г. Москва |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А40-172803/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей Захарова С.Л., Лапшиной В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурцевым П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу к/у ООО "Арлекс" - Падалица А.В.
на определение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2022 по делу N А40-172803/21,
об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,
ответчик: ООО "Тотал-Спорт",
по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Арлекс",
при участии в судебном заседании:
лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2022 ООО "Арлекс" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Падалица Анна Васильевна.
В Арбитражный суд города Москвы 01.09.2022 поступило заявление конкурсного управляющего Падалица А.В. о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, ответчик: ООО "Тотал-Спорт".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2022 г. суд отказал в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, ответчик: ООО "Тотал-Спорт".
Не согласившись с указанным определением, к/у ООО "Арлекс" - Падалица А.В. подана апелляционная жалоба.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что в результате вывода денежных средств причинен вред имущественным правам кредиторов.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения в соответствии с ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Как следует из доводов заявления, в результате анализа выписки по счету N 40702810501200003534 за период с 16.12.2018 по 08.02.2022 (АО "АЛЬФА-БАНК") конкурсным управляющим были выявлены банковские операции, совершенные должником в период с 13.08.2020 г. по 18.08.2020 г. в адрес ООО "Тотал-Спорт" на общую сумму 410 000 руб.
По мнению конкурсного управляющего, сделка является недействительной по основаниям ст. 61.2 Закона о банкротстве, в обоснование чего заявитель ссылается на отсутствие доказательств выполнения работ, переданных материалов, оборудования, техники, за производство и передачу которых должником были перечислены денежные средства. Отсутствие первичных документов, по мнению заявителя, свидетельствует о намеренном сокрытии выбытия средств.
Учитывая изложенное, заявитель просил признать недействительными следующие сделки: банковскую операцию по переводу денежных средств размере 190 000,00 рублей по платежному поручению N 56 от 13.08.2020 по счету N 40702810501200003534; банковскую операцию по переводу денежных средств размере 220 900,00 рублей по платежному поручению N 59 от 17.08.2020 по счету N 40702810501200003534; применить последствия недействительности сделки в виде возврата денежных средств в конкурсную массу Должника в размере 410 000,00 рублей.
Суд первой инстанции отметил, что конкурсным управляющим не представлены документальные доказательства неравноценности сделки, оснований для признания сделки недействительной на основании пунктов 1, 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве у суда не имеется. Суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств наличия недобросовестности в действиях сторон, что в соответствии ст. 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, заявление о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Арлекс" (ИНН: 330602205732, ОГРН: 319508100152250) принято к производству 20.08.2021 г., в то время как оспариваемые платежи были совершены 13.08.2020 г. и 18.08.2020 г., то есть в период подозрительности, установленный п.2 ст.61.2 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника, либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление Пленума N 63) разъяснено, что пункт 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве предусматривает возможность признания недействительной сделки, совершенной должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов (подозрительная сделка).
В силу этой нормы для признания сделки недействительной по данному основанию необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех следующих обстоятельств: а) сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов; б) в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов; в) другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки (с учетом пункта 7 постановления Пленума N 63).
В случае недоказанности хотя бы одного из этих обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной по данному основанию.
Согласно абз. 2-5 п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если налицо одновременно два следующих условия:
а) на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества;
б) имеется хотя бы одно из других обстоятельств, предусмотренных абз. 2- 5 п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве.
Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если налицо одновременно два следующих условия: на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества; имеется хотя бы одно из других обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
При определении наличия признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества следует исходить из содержания этих понятий, данного в абзацах тридцать третьем и тридцать четвертом статьи 2 Закона о банкротстве.
Суд отмечает, обязательным условием недействительности сделки, указанной в п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве, является осведомленность лица, в отношении которого совершена сделка, о наличии у должника признака неплатежеспособности или недостаточности имущества либо об обстоятельствах, которые позволяют сделать вывод о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества.
Вместе с тем, доказательств того, что на момент совершения оспариваемых платежей в открытых источниках размещена информация о финансово-экономическом состоянии ООО "Арлекс", в материалы дела также не представлено, учитывая, что процедура банкротства в отношении должника (наблюдение) была введена 19.11.2021 г.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств аффилированности должника и ответчика материалы дела не содержат. Соответственно, осведомленность ответчика о цели причинения вреда имущественным правам кредиторов управляющим не доказана.
При этом, доказательств, свидетельствующих об обязанности Ответчика проверять финансовое положение должника, материалы дела также не содержат.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий должника, обращаясь с заявленными требованиями, ссылался на отсутствие доказательств оказания услуг (работ) в счет перечисленных денежных средств.
Судом верно указано, что факт отсутствия непосредственно у конкурсного управляющего первичных документов и своевременного непринятия конкурсным управляющим мер по их истребованию в судебном порядке, не может ставить под сомнение факт существования финансово-хозяйственной деятельности сторон спора. В рассматриваемой ситуации неисполнение ответчиком своих обязательств свидетельствует о возникновении на стороне ООО "Строймастер" неосновательного обогащения, а не о недействительности спорного платежа.
Перечисление должником денежных средств контрагенту по сделке в порядке исполнения денежного обязательства перед ним (оплата долга по договорам подряда) не свидетельствует о наличии в действиях должника по оплате злоупотребления гражданским правом, поскольку в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках гражданско-правовых отношений стороны свободны в выборе партнеров по сделке, сроков договора, условий оплаты и иных и условий договоров, действуют по взаимному согласию, и такое поведение сторон соответствует принципу свободы договора.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств для признания сделки недействительной по основаниям, предусмотренных п.2 ст.61.2 Закона о банкротстве и обоснованности оспариваемых платежей. Доказательства признания Договоров, во исполнение которых были осуществлены оспариваемые перечисления (Договор на продвижения сайта в сети N 02066; Договор на сайт в сети N 020667) недействительным или ничтожным в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы обособленного спора не представлены.
Доказательств, бесспорно указывающих на мнимость оспариваемых платежей, в дело не представлено.
В силу ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Положения ст. 10 ГК РФ применяются при недобросовестном поведении (злоупотреблении правом) прежде всего при заключении сделки, которая оспаривается в суде (в том числе в деле о банкротстве), а также при осуществлении права исключительно с намерением причинить вред другому лицу или с намерением реализовать иной противоправный интерес, не совпадающий с обычным хозяйственным (финансовым) интересом сделок такого рода.
Добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующее ей. При этом установление злоупотребления правом одной из сторон влечет принятие мер, обеспечивающих защиту интересов добросовестной стороны от недобросовестного поведения другой стороны.
Злоупотребление правом при совершении сделки является нарушением запрета, установленного в статье 10 ГК РФ, в связи с чем, такая сделка подлежит признанию недействительной на основании статей 10 и 168 ГК РФ.
Верховный Суд РФ в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 08.05.2019 N 305-ЭС 18-25788(2) по делу N А40-203935/2017 отметил, что в делах о банкротстве суды должны проверять не только формальное соблюдение внешних атрибутов документов, которыми кредиторы подтверждают обоснованность своих требований, но и оценивать разумные доводы и доказательства (в том числе косвенные как в отдельности, так и в совокупности), указывающие на пороки сделок, цепочек сделок (мнимость, притворность и т.п.) или иных источников формирования задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 170 ГК РФ стороны мнимого договора создают только видимость совершения ими сделки, не имея намерения породить гражданско-правовые последствия, соответствующие этой или какой-либо иной сделке. Фиктивность мнимой сделки заключается в том, что у ее сторон нет цели достижения заявленных результатов, волеизъявление сторон такой сделки не совпадает с их внутренней волей, ввиду чего для этой категории ничтожных сделок определения точной цели не требуется; установление факта того, что стороны на самом деле не имели намерения на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей, обычно порождаемых такой сделкой, является достаточным для квалификации сделки как ничтожной. Исходя из смысла приведенной нормы, для признания сделки мнимой необходимо установить, что на момент совершения сделки стороны не намеревались создать соответствующие условиям этой сделки правовые последствия, характерные для сделок данного вида. При этом обязательным условием признания сделки мнимой является порочность воли каждой из ее сторон. Мнимая сделка не порождает никаких правовых последствий и, совершая мнимую сделку, стороны не имеют намерений ее исполнять либо требовать ее исполнения.
Сделка заключена между независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами (доказательств обратного в деле не имеется), доказательств, бесспорно указывающих на мнимость оспариваемых платежей, в дело не представлено.
В данном случае, суд апелляционной инстанции учитывает отсутствие доказательств аффилированности, а также доказательств сговора сторон в совершении сделки со злоупотреблением права.
Учитывая изложенное, конкурсным управляющим не представлено доказательств наличия недобросовестности в действиях сторон, что в соответствии ст. 10, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2022 по делу N А40-172803/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу к/у ООО "Арлекс" - Падалица А.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172803/2021
Должник: ООО "АРЛЕКС"
Кредитор: Вилева Наталья Николаевна, ООО "СтройМонтажКомплект", ПАО "МОЭК", Пономарев Антон Андреевич, Хаустов Юрий Алексеевич
Третье лицо: Буйволов Владислав Александрович, ИП Юркевич Д.А., ООО "АРТ ПЛЮС", ООО "ИСТОК", ООО "КОНДОР", ООО "СТРОЙМАСТЕР", ООО "ТОТАЛ-СПОРТ", Падалица Анна Васильевна, Перевозников В.И., Перевозникова Алла Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41885/2024
07.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73834/2023
07.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11365/2023
05.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11365/2023
30.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29226/2023
20.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1818/2023
17.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1817/2023
14.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1678/2023
14.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-92605/2022
15.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-172803/2021