г. Санкт-Петербург |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А26-2364/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Матвеенко Е.С. по доверенности от 08.04.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2170/2023) Минздрава Карелии на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2022 по делу N А26-2364/2022, принятое
по заявлению Минздрава Карелии
к УФК по Республике Карелия
об оспаривании представления в части
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Республики Карелия (ОГРН: 1021000528493, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, 6, далее - заявитель, Министерство, Минздрав Карелии) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ОГРН: 1031000029257, адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Куйбышева, 21, далее - ответчик, Управление, УФК по Республике Карелия) о признании недействительными пунктов 2, 3 представления от 31.01.2022 N 06-21-23/12-941.
Решением от 12.12.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Минздрав Карелии обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Министерство, ссылаясь на пункт 8 Постановления Правительства Республики Карелия от 24.02.2016 N 63-П "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Карелия на иные цели" (далее - Постановление N 63-П), указывает на то, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии подлежат перечислению в бюджет Республики Карелия в порядке, установленном Министерством финансов Республики Карелия. Указанные остатки средств могут использоваться государственными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия. При этом, как указывает заявитель, согласование использования остатка субсидии осуществлено в соответствии с действующими на период рассматриваемых отношений правовыми актами.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Министерство, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управлением на основании приказа от 30.09.2021 N 374 "О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве здравоохранения Республики Карелия" и на основании поручения Федерального казначейства от 16.09.2021 N 07-04-05/17-22397 в период с 15.11.2021 по 03.12.2021 проведена внеплановая выездная проверка Министерства (идентификатор контрольного мероприятия - 2021-ВВ.000.0021-0600.021).
Результаты проверки отражены в акте внеплановой выездной проверки Минздрава Карелии от 15.12.2021.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Управлением в адрес Министерства направлено представление от 31.01.2022 N 06-21-23/12-941(далее - представление), полученное заявителем 03.02.2022.
Согласно пункту 2 представления Министерство, в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 постановления Правительства Республики Карелия от 30.12.2020 N 655-П "О порядке определения объема и условиях предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Карелия на иные цели" (далее - Постановление N 655-П), пункта 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 (далее - Постановление N 203), неправомерно приняло решение о разрешении в использовании остатка средств субсидии в размере 6 044 703 руб. 15 коп., в том числе средства федерального бюджета 5 984 256 руб. 12 коп., на те же цели в 2021 году, что привело к невозвращению неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии в доход федерального бюджета, как то предусмотрено пунктом 5 статьи 242 БК РФ, пунктом 4.3.7 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" от 13.02.2019 N 056-08-2019-311 (пунктом 4.3.8 в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2020 N 056-08-2019-311/3).
По данному нарушению Управлением установлено требование к Министерству в срок до 31.05.2022 устранить нарушение, путем возврата средств в доход федерального бюджета в сумме 5 984 256 руб. 12 коп. и принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения.
Согласно пункту 3 представления Министерство, в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Постановления N 655-П, пункта 8 Постановления N 203, неправомерно приняло решение о разрешении в использовании остатка средств субсидии в размере 5 457 252 руб. 57 коп., в том числе средства федерального бюджета 5 402 665,99 руб., на те же цели в 2021 году, что привело к невозвращению неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии в доход федерального бюджета, как то предусмотрено пунктом 5 статьи 242 БК РФ, пунктом 4.3.6 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы паллиативной медицинской помощи от 22.12.2019 N 056-09-2020-095.
По данному нарушению Управлением установлено требование к Министерству в срок до 31.05.2022 устранить нарушение путем возврата средств в доход федерального бюджета в сумме 5 402 665 руб. 99 коп. и принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения.
Полагая, что пункты 2 и 3 представления являются незаконными и нарушают права заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пунктов 2 и 3 представления.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ предусмотрено, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели утверждены Постановлением N 203.
Подпунктами "а" и "б" пункта 7 Постановления N 203 предусмотрено, что в целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение в правовом акте указываются:
- положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии (подпункт "а");
- положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем, предоставившим субсидию, решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии (подпункт "б").
Пунктом 8 Постановления N 203 установлено, что при определении положения о принятии органом-учредителем решений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего документа, в правовом акте предусматривается положение о предоставлении учреждением информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам).
Правительство Республики Карелия Постановлением N 655-П определило уполномоченными органами исполнительной власти Республики Карелия по установлению порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Карелия на иные цели органы исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющие функции и полномочия учредителей государственных бюджетных и автономных учреждений Республики Карелия (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 2 Постановления N 655-П предписано уполномоченным органам принять нормативные правовые акты Республики Карелия, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Карелия на иные цели, в соответствии с общими требованиями к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 203, со сроком вступления в силу с 1 января 2021 года.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что в пунктах 7, 8 Общих требований отсутствуют условия о принятии решения учредителем о наличии потребности в использовании подведомственными ему учреждениями остатков предоставленных субсидий исключительно при наличии неисполненных обязательств в виде заключенных контрактов (договоров).
Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку подпунктами "а" и "б" пункта 7 Общих требований предусмотрено, что в целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение в правовом акте указываются:
- положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии (подпункт "а");
- положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем, предоставившим субсидию, решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии (подпункт "б").
Пунктом 8 Общих требований установлено, что при определении положения о принятии органом-учредителем решений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего документа, в правовом акте предусматривается положение о предоставлении учреждением информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам).
При этом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что отсутствие в Порядке установления потребности (отсутствия потребности) в субсидиях, предоставленных из бюджета Республики Карелия автономным и бюджетным учреждениям Республики Карелия, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Карелия, на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), и не использованных по состоянию на 1 января очередного финансового года, утвержденном приказом Министерства от 11.01.2021 N 1 (далее - Порядок N 1), положения о предоставлении документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем неисполненных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, установленного пунктом 8 Постановления N 203, само по себе является нарушением абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Постановления N 655-П.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает несостоятельным довод Министерства о том, что согласование использования остатка субсидии, предоставленной в рамках соглашения от 22.04.2020 N 20-2020-01435 с ГБУЗ "РМИАЦ" и соглашения от 29.01.2020 N 38-ЦС с ГБУЗ "ЦПМП", осуществлено в соответствии с действующими на период рассматриваемых отношений правовыми актами, в том числе Постановлением N 63-П.
Из материалов дела следует, что государственный контракт от 21.10.2020 N Юаэф-20 на сумму 5 600 000 руб. расторгнут 28.12.2020. Расторжение контракта свидетельствует о том, что по состоянию на 01.01.2021 неисполненные обязательства у ГБУЗ "РМИАЦ" на сумму 5 600 000 руб. отсутствовали.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие на 01.01.2021 заключенных контрактов свидетельствует об отсутствии на указанную дату соответствующих финансовых обязательств.
Доводы Министерства относительно того, что соответствующие контракты заключены в 2021 году, не опровергают правомерную позицию Управления в данной части, поскольку согласно буквальному толкованию приведенных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и подзаконных актов, при рассмотрении вопроса о возможности использования средств выделенной субсидии на те же цели в следующем году, учитываются неисполненные на начало следующего отчетного периода обязательства, которые отсутствовали у Министерства.
При этом судом первой инстанции установлено, что распоряжением Министерства от 11.01.2021 N 8-р (в редакции распоряжения Министерства от 19.04.2021 N 289-р) неиспользованный остаток средств субсидии в размере 17 775 119 руб. 42 коп. разрешен к использованию ГБУ "РМИАЦ" на те же цели в 2021 году при отсутствии у ГБУЗ "РМИАЦ" неисполненных обязательств на данную сумму.
Согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечение которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Пунктом 4.3.7 заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Карелия соглашения от 13.02.2019 N 056-08-2019-311 (далее - соглашение N 056-08-2019-311) (пунктом 4.3.8 в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2020 N 056-08-2019-311/3) предусмотрена обязанность Министерства по возврату в федеральный бюджет не использованного по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остатков средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федераций.
Согласно пункту 4.3.6 соглашения N 20-2020-01435 ГБУЗ "РМИАЦ" обязуется возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход бюджета Республики Карелия в случае отсутствия решения учредителя о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2020 году остатка субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего соглашения в срок до 01.04.2021.
Таким образом, Министерство неправомерно приняло решение о наличии у ГБУЗ "РМИАЦ" потребности в направлении не использованных в текущее финансовом году остатков средств субсидии, предоставленной по соглашению N 056-08-2019-311 на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии в размере 17 775 119,42 руб., что привело к невозврату ГБУЗ "РМИАЦ" остатка средств субсидии, в размере 6 044 703 руб. 15 коп. (17 775 119 руб. 42 коп. - 11 730 416 руб. 27 коп. - 17 коп.) в бюджет Республики Карелия, из которых, исходя из уровня софинансирования, должны были быть возвращены Министерством в федеральный бюджет средства в размере 5 984 256 руб. 12 коп.
Потребность в средствах субсидии в сумме 5 457 252 руб. 57 коп. у ГБУЗ "ЦПМП" отсутствовала, так как обязательства по заключенным в 2021 году государственным контрактам принимались в 2021 году и по состоянию на 01.01.2021 отсутствовали.
Распоряжением Министерства от 11.01.2021 N 8-р (в редакции распоряжения Министерства от 19.04.2021 N 289-р) неиспользованный остаток средств субсидии в размере 6 999 705 руб. 95 коп. разрешен к использованию ГБУЗ "ЦПМП" на те же цели в 2021 году при отсутствии у учреждения неисполненных подтверждённых обязательств на указанную сумму по состоянию на 01.01.2021.
Пунктом 4.3.6 заключённого между Минздравом России и Правительством Республики Карелия соглашения от 22.12.2019 N 056-09-2020-095 (далее -соглашение N 056-09-2020-095) предусмотрена обязанность субъекта по возврату в федеральный бюджет не использованного по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остатков средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3.6 соглашения N 38-ЦС ГБУЗ "ЦПМП" обязуется возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход бюджета Республики Карелия в случае отсутствия решения Учредителя о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2020 году остатка Субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего соглашения в срок до 01 апреля 2021 года.
Учитывая отсутствие на начало отчетного периода неисполненных и подтвержденных обязательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство неправомерно приняло решение о наличии у ГБУЗ "ЦПМП" потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии, предоставленной по Соглашению N 056-09-2020-095 на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии в размере 6 999 705 руб. 95 коп., что привело к невозврату ГБУЗ "ЦПМП" остатка средств субсидии в размере 5 457 252 руб. 57 коп. (6 999 705 руб. 95 коп. - 1 274 153 руб.38 коп. - 268 300 руб.) в бюджет Республики Карелия, из которых, исходя из уровня софинансирования, должны были быть возвращены Министерством в федеральный бюджет средства в размере 5 402 665 руб. 99 коп.
Необходимость соблюдения получателем бюджетных средств принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера не освобождает получателя бюджетных средств (в данном случае Министерство) от соблюдения иных требований бюджетного законодательства, в связи с чем довод Министерства об отсутствии нецелевого или неэффективного расходования бюджетных средств не свидетельствует о недопущении им нарушения абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2 Постановления N 655-П, пункта 8 Общих требований и не свидетельствует о правомерности принятия Министерством решения о разрешении бюджетным учреждениям в использовании остатка средств субсидии.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования, содержащиеся в пунктах 2, 3 оспариваемого представления, являются основанными на нормах действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, и об отсутствии оснований для признания пунктов 2 и 3 представления незаконными и их отмены.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12 декабря 2022 года по делу N А26-2364/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2364/2022
Истец: Министерство здравоохранения Республики Карелия
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия