г. Санкт-Петербург |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А42-8416/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Мандрусова Е.П. по доверенности от 01.01.2023
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-302/2023) АО "Мурманская ТЭЦ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2022 по делу N А42-8416/2022 (судья Беляева Л. Е.), принятое
по заявлению АО "Мурманская ТЭЦ"
к Государственному областному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг мурманской области"
о признании незаконным отказа в предоставлении информации
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Государственного областного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области" (далее - ГОБУ "МФЦ МО", Учреждение, ответчик) в предоставлении информации, изложенного в письме от 24.08.2022 исх. N 4469. В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просил суд обязать ГОБУ "МФЦ МО" предоставить информацию на запрос от 28.07.2022 за исх. N 5894-05/01.
Решением суда от 29.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что требования Общества основаны на положениях пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального Закона "О защите персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ; в обоснование позиции Общества в материалы дела представлено письмо Управления Роскомнадзора по Мурманской области от 22.07.2022 исх. N 7481-02/51, в котором указано, что закон определяет случаи обработки персональных данных без согласия потребителя физического лица (субъекта персональных данных). Ссылается на то, что Общество включено в реестр операторов персональных данных (per. 51-20-001858), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется тепловая энергия, и являющихся стороной публичного договора, неисполнение запроса Учреждением по предоставлению справок формы N9 нарушает права и законные интересы АО "Мурманская ТЭЦ", создает угрозу для исполнения публично-правовых обязанностей по бесперебойному обеспечению потребителей тепловой энергией поименованных в запросе МКД.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ПАО "Мурманская ТЭЦ" является теплоснабжающей организацией.
Для реализации права на принудительное взыскание задолженности за поставленный коммунальный ресурс, Общество направило в ГОБУ "МФЦ МО" запрос (от 28.07.2022 N 5894-05/01) о предоставлении сведений (справок формы N 9) о зарегистрированных (проживающих) гражданах по жилым помещениям, в отношении которых имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг перед АО "Мурманская ТЭЦ", с приложением Реестра жилых помещений (79 адресов).
Письмом от 24.08.2022 N 4469 Учреждение со ссылкой на положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" отказало в предоставлении запрашиваемой информации.
Не согласившись с указанным отказом Учреждения, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Многофункциональным центром является организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
В соответствии с названным законом многофункциональными центрами осуществляется деятельность по реализации функций соответственно федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Правоотношения, связанные с обработкой (представлением) персональных данных, регулируются Законом N 152-ФЗ.
Названный Закон принят в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и устанавливает принципы и условия обработки персональных данных.
Согласно статье 3 Закона N 152-ФЗ персональные данные определяются как любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекты персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
С учетом положений статьи 3 названного Закона, ГОБУ "МФЦ МО" является оператором, осуществляющим обработку персональных данных. В то же время, направление ответчиком в адрес третьих лиц персональных данных физических лиц является обработкой персональных данных.
В этой связи указанная обработка персональных данных допустима в случаях, определенных статьей 6 Закона N 152-ФЗ, с соблюдением принципов и правил, предусмотренных указанным Законом.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона N 152-ФЗ).
Частями 1, 2 и 3 статьи 9 Закона N 152-ФЗ предусмотрено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным; согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом; согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных; в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных, в частности, в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6 названного Закона; обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона N 152-ФЗ, возлагается на оператора.
В силу приведенных законоположений, заинтересованное лицо при заключении договора обязано получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, причем данное согласие может быть включено в качестве условия в соответствующий договор (в том числе договор теплоснабжения).
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, сведений о заключении письменных договоров с собственниками и нанимателями помещений, содержащих соответствующее условие (согласие), заявитель не представил. Каких-либо иных доказательств, указывающих на наличие согласия собственников (нанимателей) жилых помещений на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, материалы дела не содержат.
Поручение оператором обработки персональных данных другому лицу без согласия субъекта персональных данных в случаях, не предусмотренных федеральным законом, нарушает право последнего на конфиденциальность и противоречит части 3 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика не имелось оснований для предоставления заявителю испрашиваемых им сведений.
Довод Общества о том, что право на передачу персональных данных без согласия субъекта персональных данных вытекает из положений пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных допускается, в частности, в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что между собственниками и нанимателями спорных жилых домов и Обществом заключены договоры, содержащие в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29 ноября 2022 года по делу N А42-8416/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8416/2022
Истец: ПАО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"