г. Киров |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А17-3111/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Бычихиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя - Лобачевой А.П., действующей на основании доверенности от 01.04.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.12.2022 по делу N А17-3111/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" (ОГРН 1083702001350, ИНН 3702545730)
к Службе государственного финансового контроля Ивановской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" (далее - заявитель, ООО "ЦНЭ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее - административный орган, СГФК, Служба) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 14.03.2022 N 07-04-57/2022.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЦНЭ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
По мнению заявителя жалобы, дополнительное соглашение от 15.03.2021 N 1 направлено на исправление допущенной заказчиком ошибки и не связано с изменением цены контракта, поскольку цена контракта осталась неизменной; изменение составляющих частей стоимости без изменения общей цены контракта не является нарушением законодательства. Общество указывает, что дополнительным соглашением от 10.06.2021 N 2 содержание графика оплаты приведено в соответствие с его наименованием. Кроме того ООО "ЦНЭ" полагает, что дополнительное соглашение от 31.08.2021 N 3 не изменяет существенные условия заключенного муниципального контракта, так как при заключении контракта ни виды, ни объемы предполагаемых работ по благоустройству определены не были.
Служба представила мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила несогласие с доводами заявителя и просила оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании, проведенном посредством системы веб-конференции, настаивал на занятой по делу позиции.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Службы.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.10.2020 Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области (уполномоченным органом) размещены в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0133200001720002634, документация об открытом конкурсе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и благоустройству общественной территории "Летний сад" г. Родники, ул. Советская (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла).
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.11.2020 N 0133200001720002634-1 Управлением и Обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и благоустройству общественной территории "Летний сад" г. Родники, ул. Советская (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла) от 30.11.2020 N 75-мк на сумму 40 021 052,63 рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Службой установлено следующее.
1. 15.03.2021 Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район", в лице начальника Управления и Обществом, в лице генерального директора, заключено дополнительное соглашение от 15.03.2021 N 1 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк, согласно которому работы по проектированию (при наличии изысканий) выполняются на безвозмездной основе с одновременным увеличением стоимости выполняемых работ по благоустройству; выполнение работ по благоустройству территории в сумме 40 021 052,63 рублей. Следовательно, стоимость выполнения работ по благоустройству территории увеличена на 1 813 639,33 рублей.
Таким образом, Обществом путем заключения дополнительного соглашения от 15.03.2021 N 1 изменены существенные условия контракта от 30.11.2020 N 75-мк при отсутствии предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возможности его изменения, а именно увеличена стоимость работ по благоустройству общественной территории на сумму 1 813 639,33 рублей без увеличения объема подлежащих выполнению работ.
2. В соответствии с графиком оплаты выполненных по контракту работ, являющимся приложением N 2 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк предусмотрены наименования работ и сроки их выполнения. Кроме того, определено, что подрядчик вправе указать в графике иные наименования работ, с учетом планируемой им к выполнению части работ по благоустройству объекта при условии согласования заказчиком (в том числе разделить указанные в соответствующей графе таблицы работы, детализировать конкретные работы - установка скамеек, устройство оснований и покрытий и т.п.), при этом при приемке соответствующих работ, указанных в графике выполнения работ, подрядчик предъявляет сметы на выполненные работы с соответствующим положительным заключением экспертизы о достоверности сметной стоимости и (при необходимости) сопутствующую документацию. Таким образом, приемке и оплате подлежат только работы, сметы по которым (несколькими сметами либо в целом одной сметой) прошли экспертизу достоверности сметной стоимости в установленном порядке.
10.06.2021 Управлением, в лице начальника Управления и Обществом, в лице генерального директора, заключено дополнительное соглашение от 10.06.2021 N 2 к контракту от 30.11.2020 N75-мк, согласно которому график оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 2 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк) изложен в новой редакции. Согласно графику оплаты выполненных по контракту работ (в редакции дополнительного соглашения от 10.06.2021 N 2) исключены: наименования и сроки выполнения работ; требования к подрядчику по предъявлению сметы на выполненные работы с соответствующим положительным заключением экспертизы о достоверности сметной стоимости и (при необходимости) сопутствующей документации; информация о том, что приемке и оплате подлежат только работы, сметы по которым прошли экспертизу достоверности сметной стоимости в установленном порядке.
Таким образом, Обществом путем заключения дополнительного соглашения от 10.06.2021 N 2 изменены существенные условия контракта от 30.11.2020 N 75-мк при отсутствии предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возможности его изменения, а именно изменен график оплаты выполненных по контракту работ, являющийся приложением к контракту от 30.11.2020 N 75-мк (исключены изначально предусмотренные положения, включены ранее непредусмотренные положения).
3. 31.08.2021 Управлением, в лице начальника Управления и Обществом в лице генерального директора, заключено дополнительное соглашение от 31.08.2021 N 3 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк, согласно которому стороны пришли к соглашению об изменении объемов работ на основании акта от 31.08.2021 "О необходимости внесения изменений в сметную документацию к контракту N 75-мк от 30.11.2020 г." и локальных сметных расчетов. Дополнительное соглашение от 31.08.2021 N 3 не содержит ссылки на нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющиеся основанием для внесения указанных изменений.
Таким образом, Обществом путем заключения дополнительного соглашения от 31.08.2021 N 3 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк изменены существенные условия указанного контракта, при отсутствии предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, возможности его изменения, а именно увеличен или уменьшен объем работ, предусмотренный условиями контракта от 30.11.2020 N 75-мк, более чем на 10 %.
По факту выявленных Службой нарушений в отношении Общества при его надлежащем извещении составлен протокол об административном правонарушении от 18.02.2022 N 07-04-57/2022 по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
На основании протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела постановлением по делу об административном правонарушении от 14.03.2022 N 07-04-57/2022 Служба привлекла Общество к административной ответственности по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является необоснованным и противоречащим действующему законодательству ООО "ЦНЭ" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении требований, предъявляемых к порядку изменения условий контракта. При этом необходимо учитывать, что ненадлежащее исполнение условий договора, то есть исполнение договора с нарушением ранее согласованных сторонами положений, не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На основании части 2 данной статьи, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, прямо предусмотренных указанной нормой.
В пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда РФ разъяснено, что сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Таким образом, по общему правилу изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Как следует из материалов дела, 20.10.2020 Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области (уполномоченным органом) размещены в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0133200001720002634, документация об открытом конкурсе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и благоустройству общественной территории "Летний сад" г. Родники, ул. Советская (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла).
Согласно указанной документации об открытом конкурсе в электронной форме, при оценке заявок (предложений) по не стоимостным критериям оценки (критерий 3, отраженный в Приложении R к части 2 "Информационная карта") лучшим предложением считается выполнение работ по проектированию на безвозмездной основе (Y5) с одновременным увеличением объема выполняемых работ по благоустройству в пределах установленного лимита финансирования. На соответствующую сумму экономии (указываемую участником в процентном соотношении) выполняются работы по благоустройству, что влечет одновременно снижение издержек заказчика и улучшение качества выполняемых работ в рамках настоящей закупки.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.11.2020 N 0133200001720002634-1 Управлением и Обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и благоустройству общественной территории "Летний сад" г. Родники, ул. Советская (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла) от 30.11.2020 N 75-мк на сумму 40 021 052,63 рублей.
В соответствии с пунктом 1 контракта от 30.11.2020 N 75-мк предметом контракта является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и благоустройству общественной территории "Летний сад" г. Родники, ул. Советская (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла).
Согласно пункту 1.1 контракта от 30.11.2020 N 75-мк работы по благоустройству территории выполняются подрядчиком в объеме, установленном техническим заданием (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
На основании пункта 1.3 контракта от 30.11.2020 N 75-мк результатом выполненной работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий на благоустройство территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, сметная документация содержащая информацию о сметной стоимости объекта и документ, содержащий положительное заключение экспертизы достоверности сметной стоимости в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1.4 контракта от 30.11.2020 N 75-мк результатом выполненной работы по благоустройству территории, объект, работы по благоустройству на котором выполнены подрядчиком в объеме, установленном Техническим заданием, соответствующий требованиям технических регламентов и разработанной в рамках настоящего контракта проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности, при наличии требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из пункта 2.1 контракта от 30.11.2020 N 75-мк следует, что цена контракта составляет 40 021 052,63 рублей, в том числе на выполнение работ по проектированию (при наличии изыскательских работ) в сумме 1 813 639,33 рублей, на выполнение работ по благоустройству территории в сумме 38 207 413,30 рублей.
Пунктом 2.5 контракта от 30.11.2020 N 75-мк определено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом, в соответствии со статьей 34 и статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании пунктов 5.1.4, 5.1.16 контракта от 30.11.2020 N 75-мк при разработке проектной документации подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные в настоящем контракте и приложении к нему; при выполнении работ по благоустройству территории подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать объект в установленный срок.
Пунктом 11.3 контракта от 30.11.2020 N 75-мк определено, что изменение условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
- при снижении цены Контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы (услуги), качества выполняемой работы (оказываемой услуги) и иных условий контракта;
- если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) объем работы (услуги) не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом объем выполняемой работы (оказываемой услуги) не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы (услуги) исходя из установленной в контракте цены единицы работы (услуги), но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема работы (услуги) стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы (услуги).
Согласно пункту 11.6 контракта от 30.11.2020 N 75-мк изменение условий контракта оформляется в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к контракту. Дополнительные соглашения к контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания сторонами.
В силу пункта 1.4 Технического задания, являющегося приложением N 1 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк, определены виды проводимых работ, в том числе: разработка проектно-сметной документации; обеспечение сопровождения проверки достоверности сметной стоимости АГУ "Ивгосэкспертизы"; благоустройство территории согласно разработанной проектно-сметной документации.
Из пункта 4.1 Технического задания, являющегося приложением N 1 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк, следует, что основанием для выполнения работ является предварительно разработанная подрядчиком и утвержденная заказчиком сметная документация, прошедшая экспертизу достоверности сметной стоимости.
На момент заключения контракта от 30.11.2020 N 75-мк объем работ по благоустройству территории, выраженный в количественных показателях, позволяющих определить наименование и количество предполагаемых к выполнению работ, а также количество товаров, поставляемых при выполнении работ, не определен.
Из материалов дела следует, что в нарушение вышеуказанных норм права и контракта 15.03.2021 Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" и Обществом с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" заключено дополнительное соглашение от 15.03.2021 N 1 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк, согласно которому работы по проектированию (при наличии изысканий) выполняются на безвозмездной основе с одновременным увеличением стоимости выполняемых работ по благоустройству; выполнение работ по благоустройству территории в сумме 40 021 052,63 рублей.
Следовательно, стоимость выполнения работ по благоустройству территории увеличена на 1 813 639,33 рублей.
Статьями 34, 95 Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность увеличения стоимости выполняемых работ по благоустройству территории без увеличения объема работ.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 34, статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 11.3 контракта от 30.11.2020 N 75-мк Обществом с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" путем заключения дополнительного соглашения от 15.03.2021 N 1 изменены существенные условия контракта от 30.11.2020 N 75-мк при отсутствии предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возможности его изменения, а именно увеличена стоимость работ по благоустройству общественной территории на сумму 1 813 639,33 рублей без увеличения объема подлежащих выполнению работ.
Довод ООО "ЦНЭ" о том, что изменение составляющих частей стоимости без изменения общей цены контракта не является нарушением законодательства, подлежит отклонению, поскольку объективная сторона вменяемого в вину Обществу правонарушения выражается в нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, предъявляемых к порядку изменения условий контракта. В данном случае изменение условий контракта подтверждено материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с графиком оплаты выполненных по контракту работ, являющимся приложением N 2 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк, предусмотрены наименования работ и сроки их выполнения.
Кроме того, определено, что подрядчик вправе указать в графике иные наименования работ, с учетом планируемой им к выполнению части работ по благоустройству объекта при условии согласования заказчиком (в том числе разделить указанные в соответствующей графе таблицы работы, детализировать конкретные работы установка скамеек, устройство оснований и покрытий и т.п.), при этом при приемке соответствующих работ, указанных в графике выполнения работ, подрядчик предъявляет сметы на выполненные работы с соответствующим положительным заключением экспертизы о достоверности сметной стоимости и (при необходимости) сопутствующую документацию.
Таким образом, приемке и оплате подлежат только работы, сметы по которым (несколькими сметами либо в целом одной сметой) прошли экспертизу достоверности сметной стоимости в установленном порядке.
10.06.2021 Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" и Обществом с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" заключено дополнительное соглашение от 10.06.2021 N 2 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк, согласно которому график оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 2 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк) изложен в новой редакции.
Согласно графику оплаты выполненных по контракту работ (в редакции дополнительного соглашения от 10.06.2021 N 2) исключены:
- наименования и сроки выполнения работ;
- требования к подрядчику по предъявлению сметы на выполненные работы с соответствующим положительным заключением экспертизы о достоверности сметной стоимости и (при необходимости) сопутствующей документации;
- информация о том, что приемке и оплате подлежат только работы, сметы по которым прошли экспертизу достоверности сметной стоимости в установленном порядке.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат данных, свидетельствующих о наличии у ООО "ЦНЭ" оснований, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ, для изменения существенных условий контракта от 30.11.2020N 75-мк путем заключения дополнительного соглашения от 10.06.2021 N 2.
Таким образом, в нарушение статей 34, 95 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 11.3 контракта от 30.11.2020 N 75-мк Обществом с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" путем заключения дополнительного соглашения от 10.06.2021 N 2 изменены существенные условия контракта от 30.11.2020 N 75-мк при отсутствии предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возможности его изменения, а именно изменен график оплаты выполненных по контракту работ, являющийся приложением к контракту от 30.11.2020 N 75-мк (исключены изначально предусмотренные положения, включены ранее непредусмотренные положения).
Доводы Общества о том, что в результате заключения дополнительного соглашения от 10.06.2021 N 2 общий срок выполнения работ, как существенное условие контракта, остался неизменным, график оплаты выполненных работ в новой редакции не противоречит условиям муниципального контракта, а именно пункту 2.3 контракта от 30.11.2020 N 75-мк был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен им. Как правильно указал суд, в результате заключения дополнительного соглашения от 10.06.2021 N 2 из приложения N 2 "График оплаты выполненных по контракту работ" к муниципальному контракту от 30.11.2020 N 75-мк исключены: наименования и сроки выполнения работ; требования к подрядчику по предъявлению сметы на выполненные работы с соответствующим положительным заключением экспертизы о достоверности сметной стоимости и (при необходимости) сопутствующей документации; информация о том, что приемке и оплате подлежат только работы, сметы по которым прошли экспертизу достоверности сметной стоимости в установленном порядке. Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают изложенные выше выводы суда.
В соответствии с пунктом 4.1 Технического задания (приложение N 1 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк) основанием для выполнения работ является предварительно разработанная подрядчиком и утвержденная заказчиком сметная документация, прошедшая экспертизу достоверности сметной стоимости.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства, локальному сметному расчету N 07-01-01, локальному сметному расчету N 07-01-02 сметная стоимость работ по благоустройству территории в ценах 1 квартала 2021 года составляет 40 179 100 рублей, что подтверждено положительным заключением Автономного государственного учреждения Ивановской области "Управление государственной экспертизы Ивановской области" от 16.06.2021 N 37-1-0570-21.
В соответствии с пунктом 5.1.18 контракта от 30.11.2020 N 75-мк при выполнении работ по благоустройству территории подрядчик обязан обеспечить производство работ в полном соответствии со сметой и строительными нормами и правилами, а качество выполнения всех работ - в соответствии с действующими нормами ГОСТ, СНиП, ПУЭ и другими действующими нормами и правилами.
Таким образом, виды и объемы работ по благоустройству территории, подлежащие выполнению в рамках контракта от 30.11.2020 N 75-мк, должны соответствовать видам и объемам работ, отраженным в сводном сметном расчете стоимости строительства, локальных сметных расчетах NN 07-01-01, 07-01-02.
31.08.2021 Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" и Обществом с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" заключено дополнительное соглашение от 31.08.2021 N 3 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк, согласно которому стороны пришли к соглашению об изменении объемов работ на основании акта от 31.08.2021 "О необходимости внесения изменений в сметную документацию к контракту N 75-мк от 30.11.2020 г." и локальных сметных расчетов.
Дополнительное соглашение от 31.08.2021 N 3 не содержит ссылки на нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных, являющиеся основанием для внесения указанных изменений.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 34, подпункта б) пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 11.3 контракта от 30.11.2020 N 75-мк Обществом путем заключения дополнительного соглашения от 31.08.2021 N 3 к контракту от 30.11.2020 N 75-мк изменены существенные условия указанного контракта, при отсутствии предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, возможности его изменения, а именно увеличен или уменьшен объем работ, предусмотренный условиями контракта от 30.11.2020 N 75-мк, более чем на 10 %.
Вопреки ошибочным доводам заявителя, внесение изменений в сметную документацию не подпадает под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и свидетельствует о нарушении Обществом Закона о контрактной системе.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются как не имеющие значения при установленных по делу обстоятельствах и не влияющие на существо принятого решения.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Размер определенного судом административного наказания установлен Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы исследованы судом апелляционной инстанции, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.12.2022 по делу N А17-3111/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268. Пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.12.2022 по делу N А17-3111/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-3111/2022
Истец: ООО "Центр независимых экспертиз"
Ответчик: Служба государственного финансового контроля Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд