г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А21-12236/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пивцаева Е.И.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Я.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3213/2023) индивидуального предпринимателя Кацубы Олега Васильевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2022 по делу N А21-12236/2022 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Кацубы Олега Васильевича
к Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный округ Калининградской области"
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кацуба Олег Васильевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный округ Калининградской области" (далее - Администрация) о признании незаконным решения об отказе в выдаче заявителю разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выраженного в письме от 05.10.2022 N 8773; об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - отдельно стоящую рекламную конструкцию - билборд, количество информационных полей - два, площадь рекламного поля (1 стороны) 18 кв.м. (6000 мм. Х 3000 мм.), на принадлежащем заявителю земельном участке с кадастровым номером 39:13:010316:1612 по адресу: Калининградская область, г.Черняховск, ул.Ленина, 17 Б.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2022 отказано ИП Кацубе О.В. в удовлетворении заявления.
Не согласившись с решением суда, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, его заявление о выдаче разрешения, поданное до вступления в силу постановления от 04.10.2022 N 2782, подлежало рассмотрению в соответствии с ранее действовавшей схемой размещения рекламной конструкции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением от 19.09.2022 о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Ленина, д. 17Б.
Администрацией в адрес Предпринимателя направлено письмо от 05.10.2022 N 8773, из которого следует, что Администрацией принято решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании того, что постановлением Администрации от 04.10.2022 N 2782 "О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" от 18.02.2015 г. N 257 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район" изменена Схема размещения рекламных конструкций.
Не согласившись с решением Администрации и полагая, что решение является незаконным и нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявления Предприниматель указывает, что оспариваемое решение не содержит оснований, предусмотренных ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и являющихся исчерпывающими для отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, признав оспариваемый отказ Администрации обоснованным и мотивированным, поскольку в его тексте Администрацией приведена причина отказа Предпринимателю в выдаче разрешения, соответствующая пп. 2 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
В соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации от 18.02.2015 N 257 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район" Калининградской области.
Постановлением Администрации от 04.10.2022 N 2782 в утвержденную ранее Схему размещения внесены изменения, ввиду чего место размещения рекламной конструкции Предпринимателя исключено из Схемы размещения.
В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частью 5 в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции используется общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
19.09.2022 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (билборда), в котором просил выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Администрацией в письме от 05.10.2022 N 8773 Предпринимателю отказано в выдаче разрешения в связи исключением билборда Предпринимателя из Схемы размещения.
Таким образом, решение Администрации, несмотря на возражения Предпринимателя и действительное отсутствие в решении (письме от 05.10.2022 N 8773) ссылки на статью Закона о рекламе, мотивировано и содержит указание на основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, а именно: "исключение билборда из Схемы размещения", что подпадает под действие пп. 2 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе - ввиду несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме рекламных конструкций, а также нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Часть 9 статьи 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Таким образом, для размещения рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в частной собственности, необходимо, во-первых, согласие с собственника объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета.
Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Таким образом, схема размещения рекламных конструкций определяет места для предполагаемой установки, но не сами рекламные конструкции.
В связи с тем, что схема размещения рекламных конструкций должна обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика, то при утверждении схемы, а также при внесении в нее каких-либо изменений, места, которые, по мнению органа местного самоуправления, не соответствуют, могут быть исключены из схемы, вне зависимости от формы собственности.
Спор сторон возник относительно даты размещения постановления Администрации от 04.10.2022 N 2782, а следовательно, даты вступления указанного постановления в законную силу, на официальной сайте муниципального образования.
Согласно пояснениям Предпринимателя и представленного им скриншота "Свойства документа - постановления N 2782", указанное постановление размещено на сайте 10.10.2022.
Согласно пояснениям Администрации и представленной ею распечатки информации о публикации постановления, выполненной администратором сайта, документ размещен на сайте 04.10.2022.
Проверив оспариваемый отказ Администрации на предмет его соответствия требованиям ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, суд первой инстанции правомерно признал его обоснованным и мотивированным, поскольку в его тексте Администрацией приведена причина отказа Предпринимателю в выдаче разрешения, соответствующая п. 2 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе.
Оценив представленные сторонами доказательства относительно даты публикации постановления Администрации от 04.10.2022 N 2782 на официальном сайте, суд полагает, что следует признать подтвержденной дату, указанную администратором сайта - 04.10.2022. При этом суд отмечает, что в целях рассмотрения настоящего спора дата официального опубликования постановления не будет иметь принципиального значения, поскольку на дату вынесения настоящего решения постановление Администрации от 04.10.2022 N 2782 вступило в законную силу, никем не оспорено, при повторном обращении Предпринимателя за разрешением Администрация, руководствуясь измененной Схемой размещения, примет решение, аналогичное оспариваемому в настоящем деле, из чего суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в настоящее время доказательств нарушения прав Предпринимателя.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2022 по делу N А21-12236/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Пивцаев |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12236/2022
Истец: ИП Кацуба Олег Васильевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"