г. Вологда |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А13-8852/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участии от главы города Череповца Сараевой А.И. по доверенности 07.07.2022, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Кулиш М.Н. по доверенности от 30.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2022 года по делу N А13-8852/2022,
УСТАНОВИЛ:
Глава города Череповца (ОГРН 1023501268053, ИНН 3528009720; адрес: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, просп. Строителей, д. 2) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; далее - Росимущество) о признании незаконными действий по отказу в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выраженному в письме от 31.05.2022 N 35-ЛЕ-03/4088, о возложении обязанности повторно рассмотреть обращение Главы, выраженное в письме от 26.04.2022 N 01-05/179 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории проектными площадями 46 934 кв. м, 21 046 кв. м, 37 273 кв. м, 38 611 кв. м, 36 кв. м, 69 682 кв. м, 92 008 кв. м, 2 894 кв. м, 68 959 кв. м, 44 088 кв. м, 15 051 кв. м, 18 186 кв. м, с целью дальнейшей передачи участков в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; адрес: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, дом 3; далее - Управление), Департамент лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2022 года заявление удовлетворено: признаны незаконными действия Росимущества по отказу в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выраженные в письме от 31.05.2022 N 35-ЛЕ-03/4088; на Росимущество возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Главы города Череповца, выраженное в письме от 26.04.2022 N 01-05/179 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории проектными площадями 46 934 кв. м, 21 046 кв. м, 37 273 кв. м, 38 611 кв. м, 36 кв. м, 69 682 кв. м, 92 008 кв. м, 2 894 кв. м, 68 959 кв. м, 44 088 кв. м, 15 051 кв. м, 18 186 кв. м.
Росимущество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. По данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) участок с кадастровым номером 35:22:0000000:397 находится в собственности Российской Федерации. На момент вынесения решения категория земельного участка - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения ЕГРН о категории земель или земельных участков. Сведения об уменьшении площади спорного лесного участка в ЕГРН не вносились. Участки, которые в дальнейшем могут быть включены в границы населенных пунктов, должны быть сформированы из лесных участков в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта. Вместе с тем, в обращении заявителя отсутствует перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, содержится информация о включении территории, а не земельных участков. Таким образом, органом местного самоуправления нарушены нормы земельного и градостроительного законодательства при включении в границы населенного пункта - города Череповца территорий, относящихся к землям лесного фонда.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Росимущества поддержал доводы жалобы.
Глава города Череповца в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения. Решением Череповецкой городской Думы от 13.07.2019 N 139 внесены изменения в Генеральный план города в части включения территории лесных кварталов Череповецкого лесничества в границы населенного пункта с целью перевода их в земля населенных пунктов. Актом от 13.08.2018 N 8 Ч/ф-2, утвержденным Череповецким территориальным отделом государственного лесничества, указанные лесные кварталы исключены из земель лесного фонда. Данные акты никем не оспаривались и являются действующими. Таким образом, ссылки Росимущества на нарушение Главой города Череповца норм земельного и градостроительного законодательства несостоятельны.
Третьи лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.
Департамент в отзыве оставил разрешение спора на усмотрение суда, поскольку он не является управомоченным органом по владению, пользованию и распоряжению спорными земельными участками из состава земель населенных пунктов.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Глава города Череповца обратился в Росимущество с заявлением от 26.04.2022 N 01-05/179 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории проектными площадями 46 934 кв. м, 21 046 кв. м, 37 273 кв. м, 38 611 кв. м, 36 кв. м, 69 682 кв. м, 92 008 кв. м, 2 894 кв. м, 68 959 кв. м, 44 088 кв. м, 15 051 кв. м, 18 186 кв. м, и передачи их в муниципальную собственность.
Письмом от 31.05.2022 N 35-ЛЕ-03/4088 Росимущество возвратило пакет документов заявителю, указав на отказ в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и передаче земельных участков в собственность муниципального образования город Череповец. В обоснование отказа Росимущество указало на отсутствие полномочий на принятие решения об образовании земельных участков лесного фонда. Иных оснований отказа в письме не приведено.
Ссылаясь на то, что действия Росимущества по отказу в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории являются незаконными, Глава города Череповца обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными по праву и удовлетворил их.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия государственного органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года по делу N А13-11469/2021 установлено, что на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) 24.12.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 35:22:0000000:397, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, условный номер 35:22:28:5:1-256, местоположение: Вологодская область, Череповецкий район, Лесхоз Череповецкий, Череповецкое лесничество, кварталы N 1-256. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением Череповецкой городской Думы от 13.07.2019 N 139 внесены изменения в генеральный план города в части включения территории лесных кварталов 218, 228, 229, 230 Череповецкого лесничества в границы населенного пункта город Череповец с целью перевода их в земли населенных пунктов.
Актом от 13.08.2018 N 8 Ч/ф-2, утвержденным Череповецким территориальным отделом государственного лесничества, указанные лесные кварталы исключены из земель лесного фонда.
Испрашиваемые заявителем земельные участки относились к землям лесного фонда (218 лесной квартал Череповецкого лесничества).
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
На основании пункта 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Положениями статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации (земли лесного фонда).
Ссылки подателя жалобы на то, что он является неуполномоченным лицом по распоряжению лесными участками, так как они относятся к категории земель лесного фонда, подлежат отклонению апелляционным судом. В решении суда верно установлено, что спорные лесные кварталы исключены из земель лесного фонда.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В пункте 5.22 Положения о Росимуществе к полномочиям этого органа отнесены вопросы закрепления находящегося в федеральной собственности имущества в оперативное управление федеральных государственных учреждений, изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - Положение о ТУ Росимущества).
Согласно пункту 4 Положения о ТУ Росимущества данный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном названным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим Положением.
На основании пунктов 4.1.14, 4.1.18, 4.1.19 Положения о ТУ Росимущества данный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Росимущества отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в утверждении схем расположения испрашиваемых земельных участков и передачи в собственность по основаниям, выраженным в письме от 31.05.2022 N 35-ЛЕ-03/4088, в связи с чем удовлетворил требования Главы города Череповца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 декабря 2022 года по делу N А13-8852/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8852/2022
Истец: Глава города Череповца
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области