г. Владимир |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А39-5313/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.03.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" (ОГРН 1181326005596, ИНН 1327033084) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.01.2023 по делу N А39-5313/2022, принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (ОГРН 1021300979490, ИНН 1326135326) от 24.05.2022 N 09-12-07/25-3306, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия, Министерства здравоохранения Республики Мордовия.
В судебном заседании приняли участие представители государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" - Желтова Н.А. на основании доверенности от 10.01.2023 N 17 (т.2, л.д. 81), Гупперт И.В. на основании доверенности от 10.01.2023 N14 и Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия - Ахтомская Е.С. на основании доверенности от 08.02.2021 N09-12-06/36-1394 сроком действия по 31.12.2023.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий N 01АП-1140/23 от 16.03.2023).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федерального казначейства по Республики Мордовия (далее - Управление, УФК по РМ) проведена плановая выездная проверка государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" (далее - ГБУЗ РМ "МРЦКБ", учреждение, заявитель) по вопросу осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, по результатам которой составлен акт от 12.04.2022.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение статьи 38, пункта 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон о медицинском страховании, Федеральный закон N 326), разделов 4, 5 Республиканской территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением правительства Республики Мордовия от 27.12.2019 N539 (далее - Постановление РМ N 539), разделов 4,5 Республиканской территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2020 N718 (далее - Постановление РМ N 718), Тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования населения Республики Мордовия на 2020 и 2021 годы, ГБУЗ РМ "МРЦКБ" в 2020 и 2021 годах допущено нецелевое использование средств источником финансового обеспечения которых являются средства, выделенные из фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), выразившееся в оплате пени по страховым взносам, земельному налогу и налогу на имущество организаций, начисленных в результате несвоевременного погашения кредиторской задолженности по страховым взносам, земельному налогу и налогу на имущество организаций, числящейся по данным бухгалтерского учета по коду вида финансового обеспечения 5 "субсидия на иные цели", источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Мордовия, и соответственно подлежащей оплате за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на общую сумму 1 539 370,38 руб., в том числе: за 2020 год в сумме 1 079 3 79,35 руб., за 2021 год в сумме 459 991,03 руб.
Также проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 147 БК РФ, пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Закона о медицинском страховании, пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), пункта 192 Правил N 108н, Тарифного соглашения на 2021 год, ГБУЗ Республики Мордовия "МРЦКБ" в 2021 году за счет средств ОМС перечислены в бюджет ТФОМС Республики Мордовия штраф и возврат (возмещение) средств ОМС, использованных не по целевому назначению, без последующего восстановления средств на счете по учету операций со средствами ОМС за счет иных источников (средства, полученные от оказания платных услуг, или субсидия на выполнение государственного задания) в общей сумме 1 434 770,52 руб., в том числе: в части возмещения средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 1 304 336,84 руб., в части штрафа за использование не по целевому назначению средств ОМС в сумме 130 433,68 руб.
Управлением 24.05.2022 учреждению выдано представление N 09-12-07/25-330, согласно которому Учреждению необходимо устранить нарушение путем возврата в доход Федерального фонда обязательного медицинского страхования средств, использованных по нецелевому назначению в общей сумме 1 539 370,38 руб., через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (ТОМС РМ); устранить нарушение путем восстановления средств на счете по учету операций со средствами обязательного медицинского страхования (лицевой счет 22096175010) за счет иных источников финансирования в общей сумме 1 434 770,52 руб.
ГБУЗ РМ "МРЦКБ" не согласившись с указанным представлением обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее - Фонд) и Министерство здравоохранения Республики Мордовия (далее - Минздрав РМ).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о медицинском страховании, Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования на территории Республики Мордовия (далее - Тарифное соглашение), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем представления недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что расходы на оплату пеней по земельному налогу, налогу на имущество организаций, страховым взносам на обязательное социальное страхование по решению налогового органа не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи (медицинской услуги), так как данный вид расходов непосредственно не связан с оказанием медицинской помощи. Полагает, что расходование средств ОМС на оплату пени является правомерным, поскольку они относятся на статью 290 "Прочие расходы" и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Кроме того, уплата налогов, страховых взносов, пеней и штрафов входит в статьи расходов, учитываемых при расчете тарифа на медицинскую помощь в системе ОМС.
Заявитель считает, что неуказание в структуре тарифа, а также в тарифных соглашениях такого вида расходов как экономические санкции, не может служить основанием для вывода о необоснованном расходовании средств ОМС.
ГБУЗ РМ "МРЦКБ", ссылаясь на часть 7 статьи 35 Закона о медицинском страховании и пункты 194, 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н) указывает, что оплата труда штатных фармацевтов и провизоров, в доле расходов медицинской организации, приходящейся на медицинскую помощь, включенную в базовую программу ОМС, может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Фонд и УФК по РМ в отзывах на апелляционную жалобу указали на отсутствие оснований для её удовлетворения, просили оставить решение суда без изменения. Представитель УФК по РМ в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей Фонда и Минздрава РМ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав в судебном заседании представителей ГБУЗ РМ "МРЦКБ" и УФК по РМ, Первый арбитражный апелляционный суд не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что оспариваемое представление выдано управлением в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Согласно пункту 1 часть 1 статьи 20 Закона о медицинском страховании медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона о медицинском страховании установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Из положений части 2 статьи 20 Закона о медицинском страховании следует, что границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона о медицинском страховании средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о медицинском страховании тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона о медицинском страховании структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 Тарифного соглашения на 2020 год и пункте 3 Тарифного соглашения на 2021 год.
Из положений пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Тарифные соглашения на 2020 и 2021 годы не предусматривают финансовое обеспечение расходов учреждения по уплате пени, штрафов (экономических санкций), в случае несвоевременной оплаты налогов, сборов, соответствующих взносов и такая оплата не охватывается ОМС.
Пунктом 192 Правил 108н установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ средства ОМС, предоставляемые медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, могут расходоваться только на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в то время как расходование соответствующих средств иными способами признается нецелевым расходованием средств ОМС и влечет применение соответствующих мер ответственности.
ГБУЗ РМ "МРЦКБ" является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется из средств республиканского бюджета Республики Мордовия и средств ОМС.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что пени в связи с неуплатой налоговых платежей в бюджет начислены в связи с задолженностью ГБУЗ РМ "МРЦКБ", возникшей в результате недостаточного финансирования из республиканского бюджета. При этом финансирование налоговых платежей из ТФОМС по РМ осуществлялось в полном размере и не влекло образования задолженности.
В 2020-2021 годы заявителем произведены расходы на оплату пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование, земельному налогу и налогу на имущество организаций за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства ОМС, на общую сумму 1 539 370,38 руб.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе ОМС, установленный в Тарифных соглашениях на 2020-2021 годы является открытым, поскольку включает "прочие расходы" без конкретизации их видов, что позволяет относить за счет средств ОМС расходы на оплату вышеуказанных пеней.
При этом суд обоснованно исходил из того, что перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе ОМС является открытым, однако, единственным критерием для признания расходов в системе ОМС целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи.
Кроме того, из письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.07.2013 N 5423/21-и следует, что к числу основных задач распределения затрат относится разнесение затрат по видам оказываемых услуг по источникам финансирования, поскольку затраты на оказание одних и тех же видов услуг при различных источниках финансирования могут оказаться различными. При этом недопустимы ситуации, когда при наличии нескольких источников финансирования определенные виды затрат будут возмещаться исключительно за счет средств ОМС.
В данном случае учреждение осуществляет один вид деятельности - оказание медицинской деятельности и имеет несколько источников финансирования.
Учитывая изложенное, у заявителя отсутствовали основания для оплаты начисленных пеней за счет средств ОМС.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы учреждения о несоответствии пункта 1 оспариваемого представления законодательству.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод заявителя о несоответствии пункта 2 оспариваемого представления о восстановлении средств в общей сумме 1 434 770,52 руб.на счете по учету операций со средствами ОМС за счет иных источников финансирования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Проверкой, проведенной Фондом за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в 2021 году, было установлено нецелевое использование учреждением средств ОМС на оплату труда специалистов (фармацевтов и провизоров), финансовое обеспечение которых за счет средств ОМС не предусмотрено. По результатам проверки учреждению было выдано требование возместить в бюджет ТФОМС РМ средства в сумме 1 304 336,84 руб., израсходованные не по целевому назначению; уплатить в бюджет ТФОМС РМ штраф в сумме 130 433,68 руб. за использование не по целевому назначению средств ОМС.
Требования Фонда заявителем были выполнены в полном объёме. По платежным поручениям от 29.12.2021 денежные средства на общую сумму 1 434 770,52 руб. были перечислены учреждением за счет средств ОМС с лицевого счета с кодом "22", предусмотренного пунктом 8.2. Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утверждённого приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н.
Частью 6 статьи 15 Закона о медицинском страховании предусмотрено, что медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами ОМС в соответствии с Инструкцией N 157н.
Пунктом 21 Инструкции N 157н для государственных (муниципальных) учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание, органов Федерального казначейства, осуществляющих казначейское обслуживание исполнения бюджетов в целях организации и ведения бухгалтерского учета, предусмотрены коды вида финансового обеспечения (деятельности).
В связи с ранее установленным нецелевым использованием учреждением средств в сумме 1 304 336,84 руб. УФК по РМ пришло к выводу о том, средства ОМС должны быть возмещены заявителем за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (код КВФО 4), предусмотренного пунктом 21 Инструкции N 157н.
При этом управление обоснованно указало, что поскольку оплата труда фармацевтов и провизоров в рассматриваемом случае, подлежала финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то возврат средств ОМС должен быть произведен также за счет средств республиканского бюджета (за счет КВФО 4).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о несоответствии пункта 2 представления УФК по РМ от 24.05.2022 N 09-12-07/25-3306 требованиям законодательства.
Доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции не установил наличия оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней основаниям.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 25.01.2023 N 24200, подлежит возврату ГБУЗ РМ "МРЦКБ" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.01.2023 по делу N А39-5313/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.01.2023 N 24200.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5313/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия, Первый Арбитражный апелляционный суд