г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А21-11885/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2034/2023) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.12.2022 по делу N А21-11885/2022 (судья Залужная Ю. Д.), принятое
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "АйТиАйдиа"
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области N 039/10/18.1-590/2022 от 19.07.2022.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АйТиАйдиа" (далее - Общество, третье лицо).
Решением суда от 13.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. по мнению подателя жалобы, документы и расторжении и уведомления о расторжении в карточках договоров в ЕИС отсутствуют и указанная информация была размещена в ЕИС по состоянию на 19.07.2022. Считает, что комиссия по проведению предварительного отбора действовала добросовестно, исходила из документов, размещенных на момент принятия решения в ЕИС, оснований не принимать во внимание сведения о расторгнутых договорах у Комиссии по проведению предварительного отбора не было.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.06.2022 Министерством (Организатор торгов) на официальном сайте единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение N 013520000462200016 о проведении предварительного отбора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, расположенных на территории Калининградской области N 002/ОКН/СМР/22.
Для участия в предварительном отборе подано две заявки, в том числе ООО "АйТиАйдиа".
Согласно протоколу N 02/ОКН/СМР/22-1 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе (процедура N 013520000462200016) от 24.06.2022 Комиссия организатора торгов, рассмотрев заявки на участие в процедуре 013520000462200016, приняла решение о не допуске заявки ООО "АйТиАйдиа" по следующим основаниям:
"Не допуск/ Несоответствие участника требованиям, установленным п. 1.5.3 части II документации о проведении предварительного отбора и пп. е) п. 23 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. N 615 (имеется расторгнутые заказчиком в одностороннем порядке Договора от 29.01.2019 N КР-003489-18 и от 09.06.2018 N ПКР-001091-18 в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Договора)".
Не согласившись с такой формулировкой, ООО "АйТиАйдиа" направило жалобу (от 30.06.2022 вх. N 5051) в УФАС с приложением документов, подтверждающих отсутствие недобросовестности в его действиях при выполнении работ в качестве подрядной организации в предыдущих контрактах.
В ходе заседания Комиссии УФАС представители организатора торгов пояснили, что Комиссией при рассмотрении заявок на участие в предварительном отборе установлено, что согласно сведениям ЕИС у ООО "АйтиАйдиа" имеются два расторгнутых договора от 29.01.2019 N КР-003489-18 и от 09.06.2018 N ПКР-001091-18, записи о расторжении договоров являются действующими.
На основании сведений ЕИС Комиссией было установлено, что договор N КР-003489-18 от 29.01.2019 на завершение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном (ых) доме (ах) ЦАО г. Москвы по адресу: Смоленский бульвар 17с. (реестровая запись N 194770109055900108), заключенный между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "АйТиАйдиа", имеет статус "исполнение прекращено".
29.10.2020 Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (Заказчик) размещена в ЕИС информация о том, что договор N КР-003489-18 от 29.10.2020 (реестровая запись N 194770109055900108) расторгнут 24.09.2019, в качестве основания и причины расторжения указано: "согласно документу Претензия N ФКР-19-19834/9 от 20.06.2019 по причине 9. Работы выполнены в рамках другого договора".
Согласно сведениям ЕИС договор N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, (реестровая запись N 027300000011800623), заключенный между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "АйТиАйдиа", имеет статус "исполнение прекращено".
По итогам рассмотрения жалобы Общества и проверки информации, размещенной в ЕИС, Управлением принято решение N 039/10/18.1-590/2022 от 19.07.2022, согласно которому жалоба Общества признана обоснованной. Комиссия Организатора торгов признана нарушившей пп. а п.53 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 615 от 01.07.2016.
Не согласившись с решением Управления, Министерство обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок проведения предварительного отбора подрядных организаций определен Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения предварительный отбор - это совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор;
орган по ведению реестра - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций;
реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения;
участник предварительного отбора - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В силу пункта 7 Положения по итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пунктам 19, 32 Положения орган по ведению реестра обеспечивает размещение извещения о проведении предварительного отбора и документации о проведении предварительного отбора на официальном сайте единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и сайте оператора электронной площадки одновременно с размещением извещения о проведении предварительного отбора.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ, в том числе, по следующему предмету электронного аукциона - оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.
В силу подпункта "г" пункта 30 Положения документация о проведении предварительного отбора помимо сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, должна содержать требования к участникам предварительного отбора, установленные пунктом 23 настоящего Положения.
В силу подпункта "е" пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливается, в том числе, следующее требование к участникам предварительного отбора:
- отсутствие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, контракта или договора, в том числе заключенного в соответствии с настоящим Положением, по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе работ, что и предмет предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта или договора в случае существенных нарушений участником предварительного отбора условий такого контракта или договора.
Для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора (пункт 35 Положения).
Как установлено пунктом 37 Положения заявка на участие в предварительном отборе, а также все сведения и документы, которые входят в ее состав в соответствии с настоящим Положением, подаются через оператора электронной площадки в виде электронного документа. Заявка на участие в предварительном отборе должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью. Ключи усиленных неквалифицированных электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего раздела, должны быть созданы и выданы удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона "Об электронной подписи".
Пунктом 38 Положения установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению в составе заявки на участие в предварительном отборе.
В силу пункта 39 Положения орган по ведению реестра не вправе требовать от участника предварительного отбора иных сведений и документов, кроме сведений и документов, предусмотренных пунктом 38 настоящего Положения.
Согласно пункту 4 раздела III "Информационная карта предварительного отбора" документации о проведении Предварительного отбора к участникам Предварительного отбора установлено требование о соответствии требованиям пункта 1.5 документации о проведении Предварительного отбора.
Пунктом 1.5 раздела II "Общие условия проведения предварительного отбора" документации о проведении Предварительного отбора определены обязательные требования к участникам предварительного отбора, в том числе, отсутствие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, контракта или договора, в том числе заключенного в соответствии с настоящим Положением, по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе работ, что и предмет предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта или договора в случае существенных нарушений участником предварительного отбора условий такого контракта или договора (подпункт 1.5.4).
Как установлено пунктом 48 Положения комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В силу пункта 52 Положения на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:
а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;
б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения.
Согласно пункту 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:
а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;
б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения;
в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Результаты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе и решение вопросов, указанных в пунктах 51 и 52 настоящего Положения, оформляются протоколом комиссии по проведению предварительного отбора, который подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании. Протокол оформляется и размещается органом по ведению реестра на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки в течение 2 рабочих дней со дня его подписания (пункт 55 Положения).
Как следует из материалов дела, согласно протоколу N 02/ОКН/СМР/22-1 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе (процедура N 013520000462200016) от 24.06.2022 Комиссия организатора торгов, рассмотрев заявки на участие в процедуре 013520000462200016, приняла решение о не допуске заявки ООО "АйТиАйдиа" по следующим основаниям:
"Не допуск/ Несоответствие участника требованиям, установленным п. 1.5.3 части II документации о проведении предварительного отбора и пп. е) п. 23 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. N 615 (имеется расторгнутые заказчиком в одностороннем порядке Договора от 29.01.2019 N КР-003489-18 и от 09.06.2018 N ПКР-001091-18 в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Договора)".
Как установлено Управлением и судом первой инстанции, договор N КР-003489-18 от 29.01.2019 на завершение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном (ых) доме (ах) ЦАО г. Москвы по адресу: Смоленский бульв. 17 с. 1 (реестровая запись N 194770109055900108), заключенный между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "АйТиАйдиа", имеет статус "исполнение прекращено".
29.10.2020 Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (Заказчик) размещена в ЕИС информация о том, что договор N КР-003489-18 от 29.10.2020 (реестровая запись N 194770109055900108) расторгнут 24.09.2019, в качестве основания и причины расторжения указано: "согласно документу Претензия N ФКР-19-19834/9 от 20.06.2019 по причине 9. Работы выполнены в рамках другого договора". Согласно сведениям ЕИС договор N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, (реестровая запись N 027300000011800623), заключенный между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "АйТиАйдиа", имеет статус "исполнение прекращено".
18.12.2020 Заказчиком размещена в ЕИС информация, что договор N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 (реестровая запись N 027300000011800623) расторгнут 25.08.2020 в качестве основания и причины расторжения указано: "согласно документу Уведомление о расторжении N ФКР-ПИР-7528/20 от 13.08.2020 по причине".
Вместе с тем вышеуказанные документы о расторжении по договору N КР-003489-18 от 29.01.2019 и договору N ПКР-001091-18 от 09.06.2018, а именно претензия N ФКР-19-19834/9 от 20.06.2019 и уведомление о расторжении N ФКР-ПИР-7528/20 от 13.08.2020 в карточках договоров (реестровая запись N 194770109055900108, N 027300000011800623) отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал, что сделать вывод только на основании информации в ЕИС о том, что договор N КР-003489-18 от 29.01.2019 и договор N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 были расторгнуты по решению суда или расторгнуты по требованию одной из сторон такого договора в случае существенных нарушений участником предварительного отбора условий договора, не представлялось возможным.
Пунктом 25 Положения предусмотрено, что Комиссия по проведению предварительного отбора вправе проверить достоверность сведений, представленных участниками предварительного отбора, на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения.
Таким образом, пунктом 25 Положения установлено право Комиссия по проведению предварительного отбора проверить достоверность сведений, представленных участниками предварительного отбора, на соответствие участников предварительного отбора требованиям пункта 23 настоящего Положения, в том числе, требованиям, установленным подпунктом "е" пункта 23 Положения.
Однако таким равом проверки сведений Министерство не воспользовалось, и исходило из информации, размещенной в системе ЕИС.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "АйТиАйдиа" Управлением в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы направлен запрос (исх. N 4319/02 от 11.07.2022) о представлении следующих сведений и информации с приложением копии подтверждающих документов:
сведения о том, по какой причине расторгнут договор N КР-003489-18 от 29.01.2019 на завершение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном (ых) доме (ах) ЦАО г. Москвы по адресу: Смоленский бульв. 17 с. 1 (реестровая запись N 194770109055900108), заключенный между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "АйТиАйдиа" с указанием основания расторжения и приложением копий подтверждающих документов;
сведения о том, по какой причине расторгнут договор N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (реестровая запись N 027300000011800623), заключенный между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "АйТиАйдиа" с указанием основания расторжения и приложением копий подтверждающих документов;
сведения об объеме выполненных и принятых заказчиком - Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы работ при исполнении ООО "АйТиАйдиа" договора N КР-003489-18 от 29.01.2019, договора N ПКР-001091-18 от 09.06.2018.
Согласно представленному Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы ответу (вх. N 5333 от 13.07.2022) в рамках договора N КР-003489-18 от 29.01.2019 объект к производству работ не открывался, работы не выполнялись. 24.09.2019 между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "АйТиАйдиа" 24.09.2019 заключено соглашение о расторжении договора по соглашению сторон по причине выполнения работ в рамках иного договора в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2018 по делу N А40-5869/18.
Разработанная ООО "АйТиАйдиа" в рамках договора N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (реестровая запись N 027300000011800623) проектная документация получила положительное заключение в ГАУ города Москвы "Московская государственная экспертиза", подписан акт приемки выполненных работ по разработке проектной документации. 13.08.2020 Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы в адрес ООО "АйТиАйдиа" направлено уведомление N ФКР-ПИР-7528/20 о расторжении договора в связи с невозможностью завершения работ по договору.
Согласно уведомлению N ФКР-ПИР-7528/20 от 13.08.2020 Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 на основании пункта 14.1 указанного договора и статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью завершения работ по договору. Также в соответствии с уведомлением N ФКР-ПИР-7528/20 от 13.08.2020 оно направлено Фондом капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы по основаниям, не связанным с виной Генподрядчика, последствия материального характера в виде штрафов для генерального подрядчика отсутствуют.
Таким образом, договор N КР-003489-18 от 29.01.2019 расторгнут по соглашению сторон по причине выполнения работ в рамках иного договора, договор N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 расторгнут на основании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с невозможностью завершения работ по договору.
Следовательно, договор N КР-003489-18 от 29.01.2019 и договор N ПКР-001091-18 от 09.06.2018 не были расторгнуты по решению суда или расторгнуты по требованию одной из сторон такого договора в случае существенных нарушений генеральным подрядчиком - ООО "АйТиАйдиа" условий договора.
При таких обстоятельствах, Управление и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу, что действия комиссии Организатора торгов в части отказа во включении участника предварительного отбора - ООО "АйТиАйдиа" в реестр квалифицированных подрядных организаций, нарушают положения подпункта "а" пункта 53 Положения, поскольку участник предварительного отбора - ООО "АйТиАйдиа" соответствовал требованиям, установленным пунктом 23 Положения.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Министерством требований незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области N 039/10/18.1-590/2022 от 19.07.2022, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "АйТиАйдиа".
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают по существу обоснованность решения.
Нарушения арбитражным судом первой инстанции норм материального, процессуального права, влекущие отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.12.2022 по делу N А21-11885/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11885/2022
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ