г. Пермь |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А60-47210/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Дружининой Л.В., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
при участии:
от истца: Козлов И.А., паспорт, доверенность N 7-А от 08.12.2022, диплом,
от ответчика: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы истца, Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза", и ответчика, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 декабря 2022 года по делу N А60-47210/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588, ИНН 6658091960)
о взыскании расходов за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - ответчик, Министерство) с требованием о возмещении расходов, понесенных при ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в размере 4 901 руб. 65 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 4017, 837 109 руб. 71 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 5033, 36 731 руб. 76 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 5162, 4 445 руб. 24 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 5234, 25 852 руб. 61 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 5270, а также 21 181 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 09.12.2022 (резолютивная часть от 02.12.2022) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы задолженность в сумме 904 595 руб. 73 коп., а также 21 077 руб. 42 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами.
Истец просит решение суда первой инстанции изменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании расходов, понесенных в связи с ликвидацией МНР ТКО N 5234 в размере 4 445 руб. 24 коп. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что свалка отходов, расположенная на территории: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, ул. Революции, д. 29 на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0508062:6 соответствует всем признакам МНР ТКО. Апеллянт ссылается на осуществление бесконтейнерного вывоза ТКО по улице Революции, при этом спорное МНР ТКО территориально располагается не в пределах улицы Революции, а на территории производственного здания, кроме того, складирование ТКО производилось в емкостях, не являющимися пакетами ЕМУП "Спецавтобаза".
Ответчик просит решение суда отменить в части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку организация мероприятий по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления относится к полномочиям органов местного самоуправления в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю. Апеллянт полагает, что уполномоченным органом государственной области Свердловской области по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Кроме того, заявитель ссылается на необходимость ликвидации несанкционированных свалок в соответствии с региональной программой, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.05.2018 N 225 "Об утверждении региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019-2030 годы". Апеллянт считает, что истцом не доказаны фактически понесенные расходы в связи с ликвидацией несанкционированных свалок отходов, представлены первичные бухгалтерские документы на общую сумму без перечисления спорных свалок, не подтверждены расходы на размещение ТКО на полигоне, общехозяйственные расходы и рентабельность.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором он отклонил приведенные в ней доводы.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный опертор) поступили сведения о принятии мер к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее также - МНР ТКО), объем которых превышает 1 м3 на территории:
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, вблизи пруда Спартак, в микрорайоне Елизавет (МНР ТКО N 4107);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, мкрн. Елизавет, рядом с д. 1А по ул. Новоспасская (МНР ТКО N 5033);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Верхнемакарово (МНР ТКО N 5162);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н Революции д. 29 (МНР ТКО N 5234);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Горный Щит, ул. Ленина, 11б (напротив дома) (МНР ТКО N 5270).
В ходе проверки указанной информации: специалистами ЕМУП "Спецавтобаза было установлено, что по адресам:
1) 06.05.2020 Свердловская обл., г. Екатеринбург, вблизи пруда Спартак, в микрорайоне Елизавет (МНР ТКО N 4107);
2) 04.05.2021 Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, мкрн. Елизавет, рядом с д. 1А по ул. Новоспасская (МНР ТКО N 5033);
3) 28.05.2021 Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Верхнемакарово (МНР ТКО N 5162);
4) 22.06.2021 Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н Революции д. 29 (МНР ТКО N 5234);
5) 06.07.2021 Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Горный Щит, ул. Ленина, 11б (напротив дома) (МНР ТКО N 5270) на земельных участках государственная собственность на который не разграничена, расположенных на кадастровых участках (кварталах): 66:41:0506901 (МНР ТКО N 4107); 66:41:0506040; 66:41:0506040:4 (МНР ТКО N 5033); 66:41:0512001:10 ЕЗП 66:41:0000000:27 (МНР ТКО N 5162); 66:41:0508062:6 (МНР ТКО N 5234); 66:41:0519901 (МНР ТКО N 4570); соответственно, незаконно размещены твердые коммунальные отходы, объем которых превышает 1 м3.
ЕМУП "Спецавтобаза" направило уведомления об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости его ликвидации:
- в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга (N 4107 от 12.05.2020; N 03010848 от 11.05.2021; N 03-012144 от 24.06.2021; N 03-012501 от 08.07.2021);
- в Уральское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 4107 от 12.05.2020; N 03-010848 от 11.05.2021; N 03-011443 от 03 06 2021; N 03-012144 от 24.06.2021; N03-012501 от 08.07.2021);
- в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (N 4107 от 12.05.2020; N 03-010848 от 11.05.2021; N 03-011443 от 03 06 2021; N 03-012144 от 24.06.2021; N 03-012501 от 08.07.2021).
Поскольку по истечении 30-дневного срока МНР ТКО Министерством ликвидировано не было, Министерство не заключило с ЕМУП "Спецавтобаза" договоры на оказание услуг по ликвидации выявленных МНР ТКО, ЕМУП "Спецавтобаза" самостоятельно ликвидировало МНР ТКО N 4107, N 5033, N 5162, N 5234, N 5270.
Расходы ЕМУП "Спецавтобаза" по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО составили 909 040 руб. 97 коп., что подтверждается калькуляцией.
ЕМУП "Спецавтобаза" в адрес Министерства направлены претензии с требованием оплаты задолженности, которые оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. ст. 10.1, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и исходил из того, что ответчик является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельным участком, на котором обнаружено несанкционированное размещение ТКО. Суд признал доказанным факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что расходы по ликвидации места складирования ТКО по адресу ул. Революции, д. 29 взысканию с ответчика не подлежат, так как по указанному адресу сбор и транспортирование ТКО производится бесконтейнерным способом.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения (пп. 18 п. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.
В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ.
На основании п. 4 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с абз. 2 ст. 3.3. Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ.
В силу ст. 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 98-03 "О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
В соответствии с пп. 5 п. 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Следовательно, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, только министерство и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с ТКО, обязано нести расходы по их содержанию.
Согласно пп. 2.1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.1999 N 499-ПП "Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области" функции уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
На основании п. 18 Правил N 1156 собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов.
На основании изложенного, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Таким образом, ответчик является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельным участком, на котором обнаружено несанкционированное размещение ТКО.
В п.п. 1, 2 ст. 13 Закона N 89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Для решения вопроса местного значения в данной сфере на территории муниципального образования создано предприятие "Спецавтобаза", которое в соответствии с лицензией 066 N 00468 от 23.08.2016 осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности. Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, региональным оператором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) по адресу:
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, вблизи пруда Спартак, в микрорайоне Елизавет (МНР ТКО N 4107);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, мкрн. Елизавет, рядом с д. 1А по ул. Новоспасская (МНР ТКО N 5033);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Верхнемакарово (МНР ТКО N 5162);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-н, с. Горный Щит, ул. Ленина, 11б (на против дома) (МНР ТКО N 5270).
Согласно п. 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Истцом в соответствии с требованиями указанного постановления, уведомления в адрес ответчика направлены, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 17 Правил N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Истцом проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки в отсутствие заключенного с ответчиком договора, порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельными участками, на которых обнаружено несанкционированное размещение ТКО, доказательств принадлежности земельных участков к муниципальным землям или землям иных лиц ответчиком не представлено и материалы дела не содержат, учитывая, что возмещение затрат по уничтожению несанкционированной свалки на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, не относится к вопросам местного значения и является обязанностью ответчика, принявшего на себя права по распоряжению земельными участками (с правами переходят и обязанности).
Из материалов дела следует, что истцом были направлены уведомления N 4107 от 12.05.2020; N 03-010848 от 11.05.2021; N 03-011443 от 03 06 2021; N 03-012144 от 24.06.2021; N 03-012501 от 08.07.2021 об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО (МНР ТКО) и необходимости их ликвидации в адрес Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Учитывая, что ЕМУП "Спецавтобаза" направлено уведомление об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела (акты ликвидации, маршрутные листы) и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, расходы истца, а так же обязанность ответчика их возместить подтверждены материалами дела, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составляет 904 595 руб. 73 коп., за вычетом расходов на ликвидацию свалки по ул. Революции, 29.
Представленный истцом расчет проверен судом первой инстанции и признан арифметически правильным.
Довод жалобы о недоказанности истцом фактически понесенных расходов также отклоняется, поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Апелляционный суд учитывает, что п.п. 16-18 Правил N 1156 не установлен стандарт доказывания наличия и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, при этом факт наличия МНР ТКО на вышеуказанных земельных участках подтверждается актами фиксации МНР ТКО с фотоматериалами, актами ликвидации МНР ТКО с фотоматериалами. Осуществление ликвидации МНР ТКО подтверждается актами ликвидации МНР ТКО, маршрутным журналом и отчетами по весовой к МНРО. Данные акты являются надлежащими доказательствами наличия и ликвидации МНР ТКО с учетом сложившейся практики взаимодействия с контрагентами по соответствующей категории дел.
Вопреки доводам апеллянта, истцом представлены счета на оплату, акты об оказании услуг транспортирования ТКО с мест несанкционированного размещения, акты приемки оказанных услуг, подписанные между истцом и ООО "ТрансСервис", платежное поручение N 4000 от 23.11.2020 об оплате услуг транспортировки ТКО с мест несанкционированного размещения, акт сверки.
Расчет произведен истцом исходя из предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 30.11.2018 N 198-ПК.
При этом ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы ЕМУП "Спецавтобаза" в части подтверждения иного состава и объема МНР ТКО. Доказательств того, что услуги могли быть оказаны по иной цене, в материалах дела также не имеется (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Учитывая, что факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Выводы суда первой инстанции относительно отсутствия оснований к удовлетворению иска в части ликвидации ТКО по адресу ул. Революции, д. 29, апелляционный суд признает верными на основании следующего.
Судом первой инстанции установлено, что согласно размещенному в открытом доступе реестру контейнерных площадок, в Чкаловском районе г. Екатеринбурга по ул. Революции складирование ТКО осуществляется бесконтейнерным способом.
Пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правила N 1156 с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Способ складирования, предусмотренный подпунктом "в" п. 10 Правил N 1156, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области" и практикой их реализации не предполагает использования конкретного места (площадки) накопления ТКО, при таком способе складирования ТКО - сбор твердых коммунальных отходов осуществляется путем непосредственного сбора в мусороуборочную технику (бесконтейнерная система удаления отходов).
Таким образом, поскольку в реестре контейнерных площадок указана только улица, суд первой инстанции верно исходил из того, что складирование ТКО по ул. Революции осуществляется бесконтейнерным способом на всей улице.
Из фотоматериалов, представленных в дело, следует, что на спорном земельном участке расположен контейнер и большие мешки с ТКО, уложенные рядом с ним, в связи с чем, суд пришел к выводу, что такое размещение отходов не является несанкционированной свалкой, поскольку на данной улице не предусмотрены контейнерные площадки, ТКО складированы в большие мешки, а не размещено навалом, следовательно, региональный оператор обязан осуществлять вывоз ТКО по данному адресу, при этом его услуги оплачиваются по тарифу.
Оснований к переоценке фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции, апелляционный суд не усматривает.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ. В силу под. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 декабря 2022 года по делу N А60-47210/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47210/2022
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ