г. Хабаровск |
|
07 марта 2023 г. |
А04-8184/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от администрации Завитинского муниципального округа: явка не обеспечена;
от контрольно-счетной палаты Амурской области: Кузьмин В.М., по доверенности от 18.05.2020;
от третьих лиц: ИП Павляка Владимира Сергеевича; общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Дальстройсервис"; общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис"; общества с ограниченной ответственностью "Исток"; общества с ограниченной ответственностью "Восточная Строительная Компания"; общества с ограниченной ответственностью НТО "НКМЗ": явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Завитинского муниципального округа
на решение от 21.12.2022
по делу N А04-8184/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению администрации Завитинского муниципального округа
к контрольно-счетной палате Амурской области
о признании незаконным представления
третьи лица: ИП Павляк Владимир Сергеевич; общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Дальстройсервис"; общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис"; общество с ограниченной ответственностью "Исток"; общество с ограниченной ответственностью "Восточная Строительная Компания"; общество с ограниченной ответственностью НТО "НКМЗ"
УСТАНОВИЛ:
администрация Завитинского муниципального округа (далее - заявитель, администрация) обратилась с заявлением контрольно-счетной палате Амурской области (далее - ответчик, счетная палата, орган финансового контроля) о признании незаконным представления от 05.09.2022 N 65 в части возложения обязанности произвести возврат в областной бюджет неправомерно использованных средств субсидии в сумме 2594,7 тыс. рублей (в размере доли софинансирования, предусмотренного Соглашением - 97,0 процентов).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: ИП Павляк Владимир Сергеевич; общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Дальстройсервис"; общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис"; общество с ограниченной ответственностью "Исток"; общество с ограниченной ответственностью "Восточная Строительная Компания"; общество с ограниченной ответственностью НТО "НКМЗ"
Решением от 21.12.2022 суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, не соответствия выводов суда обстоятельствам дела.
ООО "Жилкомсервис" в отзыве на жалобу поддержало доводы апеллянта, настаивало на отмене судебного акта.
В судебном заседании представитель контрольно-счетной палаты выразил несогласие с доводами апеллянта, указав на законность судебного решения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав представителя лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующему
Как следует из материалов дела, на основании плана работы контрольно-счетной палаты Амурской области на 2022 год и поручения председателя от 30.06.2022 N 44, органом финансового контроля в отношении администрации проведена проверка по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2021 году на софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы "Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения" государственной программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области" бюджету муниципального образования Завитинский муниципальный округ".
По результатам контрольного мероприятия составлен Акт от 02.08.2022, и 05.09.2022 вынесено Представление N 65, согласно пункту 1 которого заявителю предложено произвести возврат в областной бюджет неправомерно использованных средств субсидии в сумме 2594,7 тыс. рублей (в размере доли софинансирования, предусмотренного Соглашением - 97,0 процентов).
Не согласившись представлением в указанной части, администрация обратилась с заявлением в суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии указанных условий, при этом обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 265, пунктом 2 статьи 270.2, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), частью 1 статьи 9, пунктами 1, 9 статьи 9, пунктом 1 статьи 19 Закона Амурской области от 10.06.2011 N 494-ОЗ "О контрольно-счетной палате Амурской области" (далее - Закон от 10.06.2011 N 494-ОЗ) контрольно-счетная палата Амурской области, как орган внешнего государственного финансового контроля, наделена полномочиями по проведению контрольных мероприятий и по выдаче соответствующего представления.
Постановлением Правительства Амурской области от 14.04.2021 N 223 (в ред. от 23.12.2021) бюджету Завитинского района распределена субсидия на софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры на 2021 год, в размере 17688,5 тыс. рублей.
Между Министерством ЖКХ Амурской области и Администрацией Завитинского района заключено Соглашение от 15.04.2021 N 01-39-3704 о предоставлении субсидии из областного бюджета на расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры (далее - Соглашение).
Согласно дополнительному соглашению от 29.11.2021 N 6/782 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Завитинского района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в 2021 году увеличен до 22432,5 тыс. рублей. Доля софинансирования областного бюджета установлена на уровне 97,0 процентов общего объема расходных обязательств муниципального образования, в размере, не превышающем 21759,5 тыс. рублей. В соответствии с Приложением N 1 к данному дополнительному соглашению перечень мероприятий (объектов) увеличен до 13.
Администрацией Завитинского района (Заказчик) с индивидуальным предпринимателем Павляк Владимиром Сергеевичем (далее - ИП Павляк B.C.) (Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 09.09.2021 N 88 по замене котла на котельной в с. Верхнеильиновка (далее - муниципальный контракт).
Согласно пункту 2.1 муниципального контракта стоимость работ (цена контракта) составляет 178,97 тыс. рублей (НДС не предусмотрен). Цена муниципального контракта включает стоимость используемых материалов, а также все иные расходы, связанные с исполнением Подрядчиком своих обязательств. Цена муниципального контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения муниципального контракта и может быть изменена только в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.1. муниципального контракта его неотъемлемой частью является утвержденная Главой Завитинского района Локальная смета (Приложение N 2 к муниципальному контракту), согласно которой стоимость выполняемых работ с оборудованием и пусконаладочными работами составляет 149,14 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 29,83 тыс. рублей (всего 178,97 тыс. рублей).
Таким образом, цена муниципального контракта фактически определена с НДС.
ИП Павляк B.C. применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС.
Подрядчиком предъявлен, а Заказчиком подписан Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) (полностью соответствующий Локальной смете), в котором стоимость выполненных работ составляет 149,14 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 29,83 тыс. рублей (всего 178,97 тыс. рублей).
Также сторонами муниципального контракта подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат от 19.10.2021 N 4 (форма N КС-3) на сумму 178,97 тыс. рублей, (без НДС).
ИП Павляк B.C. предъявлены к оплате Счет на оплату N 58 от 29.10.2021 на сумму 178,97 тыс. рублей (без НДС) и Счет-фактура N 10 от 19.10.2021 на сумму 178,97 тыс. рублей (без НДС).
Платежным поручением от 09.11.2021 N 1281 администрация Завитинского района оплатила ИП Павляк B.C. выполненные работы в сумме 178,97 тыс. рублей с указанием, что НДС не уплачивается.
02.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 02.09.2021 размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0123300004021000029 на электронной площадке в сети Интернет.
Объектом закупки является выполнение работ по замене участка водопровода от водонапорной башни и ВИС на территории ГБУЗ Амурской области "Завитинская больница".
Заказчиком выступила администрация Завитинского района.
На сайте размещена утвержденная Главой Завитинского района аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 953,11 тыс. рублей, в том числе работы по ремонту водопровода с оборудованием и пусконаладочными работами - 794,26 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 158,85 тыс. рублей.
Муниципальный контракт от 21.09.2021 N 01233000040210000290001 (далее - муниципальный контракт) на указанные работы заключен администрацией Завитинского района с ООО "Жилкомсервис".
Согласно пунктам 2.1, 2.2 муниципального контракта стоимость работ (цена контракта) составляет 953,11 тыс. рублей (НДС не предусмотрен). Цена муниципального контракта включает стоимость используемых материалов, а также все иные расходы, связанные с исполнением Подрядчиком своих обязательств. Цена муниципального контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения муниципального контракта и может быть изменена только в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2.9 муниципального контракта "по соглашению Сторон цена Контракта может быть снижена без изменения предусмотренных Контрактом объема, качества выполняемой работы, и иных условий Контракта".
В соответствии с пунктом 1.2. муниципального контракта его неотъемлемой частью является Локальная смета (Приложение N 2 к муниципальному контракту), согласно которой стоимость работ по ремонту водопровода с оборудованием и пусконаладочными работами - 794,26 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 158,85 тыс. рублей, всего 953,11 тыс. рублей.
Таким образом, цена муниципального контракта фактически определена с НДС.
ООО "Жилкомсервис" применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС.
Подрядчиком предъявлен, а Заказчиком подписан Акт о приемке выполненных работ от 29.10.2021 N 1.1 (форма N КС-2) (полностью соответствующий Локальной смете), в котором стоимость выполненных работ (с учетом понижающего коэффициента 0,9748 составляет 794,26 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 158,85 тыс. рублей, всего 953,11 тыс. рублей.
Также сторонами муниципального контракта подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат от 29.10.2021 N 1.1 (форма N КС-3) на сумму 953,11 тыс. рублей, (без НДС).
ООО "Жилкомсервис" предъявлены к оплате Счет на оплату N 11 от 08.11.2021 на сумму 953,11 тыс. рублей (без НДС) и Акт N 12 от 08.11.2021 на сумму 953,11 тыс. рублей (без НДС).
Платежным поручением от 10.11.2021 N 1280 администрация Завитинского района оплатила ООО "Жилкомсервис" выполненные работы в сумме 953,11 тыс. рублей с указанием, что НДС не уплачивается.
С учетом изложенного, между вышеназванными документами, являющимися основанием для оплаты, имеются неустранимые противоречия.
12.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov. размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0123300004021000020 на электронной площадке в сети Интернет.
Объектом закупки является выполнение работ по замене участка сети холодного водоснабжения в подземном исполнении по ул. Комсомольская, г. Завитинск.
Заказчиком выступила администрация Завитинского района.
На сайте размещена утвержденная Главой Завитинского района аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 3874,24 тыс. рублей, в том числе работы по ремонту водопровода с накладными расходами, сметной прибылью и прочими затратами - 3165,28 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 633,05 тыс. рублей.
На локальный сметный расчет, составленный в ценах на II квартал 2021 года, имеется положительное заключение ГКУ Амурской области "Строитель" (письмо от 17.05.2021 N 06-01-1858).
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.07.2021 N 0123300004021000020 аукционной комиссией электронный аукцион признан несостоявшимся, аукционная комиссия решила заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе - ООО "Исток".
Муниципальный контракт от 02.08.2021 N 01233000040210000200001 (далее - муниципальный контракт) на указанные работы администрацией Завитинского района заключен с ООО "Исток".
Согласно пунктам 2.1, 2.2 муниципального контракта стоимость работ (цена контракта) составляет 3874,24 тыс. рублей (НДС не предусмотрен). Цена муниципального контракта включает стоимость используемых материалов, а также все иные расходы, связанные с исполнением Подрядчиком своих обязательств. Цена муниципального контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения муниципального контракта и может быть изменена только в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2.9 муниципального контракта "по соглашению Сторон цена Контракта может быть снижена без изменения предусмотренных Контрактом объема, качества выполняемой работы, и иных условий Контракта".
В соответствии с пунктом 1.2. муниципального контракта его неотъемлемой частью является Локальная смета (Приложение N 2 к муниципальному контракту), согласно которой стоимость работ по ремонту водопровода с накладными расходами и сметной прибылью составляет 3165,28 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 633,05 тыс. рублей, всего 3874,24 тыс. рублей.
Таким образом, цена муниципального контракта фактически определена с НДС.
ООО "Исток" применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС.
Подрядчиком предъявлен, а Заказчиком подписан Акт о приемке выполненных работ от 18.10.2021 N 128 (форма N КС-2), полностью соответствующий Локальной смете, в котором стоимость выполненных работ составляет 3165,28 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 633,05 тыс. рублей, всего 3874,24 тыс. рублей
Также сторонами муниципального контракта подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат от 18.10.2021 N 1 (форма N КС-3) на сумму 3874,24 тыс. рублей (без НДС).
ООО "Исток" предъявлены к оплате Счет на оплату N 172 от 18.10.2021 на сумму 3874,24 тыс. рублей (без НДС) и Акт N 167 от 18.10.2021 на сумму 3874,24 тыс. рублей (без НДС).
С учетом изложенного, между вышеназванными документами, являющимися основанием для оплаты, имеются неустранимые противоречия.
Платежным поручением от 10.11.2021 N 1290 администрация Завитинского района оплатила ООО "Исток" выполненные работы в сумме 3874,24 тыс. рублей с указанием, что НДС не уплачивается.
22.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0123300004021000004 на электронной площадке в сети Интернет.
Объектом закупки является выполнение работ по замене участка тепловодопровода от котельной к детскому социальному приюту в с. Антоновка.
Заказчиком выступила администрация Завитинского района.
На сайте размещена утвержденная Главой Завитинского района аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) определена на основании утвержденного Главой Завитинского района локального сметного расчета (сметы) N 2.1, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта (с учетом понижающего коэффициента 0,9068) составляет 3191,3 тыс. рублей, в том числе работы по ремонту тепловодопровода с накладными расходами, сметной прибылью, оборудованием и пуско-наладочными работами - 2659,39 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 531,88 тыс. рублей.
На локальный сметный расчет, составленный в ценах на II квартал 2021 года, имеется положительное заключение ГКУ Амурской области "Строитель" (письмо от 01.04.2021 N 06-01-1234/907).
Муниципальный контракт от 24.05.2021 N 012330000402100000400001 (далее - муниципальный контракт) на указанные работы администрацией Завитинского района заключен с ООО "Восточная Строительная Компания".
Согласно пунктам 2.1, 2.2 муниципального контракта стоимость работ (цена контракта) составляет 3015,78 тыс. рублей (НДС не предусмотрен). Цена муниципального контракта включает стоимость используемых материалов, а также все иные расходы, связанные с исполнением Подрядчиком своих обязательств. Цена муниципального контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения муниципального контракта и может быть изменена только в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2.9 муниципального контракта "по соглашению Сторон цена Контракта может быть снижена без изменения предусмотренных Контрактом объема, качества выполняемой работы, и иных условий Контракта".
В соответствии с пунктом 1.2. муниципального контракта его неотъемлемой частью является Локальная смета (Приложение N 2 к муниципальному контракту), согласно которой стоимость работ (с учетом понижающего коэффициента 0,9068 и тендерного коэффициента 0,945) составляет 3015,78 тыс. рублей, в том числе работы по ремонту тепловодопровода с накладными расходами, сметной прибылью, оборудованием и пуско-наладочными работами - 2513,12 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 502,63 гыс. рублей.
Таким образом, цена муниципального контракта фактически определена с НДС.
ООО "Восточная Строительная Компания" применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС.
Подрядчиком предъявлен, а Заказчиком подписан Акт о приемке выполненных работ от 27.07.2021 N 1 (форма N КС-2), полностью соответствующий Локальной смете, в котором стоимость выполненных работ составляет 2513,12 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 502,63 тыс. рублей, всего 3015,78 тыс. рублей.
Также сторонами муниципального контракта подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат от 27.10.2021 N 1 (форма N КС-3) на сумму 3015,78 тыс. рублей, (без НДС).
ООО "Восточная Строительная Компания" предъявлен к оплате Счет на оплату N 18 от 27.07.2021 на сумму 3015,78 тыс. рублей (без НДС).
С учетом приведенных обстоятельств, между вышеназванными документами, являющимися основанием для оплаты имеются неустранимые противоречия.
Платежным поручением от 02.08.2021 N 795 администрация Завитинского района оплатила ООО "Восточная Строительная Компания" выполненные работы в сумме 3015,78 тыс. рублей с указанием, что НДС не уплачивается.
30.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru 30.07.2021 размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0123300004021000026 на электронной площадке в сети Интернет.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту топки котла КВ-ТС-4-150 в котельной N 5 г. Завитинска.
Заказчиком выступила администрация Завитинского района.
На сайте размещена утвержденная и.о. Главы Завитинского района аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 1026,34 тыс. рублей, в том числе работы по ремонту топки котла с накладными расходами и сметной прибылью - 859,45 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 166,89 тыс. рублей.
Муниципальный контракт от 20.08.2021 N 012330000402101)00260001 (далее - муниципальный контракт) на указанные работы заключен администрацией Завитинского района с ООО "Торгово-производственная компания "Дальстройсервис".
Согласно пунктам 2.1, 2.2 муниципального контракта стоимость работ (цена контракта) составляет 1026,34 тыс. рублей (НДС не предусмотрен). Цена муниципального контракта включает стоимость используемых материалов, а также все иные расходы, связанные с исполнением Подрядчиком своих обязательств. Цена муниципального контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения муниципального контракта и может быть изменена только в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2.9 муниципального контракта "по соглашению Сторон цена Контракта может быть снижена без изменения предусмотренных Контрактом объема, качества выполняемой работы, и иных условий Контракта".
В соответствии с пунктом 1.2. муниципального контракта его неотъемлемой частью является Локальная смета (Приложение N 2 к муниципальному контракту), согласно которой стоимость работ по ремонту топки котла составляет- 859,45 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 166,89 тыс. рублей, всего 1026,34 тыс. рублей.
Таким образом, цена муниципального контракта фактически определена с НДС.
ООО "Торгово-производственная компания "Дальстройсервис" применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС.
Подрядчиком предъявлен, а Заказчиком подписан Акт о приемке выполненных работ от 30.08.2021 N 1 (форма N КС-2), полностью соответствующий Локальной смете, в котором стоимость выполненных работ составляет 859,45 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 166,89 тыс. рублей, всего 1026,34 тыс. рублей.
Также сторонами муниципального контракта подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат от 30.08.2021 N 1 (форма N КС-3) на сумму 1026,34 тыс. рублей, (без НДС).
ООО "Торгово-производственная компания "Дальстройсервис" предъявлен к оплате Счет на оплату N 21 от 30.08.2021 на сумму 1026,34 тыс. рублей (без НДС).
С учетом изложенного, между вышеназванными документами, являющимися основанием для оплаты, имеются неустранимые противоречия.
Платежным поручением от 30.08.2021 N 906 администрация Завитинского района оплатила ООО "Торгово-производственная компания "Дальстройсервис" выполненные работы в сумме 1026,34 тыс. рублей с указанием, что НДС не уплачивается.
Как установлено судом, во всех вышеназванных муниципальных контрактах изначально заложено неустранимое противоречие: в пункте 2.1. отражена стоимость работ (цена контракта) и указано, что НДС не предусмотрен, в то же время приложением N 2 к данным муниципальным контрактам являются локальные сметы, которые составлены с включением в них НДС по ставке 20 %.
Указанное противоречие привело к тому, что в актах о приемке выполненных работ (форма N КС-2) указан НДС по ставке 20 %, при этом во всех остальных документах: справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), платежные поручения, счета и счета-фактуры на оплату, прочие акты, стоимость выполненных работ указана без НДС.
Во всех вышеперечисленных случаях НМЦК определена, на основании Локальных сметных расчетов (локальных смет), которые предусматривали НДС по ставке 20 %.
Локальные сметные расчеты (локальные сметы) составлены в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, согласно которой затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость, включаются в сметную стоимость строительства.
Все вышеназванные муниципальные контракты заключены с лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения и не являющимися плательщиками НДС.
Пунктом 4.100 вышеназванной Методики установлено, что сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по смете на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4 - 8) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС".
В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.
Верховный суд Российской Федерации в Определении от 22 января 2020 N 302- ЭС19-11900 изложил правовую позицию по данному вопросу, согласно которой "на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 170, пунктов 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, предъявленные подрядчику его поставщиками и иными контрагентами при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг), не принимаются к вычету у подрядчика, применяющего упрощенную систему налогообложения, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Это означает, что для подрядчика, применяющего упрощенную систему налогообложения, суммы "входящего" НДС не исключаются из состава его издержек на приобретение соответствующих товаров (работ, услуг). В связи с этим Госстрой России в письме от 06.10.2003 N НЗ-6292/10 разъяснил, что поскольку с переходом на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, изделий и конструкций, а также управлениям механизации за оказываемые услуги, то уплаченные суммы налога учитываются в составе затрат подрядчика при определении сметной стоимости работ. Впоследствии данная позиция также нашла отражение в письме Минрегиона России от 16.01.2012 N 1076-08/ДШ-05.
Администрацией Завитинского района доказательств подтверждающих, что Подрядчики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивали НДС при покупке строительных материалов и использовании строительных машин и механизмов, не представлено.
Пунктом 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
Вместе с тем, в нарушение приведенных выше норм, НДС был исчислен Подрядчиками и в дальнейшем оплачен Заказчиком в отношении объемов муниципальных контрактов, включая непосредственно произведенные работы, расходы по заработной плате и прочие расходы, не подлежащие обложению НДС, с учетом налогового режима, применяемого Подрядчиками. Указанные выше надбавки не подлежали включению в стоимость муниципальных контрактов поскольку реальными издержками Подрядчиков не являлись.
В соответствии с положениями действовавшего в рассматриваемом периоде подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случае снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
При реализации вышеназванных муниципальных контрактов администрация Завитинского района не воспользовалась своим правом, предусмотренным для Заказчика подпунктом "а", пункта 1, части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, а также пунктом 2.9 заключенных муниципальных контрактов, а именно возможностью снизить цену контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, администрация Завитинского района неправомерно произвела приемку и оплату завышенной стоимости фактически выполненных работ на сумму 1431,89 тыс. рублей.
Кроме этого, 20.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0123300004021000011 на электронной площадке в сети Интернет.
Объектом закупки является выполнение работ по замене котлов КВм-3,15 ТТ на котельной N 6 г. Завитинска, ул. Чапаева, 30 "А" (4 шт.).
Заказчиком выступила администрация Завитинского района.
На сайте размещена утвержденная и.о. Главы Завитинского района аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) определена на основании утвержденного И.о Главы Завитинского района Локальной сметы N 2, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта составляет 7192,63 тыс. рублей, в том числе строительно-монтажные и общестроительные работы с накладными расходами, сметной прибылью, оборудованием и пуско-наладочными работами - 5993,86 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 1198,77 тыс. рублей.
Муниципальный контракт от 12.06.2021 N 012330000402100001100001 (далее - муниципальный контракт) на выполнение указанных работ администрацией Завитинского района заключен с ООО "Научно-техническое объединение "Новоалтайский Котельно-Механический Завод".
Согласно пунктам 2.1, 2.2 муниципального контракта стоимость работ (цена контракта) составляет 7156,67 тыс. рублей (НДС не предусмотрен). Цена муниципального контракта включает стоимость используемых материалов, а также все иные расходы, связанные с исполнением Подрядчиком своих обязательств. Цена муниципального контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения муниципального контракта и может быть изменена только в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2.9 муниципального контракта "по соглашению Сторон цена Контракта может быть снижена без изменения предусмотренных Контрактом объема, качества выполняемой работы, и иных условий Контракта".
В соответствии с пунктом 1.2. муниципального контракта его неотъемлемой частью является Локальная смета N 2 (Приложение N 2 к муниципальному контракту), согласно которой стоимость работ (с учетом тендерного коэффициента 0,995) составляет 7156,67 тыс. рублей, в том числе стоимость строительно-монтажных и общестроительных работ с накладными расходами, сметной прибылью, оборудованием и пуско-наладочными работами - 5963,89 тыс. рублей и НДС по ставке 20 % - 1192,78 тыс. рублей.
Таким образом, цена муниципального контракта фактически определена с НДС.
ООО "Научно-техническое объединение "Новоалтайский Котельно-Механический Завод" применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС.
Подрядчиком предъявлен, а Заказчиком подписан Акт о приемке выполненных работ от 03.11.2021 N 1 (форма N КС-2), в котором стоимость выполненных работ составляет 5993,86 тыс. рублей. Отдельной строкой в указанном Акте отражена сумма 1162,81 тыс. рублей - дополнительные удорожания, связанные с приобретением оборудования.
Также сторонами муниципального контракта подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат от 03.11.2021 N 1 (форма N КС-3) на сумму 7156,67 тыс. рублей, (с указанием - НДС не облагается).
ООО "Научно-техническое объединение "Новоалтайский Котельно-Механический Завод" предъявлены к оплате Счет на оплату N 23 от 03.11.2021 на сумму 7156,67 тыс. рублей (без НДС) и Счет-фактура от 03.11.2021 на сумму 7156,67 тыс. рублей (без НДС).
Платежным поручением от 11.11.2021 N 1295 администрация Завитинского района оплатила ООО "Научно-техническое объединение "Новоалтайский Котельно-Механический Завод" выполненные работы в сумме 7156,67 тыс. рублей с указанием, что НДС не уплачивается.
С учетом изложенного администрация Завитинского района фактически заменила предусмотренный сметой НДС на дополнительные удорожания, связанные с приобретением оборудования в целях оплаты в полном объеме цены контракта Подрядчику, применяющему упрошенную систему налогообложения.
Возможность применения дополнительных удорожаний, связанных с приобретением оборудования, не предусмотрена ни аукционной документацией, ни Локальной сметой, которая является обоснованием НМЦК, ни условиями заключенного между администрацией Завитинского района и ООО "Научно-техническое объединение "Новоалтайский Котельно-Механический Завод".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, администрация Завитинского района неправомерно произвела приемку и оплату завышенной стоимости фактически выполненных работ на сумму 1162,81 тыс. рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из материалов дела обоснованием начальной (максимальной) цены всех шести муниципальных контрактов, по которым Администрацией допущено неправомерное использование бюджетных средств, являлись локальные сметные расчеты (сметы), которые были составлены в соответствии с ранее действующей Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, согласно которой затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость, включаются в сметную стоимость строительства.
Приложением N 2 к указанным муниципальным контрактам являются локальные сметы, в которых определена стоимость работ и отдельной строкой указан НДС в размере 20 %, то есть цена всех указанных муниципальных контрактов включает в себя НДС.
Таким образом, в соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, а также согласно аукционной документации и условиям муниципальных контрактов, они должны были быть исполнены с включением в оплату цены муниципальных контактов подрядным организациям НДС, который затем должен был быть уплачен в бюджет.
Указанное соответствует положениям пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Вместе с тем, при исполнении и оплате пяти муниципальных контрактов, заключенных с: ИП Павляк B.C., ООО "Жилкомсервис", ООО "Исток", ООО "Восточная Строительная Компания", ООО "Торгово-производственная компания "Дальстройссрвис", подрядными организациями предъявлены противоречащие друг другу документы, которые приняты Администрацией и по которым произведена оплата.
Так, в актах о приемке выполненных работ (Форма N КС-2) указана стоимость выполненных работ с пусконаладочными работами, оборудованием и т.д. и отдельной строкой указан НДС в размере 20 %. При этом, в справках о стоимости выполненных работ /Форма N КС-3), счетах на оплату, счетах-фактурах стоимость работ, подлежащая оплате, указана без НДС.
Подрядные организации, которым Администрация произвела оплату муниципальных контрактов по вышеназванным документам, НДС в бюджет не уплачивали.
Таким образом, Администрацией и подрядными организациями нарушены требования, установленные частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ. согласно которым контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
При заключении и исполнении муниципального контракта, заключенного Администрацией с ООО "Научно-техническое объединение "Новоалтайский Котельно - Механический Завод" также имеет место нарушение частей 1, 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
НМЦК определена на основании Локальной сметы N 2, которая включает строительно-монтажные и общестроительные работы с накладными расходами, сметной прибылью, оборудованием, пуско-наладочными работами и НДС по ставке 20 %.
Приложением N 2 к муниципальному контракт является локальная смета N 2, которая также включает строительно-монтажные и общестроительные работы с накладными расходами, сметной прибылью, оборудованием, пуско-наладочными работами и НДС по ставке 20 %.
При приемке выполненных работ Администрация и подрядная организация неправомерно заменили предусмотренный сметой НДС на "дополнительные удорожания, связанные с приобретением оборудования", в целях оплаты в полном объеме цены контракта подрядной организации, применяющей упрошенную систему налогообложения.
Возможность применения "дополнительных удорожаний, связанных с приобретением оборудования", не предусмотрена ни действующим законодательством РФ, ни аукционной документацией, ни Локальной сметой, которая является обоснованием НМЦК, ни условиями заключенного между Администрацией и подрядной организацией муниципального контракта, в результате чего Администрацией произведена оплата муниципального контракта по завышенной стоимости.
Ссылка заявителя на часть 10 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, в которой расшифровывается понятие затратного метода при определении и обосновании НМЦК, правомерно отклонена судом первой инстанции, как ошибочная.
Обоснованием НМЦК шести муниципальных контрактов являлись локальные сметные расчеты (сметы), то есть при определении и обосновании НМЦК указанных муниципальных контрактов применялся проектно-сметный метод, который регламентируется частями 9, 9.1, 9.2 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ.
Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" действительно утратило силу с 06.10.2020 года. Однако, данный факт не имеет существенного значения при рассмотрении настоящего спора, так как Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр утверждена новая Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, пунктами 180,181 которой предусмотрено, что за итогом сводного сметного расчета приводится сумма НДС, принимаемого в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Расчет суммы НДС выполняется от итогов глав 1-12 сводного сметного расчета с учетом резерва средств на непредвиденные работы и затраты, за исключением стоимости работ и услуг, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, локальные сметы к муниципальным контрактам были составлены в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Ссылка Заявителя на письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 12.07.2021 N 01-01-17/10533-НБ "О корректировке цены контракта в зависимости от используемой подрядной организацией системы налогообложения", правомерно отклонена судом первой инстанции, так как данное письмо не является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.
Кроме того, из указанного письма следует, что законодательством о контрактной системе не установлена возможность корректировки цены контракта в зависимости от используемой подрядной организацией системы налогообложения, однако, ни в Акте проверки контрольно-счетной палаты, ни в оспариваемом Представлении, ни в Отзыве на Заявление не упоминается о возможности подобной корректировки цены муниципальных контрактов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Оплата бюджетных обязательств, возникших на основании заключенного государственного (муниципального) контракта, осуществляется только за фактически поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Администрация Завитинского района за счет бюджетных средств осуществила оплату фактически невыполненных работ, тем самым нарушив указанную норму Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, администрация Завитинского района нарушила статью 746 ГК РФ, согласно которой оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
С учетом изложенного, установленные счетной палатой нарушения бюджетного и иного законодательства, приведшие к неправомерному использованию средств областного бюджета (субсидии, предоставленной Завитинскому району) в сумме 2594,7 тыс. рублей, являются обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое представление законным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.12.2022 по делу N А04-8184/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8184/2022
Истец: Администрация Завитинского муниципального округа
Ответчик: Контрольно-счетная палата Амурской области
Третье лицо: ИП Павляк Владимир Сергеевич, ООО "Восточная Строительная Компания", ООО "Жилкомсервис", ООО "Исток", ООО "Торгово-производственная компания "Дальстройсервис", ООО НТО "НКМЗ", Шестой арбитражный апелляционный суд (8184/22 3т, 1861/22 1т, 129/21 2т)