г. Ессентуки |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А61-3134/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2023.
Полный текст постановления изготовлен 22.03.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Счетчикова А.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левкиным А.С., при участии в судебном заседании представителей ответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ (ОГРН 1161513050027, ИНН 1513057692) - Дзгоевой А.И. (по доверенности от 11.01.2023), Портнова И.С. (по доверенности от 25.03.2022), в отсутствие представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Альянс", г. Ставрополь (ОГРН 1151841004380, ИНН 1841051157), представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Банк Кремлевский", г. Москва (ОГРН 1027739881223, ИНН 7706006720), рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Альянс" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2022 по делу N А61-3134/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Альянс" (далее - истец, общество, ООО "Эко-Альянс") обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковыми требованиями (уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания (далее - ответчик, министерство) о взыскании убытков в размере 5 000 000 рублей.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Банк Кремлевский" (далее - ООО "Банк Кремлевский").
Решением суда от 28.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции не установил оснований доля привлечения министерства к деликтной ответственности поскольку истец не доказал совокупность необходимых обстоятельств.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Отзывы на жалобу суду не представлены.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 14.02.2023 МСК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представители министерства относительно доводов апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании представителей ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, 10.09.2018 между министерством (далее - уполномоченный орган) и ООО "Эко-Альянс" (далее - региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования город Владикавказ, Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Пригородного районов Республики Северная Осетия-Алания (далее - соглашение).
Пунктом 1.2. соглашения установлено, что статус регионального оператора присваивается с даты заключения соглашения с уполномоченным органом сроком на 10 лет.
В силу пункта 4.1. соглашения способом обеспечения исполнения обязательств регионального оператора по Соглашению является, в том числе предоставление безотзывной банковской гарантии. Размер обеспечения исполнения победителем Конкурсного отбора или единственным участником Конкурсного отбора (Региональным оператором) обязательств по Соглашению составляет: на первый и второй год срока действия соглашения со дня его вступления в силу 15 процентов от приведенной стоимости услуги Регионального оператора определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего 9 года, а на третий и последующие годы 10 процентов от приведенной стоимости услуги регионального оператора определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года.
В соответствии с пунктом 4.2. соглашения региональный оператор обязан предоставлять банковскую гарантию ежегодно на каждый год срока действия соглашения: на первый год срока действия соглашения - в срок не позднее 2 дней до дня подписания соглашения; на второй и последующие годы срока действия соглашения - в срок не позднее 60 дней до окончания текущего года срока действия соглашения (пункты 4.2.1 4.2.2).
Пунктом 4.3. установлено, что банковская гарантия, выданная региональному оператору банком для целей обеспечения соглашения, должна быть безотзывной и в ней должны быть указаны: дата выдачи; принципал - региональный оператор, с которым заключено Соглашение; бенефициар - уполномоченный орган; гарант - банк, выдавший банковскую гарантию, соответствующую требованиям уполномоченного органа; обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом бенефициару в размерах указанных в пункте 4.1.настоящего соглашения.
07.11.2019 между ООО "Эко-Альянс" (далее - принципал) и ООО "Банк Кремлевский" (далее - банк) заключен договор N 602-2019/г о предоставлении банковской гарантии (далее - договор), по условиям которого банк выдал в пользу министерства (далее - бенефициар) гарантию N 602-2019 от 07.11.2019 на сумму, не превышающую 113 375 025 руб., сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Согласно пункту 2.1 договора, за выдачу банковской гарантии и сопровождение договора банковской гарантии принципал уплачивает банку вознаграждение в сумме 5 000 000 руб. в следующем порядке: ежемесячно, в период с января по ноябрь 2020 года, не позднее 25 числа каждого месяца - по 420 000 руб.; окончательный платеж - не позднее 25.12.2020 - 380 000 руб.
Банковская гарантия выдана истцу, что подтверждается актом приема-передачи от 07.11.2019.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-60361/20 ООО "Эко-Альянс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Авраменко Денис Дмитриевич.
Поскольку обязанности по оплате банку вознаграждения по состоянию на дату введения в отношение ООО "Эко-Альянс" процедуры банкротства - наблюдения (12.08.2020) не исполнены, в рамках дела о банкротстве ООО "Эко-Альянс" банком заявлены требования о включении в реестр требований кредиторов на сумму 5 000 000 руб., обеспеченное залогом по договору банковского счета (денежными средствами, находящимися на залоговом счете должника).
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2020 требования банка в размере 5 000 000 руб. признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ООО "Эко-Альянс" в третью очередь.
В соответствии с приказом министерства от 30.12.2019 N 83 ООО "Эко-Альянс" лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2020.
ООО "Эко-Альянс" направило в адрес министерства письмо с просьбой дать письменное согласие на досрочное прекращение банковской гарантии, представленной ООО "Эко-Альянс" на 2020 год.
Считая, что в связи с бездействием министерства в виде прекращения банковской гарантии, общество понесло убытки, ООО "Эко-Альянс" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причинённые юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статья 1064 ГК РФ предусматривает, что вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность виновного поведения причинителя вреда, причинную связь между неправомерными действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
В соответствии с нормами статьи 1069 ГК РФ вред, причинённый юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Системно-логическое толкование положений статьи 53 Конституции Российской Федерации, статей 16, 1069 ГК РФ подтверждает, что вред подлежит возмещению государством, муниципальным образованием, если он причинён в результате неправомерного осуществления административной (публично-правовой) деятельности органов власти и их должностных лиц.
Отношения сторон, как по основному обязательству, так и по банковской гарантии регулируются положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах) и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - постановление N 881).
Порядок присвоения статуса регионального оператора, зона его деятельности на основании конкурсного отбора, порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора регионального оператора, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе, создание конкурсной комиссии, порядок разработки и утверждения документации об отборе, способы обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению, в том числе предоставление безотзывной банковской гарантии, размер обеспечения регулируются Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881.
Пунктом 16 Правил N 881 предусмотрено, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением; размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению не может составлять менее 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года.
Следовательно, предоставление безотзывной банковской гарантии являлось обязанностью общества, как регионального оператора.
Довод апеллянта о том, что министерство является лицом, действиями которого обществу причинены убытки в виде оплаты вознаграждения банка за предоставление гарантии, отклоняется как необоснованный.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В рамках дела N А61-17/2020 установлено, что общество вопреки требованиям федерального законодательства, должным образом не исполняло обязанности по обращению с ТКО на территории Республики Северная Осетия-Алания: не соблюдало схемы потоков до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, входящих в Государственный реестр объектов размещения отходов, и имело задолженность перед операторами, превышающую двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, установленную постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания.
Довод подателя жалобы о том, что с момента лишения ООО "Эко-Альянс" статуса (функций) регионального оператора (01.01.2020), банковская гарантия подлежала отзыву бенефициаром, отклоняется.
Пунктом 3 статьи 371 ГК РФ предусмотрено условие о том, что если по условиям независимой гарантии допускается возможность ее отзыва или изменения гарантом с согласия бенефициара, то обязательство гаранта считается измененным или прекращенным с момента получения гарантом согласия бенефициара.
Таким образом, условие о внесении изменений в банковскую гарантию, в том числе в части согласия бенефициара на внесение таких изменений, зависят от волеизъявления банка.
Ссылка подателя жалобы на пункт 3.3 банковской гарантии, согласно которой обязательства гаранта (банк) перед бенифициаром (министерство) прекращаются вследствие: отказа бенефициара от своих прав по гарантии; по соглашению гаранта и бенефициара о прекращении обязательств по гарантии, не является основанием для признания бездействия министерства незаконными.
Судом установлено, что общество в судебном порядке обжаловало приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2019 N 83 в рамках дела N А61-17/2020. Следовательно, до разрешения спора по существу министерство не имело оснований для отказа от своих прав по гарантии.
В рассматриваемой ситуации расходы общества в виде вознаграждения за предоставление гарантии являются предпринимательским риском по смыслу статьи 2 ГК РФ. Возникшие у общества убытки являлись результатом действий самого общества по вине которого оно было лишено статуса регионального оператора.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения бенефициара к деликтной ответственности.
Какие-либо иные доводы, основанные на доказательственной базе и опровергающие выводы суда первой инстанции и установленные по делу обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции признает решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2022 по делу N А61-3134/2022 законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при принятии жалобы к производству апеллянту представлена отсрочка от ее уплаты до рассмотрения жалобы по существу.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2022 по делу N А61-3134/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эко-Альянс", г. Ставрополь (ОГРН 1151841004380, ИНН 1841051157) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3134/2022
Истец: ООО "Эко-Альянс"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-А
Третье лицо: ООО Коммерческий Банк "Кремлевский ", Авраменко Денис Дмитриевич