г. Ессентуки |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А20-5359/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя УФНС по КБР - Гомонюк У.И. (по доверенности от 09.01.2023 N 27-14/00029), Мазановой А.Х. (по доверенности от 09.01.2023 N 27-14/00020), в отсутствии представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" Сичевого Константина Михайловича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.2023 по делу N А20- 5359/2019, принятое по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" Сичевого Константина Михайловича к Управлению Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике с привлечением третьего лица - Абазехова Ислама Хадисовича о признании недействительным решений налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РИАЛ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением, в котором просит: признать недействительными: решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 06 июня 2019 года за N 14072 о привлечении ООО "РИАЛ" к ответственности за совершение налогового правонарушения (камеральная проверка за декабрь 2018 года); решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по КабардиноБалкарской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 06 июня 2019 года за N 14073 о привлечении ООО "РИАЛ" к ответственности за совершение налогового правонарушения (камеральная проверка за январь 2019 года).
Определением суда от 29.10.2021 Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике признано процессуальным правопреемником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.2023 по делу N А20-5359/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия совокупности условий для признания недействительным решения налогового органа.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.2023 по делу N А20-5359/2019 конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Риал" Сичевой К.М. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике поддерживали доводы своего отзыва, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.2023 по делу N А20-5359/2019 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.2023 по делу N А20-5359/2019 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 11007160000549 с 02.11.2010, осуществляло деятельность по производству и обороту алкогольной продукции на основании лицензии от 14.11.2018 07ПСЭ0008228 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, из головной фракции этилового спирта), в том числе денатурированного, головной фракции этилогового спирта сроком действия с 14.11.2018 по 13.11.2023, выданной Росалкогольрегулированием.
Определением Арбитражного суда КБР от 06.09.2019 по делу N А20-2704/2018 в отношении общества была введена процедура банкротства - наблюдение. Решением Арбитражного суда КБР от 17.06.2019 по делу N А20-2704/2018 общество было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, определением от 19.08.2019 конкурсным управляющим общества был утвержден Сичевой Константин Михайлович.
25.01.2019 обществом представлена первичная налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за декабрь 2018года (рег.N 18420454), согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 472 831.400 л. на сумму акциза в размере 50 592 960.00 рублей и отражена по коду 20001 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 0.00 руб. Расхождений с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.12.2018 по 31.12.2018, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Обществом, на основании п.7 ст. 198 Налогового Кодекса РФ в налоговый орган представлены документы, являющиеся приложением к налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию подтверждающие отгрузку на экспорт за декабрь 2018. Грузополучателем продукции является Векильбазарская торговая база Марыйского велаятпотребсоюза Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, Марыйский велаят, Векильбазарский этрап, проспект им.Ниязова, 12 км. Письмом N11 от 25.01.2019 г. обществом представлены следующие документы : Контакт N06/12/2017 от 06.12.2017. Дополнительное соглашение N1 от 11.04.2018. к Контракту NN06/12/2017 от 06.01.2017 г. Дополнительное соглашение N2 от 22.05.2018. к Контракту N06/12/2017 от 06.12.2017 г. Дополнительное соглашение N3 от 07.08.2018 г. к Контракту N06/12/2017 от 06.12.2017. Дополнительное соглашение N4 от 13.12.2018. к Контракту N06/12/2017 от 06.12.2017. Декларации на товары N10805010/211218/0010179, Счет-фактура N117с от 19.12.2018. Счет-фактура N118с от 19.12.2018. Декларация на товары N10805010/251218/0010851, счет-фактура N119с от 20.12.2018 г., Счет-фактура N120с от 21.12.2018 г. Декларация на товары N10805010/251218/0010852, Счет-фактура N121с от 21.12.2018 г. Счет-фактура N122с от 21.12.2018 г.
Банковская гарантия, указанная в пункте 2 статьи 184 НК РФ, обеспечивающая уплату акциза в случае не подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта обществом не представлена.
На направленное в адрес общества требование N 7685 от 11.03.2019 о представлении пояснений, налогоплательщик представил ответ N74 от 26.03.2019, в котором в части экспорта, по вопросу не представления банковской гарантии, указанной в пункте 2 статьи 184 НК РФ, обеспечивающую уплату акциза в случае не подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта обществом пояснено, что согласно п.2 ст.184 НК РФ для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в ИФНС поручительство банка или банковскую гарантию. Представление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если предприятие не представит в установленные сроки документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Общество 25.01.2019 г. представило в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 25.01.2019, окончена 01.04.2019. Проверкой установлено нарушение обществом требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст.184 НК РФ, а именно уклонение от уплаты акциза за декабрь 2018 года в размере 50 592 960 рублей в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без представления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей. Результаты проверки были оформлены актом камеральной налоговой проверки от 01.04.2019 N 16194.
По результатам проверки заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение от 06.06.2019 N 14072 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде доначисления недоимки в сумме 50 592 960 руб., пени по акцизу в сумме 3 058 344,43 руб., общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде штрафа в сумме 10 118 592 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган, УФНС России по КБР. Решением от 27.09.2019 N 03/1-03/10308@ апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
25.02.2019 налогоплательщиком представлена первичная налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за январь 2019 года ( рег.N 18436872). Согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 709 179.500 л. на сумму акциза в размере 75 882 207.00 рублей и отражена по коду 20001 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 0.00 руб. Расхождений с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС за период c 01.01.2019 по 31.12.2019, нет. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Обществом, на основании п.7 ст. 198 Налогового Кодекса РФ в налоговый орган представлены документы, являющиеся приложением к налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию подтверждающие отгрузку на экспорт за декабрь 2018. Грузополучателем продукции является Векильбазарская торговая база Марыйского велаятпотребсоюза Центрального аппарата управления союза потребительских обществ. Адрес грузополучателя: Туркменистан, Марыйский велаят, Векильбазарский этрап, проспект им.Ниязова, 12 км и Туркменабадская торговая база Лебапского велаятпотребсоюза Центрального аппарата управления союза потребительских обществ, Адрес : Туркментистан, Лебапский велаят, г.Туркменабад, Промзона -1.
Письмом N 43 от 25.02.2019 г. обществом представлены следующие документы : Контакт N 06/12/2017 от 06.12.2017. Дополнительное соглашение N 1 от 11.04.2018. к Контракту N N 06/12/2017 от 06.01.2017 г. Дополнительное соглашение N 2 от 22.05.2018. к Контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017 г. Дополнительное соглашение N 3 от 07.08.2018 г. к Контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017. Дополнительное соглашение N 4 от 13.12.2018. к Контракту N 06/12/2017 от 06.12.2017. Декларации на товары N 10805010/280119/0003225, Счет-фактура N 1с от 25.01.2019. Счет-фактура N 2с от 25.01.2019. Счет-фактура N 3с от 25.01.2019 г., Счет-фактура N 4с от 25.01.2019 г. Декларация на товары N 10805010/300119/0003622, Счет-фактура N 8с от 29.01.2019 г., Счет-фактура N 9с от 29.01.2019 г. Декларация на товары N 10805010/300119/0003618, Счет-фактура N 5с от 29.01.2019 г. Счет-фактура N 6с от 29.01.2019 г. Счет-фактура N 7с от 29.01.2019.
Банковская гарантия, указанная в пункте 2 статьи 184 НК РФ, обеспечивающая уплату акциза в случае не подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта обществом не представлена.
На направленное в адрес общества требование N 7686 от 11.03.2019 о представлении пояснений, налогоплательщик представил ответ N75 от 26.03.2019, в котором в части экспорта, по вопросу не представления банковской гарантии, указанной в пункте 2 статьи 184 НК РФ, обеспечивающую уплату акциза в случае не подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта обществом пояснено, что согласно п.2 ст.184 НК РФ для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в ИФНС поручительство банка или банковскую гарантию. Представление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если предприятие не представит в установленные сроки документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Общество 25.01.2019 г. представило в налоговый орган документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 25.02.2019, окончена 01.04.2019. Проверкой установлено нарушение обществом требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст.184 НК РФ, а именно уклонение от уплаты акциза за январь 2019 года в размере 75 882 207 рублей в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без представления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей. Результаты проверки были оформлены актом камеральной налоговой проверки от 01.04.2019 N 16195.
По результатам проверки заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение от 06.06.2019 N 14073 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде доначисления недоимки в сумме 75 882 207 руб., пени по акцизу в сумме 3 371 699,40 руб., общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде штрафа в сумме 15 176 441,40 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган, УФНС России по КБР. Решением от 27.09.2019 N 03/1-03/10309 апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Поскольку апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена без удовлетворения, общество обратилось в суд с требованиями по настоящему делу.
В силу положений ст. 198, 200, 201 АПК РФ для признания в судебном порядке недействительным ненормативного правового акта государственного органа, незаконными действий (бездействия) его должностных лиц необходимо одновременное наличие (универсальная совокупность) двух условий: несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения).
Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 статьи 184 НК РФ. Банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 НК РФ возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со статьей 195 НК РФ. Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях настоящей статьи.
Пункт 2.1 статьи 184 НК РФ предусматривает право на освобождение от уплаты акциза при совершении вышеуказанных операций без представления банковской гарантии налогоплательщиками, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Пункт 2.2. названной статьи предусматривает право на освобождение от уплаты акциза, если обязанность налогоплательщика обеспечена поручительством. Иного порядка освобождения от уплаты акциза главой 22 НК РФ не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что у общества отсутствует такая уплата по указанным налогам за три календарных года, действие п. 2.1 ст. 184 НК РФ на него не распространяется, следовательно, он обязан был представить банковскую гарантию или исчислить и уплатить акциз, который в дальнейшем при подтверждении факта экспорта в рамках камеральной налоговой проверки подлежал возмещению в порядке, установленном статьей 203 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что требования пункта 2 статьи 184 НК РФ обществом не соблюдены, банковская гарантия или договор поручительства в налоговый орган при предоставлении декларации за январь 2019 года не представлены, уплата исчисленного акциза до настоящего времени не произведена. Тот факт, что реализация подакцизного товара на экспорт подтверждена документально, не освобождает заявителя от налогообложения при несоблюдении условий, установленных статьей 184 НК РФ. При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения налоговой инспекции, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки, отсутствуют.
Операции по реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта отражаются в налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию (далее - Декларация) согласно Порядку заполнения налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, утвержденному Приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@ (далее - Порядок), действовавшему в спорный период.
Согласно подпункту 5.9.1 пункта 5.9 Раздела V Порядка при заполнении подраздела 2.5 раздела 2 Декларации в графе 1 указываются коды показателей 20001 и 50003 согласно Приложению N 3 к Порядку в следующем порядке:
- код показателя 20001 указывается для отражения данных по операциям по реализации подакцизных товаров на экспорт при представлении банковской гарантии (либо без представления банковской гарантии в соответствии с пунктом 2.1 статьи 184 НК РФ);
- код показателя 50003 указывается в Декларации, представляемой за налоговый период, в котором в налоговый орган в соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ (в течение шести месяцев, исчисленных с 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 НК РФ возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, определяемая в соответствии со статьей 195 НК РФ) представлены документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, ранее освобожденных от уплаты акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии (либо без представления банковской гарантии в соответствии с пунктом 2.1 статьи 184 НК РФ).
При этом подпунктом 5.9.4 пункта 5.9 Раздела V Порядка при заполнении подраздела 2.5 раздела 2 Декларации установлено, что в графе 4 отражается признак наличия банковской гарантии:
- при наличии банковской гарантии проставляется "1";
- при отсутствии банковской гарантии проставляется "0".
При заполнении подраздела 2.5 раздела 2 Декларации необходимо отражение показателей в Приложении N 2 к форме налоговой декларации.
Судом установлено, что 23.01.2019, до вынесения оспариваемого решения, обществом была представлена налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за декабрь 2018 года (корректировка 1) Согласно данных декларации, налоговая база по экспорту составляет 472831 л. на сумму акциза в размере 50 592 960 рублей и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации составляет - 0.00 руб. Вместе с тем, доказательств уплаты акциза в бюджет при отсутствии банковских гарантий общество не представило.
Таким образом, из материалов дела следует, что общество умышленно, не заполнив раздел 1 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет" в уточненной декларации, который обязателен для заполнения при применении кода 20003, уклонилось от начисления суммы акциза в размере 50 592 960 рублей, рассчитанной исходя из заявленного объема товара реализованного на экспорт. При этом, несмотря на отсутствие начисления и фактической уплаты акциза по экспортной операции, общество заявило сумму к вычету.
В соответствии с частью 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Согласно пункту 3 статьи 122 НК РФ деяния, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 НК РФ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.
Из оспариваемого решения налоговой инспекции следует, что вина общества в виде умысла в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ, в ходе камеральной налоговой проверки установлена.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено: в силу статьи 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
Судом установлено, что расчет штрафных санкций произведен правильно, переплаты по акцизам судом не установлено, согласно карточке лицевого счета у общества имелась недоимка в размере 50 592 960 рублей.
Расчет штрафных санкций произведен налоговой инспекцией правильно, оснований для уменьшения размера налоговой ответственности с учетом вышеуказанных обстоятельств судом не установлено.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Расчет пени произведен правильно, обществом не оспаривался.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у налогового органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта, совершения действий. С учетом изложенного, требования общества удовлетворению не подлежат.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2022 N Ф08-11322/2022 по делу N А20-1405/2021.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
При принятии апелляционной жалобы к производству апеллянту предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, и подлежит взысканию госпошлина в сумме 1 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.01.2023 по делу N А20-5359/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Риал" (ИНН 0716008561) в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5359/2019
Истец: ООО "Риал"
Ответчик: МР ИФНС России N4 по КБР
Третье лицо: ООО В/У "РИАЛ" Нерсисян Арсен Гарикович
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6310/2023
22.03.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5848/19
16.01.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5359/19
20.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3572/20
20.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5848/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5359/19