г. Москва |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А40-183263/2022 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда С.М. Мухин, рассмотрев апелляционную жалобу ПАО "Россети" на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-183263/2022
по заявлению: публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (ИНН 4716016979),
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539)
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторона,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Федеральная сетевая компания - Россети" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным постановления N 28/04/7.32.3-2285/2022 от 08.08.2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Решением суда от 28.12.2022 заявление ПАО "Федеральная сетевая компания-Россети" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ПАО "Федеральная сетевая компания-Россети" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что Закупка проведена в строгом соответствии с нормами Закона о закупках, требованиями Положения о закупке и Документации о закупке.
Оспариваемым постановлением антимонопольного органа общество привлечено к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии с ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Антимонопольным органом вменено обществу нарушение пунктов 6, 13 части 19.1 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336, КПП: 772801001) проведен конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, право заключения договора на выполнение работ по разработке РД, поставке оборудования, СМР и ПНР по титулу "Техническое перевооружение ПС 500 кВ "Томская" (Приведение инженерно-технических средств охраны к действующим требованиям) (1 комплекс)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Сибири (извещение N 32110760062) (далее - Конкурс, Закупка).
При этом в нарушение пунктов 6, 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчиком не соблюдены предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требования к содержанию документации о закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом "б" пункта 1.2.1 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.
Подпунктом "е" пункта 9 части II "Информационная карта закупки" Конкурсной документации (далее - Документация) Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "Соответствие участника закупки указанным в документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы): соответствие участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, а именно наличие у участника закупки лицензии на право осуществлять деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Лицензия МЧС)" (https://digital.mchs.gov.ru/).
Виды работ:
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения".
Согласно Извещению, Документации объектом закупки является выполнение работ по разработке рабочей документации, поставка оборудования, строительно-монтажные работы и пусконаладочные работы по титулу "Техническое перевооружение ПС 500 кВ "Томская" (Приведение инженерно-технических средств охраны к действующим требованиям) (1 комплекс)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Сибири.
Следовательно, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности указанного объекта, требующие наличие у исполнителя таких работ Лицензии МЧС России, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, предусмотренных проектом договора к Документации.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке копии Лицензии МЧС ограничивает количество участников закупки.
Учитывая, что участником может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, требование о наличии на момент подачи заявки Лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений является избыточным, поскольку отсутствие подтверждения наличия Лицензии МЧС России у участника Конкурса на этапе подачи заявок не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
При этом в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о закупках.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, действия Заказчика нарушают пункт 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.
Согласно пункту 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, в том числе предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3.5.4 Документации цена договора должна включать в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях, если иное не установлено документацией о закупке.
Согласно подпункту 4.1 пункта 10 Информационной карты в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав ценового предложения сводную таблицу стоимости работ и услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации (часть 3 "Образцы форм для заполнения участниками закупки" Документации, форма 9) с приложением файла сводной таблицы стоимости работ со всеми спецификациями, выполненными в формате MS Excel.
При этом в состав сводной таблицы стоимости входит (форма 9) сводная таблица стоимости, спецификация оборудования (форма 9.1) и спецификация материалов (форма 9.2), согласно которым участнику закупки необходимо представить сведения, в том числе о комплектах запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока.
Изучив положения Документации, материалы дела, должностное лицо ФАС России установило, что положениями Закона о закупках регламентировано, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки, при этом Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора.
Кроме того, Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки на момент подачи заявки на участие в Конкурсе иметь предлагаемый к поставке товар в наличии, в связи с чем участник может не располагать информацией, в том числе о комплектах запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия заказчика нарушают пункт 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, поскольку действия ПАО "ФСК ЕЭС" выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документации о закупке товаров, работ, услуг, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения пунктов 6, 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, в действиях заявителя содержится событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
При этом суд отметил, что дело об административном правонарушении возбуждено в соответствии с положениями Главы 28 КоАП на основании решений и предписаний ФАС России N N 223-ФЗ-14/22, 223-ФЗ-76/22, 223-ФЗ-79/22.
Законность решений и предписаний ФАС России проверена и подтверждена Арбитражным судом города Москвы, Девятым арбитражным апелляционным судом по результатам рассмотрения дел N А40-70290/22, N А40-91917/22.
В силу положений статьей 16, 69 АПК РФ вышеуказанные судебные акты имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии в его действиях события административного правонарушения судом отклоняются, как несостоятельные.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-183263/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183263/2022
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ-РОССЕТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА