г. Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А53-34046/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей С.В. Пименова, М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Дубовский 9В" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2022 по делу N А53-34046/2021
по заявлению товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Дубовский 9В"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южный город"
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Дубовский 9В" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным приказа N 1801-Л от 17.09.2021 об отмене приказа N 2278-Л от 15.12.2020 и внесении в реестр лицензий Ростовской области сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Дубовский, 9В ООО "УК "Южный город" и обязании восстановить сведения об управлении ТСН "ТСЖ Дубовский 9В" с 18.09.2021 по 01.01.2022 (уточненные требования, принятые судом).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южный город".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2022 в заявленных требованиях отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемый приказ Госжилинспекции от 17.09.2021 N 1801-Л соответствует действующему законодательству и при его вынесении законные права и интересы заявителя нарушены не были, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований ТСН "ТСЖ Дубовский 9В" не имеется. Суд указал, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о признании недействительным приказа от 17.09.2021 N 1801-Л об отмене приказа Инспекции области от 15.12.2020 N 2278 "О внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области" о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области", поскольку Инспекция самостоятельно, получив сведения из суда общей юрисдикции, отменила свой же приказ. Оснований для проведения мероприятий по проверки документов у Инспекции не имелось.
Товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Дубовский 9В" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция просит судебный акт оставить без изменения.
Определением апелляционного суда от 18.03.2022 производство по апелляционной жалобе было приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N 2-646/2022, рассмотренному Ворошиловским районным судом г.Ростова-на-Дону 10.02.2022. 02.02.2023 производство по делу возобновлено, стороны с постановлением апелляционной коллегии Ростовского областного суда ознакомлены.
В апелляционный суд поступили дополнения в виде письменных пояснений от заявителя апелляционной жалобы, которые приобщены к материалам дела.
Дело слушанием откладывалось.
В составе суда на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена, дело рассмотрено заново.
В судебном заседании до отложения представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал ее доводы, указав, что в процессе рассмотрения настоящего дела Арбитражным судом Ростовской области Инспекцией14.12.2021 был вынесен Приказ N 2323-Л о внесении изменений в реестр лицензий и Товарищество вновь является организацией, управляющей МКД с 01.01.2022, однако последствиями такого незаконного решения инспекции явились незаконные действия ООО "УК "Южный город" по выставлению извещений на оплату ЖКУ и квитанций собственникам помещений в данном многоквартирном доме период с 18.09.2021 по 01.01.2022.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, Товарищество создано для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Дубовский. д.9В на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом N 1 от 15.12.2019.
25.12.2019 Товарищество было зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области и выдано свидетельство о постановке на учет.
19.12.2019 и 27.12.2019 соответствующие сведения были переданы в инспекцию, а также размешена информация на ГИС ЖКХ с связи с принятием решения общим собранием собственников вышеуказанного МКД об отказе от договора управления с ООО "УК "Южный город" и прекращении договора управления с 01.01.2020. В адрес управляющей компании ООО "УК "Южный город" было направлено 19.12.2019 уведомление о прекращении договора управления и требование о передаче технической документации на МКД. Однако, в установленные законом сроки ООО "УК "Южный город" техническую документацию на МКД Товариществу не передало, заявление в Инспекцию об исключении из реестра лицензий сведений об управлении многоквартирным домом не направило, информацию о переходе управления Товариществу в ресурсоснабжающие организации также не направило.
ООО "УК "Южный город" направило заявление об исключении дома из лицензии третьего лица в декабре 2020 года.
В Ворошиловском районном суде г. Ростова-на-Дону по иску собственника нежилого помещения Глотовой А.В.рассматривалось гражданское дело N22-774/2020 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений МКД от 15.12.2019. Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Лону от 01.06.2020 по гражданскому делу N 2-774/2020 Глотовой Алине Валерьевне отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 02.12.2020 вышеуказанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
15.12.2020 на основании заявления Товарищества от 26.10.2020 был вынесен приказ Инспекции N 2278-Л об исключении из реестра лицензий РО сведений об управлении ООО "УК "Южный город" МКД по пер. Дубовский, 9В в г. Ростове-на-Дону. Как указано в самом Приказе, основанием вынесения данного приказа Инспекции N 2278-Л от 15.12.2020 являлось заявление Товарищества, ссылки на какие-либо судебные акты, послужившие основанием для принятия такого Приказа, отсутствуют.
Постановлением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2021 вышеуказанное решение и апелляционное определение отменены с возвращением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Также судом первой инстанции установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома подтверждены полномочия Товарищества как способа управления многоквартирным домом (протокол N 3 от 30.03.2021) Данный протокол также в установленные законом сроки был размешен на официальном сайте ГИС ЖКХ, а также передан 13.04.2021 вместе с бюллетенями для голосования и другими приложениями по описи Инспекции.
Оснований для обращения Товарищества с заявлением-уведомлением в Инспекцию о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, после проведенного общего собрания собственников помещений 30.03.2021 не имелось, поскольку Товарищество в тот период времени являлось организацией, управляющей многоквартирным домом на основании Приказа Инспекции N 2278-Л от 15.12.2020
При новом рассмотрении дела в Ворошиловском районном суде г.Ростова-на-Дону. единственный истец по делу Глотова Алина Валерьевна отказалась от иска. Определением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.07.2021 производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.
Вышеуказанное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с требованием об оспаривании приказа Инспекции N 1801-Л от 17.09.2021 об отмене приказа N 2278-Л от 15.12.2020 и внесении в реестр лицензий Ростовской области сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Дубовский, 9В ООО "УК "Южный город", обязании восстановить сведения об управлении Товариществом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в частности управление управляющей организацией (пункт 3 части 2).
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ установлено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ (не позднее, чем через тридцать дней со дня подписания договора), за исключением случая, указанного в части 7 статьи 162 Кодекса.
Следовательно, включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления многоквартирным домом. Именно наличие совокупности правовых и фактических оснований, предусмотренных вышеизложенными положениями действующего законодательства, является необходимым и достаточным условием для осуществления деятельности с указанной в законе даты.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входили следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В силу части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ. В соответствии с пунктом 1 части 3 Закона N 99-ФЗ, лицензирование - это деятельность лицензирующих органов, в частности, по формированию и ведению реестра лицензий.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании, предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
На основании Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125, органом государственного жилищного надзора на территории Ростовской области, уполномоченным на осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является Госжилинспекция области (пункт 1).
Согласно пункту 15 Положения N 1110, лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона N 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ.
Нормы ЖК РФ содержат особенности по ведению реестра лицензий, связанные с изменением перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий содержит раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома (адресах многоквартирных домов), деятельность, по управлению которым осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены статьей 198 ЖК РФ.
В силу частей 1, 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ); в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в ГИС ЖКХ, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса (не позднее, чем через тридцать дней со дня подписания договора), за исключением случая, указанного в части 7 статьи 162 Кодекса.
Следовательно, включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления многоквартирным домом. Именно наличие совокупности правовых и фактических оснований, предусмотренных вышеизложенными положениями действующего законодательства, является необходимым и достаточным условием для осуществления деятельности с указанной в законе даты.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определяются утвержденным приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41716; далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка к заявлению прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса.
19.09.2021 на электронную почту Товарищества пришло уведомление с ГИС ЖКХ, в котором сообщалось о внесении изменений реестр лицензии Ростовской области. Также к письму был прикреплен файл - Приказ Инспекции N 1801-Л от 17.09.2021
Определением Ростовского областного суда от 02.12.2021 удовлетворена частная жалоба ООО "УК "Южный город", дело возвращено в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону для рассмотрения спора по существу.
14.12.2021 вынесен приказ Инспекции N 2323-Л о начале деятельности Товарищества по управлению многоквартирным домом на основании повторного заявления Товарищества от 15.10.2021.
Апелляционным судом в ходе рассмотрения апелляционной жалобы Товарищества также установлено, что решением Ворошиловского районного суда от 10.02.2022 по гражданскому делу N 2-646/2022 удовлетворены исковые требования Глотовой А.В. в полном объеме.
Указанное решение суда было отменено в полном объеме апелляционной коллегией Ростовского областного судом 14.11.2022 с вынесением нового решения об отказе в иске Глотовой А.В., которое вступило в законную силу.
Таким образом, в настоящее время решение общего собрания собственников МКД, оформленное протоколом N 1 от 15.12.2019, является действительным.
При этом апелляционный суд учитывает, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 9В по пер. Дубовскому в г. Ростове-на-Дону от 30.03.2021 N 3 поступил в Госжилинспекцию области 13.04.2021.
Госжилинспекция внесла в реестр лицензий сведения об управлении многоквартирным домом N 9В по пер. Дубовскому в г. Ростове-на-Дону ТСН "ТСЖ Дубовский 9В" с 01.01.2022.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции не учел указанных конкретных обстоятельств дела и следующего.
Нормы главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3 - 5 статьи 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (пункт 6 статьи 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пункты 1, 2, 7 статьи 181.4, статья 181.5 ГК РФ).
Таким образом, поскольку основания ничтожности решений собраний собственников помещений в многоквартирном доме нормами ЖК РФ не урегулированы, к таким правоотношениям применяются общие положения, установленные гражданским законодательством в данной сфере, в частности, статья 181.5 ГК РФ.
В соответствии со статьей 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
При этом из разъяснений, содержащихся в пункте 106 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, следует, что согласно пункту 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ).
Рассматривая заявления юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, Инспекция должна исходить из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной частью 5 статьи 10 ГК РФ.
Из отзыва Инспекции и материалов настоящего дела следует, что в Инспекцию поступило заявление ТСН "ТСЖ "Дубовский 9в" о внесении изменений в Реестр лицензий Ростовской многоквартирным домом и выбором способа управления - товарищество собственников жилья на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 9В по пер. Дубовскому в г. Ростове-на-Дону, оформленного протоколом от 15.12.2019 N 1.
В то же время, на основании распоряжения Инспекции области от 20.01.2020 N 293 в связи с поступлением в Инспекцию области обращения собственника Лоскутова А.Т. (впоследствии отказавшегося от факта подачи заявления) была проведена внеплановая документарная проверка по вопросу наличия нарушений при создании Товарищества. По результатам проведенной проверки был установлен факт отсутствия кворума на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, решение которого оформлено протоколом от 15.12.2019, что отражено в акте проверки от 21.01.2020 N 293. С учетом результатов вышеуказанной проверки, по заявлению Товарищества о внесении изменений в Реестр лицензий, Инспекцией.
25.02.2020 было принято решение об отказе во внесении изменений в Реестр лицензий и возврате Товариществу заявления и прилагаемых к нему документов (приказ от 25.02.2020 N 337-Л) в связи с несоответствием заявления Товарищества подпункту "е" пункта 5 Порядка об отсутствии признаков ничтожности вышеуказанного решения общего собрания собственников помещений по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Самостоятельно Инспекция в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома от 15.12.2019 не обращалась.
Вышеуказанный приказ Инспекции N 337-Л от 25.02.2020 был оспорен заявителем за пределами трехмесячного срока, установленного его на обжалование. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2020 по делу N А53- 21387/2020 отказано в восстановлении срока обжалования Приказа Инспекции N 337-Л от 25.02.2020 и, как следствие, отказано в признании недействительным данного приказа. При этом судом не исследовались вопросы подсчета голосов, детали проведения общего собрания и наличие кворума на общем собрании собственников.
В материалах дела имеется Приказ Инспекции от 15.12.2020 N 2278-Л, вынесенный на основании заявления от ТСН "ТСЖ Дубовский 9В" 26.10.2020.
03.09.2021 в Инспекцию поступило заявление ООО "УК "Южный Город" о внесении изменений в Реестр лицензий в отношении многоквартирного дома N 9В по пер. Дубовскому в г. Ростове-на-Дону.
С данным заявлением ООО "УК "Южный Город" была предоставлена копия определения Судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда от 16.03.2021 по делу N 88-6044/2021, согласно которому решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01.06.2021 по делу N 2-774/2020, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02.12.2020 по делу N 33-14879/2020 отменены, а дело N 2- 774/2020 направлено в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону на новое рассмотрение.
Как указано в отзыве Инспекции, ввиду того, что решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01.06.2021 по делу N 2-774/2020 (позже 2-646/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 02.12.2020 по делу N 33- 14879/2020 отменены, а именно эти судебные акты послужили основанием для вынесения приказа от 15.12.2020 N 2278-Л, с учетом того, что приказ Инспекции области от 25.02.2020 N 337-Л и акт проверки от 21.01.2020 N 293, на основании которого было установлено отсутствие кворума в протоколе общего собрания от 15.12.2019 N 1 (о создании ТСН "ТСЖ Дубовский 9В"), в судебном порядке отменены не были, данное обстоятельство явилось основанием для вынесения 17.09.2021 приказа N 1801-Л, в Реестр лицензий были внесены сведения об управлении многоквартирным домом N 9В по пер. Дубовскому в г. Ростове-на-Дону ООО "УК "Южный Город" с 18.09.2021.
В связи с указанным суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для проведения мероприятий по проверке документов при вынесении оспариваемого приказа N 1801-Л от 17.09.2021 у Инспекции не имелось, поскольку Инспекция, самостоятельно получив сведения из суда общей юрисдикции, отменила свой же приказ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку из материалов дела следует, что в Инспекцию с заявлением 03.09.2021 обратилось ООО "УК "Южный город" (решение принималось Инспекцией на основании заявления), а также поскольку в соответствии с п/п "в" п.10 Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, установлено, что основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе, поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Таким образом, Инспекция обязана была при наличии сведений об управлении многоквартирным домом ТСН "ТСН Дубовский 9В" на момент обращения с заявлением 03.09.2021 ООО "УК "Южный город" приостановить рассмотрение вышеуказанного заявления и запросить материалы и документы у Товарищества.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что Судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда от 16.03.2021 по делу N 88-6044/2021 дело возвращено на новое рассмотрение, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не было признано недействительным, а потому такой вывод суда первой инстанции нарушает требования п/п "в" п.3 вышеуказанного Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с вступившим в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, к заявлению прилагается копия вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом и (или) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о расторжении договора управления многоквартирным домом. Определением от 16.03.2021 возвращено дело на новое рассмотрение в связи с недостаточной мотивировкой решений нижестоящими судами и не в полной мере произведенным установлением всех обстоятельств дела.
При этом судебная коллегия также отмечает, что на дату обращения ООО "УК "Южный город" с заявлением 03.09.2021 в Инспекцию о внесении изменений в реестр лицензий и вынесения оспариваемого Приказа Инспекции N 1801-Л от 17.09.2021, производство по гражданскому делу N 2-774/2020 (позже 2-646/2022) о признании недействительным решения общего собрания собственников было прекращено определением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15.07.2021 г. в связи с отказом истца от иска.
Также в материалах дела имеются сведения о наличии решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома от 30.03.2021, подтвердившее полномочия Товарищества на управление МКД, которое не было оспорено в судебном порядке. Сведения о вышеуказанном решении общего собрания собственников помещений у Инспекции имелись по состоянию на 03.09.2021 (дата обращения ООО "УК "Южный город").
Таким образом, вышеуказанной судебный акт Четвертого кассационного суда от 16.03.2021 не мог являться основанием для вынесения оспариваемого приказа Инспекции N 1801-Л от 17.09.2021 ввиду возвращения дела на новое рассмотрение, прекращения производства по данному делу в суде общей юрисдикции и наличия другого решения общего собрания, не оспоренного в судебном порядке.
В процессе судебного разбирательства Инспекция внесла в реестр лицензий сведения об управлении многоквартирным домом N 9В по пер. Дубовскому в г. Ростове-на-Дону ТСН "ТСЖ Дубовский 9В" на основании приказа Инспекции N2323-Л от 14.12.2021 начиная с 01.01.2022. В настоящее время приказ продолжает действовать.
Вместе с тем отмена указанного приказа не восстанавливает прав и обязанностей заявителя, поскольку, несмотря на то, что на основании заявления 15.10.2021 Товарищества об уведомлении о начале осуществления деятельности ТСН по управлению многоквартирным домом уже в период рассмотрения настоящего дела судом был вынесен Приказ Инспекции N 2323-Л от 14.12.2021 о внесении изменений в реестр лицензий, Товарищество вновь является организацией, управляющей МКД, последствиями такого незаконного решения Инспекции явились незаконные действия ООО "УК "Южный город" по выставлению извещений на оплату ЖКУ и квитанций собственникам помещений в данном многоквартирном доме за период с 18.09.2021 по 01.01.2022, при отсутствии доступа к общему имуществу МКД (ключей), при отсутствии договоров управления, отсутствии технической документации на многоквартирный дом, при том, что все работы по обслуживанию многоквартирного дома в спорный период (с 18.09.2021 по 01.01.2022) осуществляло Товарищество.
Извещения об оплате со стороны третьего лица приобщены к материалам дела. Апелляционным судом установлен факт наличия двойных квитанций от Товарищества и управляющей компании - извещений об оплате в адрес собственников помещений в спорный период.
Товарищество являлось на момент вынесения оспариваемого приказа N 1801-Л от 17.09.2021 Инспекциейи является в настоящее время действующим юридическим лицом, созданным собственниками помещений многоквартирного дома по пер. Дубовский 9В в г. Ростове-на-Дону, управляющее данным многоквартирным домом на основании приказа Инспекции N 2278-Л от 15.12.2020. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединениесобственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п.1 ст.123.12 ГК РФ). Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
По состоянию на 17.09.2021 г. членами Товарищества являлись собственники, обладающие более 50% площади всех помещений многоквартирного дома.
В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 65.1 ГК РФ, товарищество собственников недвижимости является корпоративной организацией, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган и приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.
Доказательства того, что собственники помещений данного многоквартирного дома по состоянию на 17.09.2021 проводили какие-либо общие собрания собственников помещений о смене формы управления многоквартирным домом на иную форму, в материалах дела отсутствуют.
Вступление в силу оспариваемого решения арбитражного суда повлечет за собой возможность взыскания с собственников оплаты за жилищные и коммунальные услуги за оспариваемый период времени с 18.09.2021 по 01.01.2022 со стороны ООО "УК "Южный город".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает нарушенными порядок вынесения оспариваемого приказа Инспекции N 1801-Л от17.09.2021, а также права и законные интересы Товарищества.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции неверно оценены конкретные обстоятельства дела, не применены положения норм материального права, подлежащие применению, в связи с чем решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2022 подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления в полном объеме.
Согласно статье 110, пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2022 по делу N А53-34046/202 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить Приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 17.09.2021 N 1801-Лоб отмене приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 2278-Л от 15.12.2020 г. и внесении в реестр лицензий Ростовской области сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Дубовский 9В ООО "УК "Южный город" с 18.09.2021 г.;
Обязать Государственную жилищную инспекцию Ростовской области восстановить сведения об управлении ТСН "ТСЖ Дубовский 9В" многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Дубовский, 9В в период с 18.09.2021 г. по 01.01.2022 г.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Ростовской области в пользу ТСН "ТСЖ Дубовский 9В" судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в размере 4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34046/2021
Истец: ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " ДУБОВСКИЙ 9В"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Ворошиловский районный суд города Ростова-на-Дону, ООО "Управляющая компания "Южный город"