г. Самара |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А55-29759/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии:
от заявителя- Долгова С.М., доверенность от 30.07.21,
от ответчика- не явился, извещен,
от третьих лиц: от Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара - Моисеева С.И., доверенность от 18.01.23,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Весна-4" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2022 года по делу N А55-29759/2021 (судья Рагуля Ю.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Весна-4" к Администрации г.о. Самара с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, Департамента транспорта администрации г.о. Самара, ООО "Самарские коммунальные системы", АО "Авиакор-авиационный завод", Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество ограниченной ответственностью "Весна-4" обратилось в арбитражный в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа Самара, выраженных в письме от 17.09.2021 г. N 1 -02/2-03-01-03/5952 о невозможности включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Весна-4" временного павильона, обязании Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем включения в месячный срок с момента вступления настоящего решения в силу в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Весна-4" временного павильона, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара. Октябрьский район, ул. Полевая,86а/Арцыбушевская на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0608001:7 площадью 77,50 кв.м., вид разрешенного использования "под объект движимого имущества (временный магазин и кафе)".
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Администрацию Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, Департамент транспорта администрации г.о. Самара, ООО "Самарские коммунальные системы", АО "Авиакор-авиационный завод", Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара в судебном заседании жалобу отклонила по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Представители иных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, представленного отзыва, выслушав позицию участвующих лиц, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.12.1997 между ООО "Восторг" и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, по поручению Администрации г.Самары заключен договор аренды земельного участка. 12.07.2001 г. постановлением Администрации октябрьского района г.Самары N 1482 зарегистрированы изменения в учредительных документах общества "Восторг" (протокол N 3 от 26.12.2000) изменено наименование общества на ООО "Весна-4".
Между министерством имущественных отношений Самарской области и ООО "Весна-4" 13.08.2009 заключен новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0608001:7, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Октябрьский район, ул.Полевая, пересечение с ул.Арцыбушевской, для использования под объект движимого имущества (временный магазин и кафе) в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
ООО "Весна-4" 30.07.2021 обратилось к заместителю главы городского округа Самара - руководителю Департамента экономического развития, инвестиций и торговли с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ООО "Весна-4" временного павильона, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Октябрьский район, ул.Полевая,86а/Арцыбушевская на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0608001:7 площадью 77,50 кв.м., вид разрешенного использования "под объект движимого имущества (временный магазин и кафе)".
По итогам рассмотрения вышеуказанного заявления, Администрация письмом от 17.09.2021 г. N 1 -02/2-03-01-03/5952 сообщила о невозможности включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего обществу временного павильона.
В обоснование отказа Администрация ссылается на отрицательное заключение Департамента градостроительства городского округа Самара.
При этом договор аренды земельного участка расторгнут с 01.08.2018.
Общество, полагая, что отказ Администрации противоречит закону и нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Администрации отсутствовали предусмотренные нормативными актами основания для отказа ООО "Весна" о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара места размещения НТО, судебная коллегия отклоняет исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта "б.1" пункта 3 статьи 25 Устава городского округа Самара органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным полномочиями по разработке и утверждению схемы размещения НТО, является Администрация.
В соответствии с указанными нормами постановлением Администрации от 19.04.2013 N 377 утверждена Схема.
Приказом Министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N 87-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 и 2.1 Порядка N 87-п схема размещения НТО в городских округах разрабатывается и утверждается уполномоченным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования органом местного самоуправления городских округов в разрезе районов городских округов. Схема размещения НТО, равно как и внесение в нее изменений, утверждается нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, типовая форма которого установлена приложение N 1 к Порядку N 87-п.
При этом пунктом 2.5 Порядка N 87-п определено, что включенные в схему размещения НТО располагаются или могут располагаться на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, используемых на основании договора аренды или на основании договора на размещение НТО.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обращаясь к руководителю Департамента экономического развития, инвестиций и торговли с заявлением о включении в схему НТО временного павильона, общество представило, в том числе, копию договора аренды земельного участка от 13.08.2009 N 1181а-2008/2013.
В целях соблюдения требований пункта 3.7 Порядка заявление ООО "Весна-4" Департаментом направлено на согласование в органы местного самоуправления (отраслевые (функциональные) органы Администрации городского округа Самара), уполномоченные в области градостроительной деятельности, в области использования и распоряжения земель, в области организации благоустройства, в области создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и т.д.
Департамент градостроительства городского округа Самара, осуществляющий в соответствии с Уставом городского округа Самара полномочия в градостроительной сфере, в письме от 05.03.2022 N 6-МУ-38-Д05-01-01/2808 выразил несогласие на включение спорного земельного участка в Схему, указав, что данный земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (водопровод), в охранной зоне транспорта, в приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Самара, часть земельного участка расположена в границах красных линий. Кроме того, уполномоченный орган указал, что земельный участок расположен в зоне Ц-5-м - общественно-деловой зоне для размещения объектов медицинского назначения.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, осуществляющий в соответствии с Уставом городского округа Самара полномочия по распоряжению имуществом городского округа Самара, в письме от 16.09.2021 N 15-07-30-3915-34/8386 также выразил несогласие на включение указанного в заявлении общества земельного участка в схему размещения НТО, при этом сообщил, что договор аренды земельного участка расторгнут по уведомлению от 17.04.2018 N 15-07-30/13120 с 01.08.2018.
Указанное уведомление ООО "Весна-4" не обжаловалось и заявителем не оспаривается указанное обстоятельство.
Департамент транспорта Администрации городского округа Самара направил письмо N 1 -03/3-04-00-01/4098, в котором указал на нецелесообразность включения предложенного места размещения НТО в Схему, поскольку обслуживание данного объекта в части погрузки-выгрузки товаров будет осуществлять на тротуарах, что является препятствием для их использования населением. Кроме того, разрешение на расположение данного объекта в рассматриваемом месте приведет к необходимости изменения схемы движения.
Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, наделенная в соответствии с нормами части 2 статьи 23 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" полномочиями по организации разносной и развозной торговли на территории внутригородского района; муниципальному контролю за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории внутригородского района; проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории внутригородского района и анализа эффективности применения мер по развитию торговой деятельности, общественного питания и бытового обслуживания на данной территории; защиту прав и интересов потребителей и предупреждение фактов нарушения законодательства о защите прав потребителей; внесение предложений по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также по ее изменению; иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, за исключением полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, 11.08.2021 в письме N 12/00-05/3020 указала, что место размещения НТО находится на территории Октябрьского внутригородского района городского округа Самара обеспеченность которой в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.02.2021 N 105 "О нормативах минимальной обеспеченности населения Самарской области площадью торговых объектов" составляет по НТО по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции - 107%, по НТО по продаже продукции общественного питания - 252%.
Также Администрация района в письме указывала на нецелесообразность включения испрашиваемого обществом земельного участка в схему НТО.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка N 87-п разработка схемы размещения осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.
Согласно пункту 3.4 Порядка N 87-п одним из оснований отказа во включении в схему размещения нестационарного торгового объекта по предложению заинтересованного лица является несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Нахождение земельного участка, предложенного обществом, в охранной зоне свидетельствует о наличии ограничений в его использовании.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Нахождение земельного участка в границах красных линий регламентируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Красные линии призваны разграничить территории общего пользования и участки иного назначения. Установление и изменение красных линий осуществляется по нормам ГрК РФ и изданными в соответствии с ним законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Изначально определение красным линиям было дано в пункте 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98. Согласно указанному документу красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
В ГрК РФ в пункте 11 статьи 1 красные линии определяются как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. При этом, по пункту 12 статьи 1 ГрК РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
Таким образом, информация указанная в письме Департамента градостроительства городского округа Самара свидетельствует о том, что размещение НТО по вышеуказанному адресу нарушает требования пункта 2.2 Порядка N 87-п, в части нарушения требований земельного законодательства, градостроительного законодательства, а информация указанная в письмах Департамента управления имуществом городского округа Самара и Администрации района свидетельствует о том, что размещение НТО по вышеуказанному адресу не отвечало требованиям пункта 2.5 Порядка N 87-п, в части отсутствия договора аренды земельного участка либо договора на размещение НТО.
Кроме того, размещение НТО на территориях общего пользования ограничивало использование данной территории неопределенным кругом лиц.
По результатам полученных ответов в соответствии с подпунктом 5 пункта 3.4 Порядка N 87-п обществу отказано во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара принадлежащего ему временного павильона.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации городского округа о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара, выраженный в письме от 17.09.2021 г. N 1 -02/2-03-01-03/5952 принят с учетом норм действующего законодательства.
Отклоняя довод общества о том, что объект НТО начал эксплуатироваться до вступления в силу постановления Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках комплексно регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), нормами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) и др., а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление N 772), нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьями 17-19 ЗК РФ регулируются вопросы собственности на землю Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на землю.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ определено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, определенных в вышеуказанном пункте 1 статьи 39.36 ЗК РФ, а также установки и эксплуатации рекламных конструкций, осуществляемым на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (пункт 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ закреплено, что размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
При этом в части 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ указано, что порядок включения в схему НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Вышеуказанный порядок устанавливается Постановлением N 772.
Вместе с тем, в части 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10).
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом N 381-ФЗ.
Таким образом, вопрос определения общего порядка разработки (организации) схемы размещения НТО на землях, земельных участках, находящихся в государственной собственности относится к компетенции Правительства Российской Федерации и конкретизируется, вместе с порядком разработки (организации) схемы размещения НТО на землях, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, в нормативных правовых актах органа государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации является полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Постановлением N 772, что и нашло отражение в отраслевом законодательстве (ЗК РФ и Закон N 381-ФЗ).
В свою очередь, в компетенцию органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в виде непосредственного вопроса местного значения входит создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района, а также поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 10 статьи 14, пункт 15 статьи 16, пункт 5 статьи 16.2, пункт 18 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 8 Постановления N 772 основанием для отказа в согласовании включения объектов в Схему является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Таким образом, применяя Постановление N 772 к вопросу о включении предложенного ООО "Весна-4" места размещения НТО, данное место не могло быть включено в Схему в связи с расторжением договора аренды земельного участка от 13.08.2009 N 1181а-2008/2013.
Законодатель не предусмотрел обязанность арендодателя мотивировать отказ от договора, возобновленного на неопределенный срок, какими-либо обстоятельствами, отсутствие уважительных мотивов не может рассматриваться как обстоятельство, ограничивающее арендодателя в реализации указанного права, а предположение арендатора о том, что при реализации права арендодатель злоупотребляет правом, не может влечь за собой ограничение такого права.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае размещение НТО, принадлежащего обществу на предложенном месте без действующего договора аренды земельного участка нарушало бы один из основных принципов земельного законодательства (подпункт 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ и статья 65 ЗК РФ), согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Требования статей 39.33, 39.36 ЗК РФ введены в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), в связи с чем данные нормы и в целом глава V.6 ЗК РФ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2015.
Взаимоотношения с ООО "Весна-4" в части размещения НТО на земельном участке не могут регламентироваться в соответствии со статьями 39.33, 39.36 ЗК РФ, так как земельный участок ООО "Весна-4" был предоставлен по договору аренды от 13.08.2009 N 1181а-2008/2013, то есть до принятия Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
В связи с данной нормой ЗК РФ принято постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, утвердившее перечень таких объектов (далее - Перечень N 1300).
Объект, принадлежавший обществу, не входит в данный Перечень N 1300.
Позиция, изложенная выше, нашла отражение в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 138-0, в котором указано, что федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел в части 3 статьи 39.36 ЗК РФ возможность размещения ряда сооружений без предоставления, находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, то есть без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки. В порядке реализации этого законоположения Правительством Российской Федерации 03.12.2014 был утвержден Перечень N 1300 о видах объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Вышеназванное подтверждает, что отказ во включении предложенного ООО "Весна-4" места размещения НТО в Схему является законным и обоснованным.
Аналогичные выводы подтверждены сложившейся судебной практикой по следующим делам, рассмотренным Арбитражным судом Самарской области, вступившими в силу и оставленными без изменений вышестоящими судебными инстанциями: N N А55-4066/2021, А55-31474/2021, А55-7836/2021, А55-36729/2019, А55-31914/2019, А55-23282/2019, А55-19709/2017.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правила части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения НТО, сокращения сферы торговых услуг.
Часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения НТО баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. Размещение НТО на данном участке не предусмотрено утвержденной в установленном порядке Схемой, договор аренды земельного участка прекращен.
Данная правовая позиция согласуется, в частности, с постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2021 по делу N А72- 3324/2020, от 24.06.2021 по делу N А55-8970/2020, от 31.03.2021 по делу N А49-3273/2019, от 04.04.2018 N Ф06-25834/2017, от 10.04.2018 N Ф06-30636/2018, от 22.07.2019 N Ф06-49643/2019.
Как указано в вышеперечисленных постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа, частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность Администрации включать все торговые объекты в Схему.
Анализ положений статьи 10 Закона N 381-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что ранее размещенные НТО включаются в Схему при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18 также указал, что данная норма (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ) не распространяет свое действие на НТО, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
Таким образом, приведенные выше основания указывают, что место размещения НТО не соответствовало требованиям норм градостроительного, земельного законодательства и иных нормативно-правовых актов, в связи с чем, несмотря на эксплуатацию с 2005 года не могло быть включено в Схему размещения НТО.
Суд первой инстанции правомерно указал, что обществом не доказан факт нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемый отказ не лишает заявителя возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке, поскольку нестационарный торговый объект является временным павильоном и может быть перемещен на другую территорию, которая будет отвечать требованиям для размещения подобных объектов.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о недоказанности обстоятельств, необходимых для удовлетворения требования общества.
Апелляционный суд отмечает, что оспариваемый отказ от 17.09.2021 г. N 1 -02/2-03-01-03/5952 принят Администрацией в четком соответствии с нормами Приказа министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N 87-п, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, суд находит их несостоятельными, и не опровергающих выводы суда первой инстанции, при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что отказ во включении в схему размещения НТО принадлежащего обществу временного павильона мотивирован не только отсутствием действующего договора аренды земельного участка, но и тем, что включение спорного объекта в схему НТО нарушало бы нормы земельного и градостроительного законодательства.
Наличие охранных зон подтверждено Департаментом градостроительства городского округа Самара, путем предоставления информации, которая не оспорена и не признана судом первой инстанции недопустимым доказательством.
Ссылки в апелляционной жалобе о расположении иных НТО на заявленной территории, а также о том, что информация о количестве НТО расположенных на указанной территории не соответствуют реальной статистке, отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные. Представленная Администрацией района информация о количестве торговых павильонов и киосков по продаже продовольственных и сельскохозяйственных товаров соответствует требованиям части 2 статьи 23 Закона 74-ГД, а допустимых и достоверных доказательств, опровергающих указанное, заявителем не представлено. Фотоснимки приобщенные к материалам дела, таковыми в силу требований ст. 64 АПК РФ не являются.
Суд первой инстанции правомерно критически отнесся к представленным Обществом документам - акт согласования от 30.05.2022, лист с топосъемкой и Договор от 22.05.2022 заключенный с ООО "СКС", надлежаще мотивировав свои выводы. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает. При этом, суд отмечает, что указанные документы не были приложены к заявлению и пакету документов, которые являлись предметом рассмотрения Департамента в соответствии с Порядком N 87-п и на основании которых принималось обжалуемое решение об отказе во включении места размещения НТО в Схему.
Вопреки позиции подателя жалобы, всем доводам и позиции сторон судом первой инстанции дана тщательная и надлежащая оценка. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690, от 13.01.2022 N 308-ЭС21-26247).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие общества с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2022 года по делу N А55-29759/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29759/2021
Истец: ООО "Весна-4"
Ответчик: Администрация г.о. Самара
Третье лицо: Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, АО "Авиакор-авиационный завод", Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Департамент транспорта Администрации г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент экономического развития инвестиций и торговли Администрация городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, ООО "Самарские коммунальные системы"