город Москва |
|
24 марта 2023 г. |
дело N А40-143580/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 10 по г. Москве и МИФНС России N 13 по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2022 по делу N А40-143580/21,
по заявлению ООО "Управляющая компания "Универсальные инвестиции" Д.У. ЗПИФ
комбинированный "Михайловский - Инвестиционный"
к ИФНС России N 10 по г. Москве
третье лицо: МИФНС России N 13 по Московской области
о возложении на налоговый орган обязанности возвратить сумму излишне уплаченного налога;
при участии:
от заявителя - Ветрова Е.Ю. по доверенности от 14.03.2023;
от заинтересованного лица - Белов А.Г. по доверенности от 19.07.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2022 на ИФНС России N 10 по г. Москве возложена обязанность возвратить ООО "Управляющая компания "Универсальные инвестиции" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Михайловский - Инвестиционный" сумму излишне уплаченного налога в размере 20.008.154 руб. с процентами, начисленными на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, по состоянию на 01.07.2021 размере 29.345 руб.
Налоговые органы не согласились с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель МИФНС России N 13 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество состоит на налоговом учете в ИФНС России N 10 по г. Москве по месту нахождения юридического лица с 23.06.2017 по настоящее время.
Общество состоит на налоговом учете в МИФНС России N 13 по Московской области по месту нахождения принадлежащих ему земельных участков.
Общество обратилось в ИФНС России N 10 по г. Москве с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 24.05.2021 N 4 с требованием о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 20.008.154 руб.
ИФНС России N 10 по г. Москве в адрес МИФНС России N 13 по Московской области направлены запросы от 01.06.2021 N 25-08/18565@, от 22.07.2021 N 25- 08/24602 о подтверждении обоснованности переплаты по земельному налогу в размере 20.008.154 руб.
МИФНС России N 13 по Московской области в адрес Инспекции направлено информационное письмо от 12.08.2021 N 11-14/2400@, согласно которому суммы переплаты, указанные в заявлении общества, не подтверждены, в связи с чем, на основании указанного письма инспекцией принято решение от 13.08.2021 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 4982.
Кроме того, согласно сведениям МИФНС России N 13 по Московской области, в адрес заявителя направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога от 25.08.2021 N 1156512, согласно которому сумма исчисленного земельного налога составляет 27.013.104 руб.
При этом в соответствии с исковым заявлением обществом за 2020 год земельный налог уплачен в размере 27.032.786 руб.
Таким образом, сумма переплаты в размере 20.008.154 руб., указанная в заявлении от 24.05.2021 N 4 признана неактуальной.
МИФНС России N 13 по Московской области направлено информационное письмо от 14.12.2021 N 1-14/4783@, согласно которому применение ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:41:0030115:59, 50:41:0030115:60, 50:41:0030115:61 не подтверждено, в отношении указанных земельных участков подлежит применению ставка земельного налога в размере 1,5 %.
Рассмотрев повторно материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
В соответствии со ст. ст. 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Объектом налогообложения, в настоящем споре являются земельные участки для жилищного строительства, и только их использование или неиспользование в предпринимательской деятельности влияет на размер применяемой ставки земельного налога.
При этом, налоговые органы обосновывают свою позицию деятельностью ЗПИФ и Управляющей компании, при этом, не представляя доказательств использования конкретных земельных участков с кадастровыми номерами 50:41:0030115:59, 50:41:0030115:60, 50:41:0030115:61 в предпринимательской деятельности.
Кроме того, решением УФНС России по Московской области от 31.10.2022, при рассмотрении апелляционной жалобы общества по аналогичным обстоятельствам (правомерности применения ставки налога в размере 0,3 %) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:41:0030115:59, 50:41:0030115:60, 50:41:0030115:61 разъяснения, что само по себе нахождение земельных участков в составе активов фонда не является подтверждением использования их в предпринимательской деятельности.
Надлежащим подтверждением извлечения прибыли из вышеуказанных объектов налогообложения является наличие заключенных договор аренды или сведений о продаже земельных участков.
Относительно применения порядка исчисления налога с применением ставки 0,3 %, с учетом повышающего коэффициента предусмотренного п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента в течение 3-х лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
УФНС России по Московской области со ссылкой на письмо Минфина России от 26.11.2018 N 03-05-05-02/85142 указано на то, что поскольку управляющие компании не являются правообладателями земельных участков, составляющих паевой инвестиционный фонд, исчисление земельного налога в отношении земельных участков входящих в имущество, которое составляет паевой инвестиционный фонд, находящихся в долевой собственности владельцев инвестиционных паев, разрешенное использование которых "жилищное строительство" должно производится управляющими компаниями без учета повышающих коэффициентов предусмотренных п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что нарушения единообразия в применении и толковании норм права не допустимы, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения истцом налоговой ставки в размере 0,3 % в отношении спорных земельных участков и наличия оснований для возврата излишне уплаченных сумм земельного налога.
Доводы апелляционных жалоб проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2022 по делу N А40-143580/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143580/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ"
Ответчик: ИФНС России N 10 по г. Москве
Третье лицо: МИФНС России N 13 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2024 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 104-ПЭК24
08.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15430/2022
24.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4254/2023
02.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143580/2021
13.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15430/2022
11.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12934/2022
27.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143580/2021