г. Саратов |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А12-18182/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Роспусконаладка" (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 8, оф. 1К, ИНН 3442061051, ОГРН 1023402642966)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2022 года по делу N А12-18182/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Роспусконаладка" (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 8, оф. 1К, ОГРН 1023402642966, ИНН 3442061051)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, Наб. 62-й Армии, д. 5, ИНН 3444069673, ОГРН 1023403430082), Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16А, ИНН 3444259579, ОГРН 1163443068722), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление на Ангарском" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, пом. 25Б, ИНН 3443927625, ОГРН 1143443006255), Куличев Андрей Леонидович (г. Волгоград), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "7 Ветров" (400075, г. Волгоград, ул. Шексинская, д. 95, пом. 193, ИНН 3443063559, ОГРН 1053443004933)
о признании незаконным предписания,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Роспусконаладка" (далее - заявитель, общество, ООО "Роспусконаладка") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда от 27.06.2022 N 491-р.
Определением суда от 24 августа 2022 судом в порядке процессуального правопреемства произведена замена стороны по делу - Управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) на его правопреемника - Управление "Жилищная инспекция Волгограда" департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Роспусконаладка" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что индивидуальный тепловой пункт (ИТП) не входит в состав общего имущества. В договорах управления по МКД N 8 и N 8а по ул. Новороссийской в г. Волгограде сведения об ИТП отсутствуют, а собственники помещений указанных МКД не принимали решения о включении ИТП в состав общего имущества указанных домов. ИТП должен обслуживать только один МКД. Основанием для перехода на прямые договоры между ООО "Роспусконаладка" и жителями МКД N 8а ул. Новороссийской в г. Волгограде являются обстоятельства, отражённые в п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ. ООО "Роспусконаладка" не может исполнить предписание в части перерасчёта за услугу "Горячее водоснабжение", поскольку данную услугу общество не предоставляло. Предписание лишает собственников помещений МКД N 8а ул. Новороссийской в г. Волгограде возможности в дальнейшем получать коммунальный ресурс - подогрев горячей воды, согласно заключённым прямым договорам с ООО "Роспусконаладка".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Через канцелярию суда от ООО "Управляющая компания "7 ветров" поступил отзыв на апелляционную жалобу. В нарушение ст. 262 АПК РФ доказательства направления отзыва в адрес лиц, участвующих в деле, не представлены, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении отзыва на апелляционную жалобу к материалам дела.
Законность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно постановлению главы Волгограда от 22,07.2022 N 245-п "О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 25.09.2018 N 6-п "Об утверждении структуры аппарата главы Волгограда", постановлению администрации Волгограда от 22.07.2022 N 865 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 07.12.2016 N 152 "О структуре и штатной численности департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда", в структуру аппарата главы Волгограда внесены изменения, в соответствии с которыми, Управление "Жилищная инспекция Волгограда" вошло в структуру Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент).
На основании решения Волгоградской городской Думы от 27.07.2022 N 70/1045 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/393 "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда" (опубликовано в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", N 83, 30.07.2022), Департамент является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным на реализацию полномочий администрации Волгограда в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, осуществление муниципального жилищного контроля, а также переданных законом Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, осуществлению региональною государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из материалов дела, на основании решения Управления о проведении внеплановой документарной проверки от 20.06.2022 N 491 (т.1 л.д.67-68) должностным лицом Управления в рамках регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Роспусконаладка" с целью рассмотрения обращения гражданина в части порядка правомерного начисления размера платы за коммунальную услугу "Тепловая энергия для ГВС" за апрель, май 2022 года.
Проведение данной проверки согласовано Прокуратурой Волгоградской области в установленном законом порядке (решение от 15.06.2022 N 7/4-1264-2022) (т.1 л.д.62).
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 27.06.2022 N 491-р (т.1 л.д.70-73).
В ходе проверки выявлены нарушения по начислению ООО "Роспусконаладка", не являющимся исполнителем услуги, платы жителям многоквартирного дома N 8 "а" по ул. Новороссийская (далее - МКД) за коммунальный ресурс "тепловая энергия для ГВС" при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении Обществом пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 354 (далее - Правил 354).
По результатам проверки ООО "Роспусконаладка" выдано предписание от 27.06.2022 N 491-р о прекращении нарушений обязательных требований (т.1 л.д.74-75), согласно которому, обществу в срок до 29.08.2022 необходимо устранить нарушение п. 54 Правил N 354 и произвести перерасчет начисленной платы ("Тепловая энергия для ГВС") всем потребителям многоквартирного дома N 8А по ул. Новороссийская за апрель, май 2022 года с указанием оснований перерасчета в соответствии с п. 69 правил N 354.
Считая, что предписание Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда от 27.06.2022 N 491-р является незаконным, ООО "Роспусконаладка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы ООО "Роспусконаладка" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (далее - Закон Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД) устанавливает правовые основания для реализации органами местного самоуправления городских округов Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД органам местного самоуправления городских округов Волгоградской области переданы государственные полномочия по государственному жилищному надзору.
На основании постановления администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865 "Об Управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда" на территории Волгограда данные полномочия осуществляет Управления "Жилищная инспекция Волгограда".
Следовательно, решение о проведении внеплановой выездной проверки принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий.
Частью 8 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных, в том числе, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Выдаваемое по результатам проверки предписание представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
В связи с этим предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
Согласно сведениям, размещенным на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ) в разделе "Реестр объектов жилищного фонда", функции по управлению многоквартирным домом расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 8а, в настоящее время осуществляет управляющая организация общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление на Ангарском", многоквартирным домом расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 8, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "7 Ветров".
Ранее управление МКД N 8 и МКД N 8а осуществляло ООО "Управляющая организация г. Волгограда".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Судом установлено, что в рамках дела А12-23071/2021 Арбитражным судом Волгоградской области рассмотрено заявление ООО "Управляющая организация города Волгограда" (предыдущая управляющая организация МКД N 8 и N 8 "а") о признании недействительным предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда N1665-р от 13.05.2021.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-23071/2021 от 07.12.2021 года признано недействительным предписание Управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда N1665-р от 13.05.2021.
Судом в рамках дела N А12-23071/2021 установлено, что в МКД N 8 и N 8а отсутствует централизованное горячее водоснабжение; горячая вода как коммунальный ресурс не попадает к потребителям этих домов непосредственно от ресурсоснабжающей организации (ООО "Роспусконаладка"). Приготовление горячей воды для домов N 8 и N 8 А по улице Новороссийской осуществляется автоматизировано в индивидуальном тепловом пункте, находящемся в подвале дома N 8, путем нагрева теплообменниками холодной воды поступающей от ООО "Концессии водоснабжения" за счет приобретаемой у ООО "Роспусконаладка" тепловой энергии, а затем подается потребителям.
Дома N 8, N 8 А оборудованы приборами учета, раздельно регистрирующими потребление коммунальных ресурсов, в том числе, горячей воды для каждого многоквартирного дома по ул. Новороссийской г. Волгограда.
Индивидуальный тепловой пункт для двух МКД неразрывно связан с системой отопления многоквартирных домов, предназначен для их обслуживания, эксплуатации, в частности для приготовления горячей воды в отсутствие централизованной системы ГВС, в связи с чем, данный ИТП отвечает критериям, предусмотренным в статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, входит в состав общего имущества МКД.
Таким образом, система горячего водоснабжения в МКД N 8 и N 8а, оборудованная индивидуальным тепловым пунктом, предназначенным для приготовления горячей воды для двух домов, полностью соответствует определению нецентрализованной системы горячего водоснабжения. Указанные МКД не могут быть отнесены к категории домов с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения, поскольку приготовление воды в отношении данных домов в центральном тепловом пункте не осуществляется.
Как следует из материалов дела, между ООО "Роспусконаладка" и ООО "ЖЭУ на Ангарском" заключен договор поставки тепловой энергии N 1-2021 от 01.02.2021 года.
ООО "ЖЭУ на Ангарском", являясь управляющей организацией, оказывает собственникам помещений МКД N 8 "А" коммунальную услугу по горячему водоснабжению самостоятельно, используя при этом общее имущество МКД (индивидуальный тепловой пункт), расположенный в подвале дома N 8. Иной технической возможности получить горячее водоснабжение у МКД N 8 А не имеется, так как два дома являются единым комплексом.
Для приготовления горячей воды в таком многоквартирном доме в качестве коммунального ресурса используется холодная вода, поставку которой в многоквартирный дом осуществляет организация, осуществляющая холодное водоснабжение, и тепловая энергия, поставку которой осуществляет теплоснабжающая организация, в данном случае ООО "Роспусконаладка".
Как указывает заявитель, на 01.06.2021 у ООО "ЖЭУ на Ангарском" перед Обществом образовалась задолженность за поставленный коммунальный ресурс в размере 544 895, 02 руб., при этом срок ее образования превышал 3 месяца.
Обществом в адрес ООО "ЖЭУ на Ангарском" направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора поставки N 1-2021 от 01.02.2021; собственникам МКД путем размещения уведомления в общедоступных местах доведено до сведения о расторжении указанного договора, Общество перешло на прямые договоры поставки тепловой энергии с жителями МКД N 8 "А".
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
По общему правилу управляющая организация, как исполнитель коммунальной услуги, не вправе отказываться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для исключения обязанности управляющей организации заключать договор на весь объем поставляемых в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, которым часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Согласно данному нормативному положению принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
В силу пункта 6 статьи 1 Закона N 59-ФЗ в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу часть 7.1.
В то же время Закон N 59-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации включена статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами", согласно пунктам 1 и 3 части 1 которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
При этом в части 8 указанной статьи определено, что ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что независимо от способа управления домом, в Жилищном кодексе Российской Федерации с 03.04.2018 предусмотрено право собственников помещений в многоквартирных домах принять на общем собрании решение о заключении с поставщиками коммунального ресурса прямых договоров поставки тепловой энергии.
В данном случае решения общего собрания о заключении с поставщиком коммунального ресурса (ООО "Роспусконаладка") прямых договоров поставки тепловой энергии для ГВС не принималось.
При отсутствии централизованной системы ГВС в МКД исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками в части подачи тепловой энергии для производства горячей воды.
Таким образом, ООО "ЖЭУ на Ангарском" является исполнителем коммунальной услуги по ГВС спорного дома, в связи с чем, ООО "ЖЭУ на Ангарском" не может отказаться от исполнения договора теплоснабжения в объемах, необходимых для приготовления горячей воды. ООО "Роспусконаладка" как ресурсоснабжающая организация также не вправе отказаться от договора поставки тепловой энергии в указанный МКД.
Договор от 01.02.2021 N 1-2021 заключен между ООО "ЖЭУ на Ангарском" и ООО "Роспусконаладка", в том числе, для целей приготовления горячей воды посредством использования оборудования - индивидуального теплового пункта, находящегося в подвале дома N 8, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, в которых централизованная система горячего водоснабжения отсутствует, как установлено вступившим в законную силу решением суда по делу А12-23071/2021 от 07.12.2021.
ООО "ЖЭУ на Ангарском" приобретает у ООО "Роспусконаладка" коммунальный ресурс (тепловая энергия) для нагрева воды в ИПУ для оказания жителям коммунальной услуги ГВС.
Таким образом, в отношении МКД технологически не присоединенных к централизованным системам ГВС, но оснащенных оборудованием для нагрева воды путем использования тепловой энергии, поставляемой ООО "Роспусконаладка", между ООО "ЖЭУ на Ангарском" и ООО "Роспусконаладка" необходимо заключение договора теплоснабжения в целях оказания услуг конечным потребителям.
Конечным продуктом, который должен быть поставлен потребителям, является горячая вода, а не тепловая энергия, являющаяся лишь одним из компонентов для производства конечного продукта (горячая вода).
Таким образом, при отсутствии централизованной системы ГВС в МКД, исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками в части подачи тепловой энергии для производства горячей воды, а также в целях оказания коммунальной услуги по ГВС.
Пунктом 54 Правил N 354 определяется порядок внесения потребителем платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения).
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
В указанном случае исполнителем в соответствии с ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ может быть только лицо, осуществляющее управление МКД.
Указанным нормативным положением не урегулированы отношения по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку отдельных видов коммунальных ресурсов в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения, поскольку коммунальная услуга по горячему водоснабжению в таком многоквартирном доме не может предоставляться этой ресурсоснабжающей организацией самостоятельно.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Для приготовления горячей воды в таком многоквартирном доме в качестве коммунального ресурса используется холодная вода, поставку которой в многоквартирный дом осуществляет организация, осуществляющая холодное водоснабжение, и тепловая энергия, поставку которой осуществляет теплоснабжающая организация, в данном случае заявитель.
Организация, осуществляющая поставку тепловой энергии в многоквартирный дом, не может быть признана в соответствии с Правилами N 354 исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В данном случае ООО "Роспусконаладка" осуществляет лишь поставку коммунального ресурса (тепловой энергии) для самостоятельного приготовления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
ООО "Роспусконаладка" не доказано, что им осуществляется приготовление ГВС, при том, что ООО "Роспусконаладка" не является собственником индивидуального теплового пункта, находящегося в подвале дома N 8 по ул. Новороссийская г. Волгограда.
Однако при проведении проверки установлено, что ООО "Роспусконаладка", не являясь исполнителем услуги, производит начисление платы жителям многоквартирного дома N 8 "а" по ул. Новороссийская за коммунальный ресурс "тепловая энергия для ГВС" при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в МКД N 8 "а", что подтверждается платежными документами за апрель, май 2022 г. (л.д. 52-55).
Указанные начисления жителям являются неправомерными, поскольку плату за коммунальный ресурс ООО "Роспусконаладка" может выставлять только исполнителю (ООО "ЖЭУ на Ангарском"), а не жителям МКД, в свою очередь, ООО "ЖЭУ на Ангарском" может выставлять плату за коммунальную услугу ГВС собственникам помещений МКД.
ООО "Роспусконаладка" в апелляционной жалобе указывает, что индивидуальный тепловой пункт (ИТП) не входит в состав общего имущества МКД. В договорах управления по МКД N 8 и N 8а по ул. Новороссийской в г. Волгограде сведения об ИТП отсутствуют, собственники помещений указанных МКД не принимали решения о включении ИТП в состав общего имущества указанных домов. Предыдущей управляющей организацией (ООО "УО г. Волгограда") действующим управляющим организациями МКД 8 и 8 "А" в состав общего имущества не передавалось оборудование по приготовлению горячей воды, находящееся в подвале МКД N 8. ИТП должен обслуживать только один МКД.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения коммунальная услуга горячего водоснабжения может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, с помощью которого приготавливается горячая вода.
Как установлено судом в рамках рассмотрения дела А12-23071/2021, приготовление горячей воды для домов N 8 и N 8 А по улице Новороссийской осуществляется автоматизировано в индивидуальном тепловом пункте, находящемся в подвале дома N 8, путем нагрева теплообменниками холодной воды, поступаемой от ООО "Концессии водоснабжения" за счет приобретаемой у ООО "РосПускоНаладка" тепловой энергии, а затем подается потребителям.
Судом по делу установлено, что теплообменное оборудование (теплообменники) при вводе в эксплуатацию первой очереди строительства (МКД N 8) были размещены в помещении - котельной, принадлежавшей на праве собственности ООО "РосПускоНаладка". Однако право собственности на данное теплообменное оборудование никогда ему не передавалось и не приобреталось, данное оборудование не учитывается в составе основных средств. Данные теплообменники используются для приготовления горячей воды исключительно для домов N 8 и N 8 А. В случае демонтажа теплообменников производство горячей воды для домов N 8 и N 8 А станет невозможным, поскольку ООО "РосПускоНаладка" является только лишь поставщиком тепловой энергии.
Таким образом, фактически теплообменное оборудование находится в МКД N 8, который, по сути, является единым с МКД N 8 "а" домом, и используется в целях приготовления горячей воды исключительно для собственников данных домов, является общим имуществом МКД.
ООО "РосПускоНаладка" не представлено доказательств, подтверждающих, что оно является собственником спорного оборудования, и оказывает жителям коммунальную услугу ГВС.
В МКД N 8 "а" жители получают коммунальную услугу по ГВС.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению спорного многоквартирного жилого дома в соответствии с приведенными нормативными положениями может быть только лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, в рассмотренном случае ООО "ЖЭУ на Ангарском".
Как верно указал суд первой инстанции, доводы заявителя о том, что предыдущей управляющей организацией (ООО "УО г. Волгограда") действующим управляющим организациями МКД 8 и 8 "А" в состав общего имущества не передавалось оборудование по приготовлению горячей воды, находящееся в подвале МКД N 8, не могут служить основанием для уклонения ресурсоснабжающей организации от соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, поскольку ООО "РосПускоНаладка" не является собственником спорного оборудования, и не оказывает жителям коммунальную услугу ГВС.
Общество указывает в апелляционной жалобе, что ИТП должен обслуживать только один МКД.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением, поскольку в соответствии со строительной документацией дома N 8 и N 8а при строительстве являлись единым объектом с разными очередями ввода, в отсутствии централизованного горячего водоснабжения, поэтому оборудование, проектируемое для приготовления горячей воды на указанные дома, не разделялось. Два многоквартирных жилых дома (N 8 и N 8а) располагаются на одном земельном участке 34:34:040023:57, а жилой дом N 8 частично на 34:34:040023:2940, что определяет их технологическую связь через инженерную инфраструктуру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в рамках дела N А12-27212/2020 судами трёх инстанций не установлено отсутствие технической документации на ИТП у предыдущей и действующей в настоящее время управляющей организации МКД N 8. В рамках указанного дела суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" (предыдущая управляющая организация МКД N 8) передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "7 Ветров" техническую документацию на многоквартирный дом N 8 по улице Новороссийская в городе Волгоград и иные связанные с управлением домом документы, в том числе, паспорта на реконструированное в индивидуальном тепловом узле теплообменное оборудование горячего водоснабжения, разрешение на ввод тепловой установки НВУ Ростехнадзора, а также решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома об изменении состава общего имущества.
Таким образом, ИТП, расположенное в подвале жилого дома N 8 по ул. Новороссийская в городе Волгоград, является общим имуществом собственников помещений двух многоквартирных домов (N 8 и N 8а) и предназначено для осуществления подогрева холодной воды за счёт поставляемой ООО "Роспусконаладка" тепловой энергии и последующей поставки горячей воды в квартиры указанных МКД, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А12-23071/2021.
ООО "РосПускоНаладка" не представлено доказательств, подтверждающих, что оно является собственником спорного оборудования, и оказывает жителям коммунальную услугу ГВС.
При указанных обстоятельствах, ООО "РосПускоНаладка" правомерно выдано оспариваемое предписание и предписано в срок до 29.08.2022 г. устранить нарушение п. 54, Правил N 354 и произвести перерасчет начисленной платы ("Тепловая энергия для ГВС") всем потребителям многоквартирного дома N 8А по ул. Новороссийская за апрель, май 2022 года с указанием оснований перерасчета в соответствии с п. 69 правил N 354.
Представленный ООО "РосПускоНаладка" ответ ООО "ЖЭУ на Ангарском" от 06.02.2023 г. о возвращении без подписания проекта договора поставки тепловой энергии от 01.02.2023 г., в связи с тем, что у управляющей организации отсутствует техническая возможность для приготовления горячей воды, на письмо ООО "РосПускоНаладка" от 18.01.2023 г. о подписании проекта договора на поставку тепловой энергии, не является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
Как установлено материалами дела, исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению спорного многоквартирного жилого дома в соответствии с приведенными нормативными положениями может быть только лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, в рассмотренном случае ООО "ЖЭУ на Ангарском". Теплообменное оборудование находится в МКД N 8, который, по сути, является единым с МКД N 8 "а" домом, и используется в целях приготовления горячей воды исключительно для собственников данных домов, что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А12-23071/2021.
Доказательств демонтажа оборудования и отсутствие у собственников МКД горячей воды, не представлено.
ООО "РосПускоНаладка" поставляет не готовую коммунальную услугу в виде ГВС, а только коммунальный ресурс в виде тепловой энергии, преобразование которой в коммунальную услугу (ГВС) происходит без участия ресурсоснабжающей организации с помощью теплового пункта, установленного в МКД N 8.
Обжалуя решение суда, ООО "Роспусконаладка" указывает, что общество не может исполнить предписание в части перерасчёта за услугу "Горячее водоснабжение", поскольку данную услугу общество не предоставляло.
Исполнение предписания в данной ситуации должно заключаться в возврате жителям МКД N 8А денежных средств за ресурс "Тепловая энергия для ГВС", выставленный потребителям. В свою очередь, ООО "Жилищно-эксплуатационное управление на Ангарском" должно будет начислить указанную сумму за коммунальную услугу ГВС потребителям и на основании договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией оплатить ООО "Роспусконаладка" за поставленный коммунальный ресурс "Тепловая энергия".
Обществу предписано произвести перерасчёт начисленной платы за ГВС ("Тепловая энергия для ГВС"). Данное требование является законным и исполнимым.
ООО "Роспусконаладка" осуществляет поставку ресурса ("Тепловая энергия для ГВС"), однако выставлять собственникам квитанции на оплату данного ресурса не вправе, ООО "Роспусконаладка" не оказывает жителям коммунальную услугу ГВС.
Довод апелляционной жалобы о том, что предписание лишает собственников помещений МКД N 8а ул. Новороссийской в г. Волгограде возможности в дальнейшем получать коммунальный ресурс - подогрев горячей воды, согласно заключённым прямым договорам с ООО "Роспусконаладка", не может служить основанием для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу пункта 2 Правил N 354 под коммунальными ресурсами холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, заявитель поставляет соответствующий коммунальный ресурс для нагрева воды в теплообменнике для оказания коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения; б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Принимая во внимание вышеизложенное, в отношении многоквартирных домов технологически не присоединенных к централизованным системам горячего водоснабжения и отопления, но оснащенных оборудованием для нагрева воды путем использования тепловой энергии, поставляемой ООО "Роспусконаладка", между заявителем и управляющей организацией необходимо заключение договора теплоснабжения в целях дальнейшего оказания услуг конечным потребителям.
Конечным продуктом, который должен быть поставлен потребителям, является горячая вода, а не тепловая энергия, являющаяся лишь одним из компонентов для производства конечного продукта.
Таким образом, при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения и/или отопления в МКД, исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками в части подачи тепловой энергии для производства горячей воды, а также в целях оказания коммунальной услуги по отоплению.
С учётом изложенного, предписание Управления от 27.06.2022 N 491-р не нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; не возлагает на ООО "Роспусконаладка" обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, не нарушает права собственников помещений.
Апелляционная коллегия считает, что оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий, является законным и исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2022 года по делу N А12-18182/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18182/2022
Истец: ООО "РОСПУСКОНАЛАДКА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА" АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ООО "КОНЦЕССИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ", Куличев Андрей Леонидович, ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА АНГАРСКОМ", ООО "УК 7 Ветров"