город Ростов-на-Дону |
|
10 марта 2023 г. |
дело N А32-22958/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар: представитель Гафарова А.А. по доверенности от 27.12.2022, диплом, паспорт;
от департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар: представитель Чалый С.В. по доверенности от 03.02.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 по делу N А32-22958/2022
по заявлению департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2309054051, ОГРН 1022301622243)
к Департаменту финансов Администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310056575, ОГРН 1022301612816)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Центр развития ребёнка-детский сад "Ягодка-Малинка""
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования Администрации муниципального образования г.Краснодар (далее - Департамент образования) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансов Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент финансов) о признании недействительным предписания от 31.03.2022 N 883/28.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Краснодарского края привлёк автономную некоммерческую организацию дошкольного образования "Центр развития ребёнка-детский сад "Ягодка-Малинка"" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемое предписание Департамента финансов отвечает критерию исполнимости и принято в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и постановления Администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 N 601.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент образования обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент образования указывает, что предписание не отвечает критерию исполнимости.
В силу Постановления Администрации от 16.02.2018 N 601, возврат суммы предоставленной субсидии по соглашению от 16.03.2020 N 26, заключённому между Департаментом образования и Учреждением, в случае нарушения условий её предоставления, осуществляется получателем субсидии, которым в данном случае Департамент образования не является.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от Департамента финансов поступил отзыв на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
В судебном заседании представитель Департамента образования поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Департамента финансов не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Учреждение, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Департаментом финансов в период с 30.11.2021 по 23.12.2021 в отношении Департамента образования проведена внеплановая выездная проверка обоснованности предоставления субсидий в рамках соглашения от 16.03.2020 N 26, заключённого с Учреждением. В ходе выездной проверки, Департаментом финансов выявлено нарушение Департаментом образования пункта 22 Порядка предоставления субсидий из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) частным дошкольным образовательным организациям и частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативами подушевого финансирования расходов), утверждёнными законом Краснодарского края о краевом бюджете, утверждённого постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 N 601 (далее - Порядок), а также пунктов 2, 14 и 16.1. указанного Порядка.
Учреждением представлены к возмещению заявки с приложенными к ним копиями документов (платёжных поручений) в общей сумме 1111960 руб., имеющими нарушения требований Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П в части отсутствия даты списания денежных средств, платежи по которым фактически не были осуществлены Учреждением на дату подачи следующих заявок на перечисление субсидии: платёжные поручения от 05.04.2020 N 14 на сумму 554600 руб. (заявка от 06.04.2020); от 12.05.2020 N 20 на сумму 78260 руб. (заявка от 12.05.2020); от 10.06.2020 N 22 на сумму 479100 руб. (заявка от 10.06.2020).
На основании изложенного, Департаменту образования было предписано принять меры к возмещению в бюджет муниципального образования город Краснодар с последующим возвратом в краевой бюджет средств субсидии в размере 1111960 руб., неправомерно предоставленных Учреждению.
Департаментом финансов в адрес Департамента образования была направлена досудебная жалоба от 14.04.2022 N 2917/30 с требованием о возврате субсидии в размере 1111960 рублей. Досудебная жалоба была оставлена без исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний муниципальный финансовый контроль департаментом финансов осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
На основании приказа директора Департамента финансов от 26.11.2021 N 136 "О назначении внеплановой выездной проверки в отношении департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар", пункта 11 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее - Федеральный стандарт N1235) в отношении Департамента образования проведено контрольное мероприятие по теме: обоснованность предоставления субсидий в рамках соглашения от 16.03.2020 N26, заключённого с Учреждением, в части возмещения расходов по предоставленным частным дошкольным образовательным учреждением документам, подтверждающим понесённые расходы. Проверяемый период: с 01.03.2020 по 31.12.2020.
В соответствии с пунктами 18, 19 Федерального стандарта N 1235 в период с 30.11.2021 по 23.12.2021 проведены контрольные мероприятия по документальному изучению в отношении учредительных, финансовых, бухгалтерских документов, с учётом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных лиц департамента образования.
Так в ходе внеплановой проверки установлено, что в соответствии со статьёй 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", в целях возмещения затрат частных дошкольных образовательных организаций, частных общеобразовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании лицензии постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 N 601 утверждён Порядок.
Из материалов дела следует, что между Учреждением и Департаментом образования заключено соглашение о предоставлении субсидий из местного бюджета от 16.03.2020 N 26.
Согласно пунктам 3, 4.1 соглашения от 16.03.2020, а также пункта 16 Порядка установлено, что Учреждению для получения субсидии необходимо направлять в Департамент образования заявки с приложенными оригиналами и копиями первичных учётных документов, подтверждающих фактически произведённые расходы, оформленные в соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте".
В ходе выездной проверки было установлено, что Учреждение представило в Департамент образования заявки от 16.03.2020, от 06.04.2020, от 12.05.2020, от 10.06.2020, от 03.07.2020 с первичными учётными документами, для подтверждения фактически произведённых расходов на общую сумму 2536700 рублей.
В платёжном поручении от 05.04.2020 N 14 на сумму 554600 руб. к заявке от 06.04.2020, в платёжном поручении от 12.05.2020 N 20 на сумму 78260 руб. к заявке от 12.05.2020, в платёжном поручении от 10.06.2020 N 22 на сумму 479100 руб. к заявке от 10.06.2020 на общую сумму 1111960 руб. отсутствовала отметка банка о списании денежных средств с указанием даты списания денежных средств.
Порядок исполнения распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету урегулирован положениями пункта 4.6 главы 4 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П).
Факт списания денежных средств подтверждается отметкой в платёжном поручении в графе "Списано со счета плательщика" банком плательщика с указанием даты списания денежных средств со счета плательщика (пункт 71 Приложения N 1 к Положению N 383-П).
Проверкой установлено, что в вышеуказанных платёжных поручениях не содержатся сведения об их исполнении (о списании денежных средств со счёта), факт по оплате за поставленный товар Учреждения, произведённый представленными платёжными поручениями, не может считаться установленным.
Таким образом, у Учреждения отсутствовало право на получение субсидий из средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на возмещение затрат на общую сумму 1111960 рублей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 4.2. Соглашения от 16.03.2020 Департамент образования осуществляет обязательную проверку соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Подпунктом 16.4 Порядка в случае представления документов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка, Департамент образования в течение 5 рабочих дней после их получения возвращает пакет документов Заявителю для доработки с указанием причины возврата.
При этом, Департаментом образования возмещены затраты Учреждения из бюджета муниципального образования город Краснодар в полном объёме в сумме 2536400 руб. в соответствии с графиком перечисления субсидии, утверждённым Соглашением, что подтверждается платёжными поручениями от 17.03.2020 N 97127 на сумму 555000 руб., от 06.04.2020 N 129174 на сумму 816600 руб., от 13.05.2020 N 178611 на сумму 276700 руб., от 11.06.2020 N 215287 на сумму 643100 руб., от 06.07.2020 N 238786 на сумму 245000 руб., всего в размере 2536400 рублей.
Таким образом, в нарушение требований бюджетного законодательства и Порядка Департамент образования необоснованно возместил Учреждению из бюджета муниципального образования город Краснодар денежные средства на основании документов, на общую сумму 1111960 рублей.
Довод Департамента образования о том, что предписание от 31.03.2022 N 883/28 не отвечает критерию исполнимости, признаётся апелляционным судом несостоятельным.
Согласно резолютивной части предписания от 31.03.2022 N 883/28 Департаменту образования предписано принять меры к возмещению в местный бюджет с последующим возвратом в краевой бюджет средств субсидии в размере 1111960 руб., неправомерно предоставленных Учреждению в части возмещения расходов по платёжным поручениям: от 05.04.2020 N 14 на сумму 554 600 руб., от 12.05.2020 N 20 на сумму 78260 руб., от 10.06.2020 N 22 на сумму 479100 руб., не подтверждающим фактически произведённые расходы на дату подачи заявок на перечисление субсидии.
Согласно пунктов 21 и 24 Порядка Департамент образования проводит обязательную проверку соблюдения Учреждением условий, целей и порядка предоставления субсидий. В случае выявления по фактам проверок нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии Департамент образования прекращает предоставление субсидии. Полученные средства в объёме выявленных нарушений подлежат возврату в местный бюджет в течение 30 календарных дней со дня выявления соответствующих нарушений.
В соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса РФ и пунктом 26 Порядка Главный распорядитель денежных средств - Департамент образования принимает меры по взысканию с Учреждения средств субсидии, подлежащих возврату в случаях, предусмотренных настоящим Порядком.
На основании пункта 4.4. Соглашения от 16.03.2020 Департамент образования принимает меры по возврату полученной субсидии. При нарушении получателем срока возврата субсидии Департамент образования принимает меры по взысканию указанных средств в доход местного бюджета.
Однако информация о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение в срок не позднее 01.07.2022 в Департамент финансов представлена не была.
Доказательства взыскания Департаментом образования с Учреждения субсидии в судебном порядке, в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы Департамента образования, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Департамент образования, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 по делу N А32-22958/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22958/2022
Истец: Департамент МО Краснодар, Департамент образования администрации муниципального образования г. Краснодар
Ответчик: Департамент финансов администрации МО г. Краснодар, Департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: АНО дошкольного образования "Центр развития ребёнка-детский сад "Ягодка-Малинка"