город Воронеж |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А08-10652/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи |
Донцова П.В. |
без проведения судебного заседания и без осуществления протоколирования,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "ГСК "Югория" и Альшевской Натальи Степановны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.01.2023 по делу N А08-10652/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) к акционерному обществу "ГСК "Югория" (ИНН 8601023568, ОГРН 1048600005728) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
третье лицо - Альшевская Наталья Степановна,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - ЦБ РФ, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества "ГСК Югория" (АО "ГСК Югория", общество, страховщик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Альшевской Натальи Степановны (далее - Альшевская Н.С., потерпевшая).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.12.2022 по делу N А08-10652/2022, принятым путем подписания резолютивной части, заявленные требования удовлетворены.
Акционерное общество ГСК "Югория" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ГСК Югория" и Альшевская А.Н. обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, что послужило основанием для изготовления мотивированного решения суда 10.01.2023.
Податели жалобы ссылаются на истечение предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Определением суда апелляционной инстанции от 07.02.2023 лицам, участвующим в деле, было предложено представить отзывы на апелляционные жалобы в срок до 10.03.2023.
16.02.2023 от Альшевской Н.С. поступил отзыв на апелляционную жалобу общества, в котором указанная апелляционная жалоба поддерживается в части доводов о пропуске судом срока давности привлечения к административной ответственности.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
В силу статьи 272.1 АПК РФ, а также пунктов 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" настоящая апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Нарушений в указанной части судом апелляционной инстанции не установлено. Также лицо было надлежащим образом извещено административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
В связи с этим доказательства, полученные административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, следует признать относимыми, допустимыми и достоверными.
АО "ГСК Югория" в вину вменяется осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В связи с произошедшим 18.06.2022 дорожно-транспортным происшествием 24.06.2022 Альшевская Н.С. обратилась к страховщику с заявлением N 001/22-04-000716 о страховом событии и страховой выплате, которое в тот же день принято Страховщиком и зарегистрировано под номером 001/22-04-000716.
29.06.2022 проведен осмотр транспортного средства, о чем составлен соответствующий акт.
01.07.2022 Страховщиком подготовлено направление на экспертизу N 001/22-04-000716/01/04 для проведения работ по расчету стоимости восстановительного ремонта и расчета по ЕМ.
Согласно расчету стоимости от 01.07.2022 N 001-22-04-000716/01 /04 стоимость ремонта транспортного средства составила 461986,08 руб.
04.07.2022 Альшевской Н.С. получено направление на ремонт N 001/22-04-00071601/07 на СТОА ООО "КУЗОВГРАД", расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 278.
29.07.2022 Альшевская Н.С., принимая во внимание страховую сумму, установленную договором добровольного страхования - 300 000 руб., а также положения Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) устанавливающие лимит страхового возмещения 400 000 рублей, обратилась к Страховщику с заявлением об отказе от осуществления страхового возмещения по полису добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сославшись на то, что намерена обращаться с соответствующим заявлением в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
29.07.2022 в адрес Страховщика поступило заявление Альшевской Н.С. о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО с приложением необходимых документов.
15.08.2022 обществом были подготовлены уведомление N 2022-0000063308/1 о принятии указанного заявления и одновременно направление на ремонт от 08.08.2022 N 001/22-48-004410/01/05 на СТОА ООО "КУЗОВГРАД", которые направлены в адрес Альшевской Н.С. заказной почтовой корреспонденцией 16.08.2022.
В адрес Страховщика от Альшевской Н.С. по электронной почте поступило обращение о предоставлении ей направления на ремонт транспортного средства, акт осмотра транспортного средства, расчета стоимости ремонта транспортного средства, в ответ на которое АО "ГСК "Югория" 16.08.2022 по электронной почте направило акт осмотра от 29.06.2022, направление на ремонт на СТОА от 08.08.2022 и уведомление N 2022-0000063895/1 о невозможности представления калькуляции, поскольку данный документ является внутренним документом и его выдача не регламентирована законодательными актами.
Указанные документы также направлены Альшевской Н.С. заказной почтовой корреспонденцией 18.08.2022.
19.08.2022 Альшевская Н.С. по электронной почте направила в адрес Страховщика уведомление об осмотре поврежденного транспортного средства 25.08.2022 в 11 час. 40 мин. по адресу; г. Тюмень, ул. Республики, 278. 20.08.2022 АО "ГСК "Югория" подготовило направление на независимую экспертизу N 001/22-48-004410/01/06 для составления акта осмотра и фототаблицы.
В указанном направлении на экспертизу в графе вид страхования отмечено ОСАГО.
25.08.2022 был проведен осмотр поврежденного автомобиля, составлено заключение ООО "Независимая экспертиза" N 7939.
26.08.2022 АО "ГСК "ЮГОРИЯ" подготовило направление на экспертизу для расчета стоимости восстановительного ремонта.
10.09.2022 в адрес Страховщика по электронной почте поступила претензия Альшевской Н.С. о выплате страхового возмещения в сумме 400 000 рублей с приложением экспертного заключения.
В электронном письме представитель Страховщика ответил Альшевской Н.С. о принятии претензии и необходимости предоставления оригиналов документов.
13.09.2022 подготовлен расчет стоимости ремонта транспортного средства, согласно которому расчетная стоимость восстановительного ремонта составляет 654 700 рублей, размер затрат на проведение восстановительного ремонта с учетом износа составляет 389 200 рублей.
15.09.2022 в адрес Страховщика поступило уведомление ООО "КУЗОГРАД" о невозможности проведения восстановительного ремонта автомобиля в связи с отсутствием запасных частей у поставщиков, необходимых для проведения ремонта транспортного средства.
В этой связи 19.09.2022 АО "ГСК Югория" составлен акт о страховом случае N 001/22-48-004410/03/04, согласно которому размер страхового возмещения составляет 400 000 рублей.
20.09.2022 Альшевской Н.С. была произведена страховая выплата в указанной сумме, что подтверждается платежным поручением от 20.09.2022 N 91835.
Поскольку страховая компания направила направления на независимую экспертизу и на ремонт транспортного средства за пределами установленного срока, а также был нарушен срок рассмотрения заявления и осуществления страховой выплаты потерпевшему, административный орган пришел к выводу, что страховщик допустил нарушение требований пунктов 11, 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, что послужило основанием для составления в отношении общества 18.10.2022 протокола об административном правонарушении по части 3 статье 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении относится к компетенции арбитражных судов, в связи с чем административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях лица состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии препятствий для привлечения лица к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей.
Порядок реализации прав и исполнения обязанностей по договору ОСАГО установлен Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России от 19.09.2014 N 431-П.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 40-ФЗ, одним из видов обязательного страхования гражданской ответственности является страхование владельцами своих транспортных средств.
В соответствии с вышеуказанным законом и Законом N 40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены законодательством, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Пунктом 2 статьи 14.1 Закона N 40-ФЗ определено, что страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств ДТП, изложенных в извещении о ДТП, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 11 Закона N 40-ФЗ страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иные сроки не определены правилами обязательного страхования или не согласованы страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.
В силу пункта 21 статьи 12 Закона N 40-ФЗ страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Исходя из положений абзаца 2 пункта 4.22 и пункта 4.23 Правил ОСАГО страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страховой выплаты или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (акт о страховом случае) или выдать направление на ремонт, либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности необходимо установить наличие всех элементов состава административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензируемой предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Альшевская Н.С. обратилась с заявлением о страховом возмещении по договору ОСАГО с приложением необходимых документов 29.07.2022 (т.2 л.д. 28-29), следовательно, АО "ГСК Югория" должно было выдать направление на осмотр транспортного средства и (или) организовать независимую экспертизу в пятидневный срок, то есть не позднее 05.08.2022, и осуществить страховую выплату в 20-дневный срок, то есть не позднее 18.08.2022.
Вместе с тем, направление на независимую экспертизу в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств было подготовлено обществом только 20.08.2022 (т.2 л.д. 87), а страховая выплата произведена только 20.09.2022 (платежное поручение от 20.09.2022 N 91835, т.3 л.д. 2).
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Поскольку пятидневный срок исполнения страховщиком обязанности по направлению транспортного средства на осмотр и (или) организации экспертизы истекал 05.08.2022, административное правонарушение, выразившееся в неосуществлении указанных действий, окончено обществом 06.08.2022.
По второму эпизоду вменяемого административного правонарушения 20-дневный срок осуществления страховой выплаты истекал 18.08.2022, в связи с чем административное правонарушение окончено 19.08.2022.
Установленные даты окончания правонарушений отражены в протоколе об административном правонарушении от 18.10.2022 (т. 3 л.д. 58), указаны в заявлении о привлечении к административной ответственности (т.1 л.д. 5) и не оспариваются сторонами.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, если иное не предусмотрено данной нормой, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Положения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в связи с чем в рассматриваемом случае для суда, рассматривающего дело о привлечении к административной ответственности, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Применение к данному случаю годичного срока давности привлечения к административной ответственности, в частности установленного статьей 4.5 КоАП РФ для нарушений законодательства о защите прав потребителей, страхового законодательства, невозможно, поскольку по статье 14.1 КоАП РФ рассматривается нарушение лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения судами к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.01.2019 N 3-П квалификация нарушения требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, юридически означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства Российской Федерации, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей
В рассматриваемом случае обществу вменяется административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской специальным разрешением (лицензией).
За пределами пресекательного срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ привлечение общества к административной ответственности, невозможно, вопрос о виновности данного лица в совершении вмененного правонарушения выяснению не подлежит.
Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
Таким образом, на дату подписания резолютивной части решения суда от 20.12.2022 по настоящему делу срок давности привлечения общества к административной истек, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных ЦБ РФ требований.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.01.2023 по делу N А08-10652/2022 подлежит отмене, а требования административного органа о привлечении АО "ГСК Югория" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, оставлению без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.01.2023 по делу N А08-10652/2022 отменить.
В удовлетворении требований Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу о привлечении АО "ГСК "Югория" к административной ответственности, предусмотренной части 3 статьи 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-10652/2022
Истец: Отделение по Белгородской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО
Ответчик: АО "ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ЮГОРИЯ"
Третье лицо: Альшевская Наталья Степановна, Кравцевич Максим Вячеславович