г. Красноярск |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А74-6685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" марта 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской"):
Яблокова А.Н., представителя по доверенности от 20.01.2023,
от ответчика (Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия): Ульчугачевой Н.В., представителя по доверенности от 16.01.2023, Студилиной О.В. представителя по доверенности от 16.03.2023,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "19" декабря 2022 года по делу N А74-6685/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" (ИНН 1901005310, ОГРН 1021900527186, далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149, ОГРН 1021900538076, далее - ответчик, управление) о признании недействительным представления от 30.03.2021 N 80-11-71/18-07-11 (дело N А74-6685/2021).
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия дело по заявлению учреждения к управлению о признании предписания управления от 11.10.2021 N 6 не подлежащим исполнению (недействительным) передано в арбитражный суд (дело N А74-8258/2022).
Определением суда дела N N А74-6685/2021, А74-8258/2022 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединённому делу номера А74-6685/2021.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 декабря 2022 года принят отказ учреждения от требования о признании предписания управления от 11.10.2021 N 6 не подлежащим исполнению (недействительным), производство по делу в указанной части прекращено. Заявление удовлетворено, представление управления от 30.03.2021 N 80-11-71/18-07-11 признано недействительным.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на то, что в ходе контрольного мероприятия управление в действиях учреждения выявило неправомерное использование средств межбюджетных трансфертов - оплата выплат стимулирующего характера за фактически неотработанное время в подразделениях по диагностике и лечению новой короновирусной инфекции и перечисление страховых взносов, начисленных на выплаты стимулирующего характера в общей сумме 2 093 317 рублей 04 копеек. При этом содержащееся в представлении предложение об устранении нарушения, причин и условий его совершения в виде возмещения в доход федерального бюджета указанной суммы не является мерой принуждения, перечень которых содержится в пункте 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, утверждение о возможности включения в представление такого предложения только при совершении бюджетных нарушений является необоснованным. Более того, под неправомерным использованием бюджетных средств понимается любое направление и использование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства. Кроме того, оставление без судебной оценки указанных выше фактов фактически нивелирует контрольную деятельность в сфере бюджетных правоотношений и правоотношений в области использования средств межбюджетных трансфертов: такой подход приводит к бессмысленности деятельности по финансовому (бюджетному) контролю расходов бюджетных средств в условиях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с использованием системы видеоконференц-связи.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа от 22.12.2020 N 523 управлением в период с 11.01.2021 по 05.02.2021 в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 05.02.2021, фиксирующий неправомерное использование учреждением средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 2 093 317 рублей 04 копейки. Кроме того, в акте проверки отражены следующие нарушения: учреждением не начислены выплаты стимулирующего характера за фактически отработанное время в структурных подразделениях для лечения пациентов с COVID-19 по совместительству на общую сумму 1 134 330 рублей 52 копейки; учреждением допущены к оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19 14 работников, не прошедших обучение по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов).
30.03.2021 управлением выдано представление N 80-11-71/18-07-11, в котором указано выявленное бюджетное нарушение. Срок исполнения требований представления - 180 дней со дня его получения.
Не согласившись с вынесенным представлением от 30.03.2021 N 80-11-71/18-07-11, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
При этом исходя из бремени доказывания, установленного статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд апелляционной инстанции полагает, что управление не доказало законность оспариваемого представления, а учреждение подтвердило факт нарушения своих прав и законных интересов при издании указанного ненормативного акта, исходя из следующих оснований.
Оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий. Факт наличия у управления полномочий на вынесение представления заявителем не оспаривается.
Процедура проведения проверки и вынесения представления управлением соблюдена, что также не оспаривается заявителем.
Удовлетворяя требования учреждения, суд первой инстанции исходил из доказанности бюджетного нарушения, выразившегося в том, что лицам, отработанным не полный рабочий месяц, начисления проводились, как за полный рабочий месяц, При этом, как установил суд первой инстанции, выплаты стимулирующего характера по должностям, занимаемым по совместительству, не производились. Как указал суд первой инстанции, оспариваемым актом не вменяется нецелевое использование бюджетных средств, за которое установлены меры бюджетной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, учитывая следующее.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи заявителю оспариваемого представления послужили выводы управления о неправомерном использовании учреждением межбюджетных трансфертов (дотации на осуществление в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции) в связи с допущенными нарушениями статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 3.6 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Хакасия, по виду экономической деятельности "Деятельность в области здравоохранения", утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.12.2015 N 773 (далее - Положение N 773) в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 04.12.2020 N 668, пункта 5.4.3 Положения об оплате труда работников ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской" (далее - Положение об оплате труда).
Между Министерством здравоохранения Республики Хакасия и учреждением подписано соглашение от 28.12.2019 N 03/2020 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели учреждению, в которое вносились изменения дополнительными соглашениями от 09.11.2020, 14.12.2020, 24.12.2020.
В рамках данного соглашения учреждению на основании поданных заявок перечислены денежные средства на общую сумму 15 023 215 рублей 67 копеек (платёжные поручения от 14.12.2020, 24.12.2020, 25.12.2020).
Из содержания пункта 3.6 Положения N 773 следует, что размер выплаты стимулирующего характера определяется в зависимости от фактически отработанного времени. Согласно пункту 3.5.1 Положения N 773 выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы медицинским и иным работникам учреждений здравоохранения Республики Хакасия, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции по основному месту работы рекомендуется устанавливать, исходя из предельных размеров, указанных в данном пункте. В соответствии с пунктом 3.7 Положения N 773 работникам учреждений, занимающим по совместительству штатные должности в учреждениях, стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, а также выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы выплачиваются и по должностям, занимаемым по совместительству, в порядке и на условиях, предусмотренных для этих должностей.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.12.2020 N 718 (далее - Постановление N 718) внесены изменения в Положение N 773. Абзац первый пункта 3.5.1 изложен в следующей редакции: "3.5.1. Выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы медицинским и иным работникам учреждений здравоохранения Республики Хакасия, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, рекомендуется устанавливать исходя из следующих предельных размеров:". Таким образом, Постановлением N 718 исключено ограничение начисления выплат стимулирующего характера только по основному месту работы.
Согласно пункту 2 Постановления N 718 оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.11.2020. Приказом учреждения от 31.07.2020 утверждено Положение об оплате труда работников. Приказами от 08.12.2020, 25.12.2020 внесены изменения в Положение об оплате труда с учётом изменений, внесённых в Положение N 773 постановлениями Правительства Республики Хакасия от 04.12.2020 N 668 и от 24.12.2020 N 718 соответственно. Указанные изменения в Положение об оплате труда распространяются на правоотношения, возникшие с 01.11.2020 (пункт 3 приказа от 08.12.2020, пункт 2 приказа от 25.12.2020). Следовательно, обоснованным является вывод управления о том, что предусмотренный пунктом 3.5.1 Положения N 773 порядок установления выплат стимулирующего характера, предполагающий учёт работы на должностях, занимаемых по совместительству, должен был применяться учреждением при начислении спорных выплат за ноябрь-декабрь 2020 года.
В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения об оплате труда (в редакции приказов от 08.12.2020, 25.12.2020) за счёт средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, устанавливаются с учётом фактически отработанного времени за отчётный период исходя из следующих предельных размеров: врачам отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад - 8641 рубль; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сёстры, медицинские сёстры-анестезисты) - 3840 рублей; врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарны условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам) - 19 681 рубль; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 8161 рубль; младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарны условиях - 5761 рубль; врачам-патологоанатомам, проводящим патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 20 161 рубль; среднему медицинскому персоналу (медицинский лабораторный техник (фельдшер_лаборант), лаборант), проводящему патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 9121 рубль; младшему медицинскому персоналу (санитар), обеспечивающему проведение патологоанатомических исследований, связанных с коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 5761 рубль.
Приказами учреждения от 14.12.2020, 22.12.2020, 24.12.2020 работникам учреждения установлены выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией, и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за ноябрь и декабрь 2020 года.
Управлением установлено, что учреждением произведены выплаты работникам в размере 10 255 540 рублей 73 копеек; с начисленных стимулирующих выплат удержан и перечислен НДФЛ в размере 1 405 588 рублей, перечислены иные удержания в размере 112 421 рубля 54 копеек, перечислены страховые взносы в размере 3 249 665 рублей 40 копеек; кассовые расходы составили в общей сумме 15 023 215 рублей 67 копеек.
Также управление установило, что 244 работникам, отработавшим в определённых пунктом 5.4.3 Положения об оплате труда подразделениях и должностях, работа в которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера за счёт средств федерального бюджета, не полный рабочий месяц (в связи с переводом или временным исполнением служебных обязанностей в иных подразделениях) начисления производились, как за полный отработанный месяц из расчёта предельного размера стимулирующей выплаты по занимаемой должности, что является нарушением пункта 3.6 Положения N 773 и пункта 5.4.3 Положения об оплате труда.
Управление пришло к выводу о неправомерном использовании учреждением средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 2 093 317 рублей 04 копейки (1 632 737 рублей 82 копейки - излишне начисленные выплаты стимулирующего характера; 460 579 рублей 22 копейки - начисленные на указанные суммы страховые взносы).
Кроме того, управлением установлено, что начисление стимулирующих выплат работникам производилось учреждением только по основным занимаемым штатным должностям (выплаты за исполнение должностных обязанностей по совместительству, как это предусмотрено пунктом 3.7 Положения N 773, не производились); работники исполняли обязанности по вакантным должностям по совместительству без заключения письменных трудовых договоров на внутреннее совместительство в нарушение пункта 1 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", пункта 2 Порядка установления продолжительности работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.08.2013 N 484; сверхнормативно отработанное время в соответствии со статьями 99, 152 Трудового кодекса Российской Федерации как сверхурочная работа не оплачивалось.
Общая сумма недоначисленных выплат стимулирующего характера определена управлением в размере 1 134 330 рублей 52 копеек (57 689 рублей 48 копеек - работникам, с которыми оформлены трудовые договоры по совместительству; 1 076 641 рубль 04 копейки - работникам, с которыми не оформлены трудовые договоры по совместительству).
Пунктом 1 оспариваемого представления на учреждение возложена обязанность устранить нарушение путём перечисления за счёт средств учреждения суммы неправомерно израсходованных средств федерального бюджета в размере 2 093 317 рублей 04 копейки в Министерство здравоохранения Республики Хакасия для последующего возврата в федеральный бюджет либо (при принятии учредителем решения о наличии у учреждения потребности в направлении остатков в 2021 году на оплату выплат стимулирующего характера, начисленных за ноябрь-декабрь 2020 года) путём выплаты за счёт средств учреждения суммы недоначисленных сотрудникам выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время по совместительству в размере 1 134 330 рублей 52 копеек, и перечисления за счёт средств учреждения суммы неправомерно израсходованных средств федерального бюджета в размере 958 986 рублей 52 копеек (2 093 317 рублей 04 копейки - 1 134 330 рублей 52 копейки) в Министерство здравоохранения Республики Хакасия для последующего возврата в федеральный бюджет. Пункт 2 представления обязывает учреждение принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений.
Пунктом 1 представления от 30.03.2021 N 80-11-71/18-07-11 на учреждение возложена обязанность устранить нарушение: путём перечисления за счёт средств учреждения суммы неправомерно израсходованных средств федерального бюджета в размере 2 093 317 рублей 04 копеек в Министерство здравоохранения Республики Хакасия для последующего возврата в федеральный бюджет; либо при принятии учредителем решения о наличии у учреждения потребности в направлении остатков в 2021 году на оплату выплат стимулирующего характера, начисленных за ноябрь-декабрь 2020 года, путём выплаты за счёт средств учреждения суммы недоначисленных сотрудникам фактически исполняющим в ноябре-декабре 2020 года должностные обязанности в структурных подразделениях для лечения пациентов с COVID-19, выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время по совместительству в размере 1 134 330 рублей 52 копеек, перечисления за счёт средств учреждения суммы неправомерно израсходованных средств федерального бюджета в размере 958 986 рублей 52 копеек (2 093 317 рублей 04 копейки - 1 134 330 рублей 52 копейки) в Министерство здравоохранения Республики Хакасия для последующего возврата в федеральный бюджет. Пунктом 2 представления от 30.03.2021 N 80-11-71/18-07-11 на учреждение возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в части того, что указанные требования являются неправомерными, на основании следующего.
Согласно статье 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 БК РФ. К исчерпывающему перечню бюджетных нарушений в соответствии со статьями 306.4 - 306.7 относятся: 1) нецелевое использование бюджетных средств; 2) невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; 3) неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; 4) нарушение условий предоставления бюджетного кредита.
Суд апелляционной инстанции установил, что управление ни в акте проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не отрицало тот факт, что цели (результат) расходования средств иных межбюджетных трансфертов учреждением достигнуты.
Согласно пояснениям представителя управления, признаков нецелевого использования спорных бюджетных средств в действиях учреждения не усматривается и ему в вину не вменяется, а из акта проверки также следует, что управление не выявило нарушения заявителем принципов адресности, эффективности, результативности и целевого назначения использования бюджетных средств.
Неправомерное использование средств иного межбюджетного трансферта не является нарушением бюджетного законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым учесть, что принятые учреждением меры были обусловлены решением в сложившейся обстановке социально значимой задачи по своевременной и качественной диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (ситуация экстраординарная, связанная с высокими темпами распространения новой коронавирусной инфекции), действия учреждения не могут быть признаны неправомерными.
При указанных обстоятельствах, исходя из анализа положений глав 29, 30 БК РФ, требование о возврате денежных средств в федеральный бюджет не может являться в данном случае адекватной мерой принуждения, применяемой за совершение бюджетного нарушения, так как проверкой не выявлено нарушений бюджетного законодательства, выразившегося в частности в нецелевом использовании бюджетных средств, за которые установлены меры бюджетной ответственности.
Установив данные обстоятельств, которые заявителем апелляционной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности факта нецелевого использования учреждением бюджетных средств и нарушения бюджетного законодательства; о незаконности оспариваемого пункта 1 представления и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.07.2022 по делу N А74-7277/2021, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2022 по делу N А66-6132/2021.
Как было указано выше, пунктом 2 представления на заявителя возложена обязанность по устранению причин и условий выявленных нарушений не бюджетного законодательства Российской Федерации, а нарушений в иной отрасли (трудовое законодательство).
В представлении и акте проверки не указано, в чём выразилось вменяемое учреждению нарушение статьи 130 БК РФ. Управлением ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств нарушения учреждением статьи 130 БК РФ. В рассматриваемом случае представление выдано по факту обозначенных нарушений в области трудовых правоотношений, при этом в акте проверки и представлении не приведено фактов и доказательств нарушений именно бюджетного законодательства, не установлено нарушений условий соглашения от 28.12.2019.
Управлением не приведены действующие в спорный период нормативные правовые акты Российской Федерации и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Республики Хакасия, определяющие условия предоставления (порядок использования) дотации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р и предусматривающие установление выплат за фактически отработанное время.
Исходя из письма Минздрава России от 21.05.2020 N 16-3/И/1-6965, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 определено установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время.
Указанное постановление действовало до 01.11.2020 и устанавливало правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (то есть не регулировало порядок использования предусмотренных Распоряжением N 3118-р дотаций на осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции).
Таким образом, представление вынесено в отсутствие предусмотренных БК РФ, оснований, при отсутствии зафиксированных в установленном порядке с надлежащей правовой мотивацией бюджетных нарушений; отражает нарушения, не относящиеся к бюджетным, применение мер по которым не входит в компетенцию управления исходя из нормативной регламентации его статуса. Выявленные управлением нарушения без указания на их связь с нормами бюджетного законодательства не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер бюджетного реагирования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии представления положениям БК РФ, нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности и, о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Вопреки доводам управления, в рассматриваемом случае событие бюджетного нарушения не установлено, что делает невозможным применение бюджетной меры принуждения или внесение представления о возврате денежных средств. Понятие "неправомерное расходование бюджетных средств" БК РФ не устанавливает. Неправомерное использование средств межбюджетного трансферта в форме дотации не является нарушением бюджетного законодательства, в связи, с чем применение такой меры ответственности, как возврат денежных средств в федеральный бюджет, не соответствует закону. Более того, статья 306.8 БК РФ, согласно которой нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечёт бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, утратила силу на основании Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ.
Позиция управления о фактическом нивелировании контрольной деятельности в сфере бюджетных правоотношений и правоотношений в области использования средств межбюджетных трансфертов, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку в отсутствии обоснованных выводов управления о наличии в действиях учреждения признаков нецелевого использования бюджетных средств, указание на вытекающие из этого меры, изложенное в пункте 2 представления, является неполным, нерезультативным, не отвечает целям и задачам государственного финансового контроля и как следствие не соответствует требованиям законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" декабря 2022 года по делу N А74-6685/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6685/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ Г.Я. РЕМИШЕВСКОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Третий арбитражный апелляционный суд