г. Челябинск |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А47-9097/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2022 по делу N А47-9097/2022.
В судебном заседании, организованном посредством видео-конференц-связи при участии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Орензнакъ" - Бурцева Светлана Леонидовна (директор по приказу от 01.11.2018, решение N 33, выписка ЕГРЮЛ, паспорт).
Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства Администрации города Оренбурга (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Орензнакъ" (далее - ООО "Орензнакъ", ответчик) о понуждении к заключению дополнительных соглашений к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2022 (резолютивная часть решения изготовлена 08.12.2022) в удовлетворении исковых требований Комитета отказано.
С указанным решением не согласился Комитет и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что применение с 01.01.2022 нового порядка расчета платы, указанного в предложенных истцом дополнительных соглашениях, обусловлено не волеизъявлением сторон, а вступившим в законную силу с 01.01.2022 решением Оренбургского городского Совета от 13.07.2021 N 121, которым изменен порядок расчета платы; в соответствии с пунктом 4.1 договоров, размер годовой платы рассчитывается в соответствии с установленным порядком расчета на территории муниципального образования "город Оренбург".
Следовательно, с учетом положений пункта 4 статьи 421 и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования подлежат удовлетворению.
До начала судебного заседания ООО "Орензнакъ" представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель истца не явился.
С учетом мнения ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, дал пояснения в обоснование своих возражений.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Департамент) и ООО "Орензнакъ" по итогам торгов и в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" N 14Д-1232, 14ц-1233, 14л-1234, 14л-1235, 14д-1236, 14д-1237, 14л-1238, 14д-1239, 14л-1240, 14д-1241, 14л-1242, 14л-1243, 14л-1244, 14д-1249, 14п-1250, 14ц-1251, 14д-1252, 14п-1253, 14д-1255, 14д-1256, 14ц-1257, 14л-1258, 14д-1259, 14л-1260, 14л-1261, 14д-1262, 14п-1263, 14д-1264, 14д-1265, 14л-1266, 14л-1267, 14д-1268, 14д-1269, 14л-1270, 14л-1271, 14л-1272, 14л-1273, 14д-1274, 14л-1275, 14ц-1277, 14ц-1278, 14ц-1279, 14д-1280, 14л-1281, 14д-1283, 14д-1284, 14п-1285, 14ц-1286, 4д-1287, 14д-1288, 14Л-1289, 14П-1290, 14П-1291, 14Д-1292, 14Ц-1293, 14Д-1294, 14Д-1295, 14ц-1296, 14ц-1297, Нп-1298, 14п-1299, 14ц-1300, 14л-1301,14л-1302, 14л-1304, 14л-1305, 14л-1306, 14л-1307, 14д-1308, 14п-1309, 14ц-1310, 14п-1311, 14Л-1072, 14Л-1077, 14Л-1081, 14П-1082, 14Д-1089, 14Д-1095, 14Л-1097, 14Д-1098, 14Л-1106, 14Д-1108, 14Д-1110, 14Л-1114, 14П-1137, 14Д - 1151, 14Л - 1152, 14Л - 1153, 14Л- 1156, 14Д- 1159, 14П- 1166, 14Л- 1186, 14П- 1196, 14П- 1198,, 14Д- 1210, 14Д - 1211, 14Л- 1212, 14Д- 1224, 14Д- 1230 (далее - договоры от 23.01.2014, т. 1, л.д. 31-40).
Заключенные договоры от 23.01.2014 идентичны по сути, отличия состоят в указаниях места установки и эксплуатации рекламной конструкции (пункт 1.2 договоров), типа и вида рекламной конструкции (пункт 1.3 договоров), размера годовой платы по договору (пункт 4.1 договоров).
В приложениях N 2 к договорам от 23.01.2014 содержатся расчеты размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции по каждому из договоров.
Согласно пунктам 1.1 договоров от 23.01.2014 департамент за плату предоставляет ООО "Орензнакъ" право установить и эксплуатировать рекламную конструкцию на территории МО "город Оренбург", а рекламораспространитель обязуется произвести установку рекламной конструкции, осуществлять ее эксплуатацию и техническое обслуживание для распространения рекламы в строгом соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством в сфере наружной рекламы.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2016 N 146 утверждено Положение об управлении по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга (далее - Положение N 146), в соответствии с которым управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга (далее - Управление по рекламе) учреждено в результате реорганизации в форме выделения из Департамента и наделено полномочиями по формированию единой городской политики в сфере размещения объектов наружной рекламы, объектов наружной информации на территории муниципального образования "город Оренбург" (т. 3, л.д. 125-127).
В соответствии с пунктом 2.2.10 раздела 2 Положения N 146 Управление по рекламе подготавливает и заключает от имени Администрации города Оренбурга договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности или на земельном участке, собственность на который не разграничена в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, права и обязанности по договорам от имени Администрации города Оренбурга осуществлялись Управлением по рекламе с момента его учреждения,
06.06.2017 между Управлением по рекламе и ООО "Орензнакъ" по итогам торгов и в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" N 17л-1718, 17л-1722, 17л-172, 17л-1724, 17ц-1725, 17л-1726, 17ц-1727, 17д-1728, 17л-1729, 17л-1730, 17д-1732, 17д-1733, 17л-1735, 17л-1736, 17л-1737, 17л-1738, 17л-1739, 17ц-1740, 17ц-1741, 17л-1742 (далее - договоры от 06.06.2017 (т. 1, л.д. 21-30).
Договоры от 06.06.2017 идентичны по своему содержанию, отличны лишь наименование рекламораспространителя, место установки и эксплуатации рекламной конструкции (пункт 1.2 договоров), тип и вид рекламной конструкции (пункт 1.3 договоров), размер годовой платы по договору (пункт 4.1 договоров).
В приложениях N 2 к договорам от 06.06.2017 содержатся расчеты размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции по каждому из договоров.
26.05.2020 Оренбургским городским Советом принято решение N 890 "О ликвидации Управления по рекламе" (далее - Решение N 890 - т. 3, л.д. 123).
Пунктом 2 Решения N 890 установлено, что права, обязанности, обязательства в сфере деятельности Управления по рекламе по исполнению полномочий (функций), определенных в разделе 2 Положения N 146, осуществляются Администрацией города Оренбурга.
Действие договоров не было прекращено с связи с ликвидацией Управления по рекламе - одного из структурных подразделений Администрации города Оренбурга, поскольку обязательства по договорам осуществляются в рамках полномочий, существующих в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Таким образом, обязательства по договорам осуществляются Администрацией города Оренбурга.
Решением Оренбургского городского Совета от 26.05.2020 N 891 внесены изменения в решение Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 130 "Об утверждении Положения о комитете потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга", согласно которым Комитет был наделен полномочиями по формированию единой городской политики в сфере размещения объектов наружной рекламы, объектов наружной информации на территории муниципального образования "город Оренбург", осуществляемыми от имени Администрации города Оренбурга.
Решением Оренбургского городского совета от 28.10.2021 N 157 утверждено Положение о комитете потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга (далее - Положение N 157), в соответствии с которым Комитет учрежден в качестве юридического лица (т. 3, л.д. 117-122).
Пунктом 2.21 Положения N 157 определено, что Комитет осуществляет полномочия от имени Администрации города Оренбурга по формированию единой городской политики в сфере размещения объектов наружной рекламы, объектов наружной информации на территории муниципального образования "город Оренбург".
Согласно пункту 2.21.9 Положения N 157 Комитет проводит торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, или на земельном участке, собственность на который не разграничена на территории муниципального образования "город Оренбург", в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Оренбургской области, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, обязательства по договорам от имени Администрации города Оренбурга в настоящий момент осуществляются Комитетом.
В соответствии с пунктом 5.4 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденных решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795, размер годовой платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", утверждаемым Оренбургским городским Советом (решение Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795).
Решением Оренбургского городского Совета от 13.07.2021 N 121 в Порядок расчета размера платы внесены изменения.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного решения Администрации города Оренбурга поручено привести условия действующих договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" в соответствие с Порядком расчета размера платы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения Оренбургского городского Совета от 13.07.2021 N 121.
В соответствии с пунктом 2.1.3 договоров от 23.01.2014 Комитет вправе изменять размер платы по договорам в одностороннем порядке в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы.
В Договорах от 06.06.2017 пунктом 2.1.3 определено, что Комитет вправе изменять размер платы по договорам в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы путем подписания сторонами дополнительных соглашений к договорам.
Согласно пункту 3.2.6 договоров от 23.01.2014 (в редакции дополнительных соглашений от 20.05.2015 N 1) и договоров от 06.06.2017 ООО "Орензнакъ" обязано своевременно вносить в полном объеме плату, определенную пунктом 4.1. Договоров. В случае получения от Комитета дополнительных соглашений о перерасчете размера платы по договорам рекламораспространитель обязан рассмотреть и подписать полученные дополнительные соглашения или направить протоколы разногласий (в случае несогласия с содержанием дополнительных соглашений) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения.
Пунктом 4.4 договоров от 23.01.2014 и договоров от 06.06.2017 установлено, что в случае изменения Порядка расчета размера платы размер платы подлежит пересмотру по инициативе Комитета, оформляется дополнительными соглашениями к договорам и направляется для подписания рекламораспространителю.
24.02.2022 Комитетом вручены ООО "Орензнакъ" дополнительные соглашения к договорам в связи с изменением Порядка расчета размера платы в соответствии с решением Оренбургского городского Совета от 13.07.2021 N 121. Подтверждением вручения является реестр дополнительных соглашений по договорам, на которых имеется подпись директора ООО "Орензнакъ".
Дополнительные соглашения датированы истцом 11.01.2022. Согласно пункту 1.1 дополнительных соглашений вносятся изменения в пункт 4.1 договора в части размера годовой арендной платы, рассчитываемого в соответствии с Порядком расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 (с изменениями, внесенными решением Оренбургского городского Совета от 13.07.2021 N 121).
В соответствии с пунктом 3 дополнительных соглашений новый расчет размера платы по договору согласно приложению к дополнительным соглашениям производится с 01.01.2022.
В силу пункта 5 дополнительных соглашений стороны установили, что условия дополнительных соглашений применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2022 (п.2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
04.03.2022 Комитетом получено письмо от ООО "Орензнакъ" от 03.03.2022, в котором ООО "Орензнакъ" отказалось от подписания дополнительных соглашений к договорам в связи с тем, что договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" заключены с Управлением по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга, которое по настоящее время является стороной этих договоров; по состоянию на 11.01.2022 полномочия у Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга на заключение и подписание от имени Администрации города Оренбурга договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" отсутствовали; дополнительные соглашения датированы не 24.02.2022, а более ранней датой. ООО "Орензнакъ" уведомило о том, что оплата по заключенным договорам произведена в полном объеме по март 2022 года включительно через депозит нотариуса (т. 1, л.д. 41-43).
25.03.2022 в Комитет поступило письмо ООО "Орензнакъ" от 25.03.2022 с указанием на то, что оплата по договорам произведена ООО "Орензнакъ" в адрес Управления по рекламе на депозит нотариуса города Оренбурга авансом по июнь 2022 года включительно.
Письмом от 29.03.2022 N 01-39/708исх. Комитет предложил ООО "Орензнакъ" подписать дополнительные соглашения к договорам, актуализировав их на день подписания (т. 1, л.д. 44).
Письмо истца оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым исковым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о невозможности понуждения ответчика к подписанию дополнительных соглашений, устанавливающих новый порядок расчета платы за предыдущий период, поскольку распространение условий договора на предыдущий период возможно лишь при наличии согласия обеих сторон сделки.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для переоценки позиции суда первой инстанции.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В настоящем случае исковое заявление основано Комитетом на положениях статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, а спор квалифицирован в качестве преддоговорного.
Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как верно отмечено судом первой инстанции, указанные нормы позволяют прийти к выводу о том, что преддоговорной спор может возникнуть только на стадии заключения договора. Между тем, в рассматриваемом случае договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" уже заключены, что исключает возможность рассмотрения спора в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве преддоговорного.
Суд правомерно указал на то обстоятельство, что требования истца по существу сводятся к внесению изменению в уже заключенные договоры, а потому к рассматриваемой ситуации подлежат применению положения статей 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 60 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В настоящем случае указанный обязательный досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден, дополнительные соглашения к договорам направлялись в адрес ответчика, однако изменение условий договоров ответчиком согласовано не было.
В исковом заявлении истец ссылается на необходимость изменения цены после заключения договора на основании пункта 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1). Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2).
Применительно к обстоятельствам настоящего спора судом установлено, что в соответствии с пунктом 2.1.3 договоров, Комитет вправе изменять размер платы по договорам путем подписания сторонами дополнительных соглашений к договорам.
Пунктом 3.2.6 договоров предусмотрено, что ответчик обязан своевременно вносить в полном объеме плату, определенную пунктом 4.1. договоров. В случае получения рекламораспространителем от Управления дополнительного соглашения о перерасчете размера платы по договору в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы, оно подлежит рассмотрению и подписанию не позднее 5 рабочих дней с момента его получения.
В пункте 4.1 договоров стороны согласовали порядок определения размера платы за установку и пользование рекламной конструкцией путем применения нормативного правового акта, регулирующего на территории муниципального образования вопросы установки, размещения рекламных конструкций.
Пунктом 4.4 договоров установлено, что в случае изменения Порядка расчета размера платы размер платы подлежит пересмотру по инициативе Комитета, оформляется дополнительными соглашениями к договорам и направляется для подписания рекламораспространителю.
На момент заключения договоров (23.01.2014, 06.06.2017) порядок расчета платы устанавливался Порядком расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 N 795 (далее - Порядок N 795).
Решением Оренбургского городского Совета от 13.07.2021 N 121 в Порядок N 795 внесены следующие изменения: таблица "коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции" изложена в новой редакции; из Порядка N 795 исключен абзац "Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор"; Порядок N 795 дополнен следующим абзацем "Базовая ставка подлежит увеличению (индексации) один раз в год на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Решение об увеличении (индексации) базовой ставки для определения размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции оформляется постановлением Администрации города Оренбурга. Размер базовой ставки изменяется с округлением суммы до рублей".
Принятие указанного нормативного правового акта и послужило причиной инициативы Комитета по изменению установленного договорами порядка расчета размера платы по заключенным с предпринимателем договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в силу нормативных положений и условий договоров Комитет наделен правом на изменение условий договоров в части порядке определения платы, однако, такое изменение должно совершаться по согласованию с другой стороной сделки путем подписания дополнительного соглашения. Изменение порядка расчета платы нормативными актам на будущее время само по себе не является самостоятельным основанием для изменения условий спорного договора. Получивший такие дополнительные соглашения рекламораспространитель вправе не согласиться с их содержанием (пункты 3.2.6 договоров).
Буквальное толкование положений пунктов 2.1.3, 4.1, 4.4 спорных договоров, с учетом установленного порядка определения размера платы по договору и соответствующего нормативного регулирования, позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что несогласие рекламораспространителя с содержанием дополнительных соглашений может иметь место только в том случае, если предлагаемая редакция дополнительных соглашений, вызванная изменением нормативного правового акта, определяющего Порядок расчета размера платы, не соответствует такому нормативному правовому акту. В противном случае у рекламораспространителя отсутствуют основания для отказа от подписания дополнительного соглашения в силу пункта 3.2.6 договора, а применению подлежат условия договора в измененной дополнительным соглашением редакции.
В этой связи суд отметил наличие у истца полномочий на направление в адрес ответчика дополнительных соглашений, содержащих новый расчет платы по договорам.
Однако, дополнительные соглашения датированы истцом 11.01.2022 и со ссылкой на положения пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат условие о распространении установленного ими нового порядка расчета платы с 01.01.2022.
Статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1). Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2).
Как верно указал суд первой инстанции, буквальное толкование пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что распространение условий договора на предшествующий период является правом сторон и не может быть осуществлено в одностороннем порядке. Иное означало бы нарушение основополагающего принципа свободы договора.
Так как в настоящем случае отсутствует волеизъявление ответчика на распространение условий дополнительных соглашений на предшествующий период, законных оснований для понуждения ответчика к заключению таких дополнительных соглашений не имеется.
Учитывая недоказанность наличия обстоятельств, предусмотренных статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации для изменения договора в судебном порядке, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований. Приведенные в апелляционной жалобе возражения истца подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2022 по делу N А47-9097/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9097/2022
Истец: Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга
Ответчик: ООО "ОРЕНЗНАКЪ"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд