г. Москва |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А40-196490/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-196490/22, по исковому заявлению Акционерного общества "Почта России" (ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000) к Обществу с ограниченной ответственностью "Вагонное депо ЖДЭ" (ОГРН: 1037724005846, ИНН: 7724261049) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Почта России" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Вагонное Депо ЖДЭ" (далее- ответчик) о взыскании убытков в сумме 438 860 руб. 09 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 19 сентября 2022 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.12.2022 года в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между Истцом и Ответчиком 30.04.2020 заключены: договор N 32009032370/2 на выполнение работ по деповскому ремонту вагонов АО "Почта России"; договор на оказание услуг по хранению колесных пар от 26.08.2021 N 4136.
Подрядчик выполнил работы по замене 32 колесных пар на вагонах Заказчика, после чего демонтированные неремонтированные колесные пары были переданы Подрядчику на ответственное хранение, что подтверждается актами приемки-передачи от 05.07.2021, 12.07.2021. 15.07.2021, 20.07.2021. 21.07.2021. 17.08.2021, 09.09.2021 по форме МХ-12.
Указанные колесные пары возвращены Заказчику в неполной комплектации, а именно без буксовых узлов, являющихся одной из деталей колесной пары, что подтверждается актом приема-передачи (возврата) колесных пар N 3 от 02.06.2022 г.
Ответчиком не обеспечена сохранность переданных на хранение колесных пар, что повлекло возникновение убытков у Истца.
В соответствии с п. 3.3 Договора подряда стоимость работ включает в себя: вознаграждение Подрядчика, расходные материалы, запасные части и иные расходы, включая хранение запасных частей, деталей, колесных пар и вагонных тележек, в т.ч. неремонтнопригодных, НДС, другие установленные налоги и сборы, а также все затраты, издержки, связанные с исполнением Договора.
Согласно п. 5.1.8, 5.1.9 Договора подряда Подрядчик обязан возвратить Заказчику узлы и детали, не подлежащие восстановлению, а также принятые на ответственное хранение колесные пары и вагонные тележки, в том числе неремонтнопригодные, на основании формы МХ-33.
На почтовых вагонах, ремонт которых производится Ответчиком по Договору подряда, установлены колесные пары с буксовыми узлами. В этой связи Договором предусмотрено соблюдение Подрядчиком ряда специализированных документов, в том числе Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистрали железных дорог колеи 1520 (1524) мм".
Руководящий документ в свою очередь предусматривает применение его правил к колесным парам, соответствующим ГОСТ 4835-20134.
Согласно пункту 3.2 Руководящего документа и пункту 3.7-3.8 ГОСТ 4835-2013 колесная пара - это сборочная единица (элемент ходовой части (вагонной тележки) подвижного состава), состоящая из оси, цельнокатаных колес, напрессованных в холодном состоянии на ось, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары. Аналогичные положения установлены и пунктом 30 Стандарта СЭВ5.
Тем самым из буквального толкования Договора и указанных стандартов следует, что буксовый узел - составная часть колесной пары.
Таким образом, Договором предусмотрено выполнение работ полным иждивением Подрядчика. При осуществлении замены колесной пары Подрядчик обязан снять неремонтопригодную колесную пару (укомплектованную сборочную единицу) и установить новую полностью укомплектованную колесную пару.
Подрядчиком произведена замена колесных пар в количестве 32 шт. и неремонтопригодные колесные пары приняты на хранение в полной комплектации, что подтверждается: актами формы MX-1; отчетами об оценке рыночной стоимости колесных пар, при подготовке которых оценщиком 22.10.2021 был проведен осмотр находящихся на хранении у Ответчика колесных пар и зафиксировано наличие буксового узла на каждой колесной паре.
Таким образом, колесные пары были сданы на хранение и хранились в полной комплектации (с буксовыми узлами).
При возврате имущества Истцу установлено отсутствие детали, являющейся составной частью колесной пары, следовательно, Ответчиком осуществлено расформирование колесной пары и сохранены лишь отдельные ее части - ось и колеса.
Стоимость невозвращенных буксовых узлов была определена на основании отчетов об оценке рыночной стоимости колесных пар, принадлежащих на праве собственности Истцу от 22.10.2021 N 02/К-КП-01, 02/К-КП-02, 02/К-КП-03, 02/К-КП-04, N 02/К-КП-05, 02/К-КП-06, 02/К-КП-07, 02/К-КП-08.
В Отчетах об оценке определено, что вес колесной пары с буксовыми узлами составляет 1383 кг., без - 1178 кг. Следовательно, вес буксовых узлов - 205 кг. Размер убытков рассчитан пропорционально весу колесных пар по формуле: Цена продажи колесной пары без буксовых узлов = (цена продажи КП с буксовыми узлами * 1178 (вес колесной пары без буксовых узлов)) / 1383 кг. (вес колесной пары с буксовыми узлами).
Истцом была направлена претензия от 10.06.2022 N МР77-01/13466, в которой было изложено требование о необходимости возмещения убытков. Требования оставлены без удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы отклоняет по следующим мотивам.
Между АО "Почта России" и ООО "ВЧД ЖДЭ" был заключен договор N 32009032370/2 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту вагонов АО "Почта России" (Лот N 2 Выполнение работ по деповскому ремонту вагонов). В рамках договора Подрядчиком проведены дополнительные работы по замене 32 колесных пар в соответствии с дефектными ведомостями, сметами, актами замены-установки деталей вагона. Замененные 32 колесные пары переданы Заказчиком на хранение ООО "ВЧД ЖДЭ" по актам форма МХ-1.
В дефектных ведомостях (от 05.07.2021 (вагон N 017-57145), от 12.07.2021 (вагон N 017-57129), от 15.07.2021 (вагон N 017-57103). от 20.07.2021 (вагон N 017-57194), от 21.07.2021 (вагон N 017-57061). от 21.07.2021 (вагон N 017-57137), от 17.08.2021 (вагон N 017-57186), от 09.09.2021 (вагон N 019-57919)) указано, что на поверхности катания колесных пар обнаружены дефекты в виде ползунов и недопустимый вертикальный подрез гребня колеса, обточку колесных пар произвести нет возможности по причине малого диаметра, требуется замена колесных пар, про дефекты в буксовых узлах в данных документах ничего не содержится.
На основании вышеуказанных дефектных ведомостей были составлены сметы на проведение дополнительных работ по замене колесных пар в следующих вагонах N N 017-57145, 017-57129, 017-57103, 017-57194, 017-57061. 017-57137. 017-57186, 019-57919. Учитывая дефектные ведомости, замена буксовых узлов не требовалась и соответственно буксовые узлы в сметную стоимость не входили.
В соответствии с п. 12.5.1.8 и разделом 27 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистрали железных дорог колеи 1520 (1524) мм", утв. Советом по железнодорожному транспорту - участников Содружества протокол от 4-5 ноября 2015 г. N 63, буксовый узел в случае необходимости подлежит ремонту. Следовательно, если буксовые узлы были заменены (были неремонтопригодны), то должны быть документы, подтверждающие соответствующую замену (дефектные ведомости и др.), в вышеуказанных дефектных ведомостях не содержится информация, что в буксовых узлах были обнаружены дефекты, в связи, с чем требовалась их замена.
При замене колес согласно Руководящему документу выполняется только демонтаж и последующий монтаж буксовых узлов, замена буксовых узлов не предусмотрена.
Замена колесной пары СОНК (старая ось новые колеса), замена колесной пары без редуктора толщина обода/диаметр колеса, мм 54-50/919-911, замена колесной пары без редуктора толщина обода/диаметр колеса, мм 59-55/929-921, а также замена колесной пары без редуктора толщина обода/диаметр колеса, мм 69-65/950-941 является средним ремонтом колесных пар.
Буксовой узел является не монолитной, а съемной деталью и согласно п. 12.5.2.3 Руководящего документа при среднем ремонте колесных пар производят демонтаж (п. 22 Руководящего документа) и монтаж буксовых узлов (п. 26 Руководящего документа). Таким образом, Руководящий документ при среднем ремонте колесных пар не предусматривает замену буксового узла, а только лишь его демонтаж и дальнейший монтаж.
В соответствии с Руководящим документом ООО "ВЧД ЖДЭ" была произведена замена колесных пар. при этом буксовые узлы были сначала демонтированы в соответствии с п. 22 Руководящего документа, а также осуществлен монтаж согласно п. 26 Руководящего документа тех же буксовых узлов.
АО "Почта России" Подрядчику переданы на ответственное хранение колесные пары в количестве 32 шт., в комплекте с буксовыми узлами, но согласно актам по форме МХ-1: N 01757145 от 05.07.2021 г., N 01757129 от 12,07.2021 г., N 01757103 от 15.07.2021 г.. N 01757194 от 20.07.2021 г., N 01757061 от 21.07.2021 г., N 01757137 от 21.07.2021 г., N 01757186 от 17.08.2021 г., N 01957919 от 09.09.2021 г. на хранение были переданы, только колесные пары, комплектация буксовым узлом не зафиксирована. При этом данные колесные пары возвращены Подрядчиком Заказчику 02.06.2022 г., что подтверждается соответствующими актами по форме МХ-3, а именно: Акт N 017-57194 от 02.06.2022; Акт N 017-57186 от 02.06.2022; Акт N 017- 57145 от 02.06.2022; Акт N017-57137 от 02.06.2022; Акт N 017-57129 от 02.06.2022; Акт N 017-57103 от 02.06.2022; Акт N 017-57061 от 02.06.2022; Акт N 019-57919 от 02.06.2022.
Помимо вышеуказанных актов стороны подписали Акт приема-передачи (возврата) колесных пар N 3 от 02.06.2022 г., данный акт был представлен Истцом и там имеется отметка "Особое мнение: КП переданы без буксовых узлов". В экземпляре данного акта ответчика нет никаких отметок.
Отчеты об оценке рыночной стоимости колесных пар, на которые ссылается Истец, не могут быть бесспорным доказательством, что колесные пары были переданы на хранение с буксовыми узлами, вместо этого оценщик зафиксировал, колесные пары в момент хранения и действительно колесные пары хранились с буксовыми узлами, принадлежащими Ответчику, так как по другому не возможно хранение данных колесных пар. Именно из-за этих отчетов об оценке рыночной стоимости колесных пар и возник настоящий спор, так как оценщик не верно рассчитал рыночную стоимость колесных пар, включив рыночную стоимость буксовых узлов, принадлежащих Ответчику, а теперь Истец несет риски перед покупателем, так как колесные пары без буксовых узлов, а стоимость была указана с буксовыми узлами. При этом Ответчик не должен нести ответственность в данном случае, так как буксовые узлы Истца на хранение не принимал.
Таким образом, в актах возврата по форме МХ-3, а также в акте приема-передачи (возврата) колесных пар N 3 от 02.06.2022 г. указаны такие же колесные пары, которые были приняты на хранение, какие-либо замечания в актах не указаны.
ООО "ВЧД ЖДЭ" получило ответ на свой запрос от АО "ВНИИЖТ", которые являются разработчиками Руководящего документа N АВ - 09/432 от 12.04.2022 г. о том, что колесная пара с запрессованными на ось колесами цельнокатаными без буксовых узлов является колесной парой.
Таким образом, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ, Истец не представил доказательств неправомерного поведения ответчика, вины ответчика в причинении истцу убытков, причинно-следственной связи между якобы противоправным поведением ответчика и наличием у истца убытков в силу требований ст. 15 ГК РФ.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-196490/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196490/2022
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: ООО "ВАГОННОЕ ДЕПО ЖДЭ"