г. Тула |
|
7 марта 2023 г. |
Дело N А68-13254/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Егураевой Н.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Куприковой А.С., при участии в судебном заседании: от государственного учреждения Тульской области "Центр занятости населения Тульской области" - представителя Надворной С.А. (доверенность от 09.01.2023, диплом, свидетельство, паспорт), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр государственных закупок и экспертиз" на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2022 по делу N А68-13254/2021 (судья Чигинская Н.Е.), принятое по исковому заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр государственных закупок и экспертиз" (г. Ставрополь, ИНН 2634102366, ОГРН 1182651005976) к государственному учреждению Тульской области "Центр занятости населения Тульской области" (г. Тула, ИНН 7106040180, ОГРН 1027100754691) об изменении условий контракта NЭА-105104-2022 от 09.12.2021 согласно протоколу разногласий
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Центр государственных закупок и экспертиз" (АНОДПО "Центр государственных закупок и экспертиз", истец) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к государственному учреждению Тульской области "Центр занятости населения Тульской области" (далее ГУ ТО "ЦЗН ТО", ответчик) об изменении условий контракта N ЭА-105104-2022 от 09.12.2021 согласно протоколу разногласий.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2022 в исковых требованиях отказано.
АНОДПО "Центр государственных закупок и экспертиз" обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2022 по делу N А68-13254/2021, в которой просит отменить указанное решение полностью.
Заявитель жалобы считает выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам, регулирующим контрактную систему, а именно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44- ФЗ).
Заявитель указывает на то, что ответчик при подготовке закупочной документации и проекта контракта обязан руководствоваться нормами Законам N 44 ФЗ, и исходя из специфики объекта закупки еще и нормами Федерального закона N273 "Об образовании в Российской Федерации", при этом обязательность применения ответчиком законодательства об образовании напрямую следует из пункта 6 Постановления Минтруда РФ от 13.01.2000 N 3/1 "Об утверждении положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения".
Апеллянт считает, что ответчик не имеет права ограничивать истца в его правах, поскольку это противоречит основам гражданского законодательства исходящего из необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и недопустимости ограничения гражданских прав кроме как основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В суд апелляционной инстанции от ответчика поступил отзыв, в котором возражал по доводам жалобы и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель государственного учреждения Тульской области "Центр занятости населения Тульской области" возражал по доводам.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между 09.02.2021 между истцом (далее - исполнитель) и ответчиком (далее - заказчик) были заключен контракт N ЭА-105104-2022 (далее - контракт) на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию по специальности "Специалист по направлению персоналом", по условиям которого истец обязался оказать услуги по дополнительному профессиональному образованию по специальности "Специалист по направлению персоналом" 19 гражданам, каждому по не менее 320 учебных часов, а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, установленных контрактом (пункт 1.1 контракта).
В обоснование требований истец ссылался на то, что в закупочную документацию, проект контракта и описание объекта закупки заказчиком были включены положения нарушающие требования ФЗ N 44 и гражданского законодательства и создающие препятствия в выполнении истцом контрактных обязательств, а именно: заказчик в соответствии с п. 3.1.2. контракта и в п.5 п.п.2, п.п.6 приложения 1 к контракту требует предоставить для обучения слушателей оборудованные учебные аудитории, что является прямым нарушением ч.3. ст.33 ФЗ N 44, не допускающей "включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к техническим характеристикам услуги, требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющихся предметом контракта". В нарушение требований действующего гражданского законодательства, положений и норм Федеральных законов N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", N 135- ФЗ "О защите конкуренции" заказчик включил в приложение 1 к контракту запрет на использование нами образовательных технологий, что выходит за пределы его компетенции.
Истец также указал на то, что до подписания контракта предпринимал попытки урегулирования разногласий в телефонном режиме и в последующем, после размещения ответчиком через оператора электронной торговой площадки проекта контракта на подписание, в его адрес в соответствии с порядком, установленным ФЗ N 44 был отправлен протокол разногласий, с обоснованием истцом позиции о необходимости внесения изменений в контракт.
Заказчик не счел необходимым принять меры к устранению разногласий и повторно разместил проект контракта на подписание истцу в первоначальной редакции (без внесения изменений) при этом не принимая во внимание то, что в соответствии с ч.1.ст.34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Истец считает запрещение заказчиком образовательной организации применять образовательные технологии нарушением действующего законодательства и прав, предоставленных истцу действующим законодательством.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Законом N 44- ФЗ (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Из материалов дела следует, что истец в соответствии с порядком, установленным Законом N 44-ФЗ отправил ответчику протокол разногласий, с обоснованием позиции о необходимости внесения изменений в контракт.
Согласно протоколу разногласий, истец считает необходимым внести следующие изменения в содержание проекта контракта N ЭА- 105104-2022:
1. Исключить из п. 3.1.2. фразу "оборудованные учебные аудитории с использованием" изложив третий абзац в следующей редакции: "- предоставить для обучения слушателей учебно-методические и учебно-наглядные пособия";
2. Исключить из п.5 п.п.2 приложения 1 к контракту от "___" ____ 2021 года N ЭА105104-2022 фразу следующего содержания: "проводится в оборудованных учебных кабинетах", изложив его в следующей редакции: "Теоретическое обучение проводится с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям, оснащенной необходимым современным оборудованием, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, инструментами, методическими и расходными материалами, макетами, тренажерами и т.д., позволяющими обеспечить уровень подготовки граждан в соответствии с требованиями рынка труда. Практические занятия должны составлять не менее половины от общего количества часов обучения."
3. Исключить из приложения 1 к контракту от "__"___ 2021 года N ЭА105104-2022 п.п.3 пункта 5.
4. Исключить из п.5 п.п.6 приложения 1 к контракту от "__"___ 2021 года года N ЭА105104-2022 фразы следующего содержания: "Исполнитель должен проводить занятия в специально оборудованной учебной аудитории, оснащенной необходимым количеством мест с соответствующими техническими возможностями, а также оборудованием, обеспечивающим температурный режим и световое освещение, благоприятный для учебного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами."
5. Исключить из пункта 5 приложения 1 к контракту от "__"___ 2021 года 2021 года N ЭА-105104-2022 фразу следующего содержания: "без использования дистанционных образовательных технологий", изложив ее в следующей редакции: "Форма обучения - очная, ежедневная, по мере комплектования группы, по требованию Заказчика. Количество слушателей в группе определяется Заказчиком по своему усмотрению."
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в установленных случаях.
Предметом контракта являются услуги по дополнительному профессиональному образованию по специальности "Специалист по управлению персоналом" 19 гражданам, каждому по не менее 320 учебных часов (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) договор об образовании заключается в простой письменной форме между: 1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица); 2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) (пункт 2 статьи 54 Закона об образовании).
Согласно пункту 1.2 контракта требования к оказываемым услугам, являющимся предметом настоящего контракта, определяются заказчиком в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта. Пунктом 4 приложения N 1 к контракту установлено, что место оказания услуг.
Услуги должны быть оказаны в пределах административных границ муниципального образования города Новомосковска Тульской области.
В пункт 5 приложения к контракту согласованы условия оказания услуг.
В том числе: - теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям, оснащенной необходимым современным оборудованием, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, инструментами, методическими и расходными материалами, макетами, тренажерами и т.д., позволяющими обеспечить уровень подготовки граждан в соответствии с требованиями рынка труда.
Практические занятия должны составлять не менее половины от общего количества часов обучения. - место проведения обучения должно соответствовать санитарно - эпидемиологическим нормам, применяемым к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, а также должно быть оборудовано аппаратными средствами, необходимыми для проведения обучения (в том числе персональными компьютерами для практических занятий из расчета 1 персональный компьютер на каждого обучающегося, мультимедийным проектором, экраном). - исполнитель должен проводить занятия в специально оборудованной учебной аудитории, оснащенной необходимым количеством мест с соответствующими техническими возможностями, а также оборудованием, обеспечивающим температурный режим и световое освещение, благоприятный для учебного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. - согласно ст. 780 ГК РФ исполнитель должен оказать услуги лично.
Исполнитель обязан: - предоставить помещения для теоретического обучения; организация учебной практики должна осуществляться в аудиториях образовательной организации и (или) с предоставлением мест для ее проведения; Форма обучения - очная, ежедневная, без использования дистанционных образовательных технологий, по мере комплектования группы, по требованию заказчика.
Количество слушателей в группе определяется заказчиком по своему усмотрению. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени буде отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В части 1 части 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара), требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. На основании анализа указанных норм, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, работ или услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Суд первой инстанции, обоснованно отклонил доводы истца о противоречии требования к предоставлению помещений в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, поскольку в силу части 1 статьи 102 Закона об образовании образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
Требование ответчика получить услугу по обучению безработных не с условием наличия помещений как таковых, поскольку наличие такого помещение предполагается обязательным для любой образовательной организации для получения самой возможности ведения такой деятельности, а наличия таких помещений для обучения безработных граждан.
Требования заказчика согласуются с его правом предусматривать условия необходимой ему услуги, поскольку именно такие условия отвечают потребностям по оказанию услуги по дополнительному профессиональному обучению безработных, находящихся на территории Тульской области.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Однако заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам услуги, которые удовлетворили бы всех возможных участников закупки. При этом Закон N 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемой услуге.
Согласно части 1 статьи 76 Закона об образовании, "дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды".
В соответствии с частью 2 статьи 76 Закон об образовании дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Согласно части 4 статьи 76 Закона об образовании программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки (части 12 статьи 76 Закона об образовании).
Согласно части 13 статьи 76 Закона об образовании формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
В статье 17 Закона об образовании определено, что в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
По условиям контракта предусмотрена форма обучения - очная, ежедневная, без использования дистанционных образовательных технологий, по мере комплектования группы, по требованию заказчика.
Частью 2 статьи 13 Закона об образовании определено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
В соответствии со статьей 16 Закона об образовании под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Как отмечено в части 3 статьи 16 Закона N 273-ФЗ, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Протокол разногласий не содержит условий, при которых возможна реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, что подтверждается материалами дела.
Суд области правомерно отклонил довод истца о том, что ответчик ограничивает его право на применение дистанционных технологий, внося такой запрет в закупочную документацию и контракт.
Судом первой инстанции учтена специфика деятельности ответчика, а именно обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения, оказание в соответствии с действующим законодательством государственных услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, получение результатов оказанных услуг, не отвечающих потребностям органов службы занятости, может привести к нерезультативности осуществления закупки и неэффективному расходованию выделенных бюджетных средств. Помимо этого безработные граждане относятся к слабозащищенной категории населения, испытывают определенные финансовые трудности и соответственно не имеют возможности для приобретения дополнительного оборудования для прохождения профессионального обучения.
Требование очной формы обучения без применения дистанционных образовательных технологий, которое было определено ответчиком как заказчиком необходимо для качественного оказания услуг в сфере своей профессиональной деятельности в интересах обеспечения возможности трудоустройства и занятости безработных граждан. Качественное оказание государственных услуг по профессиональному обучению безработным гражданам усилит их социальную защищенность посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Суд области сделал правильный вывод о том, что истец изучил извещение о проведении электронного аукциона, документацию об электронном аукционе, принял участие в электронном аукционе, согласился подписать контракт на условиях ответчика при признании его победителем, что подтверждается поданной истцом заявкой на участие в электронном аукционе.
В случае неясности условий контракта любой участник открытого аукциона вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации (часть 7 статьи 50 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 65 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что на стадии заключения контракта он обращался к заказчику с требованиями о разъяснении условий контракта, аукционная документация в порядке, установленном законодательством, истцом не обжаловалась.
Истцом был направлен протокол разногласий, однако протокол разногласий был отклонен заказчиком и проект контракта направлен на подпись истцу без учета замечаний.
09.12.2021 контракт подписан со стороны истца, что свидетельствует о том, что истец с условиями контракта был согласен, эти условия ему были понятны.
В силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования АНОДПО "Центр государственных закупок и экспертиз" об изменении условий контракта N ЭА-105104-2022 от 09.12.2021 согласно протоколу разногласий.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2022 по делу N А68-13254/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-13254/2021
Истец: АНО дополнительного профессионального образования "Центр государственных закупок и экспертиз", АНО ДПО "Центр государственных закупок и экспертиз"
Ответчик: ГУ ТО "Центр занятости населения Тульской области", ГУ Тульской области "Центр занятости населения Тульской области"