г. Чита |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А58-525/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сахатранснефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2022 года по делу N А58-525/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122, далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и пунктов 1-5 предписания по результатам рассмотрения жалобы от 30.12.2021 N 014/07-3-2628/2021.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью Газоспасательная Служба "ГазСпасСервис" (ОГРН 1151447005599, ИНН 1435295714), Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия)" Служба спасения Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1061435072093, ИНН 1435181844).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2022 года по делу N А58-525/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнительных пояснений.
По мнению апеллянта, аварийно-спасательным службам, аттестованным аттестационными комиссиями органов исполнительной власти субъектов РФ не предоставлено право заниматься обслуживанием опасных производственных объектов, данное право предоставлено аварийно-спасательным службам, аттестованным аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти.
Соответственно опасные производственные объекты, входящие в сферу деятельности Минэнерго России должна обслуживать профессиональная аварийно-спасательная служба, аттестованная аттестационной комиссией Минэнерго России.
Апеллянт указал, что в РФ законодательно разграничены полномочия аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти и аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов и законодатель указывает, что только аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти и аттестационные комиссии уполномоченных организаций имеют право аттестовать аварийно-спасательные службы, обслуживающие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций. Данное право не предоставлено аттестованным комиссиям органов исполнительной власти субъектов РФ.
ГБУ РС(Я) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" аттестована Территориальной аттестационной комиссией N 910 - Республики Саха (Якутия) на проведение аварийно-спасательных работ на территории республики, и ей не дано право заключать договоры на обслуживание опасных производственных объектов топливно-энергетического комплекса по аварийно-спасательным работам.
Кроме того, АО "Сахатранснефтегаз", как предприятие, эксплуатирующее опасные производственные объекты, входящие в сферу деятельности Минэнерго России, и не имеющее собственные профессиональные аварийно-спасательные службы, обязано заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами, аттестованными в соответствующих аттестационных комиссиях Минэнерго России.
Антимонопольный орган и ГБУ Республики Саха (Якутия) Служба спасения Республики Саха (Якутия) в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
ООО ГС "ГазСпасСервис" в отзыве доводы апелляционной жалобы поддержало.
Определением суда от 24.01.2023 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 20 минут 28 февраля 2023 года.
Определением суда от 28.02.2023 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 40 минут 14 марта 2023 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.12.2022, 25.01.2023, 01.03.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, дополнительных пояснений, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, АО "Сахатранснефтегаз" создано на основании Указа Президента РС (Я) и находится в ведении Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) и Министерства промышленности и геологии РС (Я), но только в части регулирования хозяйственных, имущественных вопросов, программ развития газификации и газоснабжения РС (Я), является хозяйствующим субъектом со 100% долей участия РС (Я) в лице Министерства имущественных отношений РС (Я).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" органом власти, к сфере деятельности которого относятся объекты топливно-энергетического комплекса, является Минэнерго РФ, поскольку осуществляет функции по выработке в реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождения углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Объекты АО "Сахатранснефтегаз" относятся к объектам топливно-энергетического комплекса и входят в сферу деятельности Минэнерго России. Указанное изложено также в письме Министерства промышленности и геологии РС (Я) от 19.07.2022 N И-06-5704.
АО "Сахатранснефтегаз" эксплуатирует объекты топливно-энергетического комплекса, которые относятся к опасным производственным объектам.
Согласно письмам Минэнерго РФ от 29.06.2020 N ТА-7316/08, от 19.07.2022 N 11-35исх. АО "Сахатранснефтегаз" включен в перечень системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса.
Согласно свидетельству о регистрации от 21.06.2021 N А73-00736, выданному Ленским управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, опасным производственным объектам, эксплуатируемым АО "Сахатранснефтегаз", присвоены классы опасности, они зарегистрированы в обязательном порядке в Государственном реестре опасных производственных объектов.
В данный перечень входит также опасный производственный объект I класса опасности (чрезвычайно высокая опасность) - магистральный газопровод СВГКМ - Мастах - Берге - Якутск (I, II, III нитки) с газопроводами - отводами к населенным пунктам.
Перечень опасных производственных объектов АО "Сахатранснефтегаз", в отношении которых требовалось оказание услуг по газоспасательным работам, являвшимся предметом закупки, указан в приложении N 4 к проекту договора (Блок IV "Проект договора" документации о закупке N 143/2020).
Силами функциональной подсистемы, создаваемой Минэнерго РФ, являются в том числе, аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования, осуществляющие обслуживание объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии заключенными договорами (подпункт "б" пункта 7 Приказа Минэнерго России от 24.09.2018 N 792.).
Пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций.
Постановлением Правительства РС (Я) от 31.08.2006 N 393 "О Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" объекты АО "Сахатранснефтегаз" отнесены к объектам топливно-энергетического комплекса.
АО "Сахатранснефтегаз" входит в Якутскую территориальную подсистему РСЧС согласно приложению N 2 Постановления Правительства РС (Я) от 31.08.2006 N 393 "О Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Распоряжением Главы РС (Я) от 04.12.2012 N 783-РП опасные производственные объекты АО "Сахатранснефтегаз" включены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса РС (Я), подлежащих категорированию.
По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
На официальном сайте ФАС России размещен реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе РАЗДЕЛ II Транспортировка газа по трубопроводам, в котором за порядковым номером 14.2.4 зарегистрировано АО "Сахатранснефтегаз", куда под N 14.2.4 приказом ФАС России N 2-э от 28.01.2005 включено АО "Сахатранснефтегаз".
АО "Сахатранснефтегаз" является субъектом и участником государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса. 30.12.2019 в адрес общества поступило письмо Минэнерго РФ N АН-15880/08 о том, что АО "Сахатранснефтегаз" входит в перечень организаций топливно-энергетического комплекса, работающих на территории РС (Я), и является субъектом ГИС ТЭК. В данном перечне АО "Сахатранснефтегаз" находится под пунктом 18. Согласно письму Минэнерго РФ от 11.09.2020 N ЕГ-10960/10 об обязанности предоставлять информацию в ГИС ТЭК по дополнительным формам отчетности, где АО "Сахатранснефтегаз" указано в пункте 50 перечня организаций топливно-энергетического комплекса. Письмом Министерства промышленности и геологии РС (Я) от 17.01.2020 N И-06-206 сообщено о необходимости регистрации и предоставлении информации в ГИС ТЭК.
Из отчета обо всех спасательных формированиях, расположенных на территории РС (Я), по мнению заявителя, следует, что проводить аварийно-спасательные работы на опасных производственных объектах топливно-энергического комплекса (ОПО ТЭК) сетях газопотребления и газораспределения, расположенных на территории РС (Я), имеют право только два профессиональных аварийно-спасательных формирования ПАСФ ООО
Газоспасательная служба "ГазСпасСервис" и ПСФ "АСФ Сервис промышленной безопасности", аттестованные отраслевой комиссией Минэнерго РФ по аттестации АСС (АСФ) и спасателей топливно-энергетического комплекса.
Вид деятельности по ОКВЭД 49.50.21 - транспортирование по трубопроводам газа является основным для АО "Сахатранснефтегаз" согласно записи в ЕГРЮЛ N 2041402032330 от 22.03.2004.
Относительно третьего лица - ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" судом установлено, что согласно подпункту а) пункта 2.3 устава ГБУ "Служба спасения РС (Я)" может осуществлять деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе, включая выполнение на договорной основе аварийно-спасательных и других неотложных работ. ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" находится в ведении Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я), относится к перечню служб аттестуемых территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я) согласно пункту 8 приказа МЧС России от 20.02.2013 N 102. ГБУ "Служба спасения РС (Я)" зарегистрировано в реестре аттестованных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований согласно выписке из реестра на сайте МЧС России.
В реестре аттестованных АСС (Ф) свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ ГБУ "Служба спасения РС (Я)" от 28.06.2019 N 0-910-00535 с указанием вида аварийно-спасательных работ - поисково-спасательные работы (условное обозначение в реестре - 5).)
Согласно свидетельству об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 25.11.2021 N 09480, регистрационный номер 0-910-00625, Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я) ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" выдано свидетельство об аттестации на право ведении аварийно-спасательных работ на следующие виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, газоспасательные работы.
В соответствии с приказом МЧС России от 12.03.1998 N 99 "Об утверждении Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований" согласно уведомлению Главного управления МЧС России по РС (Я) от 29.12.2021 N 479-3-4 аварийно-спасательное формирование ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" зарегистрировано в реестре аттестованных спасательных служб, аварийно-спасательных формирований профессиональных спасателей.
ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" зарегистрировано в реестре аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных формирований как профессиональная АСФ, в соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", приказа МЧС России от 12.03.2018 N 99 "Об утверждении Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований" (уведомление Главного управления МЧС России по РС (Я) от 29.12.2021 N 479-3-4, уведомление N 1728 о регистрации в реестре аттестованных АСС (Ф) от 29.12.2021).
В столбце "Вид работ" указаны условные обозначения работ: 5, 22, 30б, соответствующие следующим видам аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные, работы по ликвидации разливов нефте- и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод и территориального моря РФ.
Согласно письму Минэнерго РФ от 04.04.2022 N 09-1265 не исключается осуществление газоспасательных работ на опасных производственных объектах АО "Сахатранснефтегаз" аварийно-спасательной службой (формированием), созданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
УГБУ "Служба спасения РС (Я)" отсутствует аттестация, соответствующая аттестации по требованиям закупочной документации заказчика.
ООО газоспасательная служба "ГазСпасСервис" имеет свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 24.08.2021 N 16/2-1-720, выданное отраслевой комиссией Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса с указанием видов аварийно-спасательных работ: газоспасательные, поисково-спасательные, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ (условные обозначения в реестре - 5, 10, 22, 30а).
ООО газоспасательная служба "ГазСпасСервис" аттестовано в порядке, установленном пунктом 2 Приказа МЧС России от 20.02.2013 N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", а именно аттестовано аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти, создающего функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Закупочная деятельность заказчика, организатора закупки регламентируется "Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "Сахатранснефтегаз" от 05.12.2018 (с изменениями от 27.07.2021 N 271).
09.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 32110922994 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на опасных производственных объектах структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз".
Техническим заданием, являющимся приложением к документации, установлены требования к исполнителю услуги: профессиональное аварийно-спасательное формирование исполнителя должно быть аттестовано уполномоченной аттестационной комиссией согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091.
Подпунктом 4.5.2.2. технического задания установлено свидетельство согласно требованиям п.п.2 п. 2.1.8 на право ведения: газоспасательных работ, поисково-спасательных работ, работ по ликвидации разливов нефте- и нефтепродуктов (п.п. 2 п.2.1.8).
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 12 "Требования к участникам" блока III "Техническое задание" приложения к извещению о закупке - участник должен иметь свидетельство Минэнерго Российской Федерации на право ведения газоспасательных работ 17.12.2021 протоколом N 972/2021 (32110922994) закупка была признана несостоявшейся и принято решение заключить договор с единственным участником закупки ООО газоспасательная служба "ГазСпасСервис" по цене 4 179 600,00 рублей.
Также 17.12.2021 в Управление поступила жалоба от третьего лица ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" на действия (бездействие) заказчика АО "Сахатранснефтегаз" о признании неправомерным установление требования о наличии свидетельства Минэнерго РФ на право ведения газоспасательных работ (пп.12, 18 блока III "Техническое задание" документации закупки N 143/2020).
На запрос заявителя от 24.12.2021 N 24/12/СБ Департамент нефтегазового комплекса Минэнерго РФ об аттестации аварийно-спасательных служб письмом от 29.12.2021 N09-5279 ответил, что предприятию, эксплуатирующему опасные производственные объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности Минэнерго РФ, и не имеющими собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, необходимо заключить договоры на обслуживание на соответствующие виды аварийно-спасательных работ с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными в соответствующих аттестационных комиссиях Минэнерго РФ.
30.12.2021 Управлением рассмотрена жалоба третьего лица ГБУ "Служба спасения РС (Я)" на действия (бездействие) заказчика АО "Сахатранснефтегаз" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на опасных производственных объектах структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32110922994 от 09.12.2021) по результатам рассмотрения дела N 014/07/3-2628/2021.
В жалобе ГБУ "Служба спасения РС (Я)" (вх. N 10807 от 17.12.2021) указывает на неправомерное требование о наличии свидетельства Минэнерго РФ на право ведения газоспасательных работ, установленное в Документации о закупке (блок III Технического задания).
Управление установило, что аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации, равны в своих правах, при условии, что деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требованиям заказчика. Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность, указанную заказчиком подлежит допуску к рассмотрению закупочной комиссией заказчика. Требование заказчика о наличии свидетельства об аттестации, выданное Минэнерго РФ, не содержит расширительного толкования в части того, что участнику необходимо предоставить свидетельство об аттестации на право ведения определенных работ (необходимых заказчику), выданное аттестационной комиссией, указанной в пункте 5 Постановления Правительства РФ от 22.11.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя").
Управление вынесло решение от 30.12.2021 по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки АО "Сахатранснефтегаз" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на объектах повышенной опасности структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32110922994) обоснованной.
Пунктом 2 решения Управление решило признать в действиях заказчика, организатора закупки АО "Сахатранснефтегаз" нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктами 3, 4 оспариваемого решения Управлением принято решение выдать заказчику, организатору закупки АО "Сахатранснефтегаз" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки и передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административному правонарушении, предусмотренной статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
30.12.2021 Управление вынесло предписание об устранении нарушения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктом 1 предписания предписано отменить итоговый протокол N 972/2021 (32110922994) от 17.12.2021.
Пунктом 2 предписания предписано внести изменения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на ОПО структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32110922994) в соответствии с Законом о закупках с учетом замечаний, изложенных в решении по делу N 014/07/3-2628/2021 о нарушении законодательства о закупках.
Пунктом 3 предписания предписано разместить извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по газоспасательным работам на ОПО структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32 110922994) с соответствующими внесенными изменениями на официальном сайте единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru).
Пунктом 4 предписания предписано продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктом 5 предписания предписано в течение трех рабочих дней с момента исполнения предписания представить в Управление подтверждение исполнения предписания в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.
Оспаривание предписания приостановило проведение закупки на оказание услуг по газоспасательным работам на объектах повышенной опасности структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз".
В оспариваемом решении Управления указано на то, что требование заказчика о наличии свидетельства об аттестации, выданное Минэнерго РФ, не содержит расширительного толкования в части того, что участнику необходимо предоставить свидетельство об аттестации на право ведения определенных работ (необходимых заказчику), выданное аттестационной комиссией, указанных в пункте 5 постановления Правительства РФ от 22.11.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей, граждан, приобретающих статус спасателя" (вместе с Положением о проведении аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (далее - Постановление N 1091).
Также Управление в решении указывает на то, что заказчиком не доказано, что опасные производственные объекты АО "Сахатранснефтегаз" относятся к ведению Минэнерго РФ.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании Постановления N 1091 и части 8 приказа МЧС России от 20.02.2013 N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статусом" ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я)" проходит аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ и получает соответствующее свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в Территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я), утвержденной распоряжением Правительства РС (Я) от 26.12.2014 N 1548-р "О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я)" и согласно свидетельству на аварийно-спасательные работы обслуживает опасные производственные объекты, осуществляющих свою деятельность по добыче, транспортировке, а также хранение и использование нефти и нефтепродуктов.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.08.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 (заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать требования, предъявляемые к участникам такой закупки.
Таким образом, закупочная комиссия заказчика при осуществлении процедур рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в закупочных процедурах, должна руководствоваться, в том числе, положением о закупке, документации о закупке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ) под аварийно-спасательной службой понимается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования; аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
В силу статьи 12 Закона N 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" утверждено Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
На основании пункта 2 названного Положения, аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ.
При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статей 10, 12 Закона N 151-ФЗ и норм Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1091 установлено, что все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации и аттестации в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (далее - Положение об аттестации), аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):
межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими органами;
аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими организациями;
аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.
Согласно пункту 6 Положения об аттестации аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у таких организаций собственных аварийно-спасательных служб (формирований), в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.
В силу пункта 7 Положения об аттестации аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.
Полномочия комиссии о выдаче свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ закреплено в пункте 18 Положения.
На основании пункта 18 Положения об аттестации аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - свидетельство об аттестации).
Форма и описание бланка свидетельства об аттестации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Изготовление и выдача бланков свидетельства об аттестации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по заявкам аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций и аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, являются постоянно действующие аттестационные комиссии. Полномочия названных комиссий установлены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного приказом МЧС России от 20.02.2013 N 102 (далее - Положение N 102).
В соответствии с пунктом 4 Положение N 102 аттестационные комиссии в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях создаются с учетом специфики их деятельности, в том числе по отраслевому, территориальному или объектовому принципам.
Согласно подпункту "в" пункта 6.1 части 6 Положения N 102 аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом споре, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.
Территориальная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия) создана в соответствии с Постановлением N 1091 и приказом МЧС России от 20.02.2013 N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", на основании утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12. 2014 N 1548-р (ред. от 07.10.2021) "О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)" Положения о территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)".
Приказом Минэнерго РФ от 20.08.2020 N 680 утверждено положение о центральной ведомственной комиссии Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), согласно которому комиссия проводит аттестацию: аварийно-спасательных служб (формирований), созданных Минэнерго России; аварийно-спасательных служб (формирований), находящихся в ведении Минэнерго России, а также аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, находящимися в ведении Минэнерго России; аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, осуществляющими (предполагать осуществлять) противофонтанное обслуживание объектов нефтедобывающей и газовой промышленности; профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), созданных ПАО "ЛУКОЙЛ" и ПАО "Газпром", предназначенных для ведения аварийно-спасательных работ на нефтегазодобывающих объектах указанных организаций.
На основании изложенного, управление правомерно установило, что аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации, равны в своих правах, при условии, что виды деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требования заказчика.
Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность указанной заказчиком подлежит допуску к рассмотрению закупочной комиссией заказчика.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя и третьего лица ООО Газоспасательная служба "ГазСпасСервис" о том, что аттестация аварийно-спасательных служб, созданных организациями, обслуживающими объекты, входящими в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти - Минэнерго РФ, как не основанного на нормах права.
В связи с чем позиция заявителя, что опасные производственные объекты АО "Сахатранснефтегаз" должна обслуживать аварийно-спасательная служба (формирование), аттестованная отраслевой комиссией Минэнерго РФ по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса, подлежит отклонению.
Из письма Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ от 29.12.2021 N 09-5279 (вх. АО "Сахатранснефтегаз" N 8553 от 30.12.2021) не следует, что опасные производственные объекты структурных подразделений АО "Сахатранснефтегаз" относятся к ведению Минэнерго РФ, иных доказательств своим доводам представителем заказчика, организатора закупки в материалы дела не представлено.
При недоказанности заявителем несоответствия оспариваемых решения и предписания законодательству письмо Минэнерго РФ от 29.12.2021 N 09-5279 не может служить доказательством позиции заявителя.
Заявителем не доказано, что выданное Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я), ГБУ РС (Я) "Служба спасения РС (Я) свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ с правом осуществления на территории республики газоспасательных работ не позволяет выполнять такие работы на объектах АО "Сахатранснефтегаз".
Заявитель полагает, что решение управления от 30.12.2021 по делу N 0140000/07/3-2628/2021 опубликовано в сети Интернет на сайте управления, опубликованное в общем доступе, причиняет ущерб деловой репутации заявителя, поскольку создает у потенциальных партнеров, клиентов или заказчиков ложное представление о том, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушениями действующего законодательства. Также оспариваемое решение послужило основанием для выдачи предписания, неисполнение которого налагает на заявителя административную ответственность. Из пояснений заявителя следует, что не имеет возможности заключить договор по данной закупке, что влечет за собой нарушение его прав и законных интересов, а также создает существенное препятствие для осуществления его деятельности. Поскольку, заявителем не доказано несоответствие оспариваемых актов закону или иным нормативным актам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о не доказанности и нарушение заявителем его прав и законных интересов оспариваемыми решением и предписанием.
Также суд апелляционной инстанции учитывает позицию, изложенную в судебных актах по рассматриваемому вопросу по делу N А58-872/2022.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2022 года по делу N А58-525/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-525/2022
Истец: АО "Сахатранснефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)", ООО газоспасательная служба "Газспассервис"