г. Москва |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А40-227502/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Балан А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альтавир" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2022 по делу N А40-227502/21 по иску Мосгорнаследия (ОГРН 1027700151170, ИНН 7705021556) к ООО "Альтавир" (ОГРН 1027739320355, ИНН 7710028765) об обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Шальнова С.П. по доверенности от 17.10.2022;
от ответчика: Никитина М.А. по доверенности от 30.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
Мосгорнаследие обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Альтавир" об обязании выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской общины, 1910-1912 гг., архитектор И.Е. Бондаренко" по адресу: г. Москва, ул. Малая Андроньевская, д. 15, - а именно в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на основании задания Мосгорнаследия разработать проектную документацию по сохранению объекта и согласовать ее с Мосгорнаследием, в течение 9-ти месяцев с даты согласования проектной документации с Мосгорнаследием выполнить по разрешению Мосгорнаследия работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной с Мосгорнаследием проектной документацией, предоставить в Мосгорнаследие отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 30.07.2002 за ответчиком зарегистрировано право собственности на нежилое здание площадью 1 126, 3 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0006030:1022 по адресу: г. Москва, ул. М. Андроньевская, д. 15.
Данное обстоятельство следует из представленной в дело выписки из ЕГРН.
Распоряжением Правительства Москвы от 02.11.2009 N 2844-РП выявленный объект культурного наследия "Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской общины, 1910-1912 гг., архитектор И.Е.Бондаренко" по адресу: г. Москва, ул. Малая Андроньевская, д. 15, - отнесен к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения; постановлением от 16.03.2011 N 66-ПП Правительство Москвы утвердило границы территории указанного объекта культурного наследия регионального значения; распоряжением от 12.08.2016 N 377 Мосгорнаследие утвердило предмет охраны указанного объекта культурного наследия регионального значения; приказом от 13.02.2018 N 108 Мосгорнаследие утвердило охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской общины, 1910-1912 гг., архитектор И.Е.Бондаренко" по адресу: г. Москва, ул. Малая Андроньевская, д. 15.
В дело представлен акт технического состояния объекта культурного наследия от 26.10.2018 N ДКН-16-44-2664/8, в котором указано на необходимость проведения работ по сохранению объекта, проведению инженерно-технического обследования, микологического обследования, установлен состав (перечень) работ по сохранению объекта и его территории.
В соответствии с актом собственнику необходимо в срок до 01.03.2019 установить информационную табличку; в срок до 01.03.2020 на основании задания Мосгорнаследия, выводов и рекомендаций инженерно-технического и микологического обследований разработать и согласовать в Мосгорнаследии проект реставрации и приспособления объекта для современного использования, после чего в течение 12-ти месяцев выполнить работы по реставрации и приспособлению объекта для современного использования по согласованному Мосгорнаследием проекту и выданному разрешению, после чего в течение 6-ти месяцев представить на утверждение в Департамент отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ.
Акт направлялся ответчику письмом от 26.10.2018 N ДКН-16-44-2664/8, в срок до 04.12.2018 от ответчика какие-либо замечания относительно состава (перечня) видов работ по сохранению объекта и сроков их выполнения в Мосгорнаследие не поступили, в связи с чем, письмом от 21.12.2018 N ДКН-16-44-2664/8-1 в адрес ответчика истец направил акт и предписание о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия от 19.12.2018 N ПР-АТС578/2018.
Доказательства выполнения работ, предусмотренных актом, ни в сроки, установленные актом, ни по состоянию на дату судебного разбирательства суду не представлены.
В отношении ответчика неоднократно проводились проверки на предмет исполнения охранного обязательства, ответчику выдавались предписания об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ответчик привлекался к административной ответственности за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности, установление требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном п. 4 ст. 47.3, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с п. 7 ст. 47.6.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия определяется в ст. 45 указанного Федерального закона.
В частности, в соответствии с п. 1 ст. 45 работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В п. 2 ст. 45 устанавлено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно п. 3 ст. 45 задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В п. 4 ст. 45 предусмотрено, что форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 5 ст. 45 лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
В п. 7 ст. 45 установлено, что после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах; указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными ст. 45; состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 8 ст. 45 приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ; обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной п. 7 ст. 45, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно п. 9 ст. 45 акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном ст. 45.
В соответствии со ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.5, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 47.6 указанного Федерального закона в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п. 1-3 ст. 47.3.
В частности, п. 2 ст. 47.6 предусматривает, что охранным обязательством устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 47.2.
Суд первой инстанции указал, что предусмотренные актом технического состояния от 26.10.2018 N ДКН-16-44-2664/8 работы на объекте культурного наследия ответчиком в установленные в акте сроки не выполнены, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически сводятся к несогласию с предметом охраны объекта культурного наследия в том виде, в котором его утвердило Мосгорнаследие распоряжением от 12.08.2016 N 377.
Однако, указанные доводы не соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вышеуказанной норме права корреспондирует специальная норма - статья 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, которая предусматривает, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны:
-осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
-не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
-не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия;
-обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
-не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Ответчик, как собственник нежилого здания, включенного в перечень объектов культурного наследия регионального значения, несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением такого объекта в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны: соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников.
В силу ст. 11 Закона N 73-ФЗ государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия осуществляется посредством в том числе регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, осуществляемого региональными органами охраны объектов культурного наследия.
Предметом государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая в том числе: требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия; требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия.
Несогласие заявителя с перечнем (видами) и сроками работ, установленными актом, правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку акт предметом спора не является.
Кроме того, письмом от 26.10.2018 акт направлялся заявителю на ознакомление, однако замечаний к акту в адрес Департамента не поступало.
В силу п. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст. 43 Закона N 73-ФЗ).
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст. 44 Закона N 73-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных Департаментом, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной Департаментом, а также при условии осуществления технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 N 1278 "Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" состав и содержание проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия указывается в задании.
На основании ч. 3 ст. 45 Закона N 73-ФЗ задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия. В рассматриваемом случае общество за оформлением задания на проведение работ по сохранению объекта в Департамент не обращалось.
Кроме того, в соответствии с "ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования", утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 593-ст, предмет охраны объекта культурного наследия, утвержденный в установленном законодательством порядке, может быть уточнен на основании комплексных научных исследований в процессе подготовки научно-проектной документации.
Доводы заявителя о несогласии с полученными ответами Департамента, а также об отсутствии у заявителя историко-культурных исследований, на основании которых утвержден предмет охраны объекта, не свидетельствуют о незаконности и неисполнимости выданного предписания, а напротив, подтверждают факт неисполнения собственником объекта требований Закона N 73-ФЗ, охранного обязательства, а также законных требований органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, обществом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение Департаментом норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Уклонение от проведения работ по сохранению объекта является неисполнением взятого заявителем обязательства перед обществом и государством в отношении объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к утрате ценных элементов такого объекта.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2022 по делу N А40-227502/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227502/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "АЛЬТАВИР"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3883/2022
16.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4733/2023
02.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6837/2023
19.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-227502/2021
11.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3883/2022
18.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-87618/2021