г. Вологда |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А05-6185/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зреляковой Л.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представителя Трушкова Е.В. по доверенности от 26.05.2021 N СЕВ НЮ-14/Д, от общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Архангельск" представителей Жироховой А.А. по доверенности от 26.07.2022 N 000127, Мотовиловой В.В. по доверенности от 14.03.2023 N 000012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 января 2023 года по делу N А05-6185/2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: 107174, Москва, муниципальный округ Басманный внутренняя территория города, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1; ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о возложении на общество с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Архангельск" (адрес: 163530, Архангельская область, Приморский район, поселок Талаги, дом 30; ИНН 2921009226, ОГРН 1052930017062; далее - ООО "РН-Морской терминал Архангельск") обязанности заключить договор об организации работы по обеспечению перевалки грузов на железнодорожном пути необщего пользования ООО "РН-Морской терминал Архангельск" по станции Кузнечевский Северной железной дороги от 09.11.2021 N 3-38 в предложенной истцом редакции.
Решением суда от 10.01.2023 в иске отказано.
ОАО "РЖД" с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, возложить на ООО "РН-Морской терминал Архангельск" обязанность заключить договор об организации работы по обеспечению перевалки грузов на железнодорожном пути необщего пользования ООО "РН-Морской терминал Архангельск" по станции Кузнечевский Северной железной дороги от 09.11.2021 N 3-38 в предложенной истцом редакции.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд не учел типовую форму договора, утвержденную приказом Минтранса России от 26.08.2020 N 327, статьи 16, 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ). Территориальное расположение путей не является юридически значимым. Возникший между сторонами спор остался неразрешенным.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
ООО "РН-Морской терминал Архангельск" в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей ОАО "РЖД", ООО "РН-Морской терминал Архангельск", исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "РН-Морской терминал Архангельск" является оператором морского терминала.
Свидетельствами о государственной регистрации права от 12.01.2007 и от 15.01.2007 подтверждается, что открытое акционерное общество "Нефтяная компания "РОСНЕФТЬ" (далее - ООО "НК "Роснефть") является собственником следующих объектов: станция Талаги (здание вокзала); назначение - нежилое; общая площадь 92 кв.м; инвентарный номер 337; литера А; этажность 1, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский район, Талажский сельсовет, поселок Талаги; подъездной железнодорожный путь; назначение - коммуникационное; общая длина 2 396,37 м; инвентарный номер 01170200, расположенный по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, муниципальное образование "Талажское", поселок Талаги, дом 30; внутрибазовые железнодорожные пути; назначение -коммуникационное; общая длина 2,2354 км; инвентарный номер 01170201, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, муниципальное образование "Талажское", поселок Талаги, дом 30; железнодорожные пути станции Талаги; назначение - коммуникационное; общая протяженность 4,64237 км; инвентарный номер - 01170199, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, муниципальное образование "Талажское", поселок Талаги, дом 30.
ООО "НК "Роснефть" (арендодатель) и ООО "РН-Морской терминал Архангельск" (арендатор) заключили договор аренды от 30.09.2006 N 0001106/1474Д, предметом которого является предоставление арендодателем за обусловленную сторонами договора плату во временное владение и пользование арендатору имущества, которое будет использовано арендатором в своих производственных целях в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными имущества, передаваемого в аренду.
В приложении 1 к дополнительному соглашению от 01.01.2014 N 20 к договору содержится перечень основных средств, передаваемых в аренду, в котором, в том числе поименованы железнодорожные пути станции Талаги.
ОАО "РЖД" и ООО "РН-Морской терминал Архангельск" ранее заключили договор "На эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" по станции Архангельск - Город Северной железной дороги" от 29.11.2016 N 5-38.
Согласно пункту 13.1 договор действует с момента подписания по 31.12.2021 включительно.
В пункте 1 дополнительного соглашения от 21.12.2021 стороны определили, что срок действия данного договора продлевается до заключения нового договора на новый срок.
ОАО "РЖД" направило ООО "РН-Морской терминал Архангельск" проект договора от 09.11.2021 N 3-38 "Об организации работы по обеспечению перевалки грузов на железнодорожном пути необщего пользования ООО "РН-Морской терминал Архангельск" по станции Кузнечевский Северной железной дороги".
ООО "РН-Морской терминал Архангельск" 14.01.2022 сообщило ОАО "РЖД", что отказывается заключать и подписывать предложенный проект договора от 09.11.2021 N 3-38 "Об организации работы по обеспечению перевалки грузов на железнодорожном пути необщего пользования ООО "РН-Морской терминал Архангельск" по станции Кузнечевский Северной железной дороги", поскольку это новый договор, который ранее не заключался сторонами, а ответчик не является стороной предложенных правоотношений. При этом ответчик просил истца направить в его адрес проект договора "На эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" по станции Архангельск - Город Северной железной дороги" на новый срок, поскольку срок по ранее заключенному договору истек.
Полагая, что ответчик обязан заключить новый договор, который ранее не заключался, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно части 1 статьи 1 Закон N 261-ФЗ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 4 Закона N 261-ФЗ объектами инфраструктуры морского порта являются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Перевалка грузов является комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 261-ФЗ прием и сдача грузов операторами морских терминалов и перевозчиками осуществляются в расположенных в морском порту местах погрузки, выгрузки грузов для соответствующих транспортных средств. Прием и сдача грузов, при перевозке которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте требуется постоянное или сменное сопровождение, осуществляются с участием сопровождающего лица.
В соответствии с частями 3, 4, 4.1 статьи 27 Закона N 261-ФЗ порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов железнодорожным транспортом, определяются договором об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту.
Договор об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту заключается сроком не менее чем на пять лет. В указанном договоре устанавливаются следующие существенные условия: порядок подачи и уборки вагонов, эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, определения платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего и необщего пользования; места и нормы одновременной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов с учетом производственных условий и объема перевозок (при обслуживании оператора морского терминала локомотивом перевозчика), места сдачи и приема вагонов, максимальное количество одновременно подаваемых и возвращаемых вагонов (при обслуживании оператора морского терминала локомотивом, принадлежащим данному оператору морского терминала на праве собственности или ином праве), технологический срок оборота вагона на железнодорожном пути необщего пользования; нормативы времени: на расформирование составов по грузоотправителям, грузополучателям (при обслуживании оператора морского терминала локомотивом, принадлежащим данному оператору морского терминала на праве собственности или ином праве); на подачу и уборку вагонов; на осуществление операций по приему и сдаче грузов; на оформление и выдачу документов; на подачу вагонов на весы и уборку вагонов с весов; на оборудование вагонов под погрузку грузов; на погрузку грузов в вагоны, выгрузку грузов из вагонов; на очистку вагонов от приспособлений для погрузки, размещения, крепления и перевозки грузов, от остатков ранее перевезенных грузов; на осмотр вагонов и других транспортных средств в части их пригодности в коммерческом отношении и технической пригодности для погрузки грузов; порядок расчетов между сторонами договора; особые условия, которые влияют на осуществление погрузки грузов в вагоны, выгрузки грузов из вагонов и выполнение других работ и операций (метеорологические условия, сменность работы и другие особые условия) и о наступлении которых оператор морского терминала письменно уведомляет перевозчика; порядок совместного планирования погрузки и выгрузки грузов и определения среднесуточной плановой либо согласованной нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов; ответственность оператора морского терминала и перевозчика, осуществляющего перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Типовая форма договора, предусмотренного частью 3 данной статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Как установил суд первой инстанции, границы морского порта Архангельск (Архангельская область) установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2010 N 797-р.
Суд первой инстанции правомерно указал, что, поскольку из сопоставления территории морского порта Архангельск (Архангельская область) и мест нахождения железнодорожных путей следует, что последние находятся за пределами границ порта, прием и сдача грузов на железнодорожном пути необщего пользования ООО "РН-Морской терминал Архангельск" происходит за пределами границ морского порта Архангельск, указанные пути объектами инфраструктуры морского порта не являются. Соответственно положения Закона N 261-ФЗ не распространяются на фактически возникшие правоотношения сторон. При этом ответчик не является лицом, которое обязано заключить предложенный истцом договор.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае ОАО "РЖД" не вправе требовать от ООО "РН-Морской терминал Архангельск" заключение договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту.
Как следует из материалов дела, стороны, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной инстанции пояснили, в данном случае речь идет о заключении нового, ранее не заключенного, договора (на предмет заключения на новый срок), заключение иного договора, не предусмотренного положениями Закона N 261-ФЗ, предметом спора не является. При этом вопросы заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с учетом истечения срока ранее заключенного такого договора рассматриваются во внесудебном порядке, предметом настоящего спора не являются.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 января 2023 года по делу N А05-6185/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6185/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "РН-Морской терминал Архангельск"
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9552/2024
11.04.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1692/2024
19.01.2024 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6185/2022
29.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8120/2023
23.03.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1379/2023
10.01.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6185/2022