город Омск |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А70-18334/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15917/2022) общества с ограниченной ответственностью "Сумкино" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2022 по делу N А70-18334/2022 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сумкино" (ОГРН 1067206064771, ИНН 7206032680, адрес: 626102, город Тобольск, рабочий поселок Сумкино, улица Нагорная, дом 3,) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062, адрес: 625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1) о признании недействительным предписания от 27.05.2022 N ТО-02-0004/2022,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сумкино" (далее - заявитель, общество, ООО "Сумкино") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, Госжилинспекция Тюменской области) о признании недействительным пункта 1 предписания от 27.05.2022 N ТО-02-0004/2022.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2022 по делу N А70-18334/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что OOО "Сумкино" в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) является лицом, обязанным осуществить капитальный ремонт (ремонт балконных плит многоквартирного дома N 2, расположенного по улице Октябрьская в мкрн. Сумкино города Тобольска) в материалах дела отсутствуют. По мнению подателя апелляционной жалобы, общество не несет ответственность за не проведение работ капитального характера.
Госжилинспекция Тюменской области в отзыве на апелляционную жалобу общества не соглашается с приведенными доводами, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, отмене не подлежащим.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Сумкино" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, мкрн. Сумкино, ул. Октябрьская, д. 2, на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.04.2015 N 072 000093 и договора управления многоквартирным домом от 01.01.2011 N Окт.2/А.
Инспекцией в связи с поступившими обращениями на основании решения от 24.05.2022 N 0301/2022 в отношении ООО "Сумкино" проведен внеплановый инспекционный визит на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению вышеназванным многоквартирным домом, в результате которого выявлены следующие нарушения лицензионных требований, а именно:
- разрушение балконной плиты в квартире N 46 (сквозное разрушение бетона, коррозия арматуры балконной плиты); разрушение нижней части балконной плиты, оголение, коррозия арматуры балконное плиты балкона в квартире N 40; сквозное разрушение бетона балконной плиты, оголение, коррозия арматуры балконной плиты балкона в квартире N 55; сквозное разрушение бетона балконной плиты, оголение, коррозия арматуры балконной плиты балкона в квартире N 63 (абзац 4 раздела 2, пункты 2.7.8, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункт 7 приложения N 7 к Правилам N 170, пункт 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень);
- выход на балкон квартиры N 46 не закрыт, не опломбирован, ограждение опасных зон в районе аварийной несущей конструкции (балконная плита квартиры N 46) не установлено; выход на балкон квартиры N 42, расположенный под аварийной несущей конструкцией (балконная плита квартиры N 46) также не закрыт, не опломбирован, ограждение опасных зон в районе аварийной несущей конструкции (балконная плита квартиры N 46) не установлено (пункт 4.2.4.2 Правила N 170).
По результатам проведения проверочных мероприятий в отношении общества принято оспариваемое предписание от 27.05.2022 N ТО-02-0004/2022, в соответствии с которым заявитель обязан принять меры по восстановлению балконных плит в квартирах N N 40, 46, 55, 63, а именно:
- разработать план восстановительных работ, провести восстановительные работы, работы по ремонту выполнить по проекту (пункт 1 предписания);
- закрыть, опломбировать выходы на балконы в квартирах N N 42, 46, обеспечить безопасность граждан путем ограждения опасных зон (пункт 2 предписания).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, оспаривая пункт 1 указанного предписания.
14.11.2022 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее -Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В силу пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункта "з" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно подпунктам "а" и "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 поименованных Правил.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для эксплуатационных показателей (абзац 4 раздела 2 Правил N 170).
Пунктом 9 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, которые включают, в том числе, выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Аварийная служба осуществляет обеспечение безопасности граждан при обнаружении аварийного состояния строительных конструкций зданий путем ограждения опасных зон, обрушения нависающих конструкций, находящихся в аварийном состоянии, или же принятия wep через местные органы самоуправления по переселению граждан из помещений, угрожающих безопасности проживания (пункт 2.7.8 Правил N 170).
Пунктом 4.2.4.2 Правил N 170 определено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3 % от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком и пи зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению, работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балконов включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 7 приложения N 7 Правил N 170).
На основании договора управления многоквартирного дома, общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома, в состав которого входят балконные плиты.
В настоящем случае, обществом не представлены доказательства выполнения им в период осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом работ по восстановлению повреждений отдельных участков балконов по мере их возникновения и предупреждению дальнейшего развития при проведении текущего ремонта общего имущества дома.
В силу положений частей 1, 2.3 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 10, 11 Правил N 491, пункта 9 Минимального перечня требование в предписании от 27.05.2022 N ТО-02-0004/2022 ООО "Сумкино" выполнить мероприятий по принятию мер по восстановлению балконных плит в квартирах N N 40, 46, 55, 63, а именно: разработать план восстановительных работ; провести восстановительные работы, работы по ремонту выполнить по проекту, основано на нормах жилищного законодательства.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что указанные в оспариваемом предписании работы относятся к капитальному ремонту, отклоняется судом апелляционной инстанции как ошибочный, поскольку обстоятельство того, что балконные плиты многоквартирного дома являются составной частью его фасада, не свидетельствует о том, что само по себе проведение восстановительных работ относится к капитальному ремонту.
Сам по себе факт включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не освобождает управляющую организацию, продолжающую взимать с собственников помещений в многоквартирном доме плату за содержание и ремонт общего имущества, от выполнения обязательств по надлежащему содержанию данного имущества и проведению текущего ремонта до наступления срока капитального ремонта.
Таким образом, инспекция правомерно усмотрела основания для выдачи обществу оспариваемого предписания о выполнении мероприятий по принятию мер по восстановлению балконных плит в квартирах N N 40, 46, 55, 63.
Оспариваемое предписание содержит сведения о допущенных обществом нарушениях, ссылки на нормативные акты, устанавливающие соответствующие требования, указание на необходимость их исполнения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанций обоснованно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования, поскольку предписание в оспариваемой части соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сумкино" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2022 по делу N А70-18334/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18334/2022
Истец: ООО "СУМКИНО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Енидорцева Т.С