г. Хабаровск |
|
23 марта 2023 г. |
А04-9416/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Зейские электрические сети"
на решение от 25.01.2023
по делу N А04-9416/2022
Арбитражного суда Амурской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Зейские электрические сети"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
об оспаривании постановления
третье лицо: Зинкевич Сергей Иосифович
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Предприятие Зейские электрические сети" (далее - заявитель, общество, ООО "ПЗЭС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурский УФАС России, антимонопольный орган, управление) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 028/04/9.21-376/2022 от 09.11.2022 которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 25.01.2023 суд в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неправильном применении норма материального права, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, заявленное требование удовлетворить. По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении.
Антимонопольный орган в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании заявления гр. Зинкевич С.И., на действия (бездействие) АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" и ООО "ПЗЭС" по отказу в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств-КТП 250 кВа по адресу Магдагачинский район Амурской области, с. Новопокровка, кадастровый номер 28:16:012986:26 с максимальной мощностью ПО кВт при напряжении 0,4 кВ, 3 категории надежности для ресурсоснабжения, Амурским УФАС России определением от 15.07.2022 в отношении ООО "ПЗЭС" возбуждено дело об административном правонарушении N 028/04/9.21-376/2022.
13.09.2022 антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении и 09.11.2022 вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Несогласие с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
В абзаце 1 пункта 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункта 3 Правил N 861).
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора предусмотренных им мероприятий; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подачу) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил.
Для целей Правил N 861 под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения (в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В - до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ), существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Пунктом 12.1 Правил N 861 предусмотрено направление заявки на технологическое присоединение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности
энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно.
Пунктом 14 Правил N 861 предусмотрено направление заявки на технологическое присоединение физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Пунктом 34 Правил N 861 предусмотрено направление заявки на технологическое присоединение лицом, имеющим на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 01.01.2009 в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям в целях перераспределения максимальной мощности в пользу иных владельцев.
Критериями наличия технической возможности технологического присоединения в соответствии с пунктом 28 Правил N 861 являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил N 861 критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 Правил N 861) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 28 Правил N 861 (пункт 29 Правил N861).
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами N 861, с учетом особенностей, установленных разделом III указанных правил.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил N 861 инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 15 месяцев с даты заключения соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту (далее - соглашение о порядке взаимодействия), заключенного в соответствии с пунктом 30(1-2) Правил N 861.
Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (пункт 30.2 Правил N 861).
При технологическом присоединении по индивидуальному проекту к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети в соответствии с пунктом 30(1) Правил N 861 заключается до дня заключения соответствующего договора между сторонами соглашение о порядке взаимодействия, которое содержит положения по взаимодействию сторон при разработке индивидуальных технических условий и проектной документации, а также устанавливает ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение сторонами условий соглашения о порядке взаимодействия.
Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки направляет в адрес заявителя оформленный и подписанный в 2 экземплярах проект соглашения о порядке взаимодействия способом, позволяющим подтвердить факт его получения заявителем.
Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта соглашения о порядке взаимодействия подписывает оба экземпляра и направляет 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего соглашение о порядке взаимодействия пункт 30 (1-2) Правил N 861.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы (пункт 30.3 Правил N 861).
Согласно пункту 30.4 Правил N 861 в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный со своей стороны проект договора в 2 экземплярах, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с Правилами N 861 подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также копию решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок один экземпляр договора сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
Как предусмотрено пунктом 30.5 Правил N 861, в случае если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя.
При этом уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при расчете платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в составе указанной платы учитывается размер платы за технологическое присоединение, утвержденный (рассчитанный) для присоединения сетевой организации к вышестоящей сетевой организации в целях присоединения указанного заявителя в запрошенных им объемах.
В случае если в целях осуществления технологического присоединения объектов заявителя по индивидуальному проекту необходимо осуществить технологическое присоединение сетевой организации (к электрическим сетям которой непосредственно планируется присоединение заявителя) к сетям вышестоящей сетевой организации, плата за технологическое присоединение такого заявителя по индивидуальному проекту утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при условии наличия утвержденной (рассчитанной) в установленном порядке платы за технологическое присоединение сетевой организации к электрическим сетям вышестоящей сетевой организации.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:
- сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или
в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями;
- для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д", "ж" и "з" пункта 25 Правил N 861 мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении;
-решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти о реализации мероприятий по обеспечению вывода объекта по производству электрической энергии (мощности) из эксплуатации и выданными на его основании сетевой организацией техническими условиями вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) установлена необходимость осуществления мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации.
В случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные указанным пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 Правил N 861, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
При присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения (пункт 42 Правил N 861).
Согласно пункту 43 Правил N 861 каждая сетевая организация обязана уведомлять вышестоящую смежную сетевую организацию:
об объеме максимальной мощности к своим сетевым объектам на 1-е число месяца, следующего за кварталом (срок представления указанных сведений составляет 10 рабочих дней с 1-го числа месяца, следующего за кварталом);
о суммарной максимальной мощности за прошедший квартал, указанной в полученных от заявителей заявках на технологические присоединения к ее сетевым объектам и заключенных договорах на технологическое присоединение за прошедший квартал (срок представления указанных сведений составляет 20 рабочих дней с 1 -го числа месяца, следующего за кварталом);
об указанных данных, полученных от других смежных организаций, с указанием их центра питания (срок представления указанных сведений составляет 20 дней с даты поступления данных от смежных организаций).
Для целей Правил N 861 под вышестоящей смежной сетевой организацией понимается смежная сетевая организация, электрические сети которой имеют более высокий класс напряжения. В случае если все смежные сетевые организации имеют одинаковый класс напряжения, вышестоящей смежной сетевой организацией признается сетевая организация, присоединенная к электрической сети более высокого класса напряжения.
Сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. В случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с Правилами N 861 подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13(1) Правилами N 861, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13(1) Правилами N 861, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с Правилами N 861.
Из материалов административного дела судом установлено, что 06.11.2021 Зинкевич С.И. (заявитель) обратился в ООО "ПЗЭС" с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств - КТП 250 кВа по адресу Магдагачинский район Амурской области, с. Новопокровка, кадастровый номер 28:16:012986:26 с максимальной мощностью ПО кВт при напряжении 0,4 кВ, 3 категории надежности для ресурсоснабжения.
ООО "ПЗЭС", владеющее на основании договора аренды электросетевых сооружений от 30.06.2010 N 8, заключенного с ОАО "Амурнефтепродукт", трансформаторной подстанцией на АЗС N 73 КТМБ 10/0,4 мощностью 40 кВа с присоединением ВЛ-10 кВ длиной 10 км, расположенной на федеральной трассе Чита-Хабаровск 1198 км, инвентарный N 1440000041, письмом от 06.11.2021 N 153 обратилось в адрес АО "Покровский рудник" в связи с присоединением ВЛ-10 кВ - ПС "Заводская" - АЗС N 73 к подстанции, находящейся в собственности АО "Покровский рудник", с вопросом о выделении 110 кВа мощности для присоединения заявителя.
В свою очередь АО "Покровский рудник" пояснило, что им ведется работа по разработке программы перспективного развития предприятия в части увеличения мощности переработки флотоконцентрата, что потребует установки технологического оборудования с существенной потребляемой мощностью, которую АО "Покровский рудник", после проведенных расчетов, будет запрашивать в ТСО (территориальная сетевая организация) Амурской области. В связи с этим общество предложило повторно обратиться с запросом после 2-3 квартала 2022 года для последующего рассмотрения вопроса по увеличению максимальной мощности присоединения по В Л- 10 кВ - ПС "Заводская" - АЗС N 73.
Письмом от 08.11.2021 N 158 ООО "ПЗЭС" сообщило заявителю, что в указанном им районе отсутствуют воздушные линии электропередачи напряжением 10 кВ, находящиеся в собственности ООО "ПЗЭС", указанная заявителем линия принадлежит АОО "ННК-Амурнефтепродукт" и присоединена к ПС "Заводская", принадлежащей АО "УК "Петропавловск", которые не являются сетевыми организациями, рекомендовав обратиться к указанным организациям.
Письмом от 09.12.2021 N 01112 АО "ННК-Амурнефтепродукт" сообщило заявителю, что электрооборудование, установленное в точке технологического присоединения от опоры N 81 ВЛ-6 кВ для энергоснабжения АЗС N 73, расположенной по адресу: Магдагачинский район, с. Тыгда, сооружение 5, рассчитано только на нагрузку присоединенной АЗС N 73, присоединение заявленной Зинкевичем С.И. нагрузки невозможно.
Для возможного технологического присоединения непосредственно к сетям АО "УК Петропавловск" с согласованием присоединения заявленной мощности общество рекомендовало обратиться в АО "УК Петропавловск".
11.03.2022 Зинкевич С.И. обратился в АО "ДРСК" с заявкой на технологическое присоединение объекта "административные сооружения", расположенного по адресу Магдагачинский район, с. Новопокровка, кадастровый номер земельного участка 28:16:012986:26, с заявленной мощностью ПО кВт, на уровне напряжения 0,4 кВ, по 3 категории надежности.
После проведенного специалистами АО "ДРСК" осмотра энергопринимающих устройства заявителя, и установления факта того, что на наименьшем расстоянии до объекта заявителя находятся электрические сети ООО "ПЗЭС" (подтверждается актом обследования от 16.03.2022 N 1354), письмом от 30.03.2022 N 15-15/230/1427 АО "ДРСК" сообщило Зинкевичу С.И., что электрические сети, принадлежащие АО "ДРСК", в указанном заявителем районе отсутствуют, ближайшие сети АО "ДРСК" находятся на расстоянии не менее 1400 метров.
Ссылаясь на пункт 8 Правил N 861 АО "ДРСК" указало, что заявителю необходимо обратиться в смежную сетевую организацию - ООО "ПЗЭС", электрические сети требуемого уровня напряжения которого находятся на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Между тем, согласно письму ООО "ПЗЭС" от 23.05.2022 N 65, в районе участка заявителя отсутствуют линии электропередач, принадлежащие ООО "ПЗЭС". Ближайшая точка возможного подключения находится в 1314 метров от границ земельного участка согласно кадастровой карте (более 500 метров в сельской местности технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту). Данная точка находится на территории АЗС N 73 (электросетевое оборудование находится в аренде ООО "ПЗЭС"). Указанная точка фактически совпадает с ближайшей точкой ООО ДРСК (фельдшерский пункт - находится на территории АЗС N 73). ООО "ПЗЭС" не может выдать технические условия заявителю в виду отсутствия дополнительной мощности у собственника вышестоящей трансформаторной подстанции ПС "Заводская" 35/6 АО "Покровский рудник", как и индивидуальные технические условия, которые включали бы в себя новое строительство (реконструкцию) существующей ВЛ, а также отпайки длиной не менее 1,5 км. до границ участка заявителя.
АО "ДРСК" в письме от 26.05.2022 N 15-15/357/2335 отметило, что расстояние объекта присоединения от электросетевых объектов сетевых организаций подтверждается представленной к пояснениям схемой расположения, изображенной на топографической карте, из которой видно, что объект присоединения заявителя находится на расстоянии 1350,47 метров от электрических сетей АО "ДРСК" и 1316,61 метров от электрических сетей ООО "ПЗЭС". Также АО "ДРСК" указало, что в письме ООО "ПЗЭС" от 08.11.2021 N 158 сообщается об отсутствии в районе расположения энергопринимающих устройств заявителя ВЛ-10 кВ, принадлежащих ООО "ПЗЭС", вместе с тем, согласно заявке на технологическое присоединение, поступившей от заявителя Зинкевич С.И. в АО "ДРСК", требуемый класс напряжения - 0,4 кВ.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства ООО "ПЗЭС" (МТП АЗС 73) опосредованно через подстанцию "Заводская" АО "Покровский рудник" (ПС 35/6 кВ "Заводская") к объекту единой национальной (общероссийской) электрической сети (ПС220 "Ключевая"), технологическое присоединение подстанции "Заводская" АО "Покровский рудник" (ПС 35/6 кВ "Заводская") к объекту единой национальной (общероссийской) электрической сети (ПС220 "Ключевая"), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае технологическое присоединение объектов заявителя в отсутствие технической возможности технологического присоединения должно осуществляться ООО "ПЗЭС", как сетевой организацией, объекты электросетевого хозяйства которой находятся на наименьшем расстоянии до границ участка заявителя и присоединены к объекту единой национальной (общероссийской) электрической сети (ПС220 "Ключевая"), с учетом особенностей, регламентированных разделами III, V Правил N 861 (пункты 28-33.1 правил).
Между тем, меры, направленные на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе с учетом разделов Ш, V Правил N 861, ООО "ПЗЭС" предприняты не были.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом законодательно установленных норм, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.
Вступая в правоотношения, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в своей совокупности для признания общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, арбитражный суд полагает, что административным органом в оспариваемом постановлении был сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
КоАП РФ не содержит исключений применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.
Однако в соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Судом апелляционной инстанции не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности вменяемого обществу правонарушения.
Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Состав вмененного обществу правонарушения является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом изложенного, как верно установил суд первой инстанции, УФАС России по Амурской области обоснованно привлекло ООО "ПЗЭС" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
При назначении административного наказания управлением исследован вопрос о наличии (отсутствии) отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, с учетом характера и существа нарушения, необходимости достижения целей и задач административного производства избрано наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ для данной категории субъекта, и является справедливым.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания решения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 25.01.2023 по делу N А04-9416/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9416/2022
Истец: ООО "Предприятие Зейские электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
Третье лицо: Зинкевич Сергей Иосифович