 151 руб. 74 коп. = 9 211 902 руб. 44 коп. + 249 руб. 30 коп.), с изложением абзаца первого его резолютивной части в новой редакции как принятое с нарушением норм материального права в этой части.
В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежат отнесению на фонд в порядке статьи 110 АПК РФ, поскольку, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 названного Кодекса, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 августа 2022 года по делу N А05-2962/2022 изменить, изложить абзац первый его резолютивной части в следующей редакции: "Признать недействительным акт проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области от 24.02.2022 N 12/08 в части назначения штрафа в размере 9 212 151 руб. 74 коп.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1) в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова" (ОГРН 1022900537648, ИНН 2901017998; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 7) 1 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2962/2022
Истец: АО государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области
Третье лицо: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ООО "Капитал Медицинское Страхование"