г. Москва |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А40-159245/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2022 по делу N А40-159245/22 (146-1253)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ГУП "М.ПРОГРЕСС" (ОГРН: 1027700348510, ИНН: 7718016306)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Чернова А.Н. по дов. от 28.12.2022; |
от ответчика: |
Винокурцева Е.В. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
Решина А.Л. по дов. от 26.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление), оформленного уведомлением от 11.07.2022 N КУВД-001/2022-13965924/7 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением суда от 23.11.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с проектом межевания территории квартала, утвержденным распоряжением Департамента от 11.04.2013 N 2556, для эксплуатации здания по адресу: г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 28 и 30/6, стр. 1 определен участок N 8 площадью 2 000 кв.м, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002010:59, а также части земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0002010:83, 77:01:0002010:84 и 77:01:0002010:140.
Согласно заявления, на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002010:84 площадью 595,6 кв. м. зарегистрировано право собственности г. Москвы (запись в ЕГРН от 03.12.2012 N 77-77-14/044/2012-811).
При этом, в разделе "Особые отметки" выписки из ЕГРН содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С целью формирования земельного участка для эксплуатации здания по адресу: г. Москва, ул. Ордынка М., вл. 28 и 30/6 с.1, Департаментом по обращению ГУП "М.Прогресс" изданы распоряжения, в том числе от 16.03.2022 N 12922 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84", предусматривающее уточнение границ земельного участка в существующих границах.
В соответствии с указанным распоряжением ГУП "М.Прогресс" подготовлен межевой план.
Межевой план согласован Департаментом и направлен в Управление для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненных границах и площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84 (заявление от 05.04.2022 N КУВД-001/2022-13965924).
Уведомлением от 11.04.2022 N КУВД-001/2022-13965924/2 действия по заявлению от 05.04.2022 были приостановлены.
Как следует из материалов дела, учитывая замечания, указанные в решении о приостановлении, межевой план был откорректирован и повторно направлен Департаментом 26.05.2022 с приложением дополнительных документов в Управление Росреестра по Москве.
В Уведомлении от 31.05.2022 N КУВД-001/2022-13965924/6 Управление Росреестра по Москве сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 11.07.2022 N КУВД-001/2022-13965924/7 Управление Росреестра по Москве отказало в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84, в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, в качестве причин для отказа в государственном кадастровом учете указано: нарушены положения ч. 10 ст. 22 Закона, документы, включенные в состав приложения межевого плана не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84.
Заявитель с указанным решением Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:01:0002010:2553 по адресу: г. Москва, ул. Ордынка М., вл. 28 и 30/6 с.1 находится в собственности города Москвы (запись N 77:01:0002010:2553-77/022/2017-1 от 06.07.2017) и передан на праве хозяйственного ведения ГУП города Москвы "М.ПРОГРЕСС" (запись N 77:01:0002010:2553-77/011/2018-2 от 10.10.2018).
Судом первой инстанции верно учтено, что указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:59, а также части земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0002010:83, 77:01:0002010:84 и 77:01:0002010:140.
При этом согласно материалам дела, земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0002010:59, 77:01:0002010:140, 77:01:0002010:83, 77:01:0002010:84 находятся в собственности города Москвы (записи 77-77-14/019/2012-143 от 07.06.2012, N 77-77-14/011/2007-795 от 24.08.2007, 77:01:0002010:83-77/011/2020-1 от 10.01.2020, 77-77-14/044/2012-811 от 03.12.2012).
В целях формирования единого земельного участка, согласно проекту межевания территории квартала, утвержденному распоряжением Департамента от 11.03.2013 N 2556, под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером 77:01:0002010:2553 сформирован единый земельный участок.
В силу ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В данном случае при формировании межевого плана в качестве документов, подтверждающих местоположение прохождения границ земельного участка, были использованы распоряжение Департамента от 16.03.2022 N 2922 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84", договор аренды земельного участка от 31.05.2007 N М-01-514572, письмо Департамента от 03.09.2021 N ДГИ-Э-103481/21-1, письмо Управления Росреестра по Москве от 26.08.2021 N 13-1203/2021, письмо ГБУ "ЦГА МОСКВЫ" от 27.12.2021 N 83284, справка о составе предоставленных пространственных данных или материалов (Выписка из каталога координат пунктов ОГС Москвы) ГБУ "Мосгоргеотрест" от 22.10.2020 N ФПД1/1611-19, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно материалам дела, в ходе выполнения кадастровых работ было выявлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84 по сведениям ЕГРН составляет - 595.6 кв.м., однако, площадь, рассчитанная по координатам составила - 468 кв.м.
В целях подтверждения границ ГУП города Москвы "М.ПРОГРЕСС" были направлены запросы в: Департамент городского имущества города Москвы (ответ от 03.09.2021 N ДГИ-Э-103481/21-1 приложен в состав межевого плана); Управление Росреестра по Москве (ответ от 26.08.2021 N 13-1203/2021 приложен в состав межевого плана); - ГБУ "ЦГА Москвы" (ответ от 27.12.2021 N 83284 приложен в состав межевого плана).
В связи с тем, что в Департаменте, Управлении Росреестра по Москве и ГБУ "ЦГА Москвы" отсутствуют документы подтверждающие границы земельного участка и нет жестких контуров, позволяющих установить границы в вышеуказанных площадях по объектам существующим на местности более 15 лет, границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84 ранее были приведены в соответствие с границами, указанными в договоре краткосрочной аренды земельного участка на период строительства от 31.05.2007 N М-01-514572, площадь составила - 373 кв.м.
Вместе с тем, был получен отказ Департамента в связи с тем, что договор аренды подтверждает лишь часть границ уточняемого земельного участка.
Согласно материалам дела, Департаментом дополнительно утверждено Распоряжение "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84" от 16.03.2022 N 12922.
При этом, в совокупном анализе всех имеющихся документов границы уточняемого земельного участка были установлены в соответствии с Распоряжением "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:84" от 16.03.2022 N 12922 и с учетом актуальных сведений ЕГРН.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения работ было выявлено, что уточняемый земельный участок пересекает земельный участок улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0002010:120.
В связи с тем, что пересечение является незначительным (площадь пересечения - 1,40 кв.м.) и границы земельного участка улично-дорожной сети является границами красных линий градостроительного регулирования, заказчиком было принято решение скорректировать уточняемый земельный участок по границам земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0002010:120.
Суд первой инстанции верно принял во внимание, что характерная точка н1 была добавлена в створе исходных границ уточняемого земельного участка, исключительно для описания смежества с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0002010:13; что характерная точка н2 была добавлена в створе исходных границ уточняемого земельного участка, исключительно для описания смежества с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0002010:120.
Как усматривается из материалов дела, границы уточняемого земельного участка проходят: от т. н2 до т. н1 - по границе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:13; от т. н1 до т. 3 - в границах здания (сведения в ЕГРН отсутствуют); от т. 3 до т.5 - по асфальтовому полотну (проезду); от т.5 до т. 2 - по границе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:140; от т.2 до т. 8 - по границе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:83; от т.8 до т.2 - по границе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:64; от т.2 до т.1 - по границе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:102, вдоль стен здания с кадастровым номером 77:01:0002010:1019; от т. 1 до т. н1 - по границе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002010:120.
При этом из заявления следует, что площадь земельного участка по результатам кадастровых работ составила - 467 кв.м.
Суд первой инстанции верно установил, что границы земельного участка уточняются, исключительно, для последующего приведения данной территории к утвержденному проекту межевания.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Москве в государственном кадастровом учете не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для государственного кадастрового учета.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2022 по делу N А40-159245/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159245/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "М.ПРОГРЕСС"