г. Пермь |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А50-22039/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Гуляевой Е.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участии:
от истца: Союстова А.А., паспорт, доверенность от 18.07.2022;
от ответчика: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального казенного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" Лысьвенский городской водоканал",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 декабря 2022 года
по делу N А50-22039/2022
по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1075904001271, ИНН 5904157090)
к муниципальному казенному предприятию муниципального образования "Лысьвенский городской округ "Лысьвенский городской водоканал" (ОГРН 1205900002318, ИНН 5918217743)
о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, пеней,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному казенному предприятию муниципального образования "Лысьвенский городской округ" Лысьвенский городской водоканал" (далее - ответчик, МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал", Предприятие) о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020, 2021 годы в общем размере 10 426 647 руб. 11 коп., пени в сумме 701 932 руб. 05 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 21.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКП МО ЛГО "Лысьвенский городской водоканал" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что судом не дана правовая оценка доводам относительно необходимости привлечения муниципального образования "Лысьвенский городской округ" в лице администрации города Лысьвы, как собственника имущества, к участию в деле в качестве соответчика. Ссылается на то, что свою деятельность Предприятие осуществляет с 01.02.2020, с начала которой у ответчика отсутствовали разработанные и утвержденные в установленном порядке разрешительные документы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Предприятием от собственника объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения не было получено финансирования на затраты, связанные с оплатой за негативное воздействие на окружающую среду.
Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятием в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора сданы декларации, подтверждающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) в процессе осуществления производственной деятельности за 2020, 2021 год на сумму 10 426 647 руб. 11 коп.
При этом оплата за НВОС в размере 10 426 647 руб. 11 коп., самостоятельно рассчитанная Предприятием в декларациях о плате за НВОС за 2020 год и за 2021 год, ответчиком не произведена.
Направленные истцом в адрес ответчика требования об оплате задолженности, пени, оставлены без удовлетворения, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности предъявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила НВОС).
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно уточненному расчету истца общая задолженность Предприятия по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и за 2021 годы составляет 10 426 647 руб. 11 коп.
Поскольку материалами дела подтверждается наличие задолженности ответчика по платежам за НВОС, доказательств погашения задолженности суду не представлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 10 426 647 руб. 11 коп.
Также истцом заявлено требование о взыскании неустойки в общем размере 701 932 руб. 05 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
По расчету истца размер неустойки составляет 701 932 руб. 05 коп. за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 15.12.2022, исходя из ставки 7,5%.
Расчет истца судами первой и апелляционной инстанций проверен. Арифметическая составляющая расчета ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом не дана правовая оценка доводам относительно необходимости привлечения муниципального образования "Лысьвенский городской округ" в лице администрации города Лысьвы, как собственника имущества, к участию в деле в качестве соответчика, является несостоятельной, поскольку в удовлетворении заявленного ходатайства о привлечении соответчика судом первой инстанции было отказано.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят те, чья деятельность вредит окружающей среде. Это организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут деятельность в Российской Федерации, на ее континентальном шельфе или в ее исключительной экономической зоне и загрязняют окружающую среду (п. 1 ст. 16, п.п. 1, 4 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, оснований для привлечения муниципального образования "Лысьвенский городской округ" к участию в деле в качестве соответчика не имелось.
Отсутствие у Предприятия финансирования на указанные цели не является основанием для освобождения от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в силу требований Закона N 7-ФЗ обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду от статуса и организационно-правовой формы природопользователя не зависит.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
В силу подпунктов 4, 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб. Исполнение обязанности по оплате государственной пошлины подтверждается подлинными платежными документами (статья 333.18 НК РФ).
При принятии апелляционной жалобы к производству ответчику на основании статей 64, 333.41 НК РФ предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, в связи с чем с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2022 года по делу N А50-22039/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ "Лысьвенский городской водоканал" (ОГРН 1205900002318, ИНН 5918217743) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22039/2022
Истец: ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЛЫСЬВЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ" ЛЫСЬВЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ВОДОКАНАЛ"