г. Москва |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А40-117986/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей Ю.Н. Федоровой, М.С. Сафроновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.К. Юнусовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС N 20 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2022 по делу N А40- 117986/21
по заявлению ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ"
к ИФНС N 20 по г. Москве
третье лицо: УФНС России по г. Москве
о признании незаконными действий должностных лиц ИФНС России
при участии в судебном заседании:
от УФНС России по г. Москве: Сергина Т.В. по дов. от 09.01.2023
от ИФНС России по г. Москве: Горбунов И.В. по дов. от 09.01.2023
от ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ": Рощин Д.Н. по дов. от 15.07.2022
Иные лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ле-Интеграция" обратилось в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ИФНС России N 20 по г. Москве по проведению 10 марта 2021 года осмотра занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения, а также выемки документов, предметов, информации с жестких дисков, относящихся к деятельности ООО "Ле-Интеграция", из занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10; возложении на должностных лиц ИФНС России N 20 по г. Москве обязанности устранить последствия их незаконных действий и вернуть принадлежащие ООО "Ле-Интеграция" документы и предметы, изъятые в ходе проведенной 10 марта 2021 года выемки, а также удалить всю скопированную с жестких дисков компьютеров ООО "Ле-Интеграция" информацию, представляющую коммерческую тайну.
Решением от 30 ноября 2021 Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2022 N 09АП-1231/2022, действия должностных лиц ИФНС России N 20 по г. Москве по проведению 10 марта 2021 года осмотра занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения, а также выемки документов, предметов, информации с жестких дисков, относящихся к деятельности ООО "Ле-Интеграция", из занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10 признаны незаконными и на ИФНС России N 20 по г. Москве возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Ле-Интеграция" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.
Постановлением от 29 июня 2022 Арбитражным судом Московского округа решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2022 по делу N А40-117986/21-154-1800 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2022 признаны незаконными действия должностных лиц ИФНС России N 20 по г. Москве по проведению 10 марта 2021 года осмотра занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения, а также выемки документов, предметов, информации с жестких дисков, относящихся к деятельности ООО "Ле-Интеграция", из занимаемого ООО "Ле-Интеграция" помещения по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10. Обязать ИФНС России N 20 по г. Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Ле-Интеграция" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИФНС N 20 по г. Москве обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители уполномоченного органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Ле-Интеграция" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил суду отзыв, приобщенный судом к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу, апелляционный суд считает доводы жалобы обоснованными, решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ, в силу следующего.
Отменяя судебные акты нижестоящих судов, суд округа указал, что делая вывод о нарушении прав заявителя, суды не приняли во внимание необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов. Согласно правовой позиции, высказанной в Определении Верховного Суда РФ от 17.04.2020 N 306-ЭС20-3991, у налогового органа могут быть причины для проведения выемки с целью эффективного осуществления налогового контроля. При необходимости не исключается и возможность применения принципа внезапности. Таким образом, само по себе проведение выемки у иного лица, чем проверяемый налогоплательщик не служит основанием считать права этого лица нарушенными. Делая вывод о незаконности действий инспекции по выемке документов по месту нахождения ООО "Ле-Интеграция", суды не дали правовой оценки тому обстоятельству, что фактически по указанному месту нахождения были обнаружены и изъяты документы проверяемого налогоплательщика ООО "Спектр", т.е. фактически цель контрольных мероприятий была достигнута. Оценка обоснованности проведения контрольных мероприятий по месту нахождения заявителя (совпадение IP-адреса, родственные связи руководителей, совпадение видов деятельности, пересечение поставщиков и покупателей и т.д.) дана каждому обстоятельству отдельно, без учета их совокупности и взаимной связи. Таким образом, судебные акты вынесены с нарушением правил оценки доказательств (ст. 71 АПК РФ). Суд округа также принимает во внимание, что вывод об изъятии при проверке документов, не относящихся к деятельности ООО "Спектр", сделан судами без ссылки на доказательства. На налоговый орган судебным актом возложена обязанность возвратить заявителю изъятые при проверке документы без учета установленного обстоятельства возврата Инспекцией 27.04.2021 письмом N 22-10/18062 в адрес ООО "Ле-Интеграция" документов, которые были изъяты в рамках контрольных мероприятий (57 документов), что подтверждается почтовым отправление РПО: 10912953007975. Таким образом, судами фактически не установлено, были ли у заявителя изъяты документы, относящиеся только к его деятельности, и возвращены ли они обществу. Судами фактически не дано правовой оценки, каким образом действия инспекции затрагивают права и законные интересы ООО "Ле-Интеграция" с учетом того, что, как указано в судебных актах, Инспекцией изъята (скопирована) информация в электронном виде, содержащаяся на рабочих компьютерах сотрудников Общества, а также документы и предметы, имеющие отношение к проверяемому лицу ООО "Спектр" и принадлежащее ООО "Спектр", то есть изъятие Инспекцией электронных и иных документов и предметов направлено на установление фактических обстоятельств в рамках выездной проверки ООО "Спектр".
В соответствии с частью 2.1 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Делая вывод о незаконности действий инспекции по выемке документов по месту нахождения ООО "Ле-Интеграция", суд первой инстанции не дал правовой оценки тому обстоятельству, что фактически по указанному месту нахождения были обнаружены и изъяты документы проверяемого налогоплательщика ООО "Спектр", то есть фактически цель контрольных мероприятий была достигнута.
Оценка обоснованности проведения контрольных мероприятий по месту нахождения заявителя (совпадение IP-адреса, родственные связи руководителей, совпадение видов деятельности, пересечение поставщиков и покупателей и т.д.) дана каждому обстоятельству отдельно, без учета их совокупности и взаимной связи.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82).
Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные (статьи 82, 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации), в рамках которых при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 данного Кодекса.
В силу положений Налогового кодекса Российской Федерации выемка документов и предметов заключается в изъятии должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, документов и предметов проверяемого лица, имеющих отношение к предмету налоговой проверки и свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, из определенного помещения, с фиксацией соответствующих процессуальных действий и изъятых документов и предметов в протоколе в установленном законом порядке (подпункт 3 пункта 1 статьи 31, пункт 14 статьи 89, пункт 4 статьи 93, статьи 94 и 99).
В силу пункта 3 статьи 93 НК РФ предусмотрено, что в случае непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предписывающих производство выемки документов и предметов исключительно по месту регистрации налогоплательщика, указанному в его учредительных документах.
На основании решения от 28.07.2020 N 22/3 о проведении выездной налоговой проверки сотрудниками Инспекции в связи с ликвидацией проводится выездная налоговая проверка ООО "Спектр" (прежние наименования организации ООО "Спектр": с 31.01.2014 по 16.05.2016 - ООО "Группа компаний Александра Левашова"; с 17.05.2016 по 09.09.2019 - ООО "Ал-Интеграция"; с 10.09.2019 по настоящее время - ООО "Спектр").
1. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, в период с 31.01.2014 по 27.10.2019 генеральным директором ООО "СПЕКТР" являлся Левашов А.А., в период с 31.01.2014 по 09.09.2019 Левашов А.А. являлся учредителем ООО "СПЕКТР".
В период с 28.07.2014 по настоящее время генеральным директором и учредителем ООО "Ле-Интеграция" является Левашов A.M.
Также Левашов A.M. в период с 31.01.2014 по 14.02.2018 являлся учредителем ООО "СПЕКТР".
Инспекцией установлена родственная связь между Левашовым А.А. (сын) и Левашовым A.M. (отец).
2. Проведён анализ книг покупок ООО "СПЕКТР" и ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ".
Установлено пересечение следующих поставщиков: ООО "О-СИ-ЭС-ЦЕНТР" ИНН 7701341820, ООО "АМС" ИНН 7709459855, ООО "АСГ" ИНН 7717703190, ООО "ЮЛМАРТ РЕГИОНАЛЬНАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" ИНН 7814522256, ЗАО "ОЛДИ ЛТД" ИНН 7719044994, ООО "КОМПАНИЯ ДИДЖИТАЛ МАШИНС" ИНН 7724618154, ООО "ЛИНОЛЕУМ.РУ" ИНН 5032218961, ООО "М-ИНВЕСТ" ИНН 7743553167, ООО "МЕТАЛЛ-ЭНЕРГИЯ" ИНН 7725589121, ООО "МАКРОКОМ ИНЖИНИРИНГ" ИНН 7751519794, ООО "ГДЕМАТЕРИАЛ" ИНН 7743137030, ООО "ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКТ-СЕРВИС" ИНН 7721801761, ООО "МВМ" ИНН 7707548740, ООО "СИПНЕТ" ИНН 7728339602, ООО "ГЭЛЭКСИМАРТ" ИНН 7743138474, ООО "ТЦ КОМУС" ИНН 7706202481, ООО "Деловые Линии" ИНН 7826156685, ЗАО "МПО Электромонтаж" ИНН 7719079370, ООО "РЕГАРД МСК" ИНН 7730234438, ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ" ИНН 7825444144, ООО "ИКС-КОМ" ИНН 7714948322.
Из анализа книг покупок ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАДИЯ", установлено, что ООО "СПЕКТР" являлось основным поставщиком ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ".
Проведён анализ книг продаж ООО "СПЕКТР" и ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ".
Установлено пересечение следующих покупателей: ООО "СОФТЛАИН ПРОЕКТЫ" ИНН 7728734000, ООО "БРЮЛЛОВ КОМ" ИНН 7729443187, АО "СОФТЛАИН ТРЕЙД" ИНН 7736227885, ООО "ТЕГРУС" ИНН 7714907809, ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" ИНН 7728341859, ООО "СКАЙСОФТ ВИКТОРИ" ИНН 7725808479, ООО "КОНФЕРЕНЦ-МЕДИА" ИНН 7718791584, АО "РОСГЕОЛОГИЯ" ИНН 7724294887.
Из анализа книг продаж ООО "СПЕКТР", установлено, что ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" являлось основным покупателем ООО "СПЕКТР".
3. По результатам анализа банковских выписок ООО "СПЕКТР" и "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" установлено пересечение следующих контрагентов: ООО "БРЮЛЛОВ КОМ" ИНН 7729443187, АО "СОФТЛАИН ТРЕЙД" ИНН 7736227885, ООО "АСГ"7717703190 (указанные организации являются лицами по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с которыми были изъяты документы в ходе выемки).
4. Установлено совпадение IP-адреса 89.20.138.18 при сдаче налоговой отчетности ООО "СПЕКТР", ООО "Ле-Интеграция".
Наименование |
ИНН |
Сетевой адрес отправителя |
ООО "ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ" |
7733302090 |
89.20.138.18 |
ООО "СПЕКТР" |
7728868677 |
89.20.138.18 |
ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" |
7720820948 |
89.20.138.18 |
ООО "МБА" |
7751516747 |
89.20.138.18 |
ООО "СТОУН СОФТ ТРЕЙД" |
9710041329 |
89.20.138.18 |
5. ООО "Спектр" и ООО "Ле-Интеграция" имеют одних и тех же сотрудников, покупателей, поставщиков, находятся по одному адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10; ООО "Спектр" являлось основным поставщиком ООО "Ле-Интеграция".
6. До проведения выемки сотрудниками Инспекции в соответствии с ст. 90 НК РФ, проведён допрос свидетеля Малущенко Виктории Сергеевны (протокол допроса N 22/48 от 26.02.2021). Малущенко B.C. с 22.05.2017 по 06.02.2018 являлась коммерческим директором ООО "Ал-Интеграция". В ходе допроса Малущенко B.C. сообщила, что ведение бухгалтерского и налогового учета в ООО "СПЕКТР" в 2017-2020 г.г. осуществляла Полушина Светлана Петровна которая также являлась главным бухгалтером ООО "Ле-Интеграция" и имела доступ к базам 1С Бухгалтерия обеих организаций.
Одним из оснований для производства осмотра и выемки в отношении проверяемого налогоплательщика ООО "СПЕКТР" послужило отсутствие организации по адресу местонахождения и неисполнение требования от 28.07.2020 N 22/21988-ГКВ о предоставлении документов (информации).
Таким образом, Инспекцией до начала проведения осмотра и выемки установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о том, что в помещениях, принадлежащих ООО "Ле-Интеграция" находятся документы, имеющие отношение к предмету выездной налоговой проверки в отношении ООО "СПЕКТР".
Инспекцией при проведении мероприятий налогового контроля установлены источники получения документов и предметов, содержащих информацию, относящуюся к предмету выездной налоговой проверки, находящиеся в помещении по одному адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10, и имеющие отношение к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, действия Инспекции соответствуют требованиям статей 31, 89, 94 НК РФ.
По результатам проведения осмотра и выемки на территории ООО "Ле-Интеграция" сотрудниками Инспекции обнаружены предметы и документы, имеющие непосредственное отношение к деятельности ООО "СПЕКТР" (счета-фактуры, счета на оплату, акты, доверенности ООО "Ал-Интеграция" (прежнее наименование ООО "Спектр"), а также электронно-цифровые подписи, печати, оригиналы первичных документов, договоры контрагентов ООО "Спектр" и ООО "Ле-Интеграция").
Нарушений процедуры (порядка) проведения осмотра помещений, установленной ст. 92 НК РФ, не имеется, протокол от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 о производстве выемки, изъятии документов и предметов и протокол от 10.03.2021 N 22-20/11/4/1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов составлены в соответствии с формой, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
В рамках проведения выездной налоговой проверки ООО "Спектр" Инспекция вынесла поручение б/н, б/д о проведении мероприятий налогового контроля с 09.03.2021 по 12.03.2021 с применением фотосъемки и изъятием необходимых документов, в том числе осмотра электронно-цифровых носителей, с целью осмотра помещений, расположенных по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10, которое 10.03.2021 вручено представителю ООО "Ле-Интеграция", что подтверждается отметкой о получении в указанном поручении и приложении N 1 к поручению.
10.03.2021 в присутствии представителя ООО "Ле-Интеграция", понятых, иных лиц (сотрудников полиции, технического специалиста) Инспекцией проведен осмотр территорий, помещений, документов, предметов и составлен протокол от 10.03.2021 N 22-20/11/4/1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов, который 10.03.2021.
Основанием для осмотра являлось Постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов N 22-20/1894 от 09.03.2021.
В результате осмотра Инспекцией установлено, что в помещении, где находятся рабочие места сотрудников ООО "Ле-Интеграция", находятся счета-фактуры, счета на оплату, акты, доверенности ООО "Ал-Интеграция" (прежнее наименование ООО "Спектр"), а также электронно-цифровые подписи, печати, оригиналы первичных документов, договоры контрагентов ООО "Спектр" и ООО "Ле-Интеграция", перечисленные в протоколе от 10.03.2021 N 22-20/11/4/1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов.
10.03.2021 на основании постановления от 09.03.2021 N 12-08/106105 произведена выемка, изъятие документов и предметов в присутствии понятых, 1Т-специалиста, сотрудников полиции, представителя ООО "Ле-Интеграция", составлен протокол от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 выемки документов и предметов.
В протоколе выемки документов и предметов N 22-20/11/4/2 от 10.03.2021 ООО "СПЕКТР", у которого производилась выемка, изъятие документов и предметов, зафиксирован отказ в добровольной выдаче указанных в постановлении о производстве выемки, изъятия документов и предметов от N 22-20/2 от 09.03.2021.
Из постановления о производстве выемки, изъятия документов и предметов от N 22-20/2 от 09.03.2021 следует, что установлено офисное помещение, стационарные рабочие места, документы, кабинет генерального директора, а также кабинет бухгалтерии ООО "СПЕКТР" расположены по адресу, по которому проводилась выемка: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б.
Инспекцией установлено, что в помещении по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, ст. 10, находятся счета-фактуры, счета на оплату, акты, доверенности ООО "Ал-Интеграция" (прежнее наименование ООО "Спектр"), а также электронно-цифровые подписи, печати, оригиналы первичных документов, договоры контрагентов ООО "Спектр" и ООО "Ле-Интеграция", найдены первичные документы ООО "СПЕКТР" (ООО "АЛ-ИНТЕГРАЦИЯ") в электронном виде, скопированные на жёсткий диск SEAGATE с серийным номером NAAGM1YN, и на бумаге по взаимоотношению с различными контрагентами, которые в дальнейшем были изъяты на основании Постановления N 22-20/2 от 09.03.2021 о производстве выемки, изъятии документов и предметов.
Все изъятые документы перечислены в протоколе от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 выемки документов и предметов, копия протокола 18.03.2021 вручена представителю конкурсного управляющего ООО "Спектр".
18.03.2021 в присутствии понятых, при участии представителей ООО "Спекф" произведено вскрытие и осмотр документов, изъятых в соответствии с протоколом от 10.03.2021 N 22-20/11/4/2 выемки документов и предметов, о чем составлен протокол вскрытия материалов выемки от 18.03.2021.
Инспекция 26.04.2021 направила заявителю по почте сопроводительным письмом N 22-11/17731 от 26.04.2021 копию протокола N 22-20/11/4/2 от 10.03.2021, копию постановления о проведении осмотра N 22-20/1894 от 09.03.2021 и копию постановления N 22-20/2 от 09.03.2021 о производстве выемки (номер почтового идентификатора 11114155030150).
24.03.2021 письмом от 24.03.2021 N 22-11/12141 Инспекция передала конкурсному управляющему ООО "СПЕКТР" Лазуренко А.А. оригиналы документов и предметов, изъятых в ходе проведения выемки и имеющих отношение к ООО "СПЕКТР", о чем свидетельствует подпись представителя на копии сопроводительного письма.
27.04.2021 письмом от 27.04.2021 N 22-10/18062 Инспекция в адрес ООО "Ле-Интеграция" направила копии 57 документов (в соответствии с описью), изъятых в ходе проведения выемки документов и предметов (номер почтового идентификатора 10912953007975).
18.11.2021 письмом от 18.11.2021 N 22-11/49269 Инспекция передала представителю ООО "Ле-Интеграция" Рощину Д.Н. оригиналы документов и предметов, изъятых в ходе проведения выемки, о чем свидетельствует подпись представителя на копии сопроводительного письма.
Инспекцией осуществлен возврат письмом от 27.04.2021 в адрес ООО "Ле-Интеграция" документов (57 документов), что подтверждается почтовым отправление РПО: 10912953007975 и письмом от 18.11.2021 N 22-11749269, о чем свидетельствует подпись представителя ООО "Ле-Интеграция" Рощина Д.Н. на копии сопроводительного письма.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Налоговый контроль согласно п. 1 ст. 82 НК РФ проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, в том числе, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Из анализа названных норм права в совокупности следует, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных налоговых проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), является одним из способов налогового контроля.
В соответствии с п.1 ст.92 Кодекса должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
В пункте 12 статьи 89 Кодекса установлено, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 89 Кодекса при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.
Налоговый контроль согласно п. 1 ст. 82 НК РФ проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, в том числе, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Из анализа названных норм права в совокупности следует, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных налоговых проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), является одним из способов налогового контроля.
В соответствии с п.1 ст.92 Кодекса должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Согласно п.1 ст.94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В соответствии с п.3 ст.94 НК РФ выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
Согласно п.4 ст.94 НК РФ должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
В соответствии с п.6 ст.94 НК РФ о производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. Согласно п.7 ст.94 НК РФ изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. При этом, положения статьи 94 НК РФ не содержат требований об указании точного перечня документов, тем более, что налоговый орган до начала выемки не может знать какие именно документы находятся в месте проведения выемки, в связи с чем, в постановлении указывается общие характеристики документов, позволяющие их идентифицировать с документами находящими у налогоплательщика.
Согласно п. 8 ст.94 НК РФ в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.
В соответствии с п. 10 ст.94 НК РФ копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Положения статьи 94 НК РФ не содержит требования об указании точного перечня документов, тем более, что налоговый орган до начала выемки не может знать какие именно документы находятся в месте проведения выемки, в связи с чем, в постановлении указывается общие характеристики документов, позволяющие их идентифицировать с документами находящими у налогоплательщика. В данном случае в постановлении на изъятие документов по взаимоотношениям налогоплательщика и перечисленных организаций, с примерным перечнем наименований документов, что не противоречит положениям статьи 94 НК РФ.
При этом глава 14 НК РФ не содержит положений, предписывающих производство выемки документов и предметов исключительно по месту регистрации налогоплательщика, указанному в учредительных документах, но также и в помещениях, в которых находятся или должны находится документы налогоплательщика необходимые для проведения проверки, при наличии достаточных данных о месте нахождения этих документов, в связи с чем, вне зависимости от принадлежности помещения инспекция вправе проводить выемку документов относящихся к налогоплательщику.
В связи с наличием оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены Инспекция правомерно провела выемку документов и предметов на территории взаимозависимого ООО "Ле-Интеграция" по адресу: г. Москва. 5-й Донской проезд, д. 21 Б. стр. 10, указанные действия являются законными и обоснованными, также законными и обоснованными является постановление о производстве выемки, в связи с чем, основания для удовлетворения требований заявителей у суда первой инстанции отсутствовали.
Суд первой инстанций посчитал, что должностными лицами Инспекции нарушены процессуальные норм и права участников процессуальных норм и прав участников процессуальных действий. Так из протоколов осмотра и выемки не ясно кем из должностных лиц проводились данные процессуальные действия, а кто принимал в них участие, кем составлены протоколы, так как протокол составляется должностным лицом, проводящим осмотр или выемку, однако в протоколах перечислены данных сотрудников без указания кто проводит процессуальное действие.
Два разных процессуальных действий осмотр и выемка проведены одними и теми же должностными лицами с участием одних и тех же понятых.
Так осмотр проведен 10.03.2021 с 12:30 до 16:00, а выемка проводилась 10.03.2021 с 16:05 до 18:30.
Довод об отсутствии в постановлении подробного перечня документов, в качестве основания для его незаконности не может быть принят, поскольку положение статьи 94 НК РФ не содержит требования об указании точного перечня документов, тем более, что налоговый орган до начала выемки не может знать какие именно документы находятся в месте проведения выемки, в связи с чем, в постановлении указывается общие характеристики документов, позволяющие их идентифицировать с документами находящими у налогоплательщика.
В данном случае в постановлении на изъятие документов по взаимоотношениям налогоплательщика и перечисленных организаций, с примерным перечнем наименований документов, что не противоречит положениям статьи 94 НК РФ.
Как указывает Инспекция, из представленной в материалы дела видеозаписи (на электронном носитель (Флеш-накопитель) DataTraveler G4 (32GB), следует, что должностными лицами Инспекции предлагалось оказать содействие и выдать (представить доступ) к документам, которые могли подлежать выемке, но представителем Общества, оказано противодействие проверяющим: представителями налогоплательщика отказано предоставлении доступа к документам (информации) в электронном виде на компьютерах (жесткие диски, системные блоки и ЭЦП, сотовый телефон), более того, Общество отказалось добровольно предоставить доступ и выдать документы проверяемой организации ООО "СПЕКТР" (ранее ООО "Ал-Интеграция").
Указанные действия не позволили проверяющим отделить документы ООО "Ле-Интеграция" от документов, относящихся к ООО "СПЕКТР", что привело к изъятию документов, в том числе, ООО "Ле-Интеграция".
Довод, что осмотр и выемка проводились в отсутствии привлеченных в установленном порядке понятых, так как участвующие в мероприятиях налогового контроля лица, являлись "штатными понятыми", является необоснованным и документально не подтвержденным.
В рамках представления сведений по совпадению IP-адреса: 89.20.138.18, при сдаче налоговой отчетности ООО "Спектр" и ООО "Ле-Интеграция", отражено и приобщена в материалы настоящего дела в постановлении от 09.03.2021 о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов N 22-20/1894, учитывая, что настоящее обстоятельство заявителем не оспаривалось, а лишь указывалось о заключении с АНО "Правовое поле" договора N 18-5 от 01.02.2018 в раках которого осуществлялось бухгалтерское-налоговое и правовое сопровождение.
Протокол N 22/48 допроса свидетеля от 26.02.2021 (том N 2, л.д.41), в соответствии с которым Малущенко B.C. (коммерческого директора ООО "СПЕКТР", ранее ООО "АЛ-ИНТЕГРАЦИЯ") прямо указала на то, что АНО "Правовое поле" входит в группу компаний ООО "СПЕКТР", проверяемого налогоплательщика. Так же, указание настоящего свидетеля на бухгалтера Полушину Светлану Петровну, которая работала в ООО "СПЕКТР" и является главным бухгалтером ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" (заявителя).
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В данной ситуации нарушений прав и законных интересов ООО "Ле-Интеграция" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не усматривается, поскольку согласно протоколу выемки, документы и предметы изъяты именно у ООО "Спектр", а не у ООО "Ле-Интеграция".
Инспекция в рамках проверки вправе изъять документы и предметы у взаимозависимой с проверяемым налогоплательщиком организации. Учитывая, что Инспекцией установлена взаимозависимость между ООО "Спектр" и ООО "Ле-Интеграция": совпадение IP-адреса при сдаче налоговой отчетности, совпадение сотрудников и покупателей, нахождение по одному адресу, ООО "Спектр" являлось основным поставщиком ООО "Ле-Интеграция", в связи с чем основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
В ходе осмотра (Протокол осмотра N 22-20/11/4/1 от 10.03.2021) по адресу: г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр. 10; найдены первичные документы ООО "СПЕКТР" (ООО "АЛ-ИНТЕГРАЦИЯ") в электронном виде, скопированные на жёсткий диск SEAGATE с серийным номером NAAGMIYN, и на бумаге по взаимоотношению с различными контрагентами, которые в дальнейшем были изъяты на основании Постановления N 22-20/2 от 09.03.2021 о производстве выемки, изъятии документов и предметов.
Факт проведения осмотра помещений, принадлежащих ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" по адресу регистрации: Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 Б, стр.10, права и законные интересы Общества в области предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, негативных последствий для ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ" не влечет.
При таких обстоятельствах действия Инспекции по производству выемки документов и предметов у Общества произведены в рамках статей 31, 92, 94, 99 НК РФ и являются обоснованными, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2022 по делу N А40- 117986/21 - отмене, в удовлетворении заявления надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 270, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2022 г. по делу N А40- 117986/21- отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Ле-Интеграция" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Ю.Н. Федорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117986/2021
Истец: ООО "ЛЕ-ИНТЕГРАЦИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 20 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11426/2022
22.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4269/2023
06.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117986/2021
29.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11426/2022
16.02.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1231/2022
30.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-117986/2021