г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А26-7249/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Д.С.Кроликовой
при участии:
от истца (заявителя): Не явился, извещен
от ответчика (должника): Матвеенко Е.С. по доверенности от 08.04.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном онлайн заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2706/2023) Территориального фонда ОМС Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.12.2022 по делу N А26-7249/2022 (судья Александрович Е. О.), принятое
по заявлению Территориального фонда ОМС Республики Карелия
к Управлению федерального казначейства по Республике Карелия
о признании недействительным Представления в части,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия" (далее - заявитель, ТФОМС, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным Представления N 06-22- 23/12-5404 от 28.06.2022 в части нарушений, указанных в пунктах 1 и 2, как не соответствующее подпункту 2 пункта 183 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N108н).
Решением суда первой инстанции от 19.12.2022 в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не было учтено, что в соответствии с частью 5 статьи 242 БК Российской Федерации в феврале 2020 года ФФОМС вернул в бюджет Фонда подтвержденные остатки средств субвенций прошлых лет (2019 г.) в размере 9 943 604 руб., а также в феврале 2021 года ФФОМС вернул в бюджет Фонда подтвержденные остатки средств субвенций прошлых лет (2020 г.) в размере 722 916 руб. При этом возвращенные ФФОМС остатки средств субвенций прошлых лет были исключены из расчетного объема средств предназначенных на финансирование СМО и соответственно из средств среднедушевого норматива финансирования СМО за февраль 2020 года и февраль 2021, то есть расчетные месяцы текущих лет.
В судебном заседании представитель Управления с жалобой не согласился по основаниям. Изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Учреждение, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия в соответствии с приказом от 18.02.2022 N 40 "О назначении плановой выездной проверки в государственном учреждении "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия" и на основании пункта 2 Плана контрольных мероприятий на 2022 год, утвержденного врио руководителя Управления 27.12.2021, в период с 21 февраля 2022 г. по 22 апреля 2022 г. в отношении государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия" (далее - ТФОМС РК) проведена плановая выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования. Проверенный период: с 01.01.2020 по 31.12.2021.
По итогам проверки составлен акт от 04.05.2022 и направлено представление от 28.06.2022 N 06-22-23/12-5404.
В представлении отражено, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение подпункта 2 пункта 183 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), ТФОМС РК при расчете среднедушевого норматива финансирования страховых медицинских организаций (далее - расчет СДН финансирования СМО) за февраль 2020 года и февраль 2021 года неправомерно включил поступившие в бюджет территориального фонда средства на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в отчетном месяце остатки средств субвенции за предыдущие периоды, возвращенные ФФОМС, что привело к завышению размера средств, предназначенных для расчета финансового обеспечения ОМС и соответственно к завышению объема средств на финансовое обеспечение страховых медицинских организаций (далее - СМО) в виде расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в размере 105 608,73 руб., в том числе в апрель 2020 года - 98 451,38 руб., в март 2021 года - 7 157,35 руб.
Проверкой установлено завышение сведений в Расчетах среднедушевого норматива финансирования страховых медицинских организаций за февраль 2020 года и за февраль 2021 года, представленными ТФОМС РК к проверке подлежащих отражению по строке 1 расчетов среднедушевого норматива финансирования страховых медицинских организаций "Поступило в бюджет Фонда средств на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования".
2. В нарушение подпункта 2 пункта 183 Правил ОМС ТФОМС РК при Расчете СДН финансирования СМО за февраль 2020 года и февраль 2021 года неправомерно включил в поступившие в бюджет Фонда средства на финансовое обеспечение ОМС в отчетном месяце остатки средств субвенции за предыдущие периоды, возвращенные ФФОМС, что привело к завышению размера средств, предназначенных для расчета финансового обеспечения ОМС и соответственно к завышению объема средств на финансовое обеспечение страховых медицинских организаций (далее-СМО) в виде завышения средств, предназначенных для расчета финансирования СМО по дифференцированным подушевым нормативам в размере 10 560 911,15 руб., в том числе в апреле 2020 года - 9 845 152,79 руб., в марте 2021 года-715 758,36 руб.
С учетом корректировок ТФОМС РК по средствам НСЗ в апреле 2020 года и марте 2021 года на остатки целевых средств предыдущего года, возвращенных ФОМС завышены средства, предназначенные на финансирование СМО при Расчете СДН финансирования СМО.
Полагая, что пункты 1 и 2 представления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Учреждением требований, указал на доказанность Управлением в ходе рассмотрения дела факта нарушений, указанных в пунктах 1 и 2 оспариваемого предписания.
Апелляционный суд изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Статьей 6 Закона Республики Карелия от 06.12.2019 N 2421-ЗРК "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" установлен норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для всех страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, на 2020 год в размере 1 процента от суммы средств, поступивших в соответствующую страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам финансового обеспечения обязательного медицинского страхования.
Дифференцированные подушевые нормативы утверждаются ежемесячно в приложении N 1 к приказам ТФОМС РК "Об утверждении расчета размеров финансового обеспечения страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам" и рассчитываются исходя из размера средств, предназначенных на финансирование страховых медицинских организаций: 1,01.
Таким образом, для определения корректного размера дифференцированного подушевого норматива необходимо определить размер средств, предназначенных на финансирование страховых медицинских организаций.
Исходя из содержащейся в подпункте 2 пункта 183 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, формулы для расчета среднедушевого норматива финансирования страховых медицинских организаций, размер средств, предназначенных на финансирование страховых медицинских организаций, рассчитывается по следующей формуле: П-АН-У, где
П - поступившие в отчетном месяце в бюджет территориального фонда средства на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования (без учета остатка средств за предыдущие периоды);
АН - размер средств, необходимых для пополнения нормированного страхового запаса территориального фонда за счет средств, поступивших в расчетном месяце в бюджет территориального фонда на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в объеме не более 1/12 от годового размера средств нормированного страхового запаса, утвержденного в бюджете территориального фонда на текущий год на цели, предусмотренные пунктом 1 и пунктом 2 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ);
У - размер средств обязательного медицинского страхования, направленных в расчетном месяце на осуществление управленческих функций территориального фонда, в пределах месячного объема лимита бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели.
Анализ представленных в материалы дела расчетов (л.д.810, том 4) подтверждают факт завышения размера средств, направленных ТФОМС
- на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам в апреле 2020 года, на 9 845 152,99 руб.
- на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховых медицинских организаций в апреле 2020 года на 98 451,18 руб.
- на финансирование страховых медицинских организаций в марте 2021 года на 722 915,71 руб.
- на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам в марте 2021 года, на 715 758,35 руб.
- на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховых медицинских организаций в марте 2021 года, завышен на 7 157,35 руб.
Также судом установлено, что приказом от 07.04.2020 N 120 ГУ ТФОМС РК произвел плановое пополнение НСЗ в размере 128 763 153 руб., то есть уменьшил (в сравнении с 1/12 от размера средств НСЗ, утвержденного в бюджете территориального фонда на текущий год на цели, предусмотренные пунктом 1 и пунктом 2 части 6 статьи 26 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ) на сумму 9 943 604,17 руб., соответствующую сумме возвращенного из ФФОМС остатка средств субвенции, за счет которого был пополнен НСЗ в феврале 2020 года (том 2, лист 108).
Приказом от 03.03.2021 N 116 ГУ ТФОМС РК произвел плановое пополнение НСЗ в размере 118 670 834,29 рубля, то есть уменьшил (в сравнении с 1/12 от размера средств НСЗ, утвержденного в бюджете территориального фонда на, текущий год на цели, предусмотренные пунктом 1 и пунктом 2 части 6 статьи 26 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ) на сумму 722 915,71 руб., соответствующую сумме возвращенного из ФФОМС остатка средств субвенции, за счет которого был пополнен НСЗ в феврале 2021 года (том 2, лист 110).
Таким образом, судом установлен факт пополнения НСЗ в феврале 2020 года на сумму 9 943 604,17 руб. и в феврале 2021 года на сумму 722 915,71 руб. за счет возвращенных из ФФОМС остатков средств субвенций и последующего уменьшения на указанные суммы НСЗ в апреле 2020 года и в марте 2021 года.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Между тем податель жалобы полагает, что поскольку возвращенные ФФОМС остатки субвенций прошлых лет были исключены из объема средств, предназначенных на финансирование СМО за февраль 2020, 2021 годов, отсутствует нарушение действующего законодательства.
Апелляционный суд не может согласиться с указанным доводом, поскольку отсутствие запрета на формирование средств НСЗ для СМО в размере менее 1/12 от годового размера НСЗ для СМО не свидетельствует о правомерности направления средств на финансирование страховых медицинских организаций, на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховых медицинских организаций, на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам в апреле 2020 года и в марте 2021 года в объемах определенных не в соответствии с формулой приведенной в подпункте 2 пункта 183 Правил.
В рассматриваемом случае нарушения в расчетах допущенные заявителем носят формальный характер и не привели к увеличению средств финансирования СМО при расчете СДН финансирования СМО за февраль 2020, 2021 года.
Вместе с тем, поскольку представленными в материалы дела документами подтверждается нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 оспариваемого предписания, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того оспариваемые пункты представления содержат указание на устранение выявленных нарушений без возложения на заявителя каких либо иных обязательств, в том числе финансовых. Поскольку выявленные нарушения носят формальный характер и не образуют состава правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление Управления Федерального казначейства по Республике Карелия N 06-22-23/12-5404 от 28.06.2022 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное следует признать, что в данном случае судом правильно установлены обстоятельства дела, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Ссылки Учреждения на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) подлежат отклонению, поскольку положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пункт 3 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.12.2022 по делу N А26-7249/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7249/2022
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия
Ответчик: Управление федерального казначейства по Республике Карелия