г. Москва |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А41-42408/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Малышева Е.Ю., доверенность от 14.03.2023,
от ответчика: Баранова Ю.Н., доверенность от 14.03.2023,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "А-РЕНТА" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2022 по делу N А41-42408/22, по иску ООО "А-РЕНТА" (ИНН 5050033530, ОГРН 1025006522232) к Администрации городского округа Щелково МО (ИНН 5050002154, ОГРН 1035010204745), третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН: 1027700546510, ИНН: 7707018904), Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055, ИНН: 7725131814), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения от 29.03.2022 года N Р001-7293100044-57264076,
УСТАНОВИЛ:
ООО "А-РЕНТА" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации г.о. Щелково МО (далее - ответчик, Администрация) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ:
- признать решение Администрации городского округа Щелково Московской области от 29.03.2022 N Р001-7293100044-57264076 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов" незаконным;
- обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области подготовить и заключить с ООО "А-рента" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050501:2346, площадью 9081 м2, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: Московская область, г.о. Щелково, г. Щелково, пер. 1-й Советский, з/у 25В, без проведения торгов;
-указать, что решение Арбитражного суда Московской области является основанием произвести действия по восстановлению в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050501:2346, площадью 9081 м2, расположенном по адресу: Московская область, г.о. Щелково, г. Щелково, пер. 1-й Советский, з/у 25В.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Администрации возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание производственного назначения - склад хлопка с кадастровым номером 50:14:0050501:245, площадью 2324 м2.
- сооружение (склад хлопка-навес) с кадастровым номером 50:14:0050501:263, площадью 288 м2;
Вышеуказанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050501:2346, площадью 9081 +/-33 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под комплексом зданий и сооружений прядильно-ткацкого производства ОАО "Славия-Текстиль".
Заявитель обратился с заявлением в адрес администрации с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственность собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Администрацией городского округа Щелково Московской области вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственность собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 29.03.2022 N Р001-7293100044-57264076.
В качестве основания для отказа администрацией указано на несоответствие категории заявителя кругу лиц, имеющих право обращаться за предоставлением услуги, установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию, с запросом о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Не согласившись с отказом, ООО "А-РЕНТА" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 6, 14, 25 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Частью 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Отказывая в предоставлении земельного участка в аренду Администрация указала:
- согласно визуальному осмотру, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, в связи с чем отсутствуют основания предоставления земельного участка без проведения торгов. На земельном участке располагается крупно-габаритная техника, бетонная конструкция, два гаражных бокса и часть здания капитального строительства без координат границ, в связи с чем не удается установить фактическое расположение здания в пределах испрашиваемого земельного участка;
- согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка - под комплексом зданий и сооружений прядильно-ткацкого производства ОАО "Славия-Текстиль", однако, согласно визуальному осмотру территории установлено, что на земельном участке отсутствует какое-либо производство.
-Заявитель не относится к категории лиц, указанной в приказе Приказа Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Дополнительно указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Клязьма 7009,73 кв. м.
Возражая против указанных доводов, заявителем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера, в соответствии с которым установлено, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:14:0050501:263, 50:14:0050501:245 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050501:2346.
Дополнительно отмечено, что объект недвижимости с кадастровым номером 50:14:0050501:263 частично разрушен - отсутствует кровля; объект недвижимости с кадастровым номером 50:14:0050501:245 разрушен (сохранена часть несущих стен).
Вышеуказанные обстоятельства не препятствуют определению местоположения объектов на местности, что в свою очередь дает возможность подтвердить, что они находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050501:2346.
Обществом в суде первой инстанции ходатайства о назначении по делу экспертизы не заявлялось.
Кроме того, согласно части 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии со статьей 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003 предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Из данных норм следует, что земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.04.2012 N 12955/11 при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Из приведенной выше нормы следует, что для удовлетворения заявленных требований в полном объеме необходимо установить, что для эксплуатации объекта недвижимости необходим весь спорный земельный участок.
Документальных доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка площадью 9081 кв. м для обслуживания объекта недвижимости - общей площадью 2612 кв. м, расположенного на земельном участке, заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в ходе рассмотрения дела земельный участок с кадастровым номером 50:14:0050501:2346 снят с кадастрового учета 05.09.2022.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам также необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, государственной собственности, либо относящийся к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена, может быть предметом гражданско-правовых отношений, в том числе предметом договоров аренды, только в том случае, когда в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет.
Следовательно, с 05.09.2022 спорный земельный участок перестал существовать как объект гражданских правоотношений.
Согласно частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2022 по делу N А41-42408/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42408/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "А-РЕНТА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ