г. Воронеж |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А64-10367/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Воскобойникова М.С., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусаковой И.А.,
при участии:
от акционерного общества "Транснефть-Дружба": Черникова О.С., представитель по доверенности N 544 от 10.10.2022;
от администрации Тамбовского района Тамбовской области: Конобеева Н.В., представитель по доверенности от 24.07.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть-Дружба" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2022 по делу N А64-10367/2021 по иску акционерного общества "Транснефть-Дружба" (ИНН 3235002178, ОГРН 1023202736754) к администрации Тамбовского района Тамбовской области (ИНН 6820005198, ОГРН 1036894107910) об установлении сервитута,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Дружба" (далее - АО "Транснефть-Дружба", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Тамбовского района Тамбовской области (далее - ответчик) об установлении в интересах АО "Транснефть - Дружба" в целях эксплуатации МНПП "Уфа-Западное направление" DN 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция" на срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу на 49 лет сервитут в отношении части земельного участка площадью 437 кв. м с кадастровым номером 68:20:0000000:3185 общей площадью 37 672 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Черняковское сельское поселение с годовой платой за сервитут в сумме 15,73 руб. (226032 руб./37672 кв. м*437 кв. м*0,6% = 15,73 руб.), в границах, определенных каталогом координат;
об установлении в интересах АО "Транснефть - Дружба" в целях эксплуатации МНПП "Уфа-Западное направление" DN 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция" на срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу на 49 лет сервитут в отношении части земельного участка площадью 10 938 кв. м с кадастровым номером 68:20:0000000:3295, общей площадью 113 204 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Черняковский сельсовет с годовой платой за сервитут в сумме 410,83 руб. (708657,04 руб./ 113204 кв. м *10938 кв. м *0,6% = 410,83 руб.), в границах, определенных каталогом координат;
об установлении в интересах АО "Транснефть - Дружба" в целях эксплуатации МНПП "Уфа-Западное направление" DN 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция" на срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу на 49 лет сервитут в отношении части земельного участка площадью 226 кв. м с кадастровым номером 68:20:3316001:67 общей площадью 17 174 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Горельский сельсовет с годовой платой за сервитут в сумме 8,49 руб. (107509,24 руб./17174 кв. м *226 кв. м*0,6% = 8,49 руб.), в границах, определенных каталогом координат.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2022 по делу N А64-10367/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Транснефть-Дружба" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2022 по делу N А64-10367/2021, в связи с чем просило его отменить, принять новый судебный акт. Как следует из апелляционной жалобы, требование об установлении сервитута на части земельных участков, на которых непосредственно расположены наземные элементы линейного объекта, обусловлено тем, что оформление прав АО "Транснефть-Дружба" на части земельных участков, на которых размещена подземная часть линейного объекта, не требуется. АО "Транснефть-Дружба" обращает внимание на то, что в случае оформления обществом прав на земельные участки непосредственно занятые наземными элементами линейного объекта посредством заключения договоров аренды потребуется выделить и поставить на кадастровый учет 27 многоконтурных земельных участков общей площадью 11 601 кв. м (средняя площадь одного участка не более 429 кв. м). Поскольку использование указанных земельных участков в соответствии с установленной категорией "земли сельскохозяйственного назначения" будет невозможно, потребуется изменение категории на "земли промышленности". При этом земельные участки небольшой площади, многоконтурной формы, образованные под наземными элементами, имеющие категорию "земли промышленности" после демонтажа выведенного из эксплуатации линейного объекта не смогут быть использованы в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
Администрацией Тамбовского района Тамбовской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, их фактическим и правовым обоснованием согласен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2022 по делу N А64-10367/2021. Суд при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что АО "Транснефть-Дружба" принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - МНПП Уфа-Западное направление" Dn 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция".
Указанный объект входит в состав производственного технологического комплекса "Магистральный нефтепродуктопровод ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт", принадлежащий истцу на праве собственности.
Объект недвижимого имущества МНПП Уфа-Западное направление" Dn 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция" расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67 в составе земель неразграниченной государственной собственности, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - размещение нефтепроводов, водопроводов, газопроводов, а также иных зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации названных трубопроводов.
Как указывает истец, доступ к спорному объекту для его эксплуатации возможен через земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67.
В целях размещения и эксплуатации наземных элементов нефтепродуктопровода "МНПП Уфа-Западное направление" Dn 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция" между администрацией Тамбовского района Тамбовской области и АО "Транснефть - Дружба" велись переговоры по заключению соглашения об установлении сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67.
Направленные АО "Транснефть - Дружба" в адрес администрации Тамбовского района Тамбовской области соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:3185 N 2 от 25.02.2020, на земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:3295 N 3 от 25.02.2020, на земельный участок с кадастровым номером 68:20:3316001:67 N 4 от 25.02.2020 подписаны и возвращены истцу с протоколом разногласий ввиду несогласия с установленным размером платы за сервитут.
Согласно пункту 1.3 соглашений об установлении сервитута на земельные участки целью установления сервитута является размещение наземных элементов нефтепродуктопровода "МНПП "Уфа - Западное направление" Dn 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция", срок установления сервитута - 49 лет с 25.02.2020 по 24.02.2069.
В связи с возникновением разногласий относительно установления сервитута указанные соглашения не были подписаны, что явилось основанием для обращения АО "Транснефть-Дружба" в арбитражный суд области с настоящими требованиями (с учетом уточнения).
Установив, что доводы о наличии препятствий в доступе к принадлежащим АО "Транснефть-Дружба" объектам либо в обеспечении их эксплуатации истцом не заявлялись, как и не были представлены доказательства невозможности использования принадлежащих истцу объектов недвижимого имущества без установления сервитута, при наличии сведений о формировании земельных участков с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67 для целей строительства (реконструкции) линейных объектов и регулирования в 2017-2019 гг. правоотношений сторон договорами аренды, заключенных без проведения торгов в указанных целях, арбитражный суд области пришел к выводу о том, что нужды АО "Транснефть-Дружба" могут быть удовлетворены без установления сервитута на спорные земельные участки.
Согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обладателями сервитута признаются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Пунктом 1 статьи 23 ЗК РФ предусмотрена возможность установления в отношении земельного участка сервитута в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Согласно пункту 6 статьи 274 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством.
Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Исходя из пункта 1 статья 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (пункт 5 статьи 23 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 39.23 ЗК РФ предусмотрено, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и, в частности, в случае размещения линейных объектов.
Согласно пунктам 1 и 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута; сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
В связи с этим при рассмотрении дел соответствующей категории в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, суды должны исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 11248/11).
Отменяя обжалуемый судебный акт, арбитражный суд апелляционной инстанции руководствуется Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которым утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный Перечень включены, в том числе нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Однако в данном случае магистральный нефтепродуктопровод "Уфа-Западное направление" DN 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция", для эксплуатации которого АО "Транснефть-Дружба" просило установить сервитут на части земельных участков с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67, имеет диаметр более DN 300, объект в реконструированном виде введен в эксплуатацию актом от 05.02.2018, что в совокупности с пунктом 1 статьи 39.23 ЗК РФ, согласно которому для целей размещения линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, подлежит установлению сервитут, свидетельствует о возможности установления сервитутов на для размещения магистрального нефтепродуктопровода на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, принадлежащий истцу на праве собственности магистральный нефтепродуктопровод "Уфа-Западное направление" DN 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция" входит в состав производственного технологического комплекса "Магистральный нефтепродуктопровод ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт", принадлежащий истцу на праве собственности, расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67.
Исковые требования мотивированы тем, что использование указанного объекта и сооружений в целях эксплуатации без установления сервитута невозможно. В настоящем споре АО "Транснефть-Дружба" связывает установление сервитута с необходимостью эксплуатации и обслуживания наземных объектов магистрального нефтепродуктопровода, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67.
В силу положений статьи 90 ЗК РФ, Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9, нахождение магистрального нефтепровода на части земельного участка ответчика в силу закона ограничивает его права как собственника земельного участка в связи с установлением охранных зон, но не требует оформления прав ограниченного пользования (аренды, сервитута) в пределах охранных зон и не приводит к утрате им владения.
При этом наличие охранных зон не исключает возможность установления сервитута в случае, если необходимо расширение пределов осуществления права собственности собственником недвижимости путем получения в рамках сервитутных соглашений дополнительных правомочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости, то есть в больших объемах, чем установлено правовым режимом охранных зон.
Поскольку АО "Транснефть-Дружба" лишено возможности обеспечить проход (проезд) к эксплуатируемым производственным объектам иным способом без установления сервитута, в отсутствие безусловных доказательств обеспечения прохода/проезда к объектам на отличных условиях, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости установления сервитута.
Применительно к рассматриваемому спору истец претендует на земельный участок не для целей строительства линейного объекта либо его реконструкции (как было ранее в рамках договоров аренды, расторгнутых сторонами по окончании строительства объектов), а для обеспечения возможности эксплуатации ранее созданного объекта недвижимого имущества, что прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 39.23 ЗК РФ.
Наличие охранной зоны объекта (магистрального нефтепровода) не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той части земельного участка, которая занята объектом.
Аналогичное толкование статьи 39.23 ЗК РФ приведено в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.05.2021 по делу N А36-8976/2017.
Доказательства возможности обслуживания и эксплуатации магистрального нефтепровода и входящего в его состав имущества, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67, без проезда и временного нахождения работников истца и третьих лиц, действующих по его поручению, в материалы дела не представлено.
По смыслу статей 23, 39.23 ЗК РФ, статей 216, 274 ГК РФ сервитут представляет собой вид вещного права, наряду с правом собственности, подлежащего государственной регистрации, которое может возникнуть только в результате выполнения предусмотренных законом процедур и заключения соответствующего соглашения. Фактическое ограниченное пользование чужим земельным участком, не оформленное в предусмотренном законом порядке, не обеспечивает надлежащих и достаточных гарантий правовой защиты ни такому пользователю, ни правообладателю соответствующего участка, и само по себе не может служить основанием для отказа в установлении сервитута.
Истцом представлены каталог координат частей земельных участков с кадастровыми номерами 68:20:0000000:3185, 68:20:0000000:3295, 68:20:3316001:67, обременяемых сервитутом, а также схемы расположения наземных объектах на названных земельных участках, которые ответчиком не оспорены. О проведении экспертизы по настоящему делу для установления границ частей земельных участков, обременяемых сервитутом, и стоимости сервитута ответчик не ходатайствовал, при этом протокольным определением судом апелляционной инстанции от 30.11.2022 сторонам было предложено рассмотреть вопрос о возможности назначения по делу экспертизы для установления площади земельных участков, подлежащей обременению сервитутом.
Спор по объему ограничений, налагаемых на орган, осуществляющий права собственника в отношении спорных земельных участков, право собственности на которые не разграничено, при рассмотрении дела отсутствовал. При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание ответчика на то, что установленный по настоящему делу сервитут является частным, на который не распространяются положения о публичном сервитуте. Условием для установления сервитута в судебном порядке является объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком. Направленные АО "Транснефть - Дружба" в адрес администрации Тамбовского района Тамбовской области соглашения об установлении сервитута на земельные участки подписаны ответчиком и возвращены истцу с протоколом разногласий ввиду несогласия с установленным размером платы за сервитут, а не ввиду нарушения процедуры установления публичного сервитута.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут.
Таким образом, возможно установление сервитута в отношении части земельного участка, не подвергшейся самостоятельному кадастровому учету, только при условии осуществления кадастрового учета в отношении всего земельного участка.
Разрешая вопрос о размере подлежащей внесению ответчику платы за сервитут, суд апелляционной инстанции руководствуется нормой пункта 2 статьи 39.25 ЗК РФ, согласно которой, если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом установлено, что в отношении спорных земельных участков право собственности не разграничено, в связи с чем вопрос о размере платы за сервитут отнесен к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Тамбовской области.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что размер платы по соглашению об установлении сервитута за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле: Пс = Кст x Пр, где Пс - плата за сервитут; Кст - кадастровая стоимость; Пр - процент, устанавливаемый правовыми актами органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В случае, если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка (пункт 5).
Аналогичные порядок и формула определения платы при установлении сервитута приведены в постановлении администрации Тамбовского района Тамбовской области от 01.07.2015 N 1689 "Об утверждении порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области".
Вместе с тем в постановлении администрации Тамбовского района Тамбовской области от 01.07.2015 N 1689 не указан процент кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 18.03.2015 N 269, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,6 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Тамбовской области.
Согласно расчету истца размер годовой платы за сервитут в отношении части земельного участка площадью 437 кв. м с кадастровым номером 68:20:0000000:3185 общей площадью 37 672 кв. м составляет 15 руб. 73 коп. (226 032 руб. кадастровой стоимости земельного участка/37 672 кв. м земельного участка*437 кв. м часть земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут *0,6%; за сервитут в отношении части земельного участка площадью 10 938 кв. м с кадастровым номером 68:20:0000000:3295 общей площадью 113 204 кв. м - 410 руб. 83 коп. (708 657 руб. 04 коп./ 113 204 кв. м *10 938 кв. м *0,6%); за сервитут в отношении части земельного участка площадью 226 кв. м с кадастровым номером 68:20:3316001:67 общей площадью 17 174 кв. м - 8 руб. 49 коп. (107 509 руб. 24 коп./17 174 кв. м *226 кв. м*0,6%).
Поскольку администрацией Тамбовского района Тамбовской области не принят нормативно-правовой акт во исполнение постановления администрации Тамбовской области от 18.03.2015 N 269, утверждающий процент кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, суд апелляционной инстанции полагает возможным в порядке статьи 424 ГК РФ применить при расчете платы за сервитут ставки 0,6% процентов кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением администрации Тамбовской области от 18.03.2015 N 269 для сервитута за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Тамбовской области.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2022 по делу N А64-10367/2021 следует отменить, исковые требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 21 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (18 000 руб. за неимущественные исковые требования, 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы).
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2022 по делу N А64-10367/2021 отменить.
Установить в интересах акционерного общества "Транснефть - Дружба" (ИНН 3235002178, ОГРН 1023202736754) в целях эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода "Уфа-Западное направление" Dn 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция", на срок с даты вступления настоящего постановления в силу на 49 лет сервитут в отношении части земельного участка площадью 437 кв. м с кадастровым номером 68:20:0000000:3185 общей площадью 37 672 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Черняковское сельское поселение с годовой платой за сервитут в размере 15 руб. 73 коп., в границах, определенных каталогом координат:
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
:3185:ЧЗУ1
1
463025.99
1251953.61
2
462998.28
1251997.80
3
462991.17
1251993.32
4
463018.92
1251949.17
1
463025.99
1251953.61
Установить в интересах акционерного общества "Транснефть - Дружба" в целях эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода "Уфа-Западное направление" Dn 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция" на срок с даты вступления настоящего постановления в силу на 49 лет сервитут в отношении части земельного участка площадью 10 938 кв. м с кадастровым номером 68:20:0000000:3295 общей площадью 113 204 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Черняковский сельсовет с годовой платой за сервитут в размере 410 руб. 83 коп., в границах, определенных каталогом координат:
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
у
1
2
3
:3295:ЧЗУ1(1)
1
462997.75
1251955.35
2
462980.68
1251982.61
3
462977.78
1251987.18
4
462964.07
1251985.83
5
462953.98
1252000.40
6
462947.20
1251995.70
7
462952.82
1252026.54
8
462918.76
1252080.25
9
462909.13
1252095.53
10
462906.70
1252093.90
11
462949.44
1252030.28
12
462947.54
1252019.88
13
462942.54
1251992.47
14
462926.85
1251981.61
1
2
3
15
462920.56
1251977.25
16
462948.90
1251935.89
17
462972.68
1251952.50
1
462997.75
1251955.35
:3295:ЧЗУ1(2)
18
463037.69
1251959.89
19
463027.86
1251974.77
20
463019.12
1251988.00
21
463018.46
1251989.00
22
463017.11
1251991.05
23
463003.38
1251989.70
24
463023.09
1251958.23
18
463037.69
1251959.89
:3295:ЧЗУ1(3)
25
463009.66
1249713.99
26
463011.06
1249723.34
27
463003.63
1249724.45
28
463002.23
1249715.10
25
463009.66
1249713.99
:3295:ЧЗУ1(4)
29
462940.45
1249519.18
30
462941.16
1249524.48
31
462944.24
1249541.41
32
462944.42
1249542.40
33
462945.89
1249550.52
34
462946.96
1249556.42
35
462861.05
1249526.36
36
462868.89
1249494.15
29
462940.45
1249519.18
:3295:ЧЗУ1(5)
37
462855.43
1249429.61
38
462857.64
1249442.25
39
462851.87
1249443.17
40
462849.83
1249430.51
37
462855.43
1249429.61
:3295:ЧЗУ1(6)
41
462829.73
1249284.94
42
462830.84
1249291.26
43
462827.50
1249291.48
44
462827.08
1249285.11
41
462829.73
1249284.94
:3295:ЧЗУ1(7)
45
462784.05
1249020.79
46
462784.13
1249021.97
47
462777.09
1249022.46
48
462777.01
1249021.29
45
462784.05
1249020.79
:3295:ЧЗУ1(8)
49
462769.18
1248881.34
50
462762.65
1248886.01
51
462761.95
1248885.04
52
462768.42
1248880.28
49
462769.18
1248881.34
:3295:ЧЗУ1(9)
53
462735.03
1248854.44
1
2
3
54
462736.03
1248854.44
55
462736.03
1248855.44
56
462735.03
1248855.44
53
462735.03
1248854.44
:3295:ЧЗУ1(10)
57
462784.30
1248780.98
58
462787.15
1248799.17
59
462757.65
1248798.38
60
462740.40
1248835.34
61
462707.31
1248835.39
62
462708.15
1248781.17
63
462741.12
1248780.84
64
462740.73
1248811.01
65
462747.85
1248795.75
66
462748.52
1248793.92
67
462748.95
1248792.01
68
462749.13
1248790.07
69
462749.05
1248788.12
70
462748.73
1248786.20
71
462748.16
1248784.33
72
462747.35
1248782.55
73
462746.24
1248780.79
57
462784.30
1248780.98
:3295:ЧЗУ1(11)
74
462763.86
1248746.29
75
462762.86
1248746.32
76
462762.83
1248745.32
77
462763.83
1248745.29
74
462763.86
1248746.29
:3295:ЧЗУ1(12)
78
462755.15
1248726.44
79
462754.15
1248726.47
80
462754.12
1248725.47
81
462755.12
1248725.44
78
462755.15
1248726.44
:3295:ЧЗУ1(13)
82
462736.06
1248699.64
83
462736.06
1248700.64
84
462735.06
1248700.64
85
462735.06
1248699.64
82
462736.06
1248699.64
:3295:ЧЗУ1(14)
86
462741.78
1248729.56
87
462741.65
1248739.37
88
462741.38
1248760.32
89
462708.39
1248759.79
90
462708.80
1248728.09
86
462741.78
1248729.56
:3295:ЧЗУ1(15)
91
462725.27
1248653.92
92
462725.80
1248655.79
93
462692.52
1248659.42
94
462692.20
1248658.30
95
462691.99
1248657.54
91
462725.27
1248653.92
1
2
3
:3295:ЧЗУ1(16)
96
462692.82
1248479.44
97
462688.32
1248479.68
98
462688.35
1248478.50
99
462692.66
1248478.35
96
462692.82
1248479.44
:3295:ЧЗУ 1(17)
100
462664.87
1248302.73
101
462666.26
1248311.55
102
462662.90
1248312.09
103
462662.25
1248303.21
100
462664.87
1248302.73
:3295:ЧЗУ1(18)
104
462590.27
1247818.20
105
462587.05
1247818.18
106
462584.93
1247816.72
107
462585.52
1247816.04
108
462589.87
1247815.31
104
462590.27
1247818.20
:3295:ЧЗУ1(19)
109
462552.68
1247509.51
110
462551.68
1247509.61
111
462551.58
1247508.62
112
462552.58
1247508.52
109
462552.68
1247509.51
:3295:ЧЗУ1(20)
113
461323.47
1244082.72
114
461310.94
1244129.29
115
461298.25
1244105.83
116
461312.28
1244062.08
113
461323.47
1244082.72
:3295:ЧЗУ1(21)
117
460700.67
1242570.21
118
460704.83
1242575.83
119
460704.03
1242576.43
120
460699.86
1242570.81
117
460700.67
1242570.21
:3295:ЧЗУ1(22)
121
460330.34
1241548.66
122
460332.25
1241553.77
123
460328.76
1241555.08
124
460326.93
1241550.25
121
460330.34
1241548.66
Установить в интересах акционерного общества "Транснефть - Дружба" в целях эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода "Уфа-Западное направление" Dn 500. Участок "Соседка - Никольское" 1105-1120 км, 1178-1196 км. Реконструкция" на срок с даты вступления настоящего постановления в силу на 49 лет сервитут в отношении части земельного участка площадью 226 кв. м с кадастровым номером 68:20:3316001:67 общей площадью 17 174 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Горельский сельсовет с годовой платой за сервитут в размере 8 руб. 49 коп., в границах, определенных каталогом координат:
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
X
1
2
3
:67:ЧЗУ1(1)
1
460327.89
1241534.20
2
460332.43
1241540.16
3
460335.40
1241546.23
4
460327.38
1241550.02
5
460318.43
1241541.40
6
460318.27
1241529.41
7
460321.32
1241527.32
1
460327.89
1241534.20
:67:ЧЗУ1(2)
8
460182.14
1241169.11
9
460184.65
1241175.51
10
460183.70
1241175.88
11
460181.19
1241169.48
8
460182.14
1241169.11
:67:ЧЗУ1(3)
12
460171.60
1241147.52
13
460171.85
1241148.49
14
460170.88
1241148.74
15
460170.63
1241147.78
12
460171.60
1241147.52
:67:ЧЗУ1(4)
16
460178.74
1241072.47
17
460178.56
1241073.50
18
460175.71
1241073.01
19
460175.89
1241071.98
16
460178.74
1241072.47
Взыскать с администрации Тамбовского района Тамбовской области (ИНН 6820005198, ОГРН 1036894107910) в пользу акционерного общества "Транснефть-Дружба" (ИНН 3235002178, ОГРН 1023202736754) 9 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить акционерному обществу "Транснефть-Дружба" (ИНН 3235002178, ОГРН 1023202736754) из федерального бюджета 12 000 руб. государственной пошлины, перечисленной при подаче искового заявления по платежному поручению от 08.12.2021 N 61587.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
М.С. Воскобойников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10367/2021
Истец: АО "Транснефть-Дружба"
Ответчик: Администрация Тамбовского района Тамбовской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Тамбовкой области, ТОГКУ "Тамбовавтодор", Управление Росреестра по Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд