г. Чита |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А58-9230/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2023 года по делу N А58-9230/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (ОГРН 1191447013680, ИНН 1402025286) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене постановления,
при отсутствии в судебном заседание участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГрандСтрой" (далее - заявитель, общество или ООО "ГрандСтрой") обратилось в арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24 октября 2022 года N 221-Ж о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с неприменением закона, подлежащего применению, по доводам, изложенным в жалобе.
По мнению общества, в рассматриваемом случае основанием для возбуждения дела о привлечения к административной ответственности явились результаты проверки, проведенной с грубым нарушением требовании закона. При возбуждении дела об административном правонарушении и принятия решения по нему Управление должно было рассмотреть и учесть соблюдение установленных законом требований при проведении проверки и оформлении результатов проверки.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако административный орган и общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество на основании договора управления многоквартирным домом от 19 июля 2021 года осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: г. Алдан, ул. 10 лет Якутии, д.42.
15 августа 2022 года в Управление поступило заявление от граждан, проживающих по адресу: г. Алдан, ул. 10 лет Якутии, д. 42 кв. 2 на ненадлежащее состояние и требующего ремонта общедомового имущества, обслуживающей организацией ООО "ГрандСтрой".
30 августа 2022 года заместителем руководителя отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления, рассмотрев обращение гражданина, было принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении общества в виде внеплановой выездной проверки N 01-09-1461-22 на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в связи с поступившими сведениями об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, изложенным в обращении граждан от 15 августа 2022 года, о ненадлежащем содержании общедомового имущества в многоквартирном доме, по адресу: Республики Саха (Якутия), г. Алдан, ул. 10 лет Якутии д. 42 (кровля, трещины, фундамент), а также бездействия управляющей компании по устранению данных нарушений.
01 сентября 2022 года в адрес общества направлено уведомление N 08-04-792-22 о проведении внеплановой выездной проверки на основании решения от 30 августа 2022 года N 01-09-1461-22 с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований и проведении 06 сентября 2022 года в 11 часов 10 минут путем осмотра общедомового имущества в многоквартирном доме на предмет его должного содержания.
06 сентября 2022 года Управлением в присутствии представителя общества был произведено контрольное мероприятие, которое было оформлено Протоколом осмотра, в результате которого было установлено, что на фасаде имеются многочисленные (горизонтальные и вертикальные) трещины. Отсутствие маяков свидетельствует об отсутствии наблюдения за раскрытием трещин в нарушение пункта 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003 года и пунктом 3 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290.
08 сентября 2022 года по результатам проверки составлен акт выездной проверки N 08-01-507-22-Л, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения.
12 сентября 2022 года обществу за вх. N 856 вручено уведомление от 12 сентября 2022 года N 08-04-857-22 о составлении протокола об административном правонарушении по факту нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. 10 лет Якутии, д. 42, ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, на 19 сентября 2022 года в 09-30 час. по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 8, каб. 419.
19 сентября 2022 года главным специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Степановым В.А. составлен протокол об административном правонарушении N 08-07-249-22, в котором зафиксировано - общество (лицензия от 29.01.2021 N 014-000296) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. 10 лет Якутии, д. 42., с нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, выразившихся в допущенных нарушениях:
- отсутствие обеспечения систематического наблюдения за состоянием и возможным раскрытием трещин на фасаде многоквартирного жилого дома;
- отсутствие проверки технического состояния видимых частей конструкций с выявлением признаков неравномерных осадок фундаментов, коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания и составления плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций.
Выявленные в ходе проверки нарушения квалифицированы по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствии представителя управляющей компании.
14 октября 2022 года Управлением вынесено определение N 214 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 19 октября 2022 года в 15 часов 40 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, дом 8, кабинет 427. Определение направлено обществу электронной связью и телеграммой с уведомлением.
19 октября 2022 года состоялось рассмотрение материала об административном правонарушении в отношении общества при участии представителя общества Худорожко С.В. по доверенности от 01 сентября 2022 года N 9, по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления.
24 октября 2022 года руководителем Управления Аргуновым П.А. вынесено постановление N 221 -Ж в полном объеме о признании виновным Общества в совершении правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с учетом положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 23.55 КоАП РФ, пунктов 4.3.4, 4.1.9 Положения об Управлении Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия), утвержденном Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2012 года N 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" и пунктом 6, 1.1.2 приказа Управления Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2019 года N 67 "О внесении изменений в приказ от 11 февраля 2019 года N 32 "Об утверждении Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях".
Таким образом, протокол составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа в пределах предоставленной им компетенции.
Диспозицией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются правоотношения в области предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; непосредственным объектом посягательства являются установленные законодательством Российской Федерации лицензионные требования к субъектам предпринимательской деятельности при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъектами правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные при осуществлении подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдать установленные законодательством требования.
Управление многоквартирным домом в силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 5).
Деятельность по управлению многоквартирными домами согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Деятельность по управлению многоквартирным домом в понимании части 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации - это выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Из пункта 3 Положения N 1110 следует, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество имеет лицензию от 29 января 2021 года N 014-000296 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами бессрочно на территории Республики Саха (Якутия).
Следовательно, с момента получения обществом лицензии в отношении него должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения N 1110.
Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. 10 лет Якутии, д. 42, следовательно, общество, как управляющая организация, обязано соблюдать лицензионные требования.
В ходе проверки, проведенной административным органом в отношении управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, на основании обращения от 15 августа 2022 года за вх. N 1964 в от граждан, проживающих по адресу: г. Алдан, ул. 10 лет Якутии, д. 42 кв. 2, установлено, что управляющей организацией не приняты меры по наблюдению за трещинами, не установлены маяки на трещинах, тем самым невозможно определить динамику раскрытия по времени.
Оспариваемым постановлением обществу вменены нарушения пункта 3 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290, и пунктов 4.1.1,,4.1.3, 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Требования пунктов 1, 3, 12 Минимального перечня услуг и работ определяют обязанность со стороны общества как управляющей компании выполнять работы, связанные с содержанием помещений, относящихся к общему имуществу.
Факт нарушения управляющей организацией вышеуказанных требований нормативных правовых актом подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом осмотра от 06 сентября 2022 года, актом выездной проверки от 08 сентября 2022 года, протоколом об административном правонарушении от 19 сентября 2022 года.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявитель, как лицензиат, обязан соблюдать требования Жилищного кодекса Российской Федерации, а Правила N 170, также распространяются на общество и носят обязательный характер.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", предусмотрено, что требования к эксплуатации подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни, здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Необходимость обязательности применения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, при управлении жилым домом, согласуется с правовой позицией, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10.
Следовательно, обществом нарушены подпункты "а", "б" пункта 3 Положения N 1110, нарушение которых содержит признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Факт наличия указанных нарушений обществом не оспаривается.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица. Материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Доказательства невозможности соблюдения управляющей организацией приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Доводы общества о том, что отсутствие факта направления акта проверки в адрес заявителя, является достаточным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным судом первой инстанции правомерно отклонён в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении, в силу части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании части 1 статьи 26.2. КоАП РФ - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По статье 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении; документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме; к документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко-и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Как установлено судом, при проведении проверочных мероприятий с участием представителя общества выявлено нарушение лицензионных требований при управлении вышеуказанными многоквартирными домами, что зафиксировано в протоколе осмотра от 06 сентября 2022 года, подписанном без замечаний представителем общества, действующего на основании доверенности, указанные обстоятельства были отражены в протоколе об административном правонарушении, при составлении которого обществом не оспаривался факт наличия правонарушения.
При рассмотрении материалов административного дела, а также дела в суде первой инстанции, обществом также не оспаривалось наличие факта правонарушения.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о доказанности наличия в действиях (бездействии) общества события вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ является обоснованным, поскольку общество, приняв на себя обязательства по договорам управления, и являясь коммерческой организацией, взяло на себя риск, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности, а выявленные нарушения, по которым требуется проведение работ, не являются непредвиденными и дополнительными, а являются общеобязательными.
Отсутствие направления акта проверки в адрес заявителя не может исключать производство по делу об административном правонарушении при доказанности события и состава правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления административным органом.
Права общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ административным органом не пропущен.
Суд первой инстанции равно как суд апелляционной инстанции считает, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, не имеется.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения соответствующих требований действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, общество ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ постановлениями от 04 апреля 2022 года N 43-Ж, тем самым правонарушение не является впервые совершенным, что исключает замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Кроме того, с учетом примечания 1 к статье 14.1.3 КоАП РФ не имеется оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку в силу части 4 указанной статьи положения статьи 4.1.2 не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Оспариваемым постановлением обществу административным органом назначено наказание, с учетом характера и последствий правонарушения, степени вины, с учетом конкретных обстоятельств дела и положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, который счел возможным снизить административный штраф ниже низшего предела санкции статьи закона до 125 000 рублей.
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях (бездействии) общества состава инкриминируемого административного правонарушения.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2023 года по делу N А58-9230/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9230/2022
Истец: ООО "ГрандСтрой"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)