г. Красноярск |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А74-9072/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" марта 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от налогового органа (Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия): Бен К.А., представителя на основании доверенности от 09.01.2023 N 05-21 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "14" декабря 2022 года по делу N А74-9072/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН 1901065260, ОГРН 1041901200021, далее - налоговый орган, УФНС по РХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" (ИНН 1903004248, ОГРН 1021900700711, далее - учреждение, ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница") о взыскании 111 793 руб. 89 коп., в том числе:
- 30 427 руб. 12 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611;
- 6457 руб. 82 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611;
- 1410 руб. 97 коп - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611;
- 28 руб. 94 коп. - недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611;
- 0 руб. 14 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611;
- 316 руб. 92 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611;
- 244 руб. 10 коп. - пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу с организаций за 2021 год, по требованию от 03.08.2022 N 85638;
- 1892 руб. 56 коп. - пени, начисленные на недоимку по земельному налогу с организаций за 2021 год, по требованию от 03.08.2022 N 85638;
- 57 664 руб. 84 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по требованию от 03.08.2022 N 85638;
- 12 541 руб. 32 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по требованию от 03.08.2022 N 85638;
- 146 руб. 44 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по требованию от 03.08.2022 N 85638;
- 662 руб. 72 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)), по требованию от 03.08.2022 N 85638.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" декабря 2022 года по делу N А74-9072/2022 заявление удовлетворено частично. С ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница" в доход соответствующего бюджета взыскано 111 478 руб.
44 коп., в том числе: 30 427 руб. 12 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611; 6457 руб. 82 коп. - пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611; 1410 руб.
97 коп - пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611; 28 руб.
94 коп. - недоимка по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611; 0 руб. 14 коп. - пени, начисленной на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611; 316 руб. 92 коп. - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 02.08.2022 N 84611; 206 руб. 26 коп. - пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу с организаций за 2021 год, по требованию от 03.08.2022 N 85638; 1892 руб. 56 коп. - пени, начисленной на недоимку по земельному налогу с организаций за 2021 год, по требованию от 03.08.2022 N 85638;
57 664 руб. 84 коп. - пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 03.08.2022 N 85638; 12 541 руб. 32 коп. - пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 03.08.2022 N 85638; 146 руб. 44 коп. - пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 03.08.2022 N 85638; 385 руб. 11 коп. - пени, начисленной на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)), за 6 месяцев 2022 года, по требованию от 03.08.2022 N 85638. В удовлетворении остальной части иска отказано. С учреждения в доход федерального бюджета взыскано 1302 руб. 60 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, УФНС по РХ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований налогового органа в полном объеме. В апелляционной жалобе УФНС по РХ отмечает, что при начислении пени Управление руководствовалось письмом ФНС России от 08.04.2022 N КЧ-4-18/4265@ "О реализации моратория на возбуждение дел о банкротстве", согласно которому мораторий, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), не распространяется к лицам, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса предусмотрено, что казенное учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом). Следовательно, оснований для не начисления пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 не имеется.
ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение выразило несогласие с позицией налогового органа, изложенной в апелляционной жалобе. Просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФНС по РХ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Учреждение, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя учреждения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении заявленных требований), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
08.07.2022 страхователь в электронном виде представил налоговому органу расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 6 месяцев 2022 года, в котором исчислены к уплате страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в сумме 20 800 345 руб. 62 коп.; на обязательное медицинское страхование в сумме 4 821 898 руб. 26 коп; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 734 033 руб. 98 коп.; по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) в сумме 28 руб. 94 коп.; по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда)) в сумме 150 101 руб. 21 коп.
Оплата начисленных страховых взносов не была произведена страхователем своевременно и в полном объеме.
Налоговым органом выставлено требование N 84611 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 02.08.2022 (размер общей задолженности 16 173 452 руб. 07 коп., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 8 128 317 руб. 42 коп.).
Вышеуказанное требование исполнено страхователем лишь частично.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения УФНС по РХ в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам и налогам, в том числе о взыскании пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в период действия указанного моратория неустойка в виде пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 на требования, возникшие до введения моратория, начислению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы налогового органа сводятся к тому, что поскольку ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница" является казенным учреждением, то мораторий, введенный Постановлением N 497, в силу пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и письма ФНС России от 08.04.2022 N КЧ-4-18/4265@ "О реализации моратория на возбуждение дел о банкротстве", на учреждение не распространяется.
Указанный довод налогового органа суд апелляционной инстанции признает несостоятельным и отклоняет в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Постановление N 497 действовало с 01.04.2022 в течение 6 месяцев, то есть до 01.10.2022.
В силу части 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ установлено, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, в частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Таким образом, последствием введения моратория, помимо невозможности инициирования процедуры банкротства, является невозможность начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций в течение срока его действия.
Правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица) независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет, за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 Постановления N 497.
Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные пунктами 2 и 3 указанной статьи, не применяются.
Сведения об отказе учреждения от применения в отношении него моратория, отсутствуют. Учреждение не относится к лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 497, следовательно, на нее распространяются правила, введенные данным Постановлением.
Действующее законодательство Российской Федерации действительно не предусматривает возможность банкротства юридических лиц некоторых организационно-правовых форм, в частности, казенных учреждений (пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации). Действие Закона о несостоятельности (банкротстве)) распространяется только на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Вместе с тем, принятие Постановления N 497 с учетом положений статьи 9.1 Закона о банкротстве обусловлено необходимостью поддержки российской экономики и предполагает помощь всем субъектам экономического оборота.
Однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом, что соответствует конституционному принципу равенства сторон спора (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 15.06.2006 N 6-П, от 16.06.2006 N 7-П, от 05.04.2007 N 5-П, от 25.03.2008 N 6-П, от 26.02.2010 N 4-П и от 14.07.2011 N 16-П).
Излагаемая налоговым органом позиция нарушает принцип юридического равенства между активно участвующими в гражданском обороте муниципальными, государственными учреждениями, предприятиями и прочими участниками экономических отношений, которые окажутся в менее выгодном положении, нежели коммерческие организации и предприниматели, на которых распространяется освобождение от уплаты финансовых санкций в период введенного Постановлением N 497, моратория.
Общая экономическая направленность мер по поддержке российской экономики, принимаемых Правительством Российской Федерации, предполагает помощь всем субъектам экономического оборота.
На основании изложенного суд первой инстанции верно исходил из того, что мораторий, установленный Постановлением N 497 распространяется и на ответчика.
Таким образом, отказ во взыскании пени, начисленной на задолженность, возникшей до введения моратория, за период действия моратория, является правомерным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" декабря 2022 года по делу N А74-9072/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9072/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ЧЕРНОГОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"