г. Москва |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А40-277880/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи С.Л. Захарова,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Восход" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2024 о передачи дела N А40-277880/23 по подсудности в Арбитражного суда Московской области
по заявлению ООО "Восход" (ОГРН:1155030000476, ИНН:5030084864)
к 1) Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (ОГРН:1107746501829, ИНН:7734638569), 2) Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области (ОГРН:1035009552654, ИНН:5000001469), 3) Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН:1125024004918, ИНН:5024129468)
о признании незаконным решения о невозможности использования земельного участка для использования лесов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восход" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о:
- признании незаконным решения межведомственной комиссии, оформленное протоколом N 7 от 18.09.2023;
- обязании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям, Комитет лесного хозяйства Московской области и Министерство сельского хозяйства и плодородия Московской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Восход" путем принятия межведомственной комиссией положительного решения о возможности использования земельного участка КН 50:26:0130501:271 для использования лесов.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024 дело N А40-277880/23 передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Московской области.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В соответствии с ч. 5 ст. 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на определение арбитражного суда по вопросу о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда или суда общей юрисдикции рассматривается без вызова сторон в пятидневный срок со дня ее поступления в суд.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого определения руководствовался тем, что предметом доказывания по настоящему спору является установление фактических обстоятельств, исследование доказательств и правовых аргументов, связанных с действиями межведомственной комиссии при Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Московской области, которой вынесено оспариваемое решение.
Поскольку все действия межведомственной комиссии осуществляются на территории Московской области, земельный участок, в отношении которого разрешается вопрос законности оспариваемого решения межведомственной комиссии, также находится в Московской области, Арбитражный суд города Москвы пришел к ошибочному выводу об отнесении настоящего спора к подсудности Арбитражного суда Московской области.
Статьей 35 АПК РФ предусмотрено, что иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом или учредительными документами не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", с учетом установленной законом компетенции судов могут быть оспорены, в частности, решения, действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов, не имеющих статуса юридического лица, например, межведомственных комиссий.
Согласно п. 1 Приказа Минсельхоза России N 901, Минприроды России N 926 от 27.12.2022 "Об утверждении типового положения о межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", зарегистрированного в Минюсте России 10.02.2023 N 72327 (далее - Типовое положение), межведомственная комиссия по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, создается территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - территориальный орган Службы).
Пунктом 10 Типового положения установлено, что председателем Комиссии является руководитель территориального органа Службы либо его заместитель, ответственным секретарем Комиссии является сотрудник территориального органа Службы.
Руководитель территориального органа Службы, как председатель Комиссии осуществляет руководство ее работой; определяет место, дату и время проведения заседаний, утверждает повестку дня заседаний; председательствует на заседаниях; подписывает протоколы заседаний (п. 11 Типового положения).
Ответственный секретарь Комиссии (сотрудник территориального органа Службы) согласно п. 12 Типового положения:
- готовит материалы к заседанию Комиссии;
- извещает членов Комиссии о месте, дате, времени проведения заседания Комиссии и направляет им повестку и необходимые материалы;
- оформляет протоколы заседаний Комиссии;
- обобщает данные, полученные в ходе работы Комиссии;
- подготавливает отчет о работе Комиссии, аналитические справки;
- обеспечивает хранение документов Комиссии; осуществляет свод принятых Комиссией решений.
В силу п. 21 Типового положения организационно-техническое и информационное сопровождение деятельности межведомственной комиссии осуществляет территориальный орган Службы.
Пунктами 2, 4 Приказа Россельхознадзора от 22.08.2022 N 1267 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям" установлено, что Территориальным органом Россельхознадзора является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, которое создается для осуществления функций по контролю (надзору) и осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на территории города Москвы, Московской и Тульской областей.
Из содержания оспариваемого протокола следует, что председателем межведомственной комиссии является заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областями Е.В. Кошелева.
Поскольку Межведомственная комиссия, будучи органом, наделенным публичными полномочиями, не имеющим статуса юридического лица, создана при территориальном органе Службы, который осуществляет руководство ее деятельностью, принятые данной комиссией решения для целей их обжалования в судебном порядке следует рассматривать как решения Управления.
В настоящем случае юридическим адресом Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москве, Московской и Тульской областям является г. Москва, проспект Маршала Жукова, д.1.
Таким образом, местом нахождения заинтересованного лица по делу является город Москва, а уполномоченным на рассмотрение дела судом - Арбитражный суд города Москвы.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" (далее - Постановление N 46), рассмотрение данного спора не относится к исключительной подсудности, поскольку его разрешение не повлечет необходимость государственной регистрации земельного участка.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г.Москвы от 25.12.2023 о передачи дела N А40-205222/23 в Московский городской суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом, отменить. Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-277880/2023
Истец: ООО "ВОСХОД"
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12347/2024