г. Хабаровск |
|
23 марта 2023 г. |
А73-5607/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные коммунальные системы Ванино": Захожай Д.В. по доверенности от 27.12.2022, Самсонов В.Ю. по доверенности от 27.12.2022;
от управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края: Батенчук Л.Ю. по доверенности от 25.01.2023;
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П. по доверенности от 23.06.2022;
от комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края: Шкарпова И.А. по доверенности от 10.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края на решение от 09.01.2023 по делу N А73-5607/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные коммунальные системы Ванино" (ОГРН: 1192536031489, ИНН: 2512466990, адрес: 692880, Приморский край, г. Фокино, ул. Заводская, д. 14, пом. 2) к управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН: 1102709001460, ИНН: 2709013525, адрес: 682860, Хабаровский край, Ванинский р-н, рп. Ванино, пл. Мира, д. 1), министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН: 1032700316560, ИНН: 2721104828, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71) о взыскании 76 861 620 руб. 22 коп.; третьи лица: министерство финансов Хабаровского края, комитет по Ценам и тарифам правительства Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсбыт",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные коммунальные системы Ванино" (далее - истец, ИКС-Ванино, Общество, РСО) с иском к управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - ответчик, Управление администрации) о взыскании убытков в размере 53 511 326 руб. вследствие межтарифной разницы в стоимости отпущенной для населения тепловой энергии в период с 01.11.2021 по 19.12.2021.
Определением суда от 11.04.2022 исковое заявление принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-5607/2022.
В ходе рассмотрения дела истец увеличил размер искового требования (до 78 771 524 руб. 02 коп.) суд привлек к участию в деле в качестве соответчика министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (Министерство ЖКХ), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, -министерство финансов Хабаровского края (далее - Министерство финансов), комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края (далее - Комитет), общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсбыт" (далее - ООО "Жилкомсбыт").
Решением от 09.01.2023 суд частично удовлетворил иск по делу N А73-5607/2022, взыскал с Управление администрации за счет казны Ванинского муниципального района в пользу ИКС-Ванино компенсацию в размере 52 018 725 руб. 15 коп., отказал в удовлетворении иска в остальной части.
Определением от 17.02.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу Управления администрации на решение о взыскании компенсации в размере 52 018 725 руб. 15 коп.
Считая решение об удовлетворении иска незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска, предъявленного к Управлению администрации, апеллянт привел следующие доводы:
- суд первой инстанции принял решение о взыскании компенсации с ненадлежащего ответчика. По мнению апеллянта, согласно федеральным и краевым нормативным актам орган местного самоуправления не может нести ответственность и компенсировать разницу в тарифах, поскольку истец не является единой теплоснабжающей организацией, а расходные обязательства по спорному правоотношению возложены на Хабаровский край;
- истец не обосновал и не доказал фактические расходы на теплоснабжение, следовательно, не доказал и не обосновал размер искового требования;
- является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что имеется "перефинансирование" муниципального района. Такой вывод не соответствует данным о фактическом недофинансировании со стороны Хабаровского края на цели компенсации теплоснабжения.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал на пропуск процессуального срока на подачу жалобы, не согласился с апелляционной жалобой по существу.
Комитет в отзыве не выразил возражений апелляционную жалобу и на обжалуемое решение.
Министерство финансов в отзыве считает иск необоснованным.
В судебном заседании представитель Управления администрации поддержал апелляционную жалобу, представители истца заявили возражения на апелляционную жалобу, представители министерств не согласились с доводами апеллянта о том, что ответчиком является Хабаровский край. Другие лица, участвующие в деле, не направили в судебное заседание своих представителей.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) проверил законность и обоснованность судебного акта, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, поводом для предъявления иска послужили следующие обстоятельства.
ИКС-Ванино в соответствии с Концессионным соглашением в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края, от 21 сентября 2021 года обязалось осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения в границах городского поселения Рабочий поселок Ванино Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Имущество по Концессионному соглашению передано Обществу 01 ноября 2021 года (ПриложениеN 1) и с этого же дня Общество приступило к исполнению функций теплоснабжающей организации.
В период с 01.11.2021 по 19.12.2021 ИКС-Ванино осуществляло деятельность в соответствии с названным Концессионным соглашением, оказывало услуги теплоснабжения населению поселения Рабочий поселок Ванино Ванинского муниципального района Хабаровского края. Управления администрации отказало Обществу в принятии к расчёту суммы выпадающих доходов Общества за указанный период, обусловленных применением льготных тарифов.
Удовлетворяя исковое требование в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец имеет право на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в связи со следующим.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон N 190-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", осуществляемый истцом вид деятельности является регулируемым.
Органом, уполномоченным на территории Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергии, установление соответствующих тарифов, является Комитет по Ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет). Как следует из представленного им отзыва и подтверждается приложенными к нему доказательствами, Общество в ноябре 2021 г. впервые обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "ИКС Ванино" на территории поселения "Рабочий поселок Ванино" (вх. N 5448 от 9 ноября 2021 г.).
Постановлением Комитета от 08 декабря 2021 г. N 39/41, установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "ИКС Ванино" на 2021 -2026 г.: 7241,79 руб. за 1 Гкал (без НДС), 8690,15 руб. за 1 Гкал (с НДС).
Тарифы, установленные постановлением N 39/41, действуют с 20 декабря 2021 г. по 31 декабря 2026 г.
При этом Губернатором Хабаровского края ежегодно устанавливается предельная максимальная величина тарифа на тепловую энергию, учитываемая при определении размера платы за отопление и горячее водоснабжение.
Предельные максимальные тарифы на тепловую энергию, учитываемые при определении размера платы населения за оказанную услугу на 2021 год, установлены постановлением Губернатора Хабаровского края от 1 декабря 2020 г. N 134 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2021 год" в размере (без НДС): 2 058,07 руб./Гкал без учета НДС.
В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 24 ноября 2004 г. N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 222) компенсация организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Из указанных норм следует, что население Хабаровского края независимо от поставщиков тепловой энергии при превышении экономически обоснованного уровня тарифа над предельным максимальным тарифом оплачивает тепловую энергию по тарифам, установленным Губернатором Хабаровского края.
Осуществление ИКС-Ванино отпуска тепловой энергии населению Ванинского муниципального района Хабаровского края по предельно максимальным тарифам, установленным Постановлением Губернатора Хабаровского края, в период с 01 ноября 2021 года по 19 декабря 2021 года подтверждено ООО "Жилкомсбыт", производящим начисление и сбор денежных средств за коммунальные услуги.
ООО "ИКС-Ванино" является теплоснабжающей организацией с момента получения во владение источников тепловой энергии и тепловых сетей, посредством которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии и по общему правилу не вправе отказывать потребителям в представлении соответствующих услуг.
Статьей 3 Закона N 190-ФЗ предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что обеспечив отпуск тепловой энергии населению в период с 01 ноября 2021 года по 19 декабря 2021 года, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу, ИКС-Ванино понесло убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию. Доводы ответчиков и третьих лиц об обратном, ссылки на то, что истец не имеет статуса единой теплоснабжающей организации, подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам, положениям гражданского законодательства, Постановлению Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Законом N 222 установлено, что компенсация организациям коммунального комплекса убытков, связанных с применением ими регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, является расходным обязательством Хабаровского края (часть 1 статьи 3).
С целью оптимизации указанных полномочий, доступности и своевременности получения субсидий на компенсацию убытков организациями коммунального комплекса, полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150).
Статьей 1 Закона N 150, в редакции, действовавшей до 27.03.2020, органы местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края были наделены государственными полномочиями по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Соответствующие полномочия органов местного самоуправления Ванинского муниципального района прекращены с 01.03.2022 и с указанной даты осуществляются Министерством ЖКХ непосредственно.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 на органы местного самоуправления при осуществлении ими указанных государственных полномочий возложена обязанность по компенсации организациям убытков, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр утверждён Порядок расчёта компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.5 раздела 2 Порядка по итогам отчётного финансового года и по результатам рассмотрения расчётов, отчётов и (или) документов Министерством между Министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчётов.
Итоги актов сверок расчётов учитываются Министерством в текущем финансовом году при уточнении бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на реализацию Закона N 150 (пункт 2.5.3. Порядка).
Согласно имеющейся в деле информации о суммах начисленной и перечисленной РСО субсидии за 2021 год МУП "Янтарь", ране обслуживающий инфраструктуру, переданную ИСК Ванино, в 2021 г. перефинансировано на 338 492 008,26 рублей, МУП "Исток" - на 20 532 074,04 рублей, а согласно представленному в дело акту сверки между Министерством ЖКХ и Администрацией за 2021 год положительное сальдо (задолженность Администрации) по состоянию на 01.01.2022: по данным Министерства составляет - 505 655 186,01 руб., а по данным Администрации - 501 244 833,61 руб., что в любом случае превышает потребность РСО на январь, февраль 2022 г.
Апеллянт оспаривает факт перефинансирования Ванинского муниципального района на сумму 501 244 833,61 руб., включающую в себя и установленную судом потребность ИСК Ванино, но такой довод противоречит вышеуказанным доказательствам.
Таким образом, ссылки Управления администрации на недостаточность финансирования со стороны Хабаровского края, довод Управления о том, что надлежащим ответчиком по делу Министерство ЖКХ, подлежали отклонению.
Судом рассмотрен вопрос о размере суммы выпадающих доходов (убытков, компенсации), при этом суд руководствовался нормативными актами в области ценообразования, фактическими данными об объеме тепловой энергии за спорный период.
По мнению суда первой инстанции, за период с 01.11.2021 по 19.12.2021 следует производить расчет с применением тарифа, установленного на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 для муниципального унитарного предприятия Ванинского муниципального района Хабаровского края "Янтарь" (предыдущей теплоснабжающей организации) в размере 5 566,33 руб. Апелляционная жалоба не содержит возражений по определению надлежащего тарифа, указаний на иной подлежащий применению тариф. Истец и третьи лица также не возражают по вопросу определения тарифа.
Фактическое оказание истцом в спорный период услуг по теплоснабжению и объём отпущенной тепловой энергии (14 827,50 Гкал) подтверждаются представленными истцом в дело отчётом по форме N 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" за ноябрь-декабрь 2021 года, а также сведениями об объемах тепловой энергии, отпущенной в спорном периоде, (Приложения N 1-6 к ходатайству от 05.12.2022) с разбивкой по потребителям, согласованными и подписанными ООО "Жилкомсбыт" и Управлением администрации, с учётом которых разногласий по объёмам отпущенной истцом в спорном периоде тепловой энергии между сторонами нет.
Исходя из объёма отпущенной истцом в спорном периоде тепловой энергии и тарифа, установленного для предыдущей теплоснабжающей организации (МУП "Янтарь"), размер компенсации выпадающих доходов истца за период с 01.11.2021 по 19.12.2021 по расчёту суда первой инстанции составил 52 018 725,15 руб. (5566,33 руб. - 2058,07 руб. х 14 827,50 Гкал). Истец и третьи лица не заявили возражений относительно указанного расчета, не просили пересмотреть дело в части отказа в удовлетворении иска, превышающего 52 018 725,15 руб.
Доводы апеллянта о недоказанности размера заявленной и взысканной судом компенсации, о необходимости определения фактических расходов путем проведения экспертизы, путем исследования первичных документов, подлежат отклонению, поскольку противоречат доказательствам. Вопреки доводам апеллянта, в деле имеются документы, позволяющие определить оказание услуг теплоснабжения, объем тепловой энергии, отпущенной в спорный период. Такие доказательства были исследованы судом первой инстанции, по правилам статьи 71 АПК РФ им дана оценка. Ответчик не представлял доказательства в опровержение представленных истцом. У суда не было оснований назначать экспертизу в отсутствие соответствующих ходатайств лиц, участвующих в деле.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о доказанности размера компенсации, о праве истца требовать компенсацию от надлежащего ответчика - Управления администрации соответствуют положениям Федерального закона от 27.02.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2602, Постановлению N 39/41, Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075, нормативным актам Хабаровского края, в том числе Закону Хабаровского края от 24.06.2022 N 294, примененному судом согласно статье 13 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.01.2023 по делу N А73-5607/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5607/2022
Истец: ООО "ИКС-Ванино"
Ответчик: Управление жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ООО "ЖИЛКОМСБЫТ", ООО "ИКС-Ванино", ООО "ИНТЕРФЕЙС-СЕРВИС"